КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ КТО ОН, УСПЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК?

РАБОТА МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ДЛЯ УЧАСТИЯ В НОУ.  В РАБОТЕ ИССЛЕДУЕТСЯ ВОПРОС ОТНОШЕНИЯ К УСПЕХУ В РОССИЙСКОМ И ЗАПАДНОМ ОБЩЕСТВЕ, А ТАКЖЕ СРЕДИ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ.Успешность – жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у человека и каким ценностным смыслом он ее наполняет. Успешный человек – это человек сумевший реализовать заложенный в нем потенциал, осуществить свои возможности и желания с пользой для себя и д...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 139

Московского района г.Н.Новгорода


Научное общество учащихся









Кто он, успешный человек






Выполнила: Мкртчян Карина,

ученица 10 а класса

Научный руководитель:

Казакова Марина Анатольевна,

учитель обществознания,

высш.кв.кат.







Н.Новгород

2015

Оглавление


Введение…………………………………………………………………........

3

Глава 1. Психологический аспект понятий «успех» и «успешность» человека. …………………………………………………………………….


5

  1. Успех, успешность как категория социальной психологии.………

  2. Успех или неуспех в деятельности …………………………………..

  3. Успех и успешность в учебе и жизни ………………………………

  4. Русские люди в достижении успеха ………………………………..

  5. Формулы успеха в современной России …………………………….

  6. Формирование представлений об успешности в юношеском возрасте………………………………………………………………..

5

7

11

14

16


19

Глава 2. Организация и методы исследования……………………………..

22

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение………………………

23

Заключение……………………………………………………………………

30

Библиография…………………………………………………………………

32

Приложение……………………………………………………………...........

33












Введение


Термин «успешность» является одним из самых распространенных в языковой культуре современного российского общества. Актуальность исследования продиктована социальными, экономическими и политическими изменениями, произошедшими в социуме в последние годы. «Нам, россиянам, необходимо быть успешными» - именно с таким призывом выступил Дмитрий Медведев, будучи Президентом России в своей статье «Россия, вперед»1. Кто он, успешный человек, и каковы критерии успешности в нашей стране? Я попыталась ответить на эти вопросы.

Успешность - жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у человека и каким ценностным смыслом он ее наполняет. Успешный человек - это человек сумевший реализовать заложенный в нем потенциал, осуществить свои возможности и желания с пользой для себя и для общества. Успешный человек успешен потому, что делает все для того, чтобы стать успешным.

Понятие успеха не чуждо ни старшим, ни младшим поколениям. Но у каждого времени свой Успех и свои Герои. Так или иначе, каждое поколение создает и отстаивает свою версию Успеха.

Целью данного исследования является изучение представлений разных возрастных групп об успешности человека.

Гипотеза исследования состоит в том, что представления об успешности людей имеют сложную структуру и различны в зависимости от возраста.




1.Статья Дмитрия Медведева «Россия, вперед» 10 сентября 2009 года.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1.Изучение научной литературы по теме исследования.

2.Составление анкеты, касающейся различных аспектов представлений об успешности.

3.Проведение необходимых исследований.

4.Выявление особенностей представлений об успешном человеке у разных возрастных групп (юношество и их родители).

Для решения вышеперечисленных задач в первой главе по материалам литературных источников я изучила понятия «успех», «успешность» как категории социальной психологии. Здесь же затрагиваются темы: успех или неуспех в деятельности, и успех и успешность в учебе и жизни. Кроме этого, рассматриваются особенности русских людей в достижении успеха, формулы успеха в современной России. Эта же глава включает в себя постановку проблемы, цели, гипотезу и задачи исследования.

Во второй главе описана организация исследования, а также использованные диагностические процедуры в исследовании.

В третьей главе сообщаются и анализируются результаты исследования.

В конце работы приводятся выводы.

Исследование представлений об успешности молодых людей в сравнении с представлениями взрослых будет особенно важно для молодежи. Им предстоит справиться с трудностями периода вхождения во взрослость, в перечне которых на одном из первых мест стоит жизненный успех. Суметь стать успешным, как мне кажется, ценно и актуально для современной России.






Глава 1. Психологический аспект понятий «успех» и «успешность» человека


  1. Успех, успешность как категория социальной психологии


Исследование успеха человека стало традицией преимущественно за рубежом. Недавно известный лингвист А. Шмелев в интервью с корреспондентом журнала «Знание-сила» сказал, что еще лет двадцать тому назад словосочетания «успешный человек» в русском языке не было. Однако в языковой культуре современного российского общества успешность является одним из самых распространённых терминов. Например, средства массовой информации, обращаясь к теме решения житейских проблем наших соотечественников, предлагают самые разнообразные алгоритмы достижения социального, профессионального, личностно-семейного успеха. Может быть, само словосочетание «успешный человек» действительно прежде не было в ходу, но все же успех, ценили во все времена.

Термины «успех», «успешный» «успешность» однозначно несут смысловую нагрузку положительного свойства.

Понятие «успешный», по определению С.И.Ожегова, означает «заключающий в себе успех, удачный», а понятие «успех» - «удача в достижении чего-нибудь». «Удача», в свою очередь, трактуется автором как «нужный или желательный исход дела». При этом понятия «успех», «удача», «желание», с одной стороны, можно соотносить с эмоциональным состоянием человека, а с другой, - сочетание «нужный или желательный исход дела» может означать, по моему мнению, соответствие достигнутого результата поставленной цели, что отражает деятельность человека.
Успех связан с социальной природой человека, с проявлением его сущностного начала. Потребность в успехе рассматривалась, и в настоящее время рассматривается как одна из фундаментальных. Это потребность ставить всё дальше идущие цели и стремиться к их достижению. Она отражает постоянное соревнование человека с другими и самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень, сделать лучше и оригинальнее. Американский писатель Майкл Корда писал: «Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим самым последним достижением».

