Контрольно-оценочные средства по обществознанию

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЛИНЦОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УПР

_________________Панасюго Е.В.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО КСПК

________________ Морозов С.В.


Контрольно-оценочные средства

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Профессия


19.01.17

Повар, кондитер


43.01.02

Парикмахер





Клинцы

2014

Контрольно-оценочные средства для учебной дисциплины разработаны на основе рабочей программы по учебной дисциплине.

Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Клинцовский социально-педагогический колледж»

Разработчик: Скугарева Л.В., преподаватель ГБОУ СПО «Клинцовский социально-педагогический колледж».












Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания





Содержание КОС:


1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

1.1 Область применения контрольно-оценочных средств:

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения УД Обществознание



1.2 Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации

Результаты освоения

(объекты оценивания)

Основные показатели оценки результата и их критерии

Тип задания

Форма аттестации

Знать:

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений

Понимает, осознает, обнаруживает, выделяет, перечисляет, называет биологические и социальные стороны человеческого бытия. Знает, определяет, различает, узнает, характеризует, называет, анализирует этапы и факторы социализации личности. Знает, понимает, определяет, сопоставляет место и роль человека в системе общественных отношений

Контрольная работа

дифференцированный зачет

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

Понимает, анализирует, сопоставляет, выявляет, тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Понимает, анализирует, сопоставляет, выявляет, тенденции развития социальных институтов

Контрольная работа

дифференцированный зачет

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

Понимает, анализирует, выясняет необходимость регулирования общественных отношений. Понимает, анализирует, сопоставляет, выявляют сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

Контрольная работа

Самостоятельная работа

дифференцированный зачет

особенности социально-гуманитарного познания

Понимает, анализирует, сопоставляет, выявляет особенности социально-гуманитарного познания

Контрольная работа

Самостоятельная работа

дифференцированный зачет

Уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития

Определяет, различает, выделяет, перечисляет, идентифицирует основные социальные объекты и отличает, классифицирует, сопоставляет их признаки и закономерности развития

Практическая работа

дифференцированный зачет

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Анализирует, понимает, отличает, классифицирует, сопоставляет их признаки и закономерности развития.

Устанавливает, анализирует, понимает, отличает, классифицирует, сопоставляет разрабатывает соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Практическая работа

дифференцированный зачет

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

Анализирует, различает, перечисляет, узнает, идентифицирует связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы по изученным социальным объектам

Практическая работа

дифференцированный зачет

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

Понимает, раскрывает, анализирует, создает, выводит, обнаруживает, решает самостоятельно на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

Практическая работа

дифференцированный зачет

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

Выделяет основные идеи и положения (проблемы) из разных знаковых систем, ставит к ним уточняющие и детализирующие вопросы; вырабатывает ответы на поставленные вопросы, анализирует социально-историческую информацию; находит, критически анализирует и контекстно обрабатывает информацию о современной цивилизации, полученную из различных источников; различает в информации факты и мнения, устанавливает причинно - следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых социальных процессов и явлений.

Практическая работа

дифференцированный зачет

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

Анализирует, сопоставляет, оценивает, извлекает выводы, противопоставляет, сравнивает, прогнозирует действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм

Практическая работа

дифференцированный зачет

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Систематизирует разнообразную социальную информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса; анализирует полученный материал, разрабатывает свои аргументы и доводы, различает факты и домыслы

Практическая работа

дифференцированный зачет

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике

Выступает, создает, творит свои тезисы выступлений, умеет составить план своего ответа, конспектирует, классифицирует, проектирует выступление или творческую работу по социальной проблематике

Самостоятельная работа

дифференцированный зачет

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Решает для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательно взаимодействует с различными социальными институтами; совершенствует собственную познавательную деятельность; критически воспринимает информацию, получаемую в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществляет самостоятельный поиск, анализирует и использует собранную социальную информацию для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности

Практическая работа

дифференцированный зачет


2. Комплект оценочных средств

2.1. Задания для проведения текущего контроля

Раздел: Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Тема Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

Контрольная работа №1

1. Человек от животного отличается тем, что он

1) имеет природные инстинкты

2) обладает наиболее совершенным слухом

3) не зависит от природных условий

4) обладает членораздельной речью

2. Человека от животного отличает

1) использование природных объектов

2) стремление понять окружающий мир

3) приспособление к условиям среды

4) инстинкт самосохранения

3. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической, социальной. Социальная составляющая включает

1) знания и умения

2) чувства и волю

3) физическое развитие

4) возрастные особенности

4. Специфические черты, присущие определенной особи (организму) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике

1) человека

2) индивида

3) личности

4) индивидуальности

5. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку?

1) индивид

2) деятель

3) творец

4) индивидуальность

6. Термины «уникальность», «отличительные черты», «непохожесть» используются при характеристике человека как

1) личности

2) индивида

3) индивидуальности

4) гражданина

7. Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают

1) разнообразными ощущениями

2) членораздельной речью

3) рациональным мышлением

4) возможностями саморазвития

8. В отличие от животных человек способен проявлять

1) зависимость от среды обитания

2) инстинктивные реакции на воздействие среды

3) генетическую обусловленность поведения

4) критическое отношение к самому себе

9. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек - это существо, которое участвует в создании самого себя.

Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения?

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

«(1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».

Определите, какие положения носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент выполнил 11 заданий правильно или допустил одну ошибку;

Оценка «4» ставится, если студент выполнил 9-7 заданий правильно;

Оценка «3» ставится, если студент выполнил 6-5 заданий правильно;

Оценка «2» ставится, если студент выполнил менее 5 заданий правильно

Самостоятельная внеаудиторная работа№1

Подготовить сообщение по теме: Природа человека, способности и интересы

1. Изучите рекомендуемые Интернет-ресурсы и литературу:

Интернет-ресурсы:

2. Составьте план доклада.

3. Кратко раскройте каждый пункт плана.

4. Оформите работу на компьютере.

5. Подготовьте публичную речь выступления с докладом.

Критерии оценки:

Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите сообщения: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка 4 - основные требования к сообщению и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка 3 - имеются существенные отступления от требований к сообщению. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка 2 - тема сообщения не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Тема: Общество как сложная система.

Контрольная работа №2

Вариант № 1

1. Иван - высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

А) личность Б) гражданина В) индивидуальность Г) профессионала

2. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.- постиндустриальное?

А) основной продукт производства - промышленные изделия

Б) основной фактор производства - знания

В) широкое применение механизмов, технологий

Г) классовое деление общества

3. Какой признак характеризует традиционное общество?

А) интенсивная урбанизация Б) преобладание приписанного социального статуса

В) высокая социальная мобильность Г) рост уровня потребления

4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Типы ……………………….

традиционное

индустриальное

постиндустриальное

5. Какая характеристика не подходит для традиционного общества:

А) низкий уровень социальной мобильности

Б) господство религии, обычаев и традиций

В) аграрный характер экономики

Г) глобализация жизни

6. Характерной чертой постиндустриального общества является:

А) расширение промышленного производства

Б) замедление темпов развития

В) создание массовой культуры

Г) использование компьютерных технологий

7. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:

А) модернизации Б) глобализации В) демократизации Г) информатизации

8. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

Б) возросло значение науки и образования

В) усилились сословные различия

Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы

9. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5. Касты, 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека.

Вариант № 2

1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

А) духовное Б) социальное В) биологическое Г) биосоциальное

2. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и, в первую очередь, продовольствия. По подсчётам специалистов в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы

А) войны и мира Б) экономической В) демографической Г) энергетической

3. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?

А) постиндустриальному Б) индустриальному

В) традиционному Г) информационному

4. Запишите слово пропущенное в схеме:

потребности

естественные социальные _____________________

5. Что способствует процессу глобализации в современном мире?

А) развитие средств транспорта и связи Б) рос численности среднего класса

В) развитие сферы услуг Г) углубление социальной дифференциации

6. Какой признак относится к индустриальному обществу?

А) ведущая роль сельского хозяйства Б) преобладание промышленности

В) слабый уровень разделения труда Г) решающее значение сферы услуг в экономике

7. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие развитие в современном мире постиндустриальной цивилизации и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Расширение виртуальных коммуникаций.

2. Низкий уровень социальной мобильности.

3. Натуральный характер хозяйства.

4. Единство мирового экономического пространства.

5. Многовариативность развития и многообразие форм существования человеческого общества.

8. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

А) прогрессом Б) революцией В) эволюцией Г) регрессом

9. Реформа в отличие от революции:

А) носит всеобъемлющий характер

Б) является формой социальной динамики

В) проводится, как правило, по инициативе сверху

Г) приводит к глубоким изменениям в общественной жизни

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент выполнил 9 заданий правильно

Оценка «4» ставится, если студент выполнил 8-7 заданий правильно;

Оценка «3» ставится, если студент выполнил 6-5 заданий правильно;

Оценка «2» ставится, если студент выполнил менее 5 заданий правильно

Самостоятельная внеаудиторная работа№2

Подготовка реферата по теме: Мировоззрение и его виды

1. Изучите рекомендуемые Интернет-ресурсы и литературу:

2. Составьте план.

3. Раскройте каждый пункт плана:

4. Напишите введение и заключение к работе.

5. Составьте список использованной литературы и Интернет-ресурсов.

6. Оформите работу на компьютере.

Критерии оценки:

Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка 4 - основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка 3 - имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка 2 - тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Раздел: Основы знаний о духовной культуре человека и общества.

Тема: Духовная культура человека и общества. Наука и образование в современном мире. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.

Контрольная работа №3

вариант 1

Задание 1

Заполните пропуски текста:

1. Наука выполняет ряд функций:……………………, культурно-мировоззренческую, …………………………, …………………………………, творческую.

2. Научную деятельность осуществляют: …………………………….., научно-исследовательские институты, ……………………………….. .

3. В число естественных наук входят: ……………………, химия, …………………….,

………………………….. .

Задание 2

Дайте определения понятиям:

религия, прозелитизм, тотемизм,, язычество.

Задание 3.

Одним из видов искусства является музыка. Прочитайте высказывания. В чём состоит значение музыки? Почему она необходима для человека?

