Рабочая программа по обществознанию 6 кл. А. И. Кравценко

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы среднего общего образования по обществознанию МО РФ 2010 г. и авторской программы, под редакцией Ф.И. Кравченко «Обществознание 6», издательство «Русское слово», 2012 год. Рабочая программа ориентирована на 6 класс и рассчитана на 35 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.

Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества. Рабочая программа предусматривает осуществление межпредметных и предметных связей.

Курс обществознания в 6 классе являются началом системного изучения учащимися обществоведческих дисциплин. Данный курс представляет единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Он даёт учащимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включает методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.

Преподавание обществознания в 6 классе ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.

В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.

Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

воспитание гражданственности и любви к Родине;

создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

Программа:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 5- 7 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2010 Допущено Министерством образования РФ.

Учебник:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 6 класса. Допущено Министерством образования РФ. ООО ТИД «Русское слово»,2012

Пособия:

1. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 6 класс.

2. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 6 класс

3. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 6 класс (к учебникам А.И.Кравченко)

Данный УМК содержит обязательный минимум образования по обществознанию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

Раздел I ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Что такое общество?

Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».

Общество - целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Тема 2. Происхождение и развитие человека.

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек - биосоциальное существо.

Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.

Основное понятие темы: человек - биосоциальное существо.

Тема 3. Исторические ступени развития общества

Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

Основные понятия темы: аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс.


Тема 4. Современное общество

Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть - Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы - символы нашего времени.

Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.

Тема 5. Человечество как сумма поколений

Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.

Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.




Тема 6. Человек, общество, природа

Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

Основные понятия темы: биосфера; экология; экологический кризис; охрана природы.

Повторение и обобщение по разделу «Общество и человек» (1 час)


Раздел II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 7. Что такое экономика?

Происхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Экономика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Экономика как способ рациональной организации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.

Основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель.

Тема 8. Рынок

Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведенных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости различных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

Основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад.

Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?

Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы организации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.

Основные понятия темы: предпринимательство; бизнес; фирма; капитал.

Тема 10. Домашнее хозяйство

Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета.

Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.

Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь.

Тема 11. Экономическая деятельность подростков

Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере.

Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.

Основные понятия темы: молодежная экономика; карманные деньги.

Тема 12. Труд с точки зрения закона

Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безработицы. Гарантии государства защиты от безработицы.

Регулятор трудовой деятельности - Трудовой кодекс Российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.

Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

Основные понятия темы: право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия.

Повторение и обобщение по разделу «Экономическая сфера общества» (1час)

Раздел III СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 13. Социальная структура общества

Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность - нищета.

Основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.

Тема 14. Семья

Семья - малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи.

Основные понятия темы: семья; брак.

Тема 15. Правила и нормы поведения в обществе

Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.

Повторение и обобщение по разделу «Социальная сфера общества» (1 час)

Раздел IV. ПОЛИТИКА И ПРАВО

Тема 16. Государство и граждане

Государство - фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи.

Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.

Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные символы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.

Основные понятия темы: государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы.

Тема 17. Право на службе человека

Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

Основные понятия темы: право; юридический закон; юридическая ответственность; преступления.

Тема 18. Конституция - Основной закон страны

Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция - закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ - глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) - Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Федерации - высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.

Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.

Тема 19. Право и правопорядок

Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

Основные понятия темы: законность; правопорядок.

Тема 20. Как защититься от несправедливости

Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.

Основное понятие темы: правосудие.

Повторение и обобщение по разделу «Политика и право» (1 час)


Раздел V. ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 21. Наука и образование

Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: наука; общественные науки; образование; самообразование; знание.

Тема 22. Мораль

Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.

Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; аморальный поступок.

Тема 23. Идеал и ценности

Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.

Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.


Раздел VI. РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ

Тема 24. Ребенок в семье

Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.

Основное понятие темы: детство.

Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей

Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания - решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно.

Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.

Основные понятия темы: дети; родители.

Тема 26. Ребенок в школе

История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.

Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования.

