Методический семинар Мотивация учебной деятельности учащихся

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема методического семинара

«Мотивация учебной деятельности учащихся»

Цель: Повысить качество обучения учащихся по истории, обществознания, развить познавательную активность на уроках теоретического и практического обучения, повысить интерес к учебной деятельности.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как мотивировать познавательную деятельность учащихся?

Психологи советуют: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», -писал Л.С. Выготский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает».

Мотивы и мотивация.

• Мотив вообще - это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива - внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

• Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

Деятельность, лишенная смысла, лишенная ценностной основы, не имеет права присутствовать в нашей жизни. Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения - не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

- Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности

Мотивация обучения и стимулирование деятельности учащихся - это одна из моих основных задач.

В чем же актуальность, значимость проблемы мотивации учебной деятельности учащихся? Характеризуя современное состояние образования мы наблюдаем ряд негативных тенденций; снижение двигательной и познавательной активности, замедление их физического и психического развития, высокий уровень психоэмоционального напряжения. И как следствие - мы наблюдаем снижение показателей в учебе и воспитанности.

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:

1. Содержание учебного материала.

2.Стиль общения учителя и учащихся.

3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

4. оценка учебной деятельности

Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужен данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Этап состоит из трех учебных действий:

  • создание учебно-проблемной ситуации: обозначение некоего пробела в знаниях, постановка перед учащимися таких задач, решение которых невозможно без изучения данной темы;

  • формулировка учебной задачи. Она выступает логическим итогом обсуждения проблемной ситуации;

  • рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки. Учащиеся должны понять, что конкретно нужно узнать и чему научиться в рамках данной темы, на основе чего оценивать, успешно ли она пройдена.

Итак, существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности . Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации :

1. Эмоциональные

Это мотивы, к которым отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, от справедливо поставленной отметки, положительные эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом (от эмоций любопытства и позднее любознательности до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к предмету, характеризующего увлеченность учащихся этим предметом). Также могут возникать положительные эмоции при овладении учащимися приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами совершенствования своей учебной работы, приемами самообразования. Важность всех названных эмоций заключается в том, что они образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения.

1 - поощрение,

2 - порицание,

3 - учебно-познавательная игра,

4 - создание ярких наглядно-образных представлений,

5 - создание ситуаций успеха,

6 - стимулирующее оценивание,

7 - свободный выбор задания,

8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.

2. Познавательные:

Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям:

К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний

1 - опора на жизненный опыт,

2 - познавательный интерес,

3 - создание проблемной ситуации,

4 - побуждение к поиску альтернативных решений,

5 - выполнение творческих заданий,

6 - «мозговая атака»,

7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).

3. Волевые

Волевая мотивация является стержнем личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность на ценностные ориентации, установки, социальные переживания, притязания, эмоции, волевые качества.

1 - предъявление учебных требований,

2 - информирование об обязательных результатах обучения,

3 - формирование ответственного отношения к учению,

4 - познавательные затруднения,

5 - самооценка деятельности и коррекции,

6 - рефлексия поведения,

7 - прогнозирование будущей деятельности.

4. Социальные

Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стрмление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. Пери этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

1 - развитие желания быть полезным обществу,

2 - побуждение подражать сильной личности,

3 - создание ситуации взаимопомощи,

4 - поиск контактов и сотрудничества,

5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,

6 - взаимопроверка,

7 - рецензирование

Я применяю различные методы мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности учащихся.

Каждый метод мотивации применяю согласно ситуации.

Познавательный интерес.

Успешное формирование положительных мотивов учения непосредственно и тесно связано как с эффективным использованием различных методов стимулирования деятельности учащихся, так и с уровнем усвоения способов деятельности, с уровнем сформированное различных учебных умений, навыков.

Реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе учебных действий. Цель и содержание урока должны определяться тем составом учебно-продуктивных действий, которыми владеют ученики, степенью их сформированное и освоенности. Учебное действие - это не только форма активности учащихся, но и развитие его познавательной потребности.

При этом ведущим мотивом учебной деятельности является овладение способами осуществления учебной деятельности и формирование учебно-познавательного интереса.

Занимаясь формированием познавательного интереса, всегда помню о том, что бывают различные уровни познавательного интереса:

I уровень - проявление ситуативного интереса к учебе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки).

II уровень - учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).

III уровень - интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке).

IV уровень - повышенный познавательный интерес (легко дается предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель)..

Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения заданий, проявляют интерес к обобщениям. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности.

Положительная мотивация здесь устойчивая, и она заложена в сам процесс учения.

Проблема, которая встает при этом для меня - это разработка собственной системы развития мотивации учения, развития познавательного интереса как глубинного мотива учения, создание эффективной системы отслеживания мотивации образовательной деятельности.

Мотивация на достижение успеха. В этом случае человек действует, чтобы достигнуть чего-либо: удовлетворить потребность, реализовать намерение, получить подкрепление. Примеры такой мотивации: подготовка к экзамену, чтобы сдать его на «отлично»; упорные спортивные тренировки, приближающие к победе на соревнованиях.

Мотивация на избегание неудачи. В таком случае человека побуждает действовать желание избежать каких-либо неприятных последствий. Примеры такой мотивации: подготовка к экзамену, чтобы не «провалить» его,

Первым условием для развития мотивации является характер самой деятельности или содержание задания, которую предстоит ответить. Поэтому любая предстоящая деятельность должна обладать новизной. Сильное влияние на мотивацию оказывает степень трудности заданий.

Если мы хотим сформировать у учеников мотивацию к учению, то необходимо соблюдать такие правила:

  • задачи должны быть посильными и не требовать сверх усилий;

  • деятельность должна предоставлять возможность для выбора;

  • должны присутствовать задачи разной степени сложности;

  • слабо мотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы, это поможет им приобрести уверенность.

В связи с этим можно дать несколько рекомендаций:

  • поставленные задачи должны соответствовать возможностям школьников;

  • процесс выполнения задачи должен предоставлять возможности для принятия и исполнения самостоятельных решений;

  • методы побуждения к деятельности не должны носить слишком жесткий характер;

  • учащиеся должны знать, каких результатов ждет от них учитель и, по каким показателям будет оцениваться их деятельность;

  • система контроля должна обеспечивать объективное выявление результатов деятельности;

  • учитель должен быть мотивированным на улучшение результатов учеников;

  • методы поощрения должны превалировать над методами наказания.

Завершая разговор о мотивации, отметим, что она является одной из важнейших предпосылок эффективности учебной деятельности. Педагогу необходимо уделять повышенное внимание формированию у учеников устойчивой мотивации не только к изучению своего предмета, но и к учебной деятельности в целом.

Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную индивидуальную кнопочку, - это хороший шанс изменить сложившуюся ситуацию.

Он руку над партою тянет и тянет.

Неужто никто на него и не взглянет?

Не нужно отметок в журнал и в дневник,

Довольно того, что он в тайну проник,

Что чудо свершилось, задача решилась…

Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!

В.Берестов



© 2010-2022