Успех, однако, нельзя рассматривать только как «достижение результата». Весь его смысл в той радости, которую он даёт. Ожидание радости - источник движения человека вперёд. Уберите её - и все действия и способности человека теряют смысл. Радость сама по себе не возникает. Её горючее - осознание достигнутого.

Из всего вышесказанного следует, что, успех - это осуществление цели и состояние удовлетворения (радости, счастья) от этого. Но что все-таки считать успехом: то, что человек лично для себя считает таковым, или то, что утверждает в качестве успеха общество? Мнения на этот счет расходятся: «Успех - это оценка общества. Социум говорит: если ты добился того, того, того, значит, ты успешен».

«Результат может быть, а удовлетворения нет. Например, маме нужно было, чтобы я окончил институт. Я закончил - мама довольна, но у меня удовлетворения нет. С точки зрения общества - это успех, а с личной - нет».

Позволю себе не согласиться с формулировкой: успех - понятие индивидуальное, каждый сам решает, что для него успех и успешен ли он оказался. Успех - категория социальная, и очень важна значимость выполненной деятельности в соответствии с системой общественных ценностей.

Успех всегда имеет две стороны. Одна - сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая - отношение окружающих к успеху конкретного человека. Связь этих сторон несомненна. Человек переживает чувство успеха тогда, когда он не только сам понимает, что добился успеха, но видит (понимает), что окружающие его и значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. Например, на соревнованиях спортсмен пробегает 100-метровку быстрее своих соперников, он ощущает удачу, но чувство успеха к нему приходит тогда, когда объявляют, что он на 0, 02 секунды побил мировой рекорд по бегу .

Кроме этого, успех - это, прежде всего, и главным образом понятие человеческое, а уж потом профессиональное. Если характер человека далеко не безупречен, отличается двуличностью, то одних профессиональных достижений будет мало, чтобы завоевать уважение окружающих. Это значит, что нет основы для прочного успеха. Любой успех: в учебе, спорте, бизнесе, общественной работе никак нельзя оторвать от двух вопросов, на которых, как на китах, стоят основы нравственности - во имя чего? Какими средствами? Если успех нужен лишь для внешнего эффекта, либо он вообще превратился в самоцель (успех ради самого успеха), велика ли его цена с человеческой точки зрения?

Итак, успех - это переживание радости от того, что результат, к которому человек стремился в своей деятельности, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошёл их. Успешный результат деятельности человека предполагает оценку со стороны общества в форме признания или одобрения. И нельзя забывать и о том, что понятие «прочный успех» основано на нравственных законах человеческой жизни. Вряд ли кто-нибудь всерьез счел бы эгоизм, несправедливость, обман, жестокость надежной основой длительного успеха.



  1. Успех и неуспех в деятельности


В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивации большое значение имеет успех или неуспех в деятельности.

Для достижения успеха в деятельности человеку, прежде всего, важно уметь ставить цели и строить план реализации задуманного.

В 1953 году проводилось анкетирование среди выпускников Йельского Университета, где опрашиваемым предлагали ответить на следующие вопросы: «Есть ли у Вас собственные, ясно выраженные и сформулированные цели, которых Вы хотите достичь в жизни?» и «Есть ли у Вас подробный план, как Вы хотите их достичь после окончания университета?». Результаты этой анкеты были поразительны. Только 3% выпускников имели точно выраженные и сформулированные вместе с планом действий жизненные цели, которые собирались реализовать по окончанию учебного заведения. Правда, 13% анкетированных стремились к определенным целям, но ни разу их четко не сформулировали. Остальные 84% не имели никаких других целей, кроме окончания учебы и приятного отдыха во время приближающихся каникул.

Спустя 20 лет, то есть 1973 году, участникам анкеты был задан вопрос об их имущественном состоянии на сегодняшний день. После анализа результатов обеих анкет оказалось, что те 3% анкетированных, кто 20 лет назад перед выпуском из Университета имели ясно сформулированные и изложенные на бумаге жизненные цели и четкий план действий, владели большим состоянием, чем оставшиеся 97% вместе взятые. Единственной общей чертой тех выпускников, которые достигли успеха, было то, что они поставили перед собой конкретные цели.

Кроме этого, существенная составляющая успеха - это вера в успех. Вера в успех аккумулирует все умственные способности человека, и подсознание начинает активно работать над достижением цели, появляется особое чувство уверенности - и тогда наши мечты обречены сбыться.

Наиболее приятным, радостным и ценным для человека будет такой успех, который дался с известным трудом и который потому воспринимается как заслуженный результат его работы. Слишком легко давшийся успех может разочаровать. Чувство удовлетворения такой успех не приносит. И хотя приятно бывает чувствовать себя «счастливчиком», «везучим человеком», всё же для подлинного переживания успеха очень важно, что ты добился его собственными усилиями, собственным трудом.

В лаборатории известного отечественного психолога А. Н.Леонтьева был проделан такой опыт. Детям-дошкольникам предлагалось выполнить задание: достать определённую вещь, не вставая при этом с места. Сделать это, не нарушая правила, было очень трудно. Поэтому некоторые дети не выдерживали, и когда психолог выходил из комнаты, нарушали правило: вставали с места и брали нужную вещь. Когда психолог вновь возвращался, он радовался «успеху» ребёнка, хвалил его и в награду давал конфету.

Некоторые дети спокойно принимали награду, но были и такие, которые огорчались до слёз, всеми силами старались избавиться, говорили, что «конфета горькая».

На переживание успеха и неудачи влияют также представления человека о том, какие причины лежат в основе результатов его деятельности - внутренние или внешние.