Тема 27. Друзья и ровесники

Дружба. Отношения дружбы. Верность. Основные понятия темы: дружба; верность

Повторение и обобщение по разделу «Ребёнок в обществе» (1 час).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Учащиеся должны знать:

  • Понятия: общество, страна, государство; сферы общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику: что такое сообщество, организации, семья, школа;

  • Кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определение «экономика»;

  • Что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков;

  • Как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних; труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях);

  • Историю понятия Гражданин, определение гражданина и гражданства, что такое закон «О гражданства», отличительные черты Российского государства»;

  • Понятия - право, источники права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятие ответственности, преступления, уголовной ответственности;

  • Понятие «конституция», значение конституции в государстве, Содержание и форма основного закона РФ, что такое власть, разделение властей, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление;

  • Что такое мораль, сходства и различия морали и права, представления о добре и зле, соотношение права и добра.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.

Формы итоговой аттестации: контрольно-обобщающие уроки проводятся в виде выполнения тестовых заданий различных типов, решения задач.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

  1. Кравченко А.И , Хромова И.С. Обществознание. Программа курса для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2010. Допущено Министерством образования РФ.

  2. Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 6 класса. Допущено Министерством образования РФ.

  3. Кожин Ю.А. Тесты по обществознанию 6 класс

  4. Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко - Волгоград: Учитель, 2007. - 79с.

  5. Черных Р.М., Кутырова О.В. Тематическое планирование курса «Обществознание» (с региональным компонентом) для 5-7 классов общеобразовательных учреждений.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Для учителя.

  1. Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 160с.

  2. Бударина А.В. основы предпринимательской деятельности: Книга для учителя/А.В.Бударина, И.Б.Соловьева, А.Ф.Степина - М,:Просвещение, 1998. - 188с.

  3. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Конституция Российской Федерации. - М.: «Мартин», 2005. - 48с.

  4. Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов пед.вузов/под.ред Л.Н.Боголюбова, М.: Владос, 2002. - 304с.

  5. Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. И доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. - 80с.

  6. Пудовина Е.И., Государственные праздники Российской Федерации: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 64с.

  7. Религии мира. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений/Л.Г.Жукова, А.В.Журавский, А.В.Пименов, Н.В.Шабуров. - М,: Дрофа, 1997. - 272с.

  8. Фалькович Т.А., Шупина Т.И., По законам добра: Изучаем Конституцию Российской федерации. М.: 5 за знания, 2006. - 144с.

Для учащихся.

  1. Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 80с.

  2. Астахов П.А. Я отдыхаю/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 96с.

  3. Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 96с.

  4. Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 80с.

  5. Астахов П.А. Я и магазин/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 80с.

  6. Астахов П.А. Я и дорога/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 128с.

  7. Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2006.

  8. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. / Е.В.Пчёлов М.: Русское слово, 2004

  9. Энциклопедия для детей. Т13. Страны, народы, цивилизации/гл.ред. М.Аксёнова. - М.: Аванта, 2005 - 704с.

  10. Энциклопедия для детей. Т6. Религии мира/гл.ред. М.Аксёнова. - М.: Аванта, 2005 - 704с.

  11. Энциклопедия для детей. Т12. Россия: физическая и экономическая география/гл.ред. М.Аксёнова. - М.: Аванта, 2005 - 704с.

2. Техническое оснащение

1. Компьютер

2. Сканер

3. Проектор

4. Экран

5. Возможность выхода в Интернет









КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Тест по теме № 1 «Общество и человек».


Вариант 1. Часть А.

А 1. Что такое общество?

1) Форма объединения людей; 2) Социальная организация государства;

3) территория, которая имеет определённые границы; 4) человечество в целом.

А 2. К какой из сфер общества относятся:

1)показ нового фильма в кинотеатре; 2) покупка продуктов в магазине;

3) сборка новых автомобилей на заводе; 4) выборы президента;

А3. Что изучают общественные науки?

1) звёзды и моря; 2) изменения веществ; 3) животных;4) результат деятельности человека.

А 4. Что такое социальный прогресс?

1)совершенствование орудий труда и техники; 2) развитие общества;

3) физическое развитие человека; 4) непрерывающаяся эстафета устремлённых вперёд поколений;

А 5. Что такое солидный возраст?

1)стадия жизни человека с 45 до 65 лет, в которой подводятся итоги жизни и собственных свершений;

2) стадия жизни человека старше 65лет, в которой многие люди оставшиеся силы тратят на спокойное проживание;

3) стадия жизни человека с 25 лет до 40 - 45 лет, которой характерен успех в выбранной профессии, создание семьи, рождение детей.

А 6. Какое утверждение является верным?

А. Бабушки и дедушки - наши предки, родители и мы сами - потомки.