Внутренние причины успехов или неудач в деятельности во многом зависят от самого человека. Это его способности, сообразительность, знания, упорство, желание и пр.

Внешние причины от самого человека чаще всего не зависят. Это трудность задания, случай, везение или невезение и пр. Конечно, переживая успех, каждый из нас обычно учитывает и внешние и внутренние причины. Однако люди отличаются по тому, какими причинами - внутренними или внешними - они преимущественно объясняют свои успехи и неудачи. Такое объяснение называется локусом контроля. Если человек считает, что его успехи зависят от него самого - от его упорства, настойчивости, ума, способностей, то говорят о внутреннем локусе контроля.

Если человек относит свои успехи и неудачи на счёт внешних причин, на которые он сам влиять не может, - трудности задания, отношения других людей, то его локус контроля считается внешним.

Психологические исследования показали, что локус контроля, как внутренний, так и внешний, оказывает влияние на успешность деятельности.

Люди, которые в объяснении своих успехов и неудач ориентируются преимущественно на внутренние причины, считают, что результаты их деятельности зависят, прежде всего, от них самих. Поэтому они прилагают больше усилий к выполнению деятельности и объективно достигают больших успехов.

Ощущение успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия её протекания. Неуспех в деятельности, особенно длительный неуспех, вообще затрудняет дальнейшую работу, делает её психологически для человека ещё более трудной, чем она есть на самом деле. Трудности стимулируют деятельность, но они должны быть в пределах разумного, иначе они превращаются в сверхтрудности, и человек начинает чувствовать себя перед ними бессильным.

Успех окрыляет человека, какого бы возраста он ни был и какой деятельностью не занимался. Герой трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» Николенька Берсенёв так передаёт своё ощущение от похвалы: «Вот я бы никак не думал, чтобы вы были так умны!- сказал он мне с такой добродушной, милой улыбкой, что вдруг мне показалось, что я чрезвычайно счастлив. Похвала так могущественно действует не только на чувство, но и на ум человека, что под её приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову»

Итак, чтобы почувствовать успех в результате деятельности человек должен:

- поставить цель, результат достижения которой, имеет важное значение для самого человека, полезность;

- ориентироваться на успешное выполнение деятельности;

- приложить усилия для достижения цели;

- правдиво проанализировать причины, которые легли в основу результата деятельности;

- иметь признание, популярность в обществе.

При положительном или отрицательном результате мы переживаем успех или неудачу, что сказывается в той или иной мере на нашу последующую деятельность.



  1. Успех и успешность в учебе и жизни

С одной стороны «успеваемость» и «успешность» - слова по значению близкие. Успешность - это свойство, заключающее в себе успех. А успеваемость - степень успешности обучения, усвоения знаний. Это внешний показатель. В настоящее время существует множество сомнений в том, что этот показатель действительно отражает свойство, которое во внутреннем мире человека и его внешней деятельности проявляет себя, переживается как успешность.

Многие родители постоянно твердят своим детям: «Прилежно учись, получай хорошие отметки - лишь тогда ты сможешь найти высокооплачиваемую работу» и переживают, если учеба не ладится. Взрослые убеждены, что хорошие знания дадут их детям шанс на успех в будущем. Но верно ли утверждение, что учеба - это главное? Есть ли взаимосвязь между отличными школьными оценками и дальнейшей успешностью в жизни?

Переживания родителей по поводу низкой успеваемости ребенка можно понять. Однако не стоит переносить «школьные успехи» на успешность в жизни (положение в обществе, занимаемая должность, уровень доходов, количество друзей, семейное благополучие и т.п.). Как ни парадоксально, те, кто учился средне и удовлетворительно, тоже могут быть успешными.

Безусловно, хорошая успеваемость- это в большой степени вероятность того, что молодой человек хорошо устроится в жизни, но все же, это всего лишь вероятность, а не гарантия. Существует много людей известных, которые в школе учились не очень хорошо, но добились своей цели, и стали успешными.

Например, Владимир Путин имел двойку по рисованию, тройку по русскому, естествознанию и арифметике. Пятерка была единственная - по истории. При этом он смог занять пост президента. Основатель компании Microsoft Билл Гейтс учился так плохо, что его даже отводили к психологу по этому поводу. У него были только хорошие математические способности. Не смотря на это, он организовал свою компанию, и в возрасте 31года стал миллиардером. Таких примеров, когда троечники становятся успешными в жизни, можно приводить еще немало. Но не следует расценивать данные истории известных людей как призыв к снижению учебных показателей в школе. Напротив, образование крайне необходимо. Следует лишь шире подходить к вопросу о школьной успешности. Ведь результаты успеваемости, не единственная составляющая учебной успешности.

Как же можно трактовать учебную успешность ребенка? Прежде всего, успешность - это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого человека. Субъективные составляющие успешности - это устойчивая высокая самооценка и удовлетворенность собой и своей деятельностью. Несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник не может быть отнесен к успешным ученикам. Учеба не приносит ему радости, удовлетворения, ощущения подъема, всего того, что входит в понятие «успех».

Объективный показатель успешности - результативность - тоже не стоит трактовать примитивно. Показатели результативности могут быть количественными и качественными, они должны давать возможность оценить реальные достижения в разных системах координат - в сравнении с самим собой, учебной группой, некоторой региональной нормой, стандартом и т.п.

А сегодняшняя система оценок, по сути дела, фиксирует только количественный результат и только в сравнении с образовательным стандартом. Вот и получается, что ребенок с серьезными проблемами в развитии, сумевший достичь оценки «три» благодаря силе воли, огромному желанию, серьезным и продолжительным занятиям, и одаренный ученик, учащийся спустя рукава и получающий свои четверочки - троечки шутя, без единого усилия и старания, - одинаково успешны.

Сейчас предпринимаются определенные шаги, для того чтобы хотя бы разнообразить количественные показатели эффективности (нетрадиционные шкалы оценок, рейтинговая система и др.) Помимо этого, просто необходимо вводить качественные показатели результативности. Они должны фиксировать изменения, происходящие с самим ребенком, приращение его компетентности, его умений, появление у него новых качеств, новых культурных потребностей и привычек.

В баллах творческий подход, умение работать над проблемой, проводить исследование, сотрудничать с другими учениками в учебной группе и прочие психологические свойства и способности измерить очень трудно. По этой причине от их оценки просто отказываются, сводя результативность обучения к усвоению знаний и сугубо учебных навыков и умений. Но это в корне не правильно.

Успешность - жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у ребенка еще в школе. Формирование личности ребенка проходит под влиянием среды, учителя и родителей. Успешность ребенка может поддерживаться и развиваться в результате специально организованной психолого-педагогической работы. Ориентация на создание ситуации успеха должна рассматриваться как одно из непременных условий повышения эффективности процессов обучения и воспитания.

Таким образом, успеваемость - это лишь составная часть успешности ученика в школе. В понятие «успешный ученик» должны вкладываться не только высокие школьные отметки, но и положительная динамика развития, социальная адаптированность, адекватно-позитивная самооценка, коммуникабельность, хорошее физическое и психическое здоровье и т.п. К сожалению, успешность ребенка в учебе (часто это просто успеваемость) и за порогом школы, в реальной жизни не всегда совпадают. Современная ситуация в образовании говорит о том, что проблема успешности человека актуализировалась. Произошло изменение представления о содержании и качестве образования. При организации профессиональной психолого-педагогической деятельности каждому школьнику должна создаваться ситуация успеха, он должен иметь динамику личностного развития. Хочется видеть наших детей успешными. Если при этом у них будет и высокая степень успеваемости - замечательно. И тогда успешное пребывание молодого человека в школе обязательно будет способствовать его дальнейшему успешному продвижению в жизни.



  1. Русские люди в достижении успеха


Большое количество отечественных исследователей - этнографов, писателей, философов - уделяли внимание проблеме национального характера русского народа, пытаясь найти то особенное и неповторимое качество, которое отличает его от других народов. Среди тех, кто пытался понять загадки русской души, мы видим имена Пушкина и Хомякова, Данилевского и Соловьева, Бердяева и Ильина, Сорокина и Булгакова, Федотова и Лосского, многих исследователей советского и постсоветского периода. Этот интерес вполне понятен и закономерен, потому что понимание особенностей национального характера позволяет спрогнозировать развитие любого общества. Выявив наиболее существенные черты нашего национального характера, можно будет ответить на вопрос о том, какой успех и какая карьера в жизни наиболее соответствуют его архетипу.

Известный русский философ-эмигрант Николай Лосский, посвятивший изучению русского характера свой выдающийся труд, подобно некоторым другим исследователям, обращает внимание на полярность русского характера.

Согласно Н. Лосскому, в русском характере сочетаются такие противоречащие друг другу черты, как страстная сила воли и леность, поиск высших ценностей жизни и склонность к анархии и нигилизму, природная доброта и бессмысленная жестокость, искание Бога и воинствующее безбожие. Отсюда и трудно бывает понять логику поведения русского человека в различных жизненных ситуациях. Русский народ особенный, он всегда отличался своей непредсказуемостью и загадочностью. В лексиконе западного человека даже существует выражение - «загадочная русская душа».

Обобщенный характер любого народа связан с его коллективным бессознательным, которое, как указывал знаменитый ученик Фрейда К. Юнг, может быть выявлено в содержании типичных сновидений, сказках, мифах, легендах, религиозных верованиях.

Во многих популярных сказках про бесталанного Иванушку-дурачка счастье неисповедимыми путями приходит к нему в виде прекрасного коня или Василисы Прекрасной отнюдь не как награда за серьезный труд, а либо за «просто так, либо за небольшую услугу, вроде отпуска на волю пойманной щуки.

Вершиной, иллюстрирующей желание русского человека добиться успеха, сделать карьеру и стать счастливым, не особенно при этом напрягаясь, может служить сказка про Емелю, который, лежа на печи, получал все, что только захочет. Стоило только сказать «По щучьему веленью…», и все желания исполнялись.

Замечательный русский писатель Николай Лесков в свое время уделил много внимания этой черте нашего характера (а значит, и способу достижения успеха) - желании, не особенно напрягаясь, разбогатеть как-нибудь сразу, схватив волшебную жар-птицу за хвост. Н. Лесков пишет: «Не каждый ли почти из нас рассчитывает более всего на свое счастие, нежели на свой труд, и на более или менее благоприятные обстоятельства, нежели на сознание своих обязанностей, на полное и честное исполнение их?...». Более ста лет прошло с тех пор, как Лесков написал эти строки. Но сколько желающих без особых усилий стать богатыми и счастливыми собирают всякого рода игры, лотереи и телепередачи: «Русское лото», «Поле чудес», «О, счастливчик» и др.

Сравнивая русские сказки с западными, в частности, со сказками братьев Гримм и сказками Андерсена, нельзя не заметить, что в последних гораздо чаще достижение успеха связывается не со случаем, а с упорным трудом и профессиональным мастерством.