Б. Большинство учёных сходны во мнении, что культура имеет два измерения - материальную культуру и нематериальную культуру.

1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А 7. Что относится к материальной культуре?

1) мифы; 2) знания; 3) паровая машина; 4) язык.

А 8. Что такое технический прогресс?

1)совершенствование орудий труда и техники; 2) развитие общества;

3) физическое развитие человека; 4) непрерывающаяся эстафета устремлённых вперёд поколений.

А 9. Какое утверждение является верным?

А. Человек достигает своего расцвета к 20 - 30 г.г.

Б. Период с 15 до 20 лет соответствует зрелости.

1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А10. Что относится к духовной культуре?

1)храм; 2) орудия труда; 3) паровая культура; 4) язык

Часть В.

В 1. Соотнесите названия сфер общества и выполняемые ими роли.

Сферы общества

Роль в обществе.

А. Политическая

  1. Охватывает взаимоотношения социальных групп в обществе, оказывает помощь наименее защищённым группам граждан.

Б. Экономическая

  1. Связана с образованием, наукой, культурой и религией.

В. Социальная

  1. Обеспечивает порядок в обществе, издаёт законы и следит за их исполнением.

Г. Духовная

  1. Включает производство и распределение необходимых обществу товаров и услуг.





ОТВЕТ:

Часть С.

С1. Только 1/3 населения земного шара в повседневной жизни пользуются стульями, объясните почему? (Для арабов, индийцев и японцев сидеть на полу, циновках, коврах и сегодня гораздо удобнее, чем на стульях)

Тест по теме № 1 «Общество и человек».

Вариант 2. Часть А.

А 1. Что такое страна?

1) Форма объединения людей; 2) Социальная организация государства;

3) территория, которая имеет определённые границы; 4) человечество в целом.

А 2. К какой из сфер общества относятся:

1) набор в армию; 2) выпечка хлеба в пекарне;

3) приём больных в поликлинике; 4) обучение студентов в университете;

А3. Какие из названных наук являются социальными?

1) химия; 2) обществознание; 3) физика; 4) география.

А4. Как называется сфера деятельность, которой связана с производством необходимых для людей товаров и услуг и их распределением между ними.

1) социальная сфера; 2) экономическая сфера; 3) политическая сфера; 4) духовная сфера.

А 5. Земледелие появилось:

1)раньше огородничества; 2) одновременно с огородничеством; 3) позже огородничества.

А 6. А 6. Какое утверждение является верным?

А. Человек, как и большинство других живых существ на Земле, прошёл гигантский путь развития.

Б. Из Австралии, которая является прародиной человечества, люди расселились по всему миру.

1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А 7. Что относится к материальной культуре?

1) мифы; 2) знания; 3) стул; 4) музыка.

А 8. Что из перечисленного является глобальной проблемой?

1)совершенствование орудий труда и техники; 2) развитие общества;

3) физическое развитие человека; 4) загрязнение окружающей среды.

А 9. Какое утверждение является верным?

А. Поколение - группа людей родившихся в определённый период, сформировавшаяся в одних и тех же условиях.

Б. Родители и вы сами принадлежат к одному поколению.

1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А10. Что относится к духовной культуре?

1)храм; 2) орудия труда; 3) паровая культура; 4) живопись

Часть В.

В 1.Соотнесите термины и их определения.

Термин


Определение

А. Материальная культура

1. группа людей примерно одного возраста и жизненного опыта

Б. Нематериальная культура

2. Общее количество умерших, ныне живущих и будущих поколений людей.

В. Человечество

3. Часть культуры, созданная прошлыми поколениями и предающаяся следующим поколениям как особо ценное.

Г. Поколение

4. Всё созданное человеческими руками.

Д. Культурное наследие


  1. Сумма правил, норм поведения, законов, знаний, обычаев, традиций.

Часть С.

С 1. Объясните, почему не всё, что создали люди, входит в культурное наследие?





Тест по теме № 2 «Экономическая сфера общества».

Вариант 1.

Часть А.

А 1. Понятие «экономика» первоначально означало:

1) управление сельским хозяйством; 2) искусство ведения домашнего хозяйства;

3) натуральный обмен; 4) денежное обращение.

А 2. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика - наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров.

Б. Экономика - это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путём создания необходимых благ, условий и средств существования.

1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А 3. Что такое банк?

1) система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг;

2) денежные средства, размещаемые в целях хранения и получения доходов;

3) финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает за определённую плату вклады и предоставляет кредиты;

4) купля- продажа товаров и услуг.

А 4. Какой из приведённых примеров не относится к предпринимательской деятельности?

1) закупка картофеля на рынке на зиму; 2) продажа автомобилей;

3) доставка цветов на дом; 4) гарантированный ремонт бытовой техники.

А 5. Что не может являться объектом собственности?

1)предметы домашнего обихода; 2) произведённое оборудование ;

3) знания и умения работников; 4) здания и жилища

Часть В.

В 1. Напишите понятие, соответствующее определению: «Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».

В 2. Вставьте пропущенное слово: «Блага - это предмет и средства удовлетворения ________________ человека».

В 3. В приведённом ниже перечне отметьте правовые документы, закрепляющие право на труд:

1) Всеобщая декларация прав человека; 2)Трудовой договор; 3) Конституция РФ;

4) Трудовой кодекс РФ; 5) Трудовая книжка.

Часть С.

С 1. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде рассуждения на основе использования знаний изученной темы, фактов общественной жизни и личного опыта.

1. Какие качества воспитывает у подростков трудовая деятельность? 2. «Бесплатных завтраков не бывает» (Бартон Крейн).

3. «Деньги - служанка, если умеешь ими пользоваться, если не умеешь, госпожа» (Античный афоризм).

































Тест по теме № 2 «Экономическая сфера общества».

Вариант 2.

Часть А.

А 1. Налог - это:

А. Плата за пользование государственным имуществом;

Б. Установленный обязательный платёж с полученных доходов.

1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А 2. Что необходимо для организации производства?

1) определить, что нужно производить?

2) знать принципы и нормы осуществления экономической политики государства;

3) собственность; 4) денежные средства.

А 3. Прибыль характеризуется:

1)выручкой за вычетом налогов; 2) выручкой за вычетом зарплаты;

3) выручкой и вычетом расходов на рекламу; 4) доходами за вычетом расходов.

А 4. Под рынком понимается:

1)место продажи товаров; 2) место производства товаров;

3) система экономических отношений по поводу купли - продажи товаров;

4) конкурентная борьба между производителями.

А 5. Что такое семейный бюджет?



Часть В.


В 1. Напишите понятие, соответствующее определению: «Средство измерения величины стоимости товара, осуществления платежей, расчётов»


В 2. Вставьте пропущенное слово: «Средством удовлетворения потребностей человека является……».

В 3. В приведённом ниже перечне отметьте вопросы, которые призвана решить экономика:

1)что производить?; 2) когда производить?; 3) как производить?;

4 где производить?; 5) для кого производить?


Часть С.

С 1. С 1. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде рассуждения на основе использования знаний изученной темы, фактов общественной жизни и личного опыта.

1. Какие качества воспитывает у подростков трудовая деятельность? 2. «Бесплатных завтраков не бывает» (Бартон Крейн).

3. «Деньги - служанка, если умеешь ими пользоваться, если не умеешь, госпожа» (Античный афоризм).





























Тест по теме № 3 «Социальная сфера общества».

Вариант 1.

Часть А.

А 1. Социальная группа- это:

1) небольшая по численности группа людей, объединённых общими целями;

2) группа людей, выделенных по социально значимым признакам;

3) объединение людей, основанное на браке или кровном родстве;

4) группа живущих вместе родственников.

А 2. К большим социальным группам не относятся:

1)семья; 2) классы; 3) социальные слои; 4) молодёжь.

А 3. Средний класс характеризует:

1)способность удовлетворять только физические потребности, обеспечивающие выживание человека;

2) получение минимальных доходов в виде заработной платы, пенсии, стипендии, пособий;

3) владение большим имуществом, деньгами;

4) поддержание достойного уровня жизни, позволяющего удовлетворить все разумные потребности.

А 4. К условиям вступления в брак не относятся:

1)достижение брачного возраста; 2) согласие родителей;

3) отсутствие родственных связей; 4) взаимное добровольное согласие.

А 5. Социальные нормы - это:

1) правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение;

2) внешние формы поведения человека;

3) принятая в особых социальных кругах система правил поведения;

4) всё то, что унаследовано от предшественников.

Часть В.

В 1. Определите понятие «Социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро и зло».

В 2. Вставьте пропущенное слово: «Важнейшим условием образования семьи является….».