Итак, в том, как осуществляют свою карьеру и добиваются успеха русские люди, большую роль играет особенность национального характера: противоречивость, непредсказуемость и загадочность. Русский человек по своей природе где-то ленив, где-то мечтатель, и ему хочется, чтобы все его дела делались как-то сами собой, без особых усилий. Но в тоже время он за короткий срок может нагнать упущенное. Как говорят иностранцы: «Русские долго запрягают, но быстро ездят». На Западе достижение успеха и общественное одобрение обеспечивает труд и работа. Взгляд на труд как на основополагающую добродетель стал одним из важнейших завоеваний западного общества, обеспечив ему нынешнее процветание. Без перемены отношения к труду невозможна модернизация России. Счастье, успех и карьера человека должны в большей степени зависеть от его личных усилий.



  1. Формулы успеха в современной России


Нашумевшая статья бывшего Президента России Дмитрия Медведева «Россия, вперед» вызвала широкий отклик у тех, кто ее читал. Но неоднозначный. Один из ее тезисов - нам, россиянам, необходимо быть успешными. Вот только критерии успешности в нашей стране до сих пор остаются под большим вопросом.

В наше смутное время значимым компонентом успеха все же являются материальные достижения. Приятно жить в хорошей квартире, имея стальные двери, а еще лучше - в загородном доме, иметь автомобиль представительского класса вроде "Мерседес", "Лексус" или "Бугатти". Но такие блага рядовому гражданину на голову не сваливаются. Другое дело бизнесмены - у них все эти регалии есть. Но почему тогда большинство из нас подражать им не хочет?

Назовите хоть одного успешного бизнесмена краевого уровня, чья репутация была бы настолько чистой, что нам бы хотелось быть на него похожими. Затрудняетесь? И правильно. Ведь процесс накопления капитала в нашей стране базировался на основе раздачи государственной собственности да уклонении от уплаты налогов, пошлин и иного государственного оброка.

В России с неприязнью относятся к богатству, поскольку убеждены, что честным трудом богатства не нажить, непременно отождествляют его с бесчестием: «Пусти душу в ад, будешь богат», «Богатый совести не купит, а свою погубляет», «Грехов много, да и денег вволю», «В аду не быть - богатства не нажить». В укреплении такого взгляда, помимо христианского отношения к богатству, важную роль сыграл дух общинного коллективизма. Уравнительный принцип общины не терпит тех, кто выделяется. Богатого рассматривают как выскочку, человека не как все.

Кроме этого, предпринимательство, даже при условии материальных благ, - тяжкий труд и бремя ответственности. Предприниматель по-прежнему вынужден часто обходить закон, "оптимизировать" налоги (ловчить), приспосабливаться к властям (давать взятки) и пахать по 12 часов без выходных, забросив семью, здоровье, отдых. При этом жить с заведомым риском остаться "на бобах". Таким образом, бизнесмены вряд ли могут стать для нас эталоном успешных людей.

Квалифицированные специалисты рабочих и технологических специальностей тоже не стали в российском обществе образцом успешного человека. Молодое поколение выбирает не занятие любимым делом, а престижность, не желая быть похожим на родителей и убогий российский средний класс. Чему тут завидовать? Нормальные люди в этой стране - это граждане, которые с трудом сводят концы с концами, занимают друг у друга деньги и с ужасом ждут новостей о подорожании коммунальных услуг и девальвации рубля.

Вообще установки россиян в отношении успеха на сегодня лучше всего описываются парадоксальной, на первый взгляд, формулой: стремиться к успеху обязательно, а вот достигать успеха со всеми его «формальными» признаками - нельзя. Сегодня в России у категории «успех» нет ценностного антипода - если человек не достигает успеха, он не получает клеймо неудачника. Напротив, сам по себе успех зачастую маркируется как отклонение от нормы и осуждается. Но при всем этом личная успешность является для россиян безусловной ценностью.

Как возможна ситуация, когда достичь успеха нельзя, но быть успешным - нужно? Несмотря на все различия в определении успеха и его критериев, несмотря на утверждение «самое интересное - формулы успеха не существует» некоторые моменты в решении этого вопроса все же просматриваются.

Основной момент заключается в том, что россияне предпочитают говорить не о достижении успеха, а о стремлении к нему. Вчерашний талантливый врач, стиснув зубы, снимает белый халат и идет менеджером в фармацевтическую компанию. Успешный бизнесмен нанимает управленца, а сам идет в депутаты - чтобы защитить свой бизнес от наезда, а финансовый директор начинает подворовывать, хотя понимает: до тюремных нар рукой подать.

Фактически оказывается, что, стремление к успеху и даже достижение успеха, понятого как самореализация, приветствуется. Но вот социальный успех - сомнителен. Многие настойчиво повторяют, что среди нынешних успешных людей в России больше тех, кто достиг успеха не своими силами и талантом, а благодаря стечению обстоятельств. В опросе (общероссийский опрос населения 15-16 сентября 2007 года (100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов)) мнения распределились следующим образом: 30% опрошенных сочли, что сегодня в России среди успешных людей больше тех, кто достиг успеха собственными силами, а 51% - что больше тех, кому просто повезло и кто достиг успеха благодаря стечению обстоятельств .

Что касается представлений самих россиян о распространенности стремления к успеху в нашей стране, то преобладает мнение, что сегодня большинство наших сограждан к успеху стремятся (его придерживается более половины - а именно, 58% опрошенных); мнение, что большинство составляют те, кто не стремится к успеху, поддерживает один из каждых четырех-пяти респондентов (22%).

Талантливые люди, стремящиеся к обновлению, способные создавать новое и лучшее, не прилетят к нам с другой планеты. Они уже здесь, среди нас. Никто не проживет нашу жизнь за нас. Никто не станет за нас свободными, успешными, ответственными. Только наш собственный опыт демократического строительства даст нам право утверждать: мы свободны, мы ответственны, мы успешны. Мы будем действовать. Действовать прямо сейчас.