В 3. Какому понятию соответствует следующее определение? «Правила поведения закреплённые в законах».

В 4. В приведённом ниже списке отметьте положения, характеризующие функции семьи.

1)воспитание детей; 2) организация домашнего хозяйства; 3) обеспечение продолжительности человеческого рода; 4) удовлетворение потребности человека в любви.

В 5. Вставьте пропущенное слово: « Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой……………».

Часть С.

С 1. К каким социальным группам вы принадлежите?









С 1. В Конституции РФ (ст. 7) записано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

1) Как определяет главную цель политики социального государства Конституция РФ?

2) Что вкладываете вы в понятия «достойная жизнь», «свободное развитие»?

С 2. Объясните взаимосвязь нравственных позиций члена общества: «Я хочу!», «Я могу!», «Я должен!».





























Тест по теме № 3

«Социальная сфера общества».

Вариант 2.

Часть А.

А 1. Семья в отличие от других малых групп характеризуется:

1)высокой социальной активностью; 2) общностью быта;

3) общими увлечениями; 4) профессиональными интересами.

А 2. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросло социальное неравенство среди населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.

1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А 3. Верны ли следующие суждения?

А. Нравственные нормы возникли позже правовых.

Б. Религиозные нормы содержатся в текстах священных книг либо установлены церковью.

1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А 4. К малым группам, в отличие от больших, можно отнести:

1)мелких предпринимателей; 2) директоров предприятий региона;

3) школьный класс; 4) рабочих страны.

А 5. Традиции - это:

1)всё то, что унаследовано от предшествующих поколений;

2) высокочтимые обществом массовые образцы действий;

3) система запретов на какие - либо действия, слова, предметы;

4) социально - одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро и зло.

Часть В.

В 1. Определите понятие «Обязательные для всех правила поведения, закреплённые в законах и охраняемые силой государства».

В 2. Вставьте пропущенное слово: « К обязательным условиям заключения брака относится достижение брачного ….».

В 3. Какому понятию соответствует следующее определение? «Малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».

В 4. В приведённом ниже списке отметьте положения, характеризующие функции семьи.

1)воспитание детей; 2) организация домашнего хозяйства; 3) обеспечение продолжительности человеческого рода; 4) удовлетворение потребности человека в любви.

В 5. Вставьте пропущенное слово: «Неравенство характеризует неравный доступ членов общества к ……………».

Часть С.

С 1. Некоторые люди считают, что социальные нормы их ограничивают, заставляют жить по определённым правилам, а не так, как они хотят. Предположите, что случилось бы с обществом, если бы все социальные нормы исчезли.

С 2. К каким социальным группам вы принадлежите?
































Тест по теме № 4 «Политическая сфера общества».

Вариант 1.

Часть А.

А 1. Политикой древние греки называли:

1)искусство ведения домашнего хозяйства; 2) ораторское искусство;

3) искусство управления государством; 4) политический талант;

А 2. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ:

1) Президент РФ; 2) Председатель Правительства РФ; 3) Председатель Совета Федерации РФ; 4) Председатель Государственной Думы РФ.

А 3. Какой из признаков не характеризует государство?

1) политические партии; 2) суверенитет; 3) правоохранительные органы; 4) публичная власть.

А 4. Право возникает одновременно с появлением : 1) религии; 2) человека современного типа; 3) общественных институтов; 4) государства.

А 5. Верны ли следующие суждения?

А. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Б. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина в РФ- обязанность государства.

1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Часть В.

В 1. Закончите фразу: «Для восстановления справедливости можно обратиться к сотрудникам ……….»

В 2. Вставьте пропущенное слово: «Основными формами правления являются ………………… и республика».

В 3. Какому понятию соответствует следующее определение: «политико - правовой режим, при котором и государство и граждане строго соблюдают правовые нормы и законы»?

В 4. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первом столбце, и их полномочия во втором.

Ветвь власти

Полномочия

1.Законодательная власть

А. Создаёт законы

2.Исполнительная власть

Б. Защищает право

3.Судебная власть

В. Реализует принятые решения

ОТВЕТ

В 5. Найдите в приведённом ниже списке признаки государства.

1)единая территория; 2) налоги; 3) суверенитет; 4) наличие своих законов;

5) гражданство; 6) монархия.

Часть С.

С 1. Когда и почему появились первые государства?



С 3. Объясните смысл понятий «конституция», «президент», «депутаты».
















Тест по теме № 4 «Политическая сфера общества».

Вариант 2

Часть А.

А 1. Что из указанного связано с понятием «власть»?

1) самопознание; 2) авторитет; 3) малая группа; 4) социальные группы.

А 2. Какой признак отличает республику от других форм правления?

1)передача власти по наследству; 2) власть, ограниченная парламентом;

3) выборность власти; 4) обожествление власти.

А 3. Кто является источником власти в демократическом государстве?

1)народ; 2) передовой общественный класс; 3) представители крупного бизнеса; 4) интеллектуальная элита общества.

А 4. Ни один закон РФ не может:

1)противоречить Конституции; 2) вступать в законную силу без указа Президента;

3) противоречить постановлениям Правительства РФ; 4)вступать в законную силу без решения Конституционного суда.

А 5. Верны ли суждения?

А. В задачи милиции входит обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;

Б. В России действует криминальная милиция и милиция общественной безопасности.

1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Часть В.

В 1. Закончите фразу: «Самой древней формой демократического государства считается ………. возникший в Древней Греции»

В 2. Вставьте пропущенное слово: «Форма правления во главе с королём или царём, власть которого передаётся по наследству, называется…………».

В 3. Какому понятию соответствует следующее определение: «Важный юридический документ. Правила, записанные в нём, обязательны для исполнения »?

В 4. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первом столбце, и их полномочия во втором.

Ветвь власти

Представители

1.Законодательная власть

А. Президент

2.Исполнительная власть

Б. Верховный суд

3.Судебная власть

В. Государственная Дума

В 5. Найдите в приведённом ниже списке признаки государства.

1)единая территория; 2) налоги; 3) суверенитет; 4) наличие своих законов;

5) гражданство; 6) монархия.

Часть С.

С 1.Чем право отличается от известных вам социальных норм: обычаев, нравов?

С 2. Известна фраза французского короля Людовика XIV: «Государство - это я!», которая обозначает его неограниченную власть в стране. А как вы понимаете фразу: « Государство - это мы»?























Тест по теме № 5 «Духовная сфера общества. Ребёнок в обществе».

Вариант 1.

Часть А.

А 1. К духовным ценностям относятся:

1)микроскоп; 2) компьютер; 3) научное открытие; 4) телевидение.

А 2. Система образования регулируется:

1)государством; 2) обществом; 3) социальной группой; 4)отдельными людьми.

А 3. К мировым религиям относятся

1)христианство; 2) буддизм; 3)иудаизм; 4) ислам.

А 4. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью; 2) убеждением; 3) талантом; 4) этикетом;

А 5. Нормы морали охраняются:

1) государством; 2) обществом; 3) церковью; 4)политическими партиями.

Часть В.

В 1. Какому понятию соответствует определение «Отношения между людьми, основанные на взаимной привычке, духовной близости, общности интересов - это……»?

В 2. Вставьте пропущенное слово: «Одно из неоценимых качеств дружбы - умение хранить……..»?

В 3. Закончи фразу: «Учебный процесс дополняют новейшие ……».

В 4. Установите соответствие:

Деятельность

Сфера деятельности

1.Создание художественных образов

А. Наука

2.Выдвижение гипотез

Б. Искусство

3.Эксперимент

4.Формирование чувства прекрасного

5.Новые достоверные знания



В 5. К моральным нормам относятся:

1)уважение к другим народам;

2) верховенство закона;

3) преданность и любовь к Родине;

4) бережное отношение к природе;

5) талант;

6) любовь и искусство;

7) честное исполнение долга.

Часть С.

С 1. Как вы понимаете, что такое «верность», «предательство»?

С 2. Как вы понимаете пословицы: «старый друг лучше новых двух», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

С 3. Напиши рассуждение на тему «Современная школа - достижения и проблемы».



















Тест по теме № 5 «Духовная сфера общества. Ребёнок в обществе».

Вариант 2.

Часть А.

А 1. Верны ли суждения о самообразовании?

А. Самообразование необходимо для успешного обучения.

Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры.

1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А 2. Что не относится к общественным наукам?

1)экономика; 2) химия; 3) философия; 4) культурология.

А 3. Какое понятие не относится к теме «Мораль»?

1)безнравственный поступок; 2) моральный поступок;

3) идеал; 4) нравственные ценности.