  1. Формирование представлений об успешности в юношеском возрасте


Жизнь дается человеку только раз, и именно в юности он решает, какой ей быть. Это самый важный и сложный переходный период в жизни, похожий на перекресток дорог, когда определяются жизненные цели и планы. Цивилизованное общество проявляет заботу о будущем поколении, своей смене, которая должна быть подготовлена к жизни в этом обществе, когда придется сменить старшее поколение. Для этого оно должно быть образованным, активным, приверженным идеалам и идеологии старшего поколения.

В юношеском возрасте наблюдается усиление самоконтроля и самопознания, происходит открытие своего внутреннего мира. Все это важно для жизни в обществе. Юношеский период является подготовительным периодом к участию в экономической, политической, технической, научной областях жизни общества. «Что посеешь в юности, то пожнешь в старости» - так сказал знаменитый норвежский драматург Г. Ибсен.

В подростковом и юношеском возрасте происходит и формирование поведения, ориентированного на успех. Устойчивый, прочный успех в зрелом возрасте не может вырасти на пустом месте. Он не может появиться вдруг, стать «счастливой случайностью». Успех в жизни - это растение с корнями, стволом и листьями. Корни его уходят в детство и юность, когда формируется характер, определяются ценностные ориентиры. Точнее, корни его в представлениях о жизни, которые формируются в юности. Иными словами, успех имеет возраст, ступени развития. На каждой ступени - своя ответственность. Если в юности молодой человек не научился создавать ситуацию успеха в значимых видах деятельности, он не сможет выйти на следующую ступень уверенно. В юности успех - еще неокрепшее растение, ухаживать за ним приходится годами, оберегать от вредителей, вовремя поливать и подкармливать.

Ситуация успеха - это не инструкция и не формула. Не существует быстрых и легких способов достижения успеха. Попытки добиться высокого уровня жизни или эффективного сотрудничества, минуя естественный процесс работы и развития характера, окажутся столь же успешными, как попытки попасть в нужное место в Москве с картой Парижа.

Итак, отправная точка успеха и неуспеха находится еще в юношеском возрасте. Процесс достижения прочного успеха в жизни надо начинать с корней - со своих представлений о жизни, своих ценностей, своего характера и своих мотивов.

Стремление к достижению успеха в юношеском возрасте является важной составляющей процесса самореализации личности и ее самоутверждения в социуме. Однако эта позиция потребовала дополнительных исследований, посвященных изучению представлений об успешности молодых людей в сравнении с представлениями взрослых. Это будет важно молодежи для того, чтобы справиться с трудностями периода вхождения во взрослость, в перечне которых на одном из первых мест стоит жизненный успех, а также успешность собственной личности.























Глава 2. Организация и методы исследования

Исследование проводилось среди респондентов социальных сетей и обучающихся школы №139 в возрасте 16-18 лет.

В начале работы исследовалась теоретическая основа представлений об успехе и успешности человека. Я изучала вопросы: успех или неуспех в деятельности и успех и успешность в учебе и жизни. Кроме этого, рассматривала особенности русских людей в достижении успеха, формулы успеха в современной России. Теоретическая часть также включала постановку проблемы, цель, гипотезу и задачи исследования.

Затем было проведёно само исследование, которое включало в себя два этапа:

1 этап - анализ представлений об успехе и успешном человеке представителей разных возрастных групп (юношество 16-20 лет и их родители 36 и более лет) с помощью авторского опросника-анкеты (Приложение 1). Выборку составили по 40 представителей от каждой возрастной группы.

2 этап - интервьюирование наиболее успешных людей.

Следующий этап работы - интерпретация полученных данных, по которым можно сделать вывод по гипотезе исследования.












Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение


Анализ представлений об успехе и успешном человеке представителей разных возрастных групп (юношество и их родители)

По данным анкетирования, я получила следующую картину понимания успеха молодыми и взрослыми людьми:

Таблица 1.

Что в вашем представлении успех?

Молодое поколение

Старшее поколение

Достижение поставленных целей

87,5 %

57,5 %

Любимая работа

-

27,5 %

Карьера, достижение на работе

7,5 %

20 %

Материальный достаток

7,5 %

17,5 %

Благополучие в семье

2,5 %

17,5 %

Уважение и признание окружающих

2,5 %

10 %

Счастливое состояние, приятные самоощущения

10 %

10 %


Оба поколения считают, что в первую очередь успех - это достижение поставленных целей. Особенно единодушны в этом вопросе представители молодого поколения (87,5%). Но старшее поколение еще выделяет любимую работу (27,5%). Карьера, достижение на работе, материальный достаток, благополучие в семье, уважение и признание окружающих называют оба поколения, но старшие все же более решительны в этом вопросе. По 10% в каждой возрастной группе считают, что успех - это счастливое состояние, приятные самоощущения (Таблица 1).

В вопросе «Какими качествами должен обладать успешный человек? Назовите три наиболее важных», и молодое и старшее поколение сошлись во мнении. Это - целеустремленность (по 75% в обеих группах), уверенность в себе (55% и 52,5% соответственно) и организованность (45% и 50% соответственно). Надо заметить, что все остальные предложенные качества (трудолюбие, работоспособность, развитое мышление, здоровье и др.) были тоже названы и не остались без внимания респондентов. Наиболее большое различие по этому вопросу наблюдается по шкале «оптимизм»: лишь 7,5% молодых и 32,5% старших назвали это качество.

Таким образом, в представлении, согласно которому успех - это достижение поставленных целей и важнейшее качество успешного человека - это целеустремленность нет принципиальных межпоколенческих различий, но при ближайшем рассмотрении подробно этих вопросов обнаруживаются и отличия.

Таблица 2.