А 4. К средствам массовой информации относится

1)литература; 2) театр; 3) телевидение; 4) живопись.

А 5. Фундаментом духовной жизни общества является:

1)познание; 2) искусство; 3) наука; 4) культура.

Часть В.

В 1. Какому понятию соответствует определение «Целенаправленный и организованный процесс приобретения основ научных знаний, умений и подготовка человека к включению в различные сферы жизнедеятельности общества»?

В 2. Вставьте пропущенное слово: «Одно из неоценимых качеств дружбы - умение хранить……..»?

В 3. Соотнесите названия общественных наук и их определения:

Название общественной науки

Определение

А. Экономика

1.Наука о рождаемости, смертности и перемещении населения.

Б. Социология

2. Наука о происхождении и развитии человека.

В. Политология

3. Наука о внутреннем мире человека и его поведении.

Г. Демография

4. Наука об организации производства и хозяйственной деятельности людей в целом.

Д. Культурология

5. Наука об устройстве и развитии общества.

Е. Антропология

6.Наука об устройстве государства, деятельности властей и политических партий.

Ж. Психология

7.Наука о духовном развитии людей и общества

Часть С.

С 1. Как вы понимаете смысл пословиц «Грамоте учиться - всегда пригодится», «Неграмотный будто слепой».

С 2. Напиши рассуждение на тему «Современная школа - достижения и проблемы».

Итоговый тест по обществознанию.

1 вариант.

А1. Человек существо:

1) биосоциальное;

2) общественное;

3) биологическое.

А2. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это

1) сословие 2) семья

3) элита

А3. Человека от животного отличает:

1) умение производить орудия труда;

2) приспособление к условиям среды;

3) инстинкт самосохранения.

А4. Показателем взрослости является:

1) индивидуальность;

2) самостоятельность;

3) способности.

А5. Оценка человека самого себя, своих качеств, способностей, особенностей своей деятельности:

1) самооценка;

2) гениальность;

3) благотворительность.

В1. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых дано определение понятия, а во втором само понятие:

А. Индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и лёгкость овладения ею.

1. Талант

Б. Высшая степень творческих проявлений личности.

2. Способности

В. Высокий уровень проявления способностей к определенной деятельности.

3. Гениальность

1___________, 2___________, 3__________.

В2. Вставьте пропущенное слово:

«Человек - часть ___________________, то есть живет по определенным законам природы, которые передаются по наследству».

В3. Вставьте пропущенное слово:

____________________________- совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и в общении с другими людьми.

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию «личность». Найдите термин, не соответствующий этому понятию.

Человек, индивидуальность, демократия, наследственность, сознание.

С1. По предложенному высказыванию изложите свои мысли (свою точку зрения, своё отношение) по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать термины курса обществознания и, опираясь на знания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

«Талант зреет в тиши, характер закаляется в бурях». (И.В. Гёте)



















Итоговый тест по обществознанию.

2 вариант.

А1. Человека от животного отличает

1) использование природных объектов;

2) способность к творчеству;

3) инстинкт самосохранения.

А2. Какое понятие принято употреблять, когда упоминается лицо, наделенное всей полнотой прав, свобод и обязанностей:

  1. Человек;

  2. Гражданин;

  3. Подданный.

А3. Семья в отличие от других социальных институтов выполняет функцию

1) творческую

2) репродуктивную

3) эмоционально-психологическую

А4. Какие биологические признаки наследует человек:

1) желание пить, есть, спать;

2) желание учиться, заниматься спортом;

3) желание общаться.

А5. Основной вид деятельности:

1) игра;

2) общение;

3) труд.

В1. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные потребности человека, а в другом приведены их примеры:

А. Биологические потребности.

1. Общение

Б. Духовные потребности.

2. Творчество

В. Социальные потребности.

3. Желание есть, пить

1____________, 2____________, 3_____________.

В2. Вставьте пропущенное слово:

Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает - это _______________________________.

В3. Вставьте пропущенное слово:

Объединение людей, которые являются кровными родственниками или близкими людьми - это _______________________.

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию «семья». Найдите термин, не соответствующий этому понятию.

Нуклеарная, расширенная, индивидуальность, брак, родство.

С1. По предложенному высказыванию изложите свои мысли (свою точку зрения, своё отношение) по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать термины курса обществознания и, опираясь на знания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

«Величайшее счастье не считать себя особенным, а

© 2010-2022