Назовите показатели жизненного успеха

Молодое поколение

Старшее поколение

Профессионализм, любимая работа

10 %

20 %

Уважение окружающих

12,5 %

32,5 %

Престижная работа

25 %

-

Карьерный рост

25 %

10 %

Личная удовлетворенность

25 %

7,5 %

Высокий социальный статус

37,5 %

10 %

Материальное благосостояние

45 %

50 %

Благополучие в семье

50 %

42,5 %


Одно из отличий состоит в том, что, с точки зрения старшего поколения, показателями жизненного успеха являются хорошее знание своей специальности, свой профессионализм и как следствие любимая работа. Так считает пятая часть опрошенных старшего поколения (Таблица 2). Они же отмечают уважение окружающих, авторитет в коллективе (32,5%). С точки зрения молодого поколения, показателем успеха является хорошая, престижная работа, карьерный рост и личная удовлетворенность (по 25% соответственно). При этом особо отмечается статусная выделенность в обществе (высокое положение в обществе, общественная значимость) - 37,5% . Итак, для старшего поколения важно чувствовать себя грамотным, уважаемым специалистом, для молодого - важнее чувствовать себя специалистом высокого статуса. Что касается материального благосостояния, экономической состоятельности, высокой заработной платы, то здесь нет явных различий. Около половины представителей молодого поколения (45%) и половина представителей старшего поколения считают их показателями жизненного успеха. Также половина молодых респондентов и около половины (42,5 %) более старшего возраста называют показателями жизненного успеха семью, но первые говорят о семейном благополучии, а вторые о крепкой, дружной семье, полной семье, ладе в семье, благополучии детей, внуков, родных (Таблица 2).


Таблица 3.

От чего зависит достижение успеха?

Молодое поколение

Старшее поколение

Целеустремленность

32,5 %

32,5 %

Трудолюбие

12,5 %

20 %

Личные качества, умственные способности

17,5 %

10%

Ответственность

-

10 %

Признание труда окружающими

7,5 %

12,5 %

Удача

12,5 %

7,5 %

Судьба

-

7,5 %

Здоровье

-

7,5 %


Я выяснила, что в представлении старшего и молодого поколения достижение успеха, прежде всего, зависит от целеустремлённости человека (Таблица 3). Но и в этом суждении есть некоторые отличия. В частности, молодое поколение говорит о правильно поставленной цели. И в представлении молодых успех зависит от выбора способов достижения цели, от умения принимать решения (12,5%). Старшее поколение об этом ничего не говорит.

Молодое поколение, выросшее в ситуации социальной нестабильности, считает, что шествие к успеху, куда более похоже на игру в рулетку - причём заранее известно, что выигрыш достанется далеко не всем. Старшее же поколение считает, что путь к успеху - это преодоление лестницы, ступенька за ступенькой. Они делают акцент на трудолюбии и работоспособности (20%). Из молодых данные качества называют лишь 12,5%. К тому же молодое поколение при достижении успеха важную роль отводит личностным качествам и умственным способностям (17,5%). Старшее поколение говорит об ответственности (10%), о чем молодые вообще не упоминают (Таблица 3).

Кроме этого, старшие отмечают признание и уважение своего труда окружающими (в том числе начальством) (12,5%). Достижение успеха для молодых зависит от умения разглядеть нестандартные возможности, быть в нужном месте и вовремя оседлать удачу (12,5%). Старшее поколение об удаче говорит реже (7,5%), но называет «судьбу» и здоровье (по 7,5%). Это неудивительно: для старших, к сожалению, проблемы со здоровьем более актуальны, они всё больше задумываются о смысле жизни и о том, что с ними будет после жизни на земле (Таблица 3).

Именно в силу вышеперечисленных ценностных различий старшее поколение довольно презрительно отзывается о понимании успеха молодыми. В большинстве случаев (67,5%) они говорят о том, что молодые делают акцент на материальном компоненте успеха: много денег и все есть, может себе позволить многое в жизни, материально обеспеченный, имеющий высокооплачиваемую профессию, т.д. Говоря о себе, старшее поколение в основном называет вновь любимую работу, труд, который достаточно оплачивается, уважение людьми и благополучие семьи. Сами же молодые люди считают себя ориентированными на более раннее достижение успеха (37,5%) и при описании используют более резкие словесные обороты и жаргонные слова. Например: все сводится к размеру зарплаты, молодость - это понт, это деньги, что ты крут, молодые - максималисты, все и сразу и т.д. Можно сказать, что межпоколенческие различия в понимании успеха связаны в том числе со смещением акцента с личных качеств человека на его способность выделиться.

Нельзя не заметить, что респонденты склонны определять успех не как конкретное понятие, а как понятие интегральное - охватывающее работу, семью, благосостояние, здоровье, самореализация … Понятая таким образом, категория «успех» вплотную приближается к категории «счастье» и становится практически тождественна ей. И действительно, по мнению большинства респондентов, если человек несчастен, то его трудно признать успешным, будь он сколь угодно известен и богат. Более того, складывается впечатление, что респонденты считают ощущение счастья неотъемлемым признаком успеха.

При просьбе назвать успешных людей из истории и политики анкетируемыми были озвучены следующие личности:

Молодое поколение

Старшее поколение

В. Путин - 31,4%

Пётр I - 14,2%

В. Ленин - 8,5%

В. Жириновский - 5,7%

И. Сталин - 5,7%

Д. Медведев - 5,7%

Екатерина I - 5,7 %

А. Меньшиков (при Петр I) - 5 ,7%

Б.Франклин - 5,7%

В. Путин - 51,4%

Пётр I - 11,4%

В. Жириновский - 5,7%

Ф. Рузвельт - 5,7%

А. Суворов - 5,7%

А.Невский - 5,7%





Среди успешных людей из литературы (писатели и литературные герои) анкетируемые назвали:

Молодое поколение

Старшее поколение

А.С. Пушкин - 33,3%

М.Ю. Лермонтов - 10%

Л. Н. Толстой - 10%

А.П. Чехов - 6,6%

Штольц (роман «Обломов»)- 6,6%

Л. Н. Толстой - 13,3%

А. С. Пушкин - 6,6%

А. И. Солженицын - 6,6% М.А. Шолохов - 6,6%

С. Есенин

Б. Акунин - 6,6%

Д. Донцова - 6,6%

Скарлетт О,Хара - 6,6%

Е. Онегин - 6,6%

Штольц (роман «Обломов»)- 3,3 %


Очень многие респонденты в указании успешных людей из истории, политики, литературы не сошлись во мнении. Они предложили разные варианты: Клеопатра, Иван Грозный, А. Гитлер, Ли Сан Бек (президент Южной Кореи), Р. Абрамович, М. Тетчер, А. Меркель, В. Терешкова, Леонардо да Винчи, Понтий Пилат, М, Ломоносов, И. Бунин, В. Набоков, Н. Островский, Ч. Айтматов, Грэй, Г. Поттер, А. Болконский, Д'Артаньян, золушка, все Иванушки-дурачки и др. Всего было названо 47 успешных людей из политики и истории, 26 писателей, 17 литературных героев. И действительно, наша история и литература богата «великими» людьми. К тому же, к понятию «успешный человек» каждый подходит, учитывая свое субъективное мнение, свой жизненный опыт и свою осведомленность в данной области. Таким образом, мне не удалось выявить наиболее успешных людей из истории, политики, литературы, кого бы назвали большинство респондентов. Из полученных данных можно лишь сделать вывод о том, что «первого человека страны», занимаемого сегодня пост президента РФ В. Путина, молодое и старшее поколение считает «успешным человеком».

Так или иначе, каждый человек создает и отстаивает свою версию Успеха. У каждого человека есть истории и образцы, которые становятся ориентирами при построении собственной жизни и критериями ее оценки в конце. Но, не смотря на это, все же можно говорить о том, что у каждого времени существует свой Успех.





































Заключение


В своей работе я исследовала представления об успешном человеке разных возрастных групп.

Представления об успешности людей ,имеющие сложную структуру и различия в зависимости от возраста нашли свое подтверждение.


  1. По результатам анкетирования успех, в первую очередь, - это достижение поставленных целей. Так считают 87,5% молодого поколения и 57,5 % людей более старшего возраста.


  1. И молодое и старшее поколение называют три наиболее важных качества, которыми должен обладать успешный человек: целеустремленность (по 75% в обеих группах), уверенность в себе (55% и 52,5% соответственно) и организованность (45% и 50% соответственно).


  1. Для старшего поколения важно чувствовать себя грамотным, уважаемым специалистом, для молодого - важнее чувствовать себя специалистом высокого статуса.


  1. Около половины представителей молодого поколения (45%) и половина представителей старшего поколения считают показателями жизненного успеха материальное благосостояние, экономическую состоятельность, высокую заработную плату.


  1. Половина молодых респондентов и около половины (42,5 %) более старшего возраста называют показателями жизненного успеха семью, но первые говорят о семейном благополучии, а вторые о крепкой, дружной семье, полной семье, ладе в семье, благополучии детей, внуков, родных.


  1. Молодое поколение, выросшее в ситуации социальной нестабильности, считает, что шествие к успеху, куда более похоже на игру в рулетку - причём заранее известно, что выигрыш достанется далеко не всем. Старшее же поколение считает, что путь к успеху - это преодоление лестницы, ступенька за ступенькой.


  1. Выявить наиболее успешных людей из истории, политики, литературы, кого бы назвали большинство респондентов не удалось. Из полученных данных можно лишь сделать вывод о том, что «первого человека страны», занимаемого сегодня пост президента РФ В. Путина, молодое и старшее поколение считает успешным человеком.


  1. Каждый человек, так или иначе создает и отстаивает свою версию Успеха.



















Библиография



1. Андреева А.Д. и др. Психология: учебное пособие. 8 класс. - М: Издательство Московского психолого - социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. С. 30-35.

2. Белкин А. С. И др. Нравственность. Здоровье. Семья. - Екатеринбург: УрГУ, 2000. С. 105-114.

3. Битянова М. Успеваемость и успешность //1 сентября. - 2003. - № 36.

4. Важнайс Е. Успех и успешность в учёбе и жизни //Панорама Резекне. - 2004 от 26 ноября. - С.5.

5. Вовк Е. Счастье …//Социальная реальность. - 2008. - № 1. С.72-83.

6. Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику. - М: Педагогическое общество России, 2005.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М: Русский язык, 1986. С.729

8. Петрушин В. Настольная книга карьериста. - С-П: Питер, 2002. С. 26-31.

9. Суппоницкая И.М. Успех и удача: отношение к труду в американском и российском обществе // Вопросы философии. - 2003. - № 5. - С.44-56.

10.Ускова Е. Знакомьтесь: «человек успешный» //Знание - сила. - 2009. - № 4. - С.64.

11. Чеботарева Е. Успех. Философское ревю //Наука и жизнь. - 2006. - № 9. - С. 30-32.

12. www/ kremlin. ru/ news/5413

13. http: // zrpress. ru/ zr/2009/79/1

14. www moi - universitet. ru/ aboutus/ effman/

15. zankov ru/ article. asp?...

16. eurekanet ru/ ewww/ project /287. html






Приложение.

Анкета «Кто он, успешный человек?»

1.Что в вашем представлении успех?

2.Назовите показатели жизненного успеха.

3.От чего зависит достижение успеха?

4.Кто, по вашему мнению, является успешным человеком в истории и политике?

5.Назовите успешных людей из литературы.



© 2010-2022