Б.Ауэрбах: «Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни»; «Музыка -

единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душою».

Л. ван Бетховен: «Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств»; «Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия».

К.Вебер: «Музыка - истинная всеобщая человеческая речь».

Задание 4

Исправьте ошибки в предложении:

Образование и воспитание - это два не связанных между собой процесса, в процессе обучения ученик только приобретает новые знания и не испытывает никакого воспитательного воздействия со стороны учителя.

вариант 2

Задание 1

Исправьте ошибки в предложениях:

Наука возникла исторически раньше других видов человеческой деятельности.

В ХХ в. замедлился процесс дифференциации наук. Чем дальше развивается наука, тем меньше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дисциплин.

Задание 2

Заполните пропуски текста:

1. Мировыми религиями являются: ………………………………., христианство, …………………….. .

2. Ранними формами религии были: тотемизм, ………………., ………………….., анимизм.

3.Разновидностями христианства являются: православие,………………….. , ……………. .

Задание 3.

Прочитайте высказывания. Какую роль играет искусство в жизни общества? Отдельного человека?

Ж.Брак: «Наука успокаивает, искусство же существует для того, чтобы не дать успокоиться»

А.Шопенгауэр: «Жизнь никогда не бывает прекрасна; прекрасны только картины её в очищенном зеркале искусства».

И.Репин: «Суть искусства заключается в его очаровании. Все недостатки можно простить художнику, если его создание очаровывает».

Задание 4

Запишите образовательные уровни, установленные законом в Российской Федерации.

Условия выполнения заданий: 2 варианта по 4 задания в каждом.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент:

- выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если студент выполнил работу полностью, но допустил в ней:

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если студент правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

- не более двух грубых ошибок;

- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух-трех негрубых ошибок;

- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если студент:

- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

- или если правильно выполнил менее половины работы.

Самостоятельная внеаудиторная работа№3

Написать эссе на тему: Мое любимое произведение искусства

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Некоторые признаки эссе:

наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре.

выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Структура и план эссе

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т);

мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом
следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

вступление;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Перед тем как приступить к написанию, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать:

Затрагивая свои личные качества или способности, спросите себя:

- отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?
- в чем проявилось это качество?

О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):

- что заставило меня заняться этим видом деятельности?
- почему я продолжал(ю) заниматься этим?

О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули:

- почему мне запомнилось именно это событие?
- изменило ли оно меня как личность?
- как я на это отреагировал?
- было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?

О каждом человеке, которого вы упомянули:

- почему я назвал именно этого человека?
- стремлюсь ли я стать таким как он?
- какими его качествами я восхищаюсь?
- было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?
- пересмотрел ли я свои взгляды?

О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:

- почему мне это нравится или не нравится?
- повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь?

О каждой вашей неудаче:

- чему я в результате научился?
- что полезного я вынес из этой ситуации?

Правила написания эссе

Из формальных правил можно назвать только одно - наличие заголовка.

Внутренняя структура может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с «Я хочу рассказать о...», а заканчивается «Я пришел к следующим выводам...», эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент раскрыл смысл высказывания с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы, факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального

опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников);

Оценка «4» ставится, если студент привёл отдельные относящиеся к теме, но не связанные

между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения, привёл отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения;

Оценка «3» ставится, если содержание ответа даёт представление о понимании высказывания, , факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников);

Оценка «2» ставится, если студент смысла высказывания не раскрыл, содержание ответа не даёт представления о его понимании.

Контрольная работа №4

Тема: Основы знаний о духовной культуре человека и общества

Условия выполнения заданий: раскрытие теоретических положений на примерах.

1 вариант

1. Массовая культура обладает как позитивными, так и негативными признаками. Укажите три позитивных признака массовой культуры, каждый из которых проиллюстрирован конкретным примером.

2. С помощью трёх примеров проиллюстрируйте процесс социализации человека.

3.Укажите три функции налогов в жизни общества и государства, проиллюстрировав каждую из них примером.

4. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации.

5. Назовите четыре типа социальных санкций. Проиллюстрируйте примерами каждую из них.

2 вариант

1. Массовая культура обладает как позитивными, так и негативными признаками. Укажите три позитивных признака массовой культуры, каждый из которых проиллюстрирован конкретным примером.

2. С помощью трёх примеров проиллюстрируйте процесс социализации человека.

3.Укажите три функции налогов в жизни общества и государства, проиллюстрировав каждую из них примером.

4. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления процесса глобализации в современном мире.

5. Раскройте на трёх примерах содержание современной стратегии в области образования.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания и правильно назвал и проиллюстрировал примерами три основания;

Оценка «4» ставится, если студент:

- выполнил все задания и правильно назвал два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами;

- выполнил все задания и правильно назвал два основания, привел три примера;

- выполнил три задания и правильно назвал два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами;

Оценка «3» ставится, если студент:

- выполнил все задания и правильно назвал одно-три основания, одно из которых

проиллюстрировал примером;

- выполнил все задания и правильно назвал одно основание, привел два-три примера;

выполнил все задания и правильно назвал только три основания или привел только два-три примера;

Оценка «2» ставится, если студент: выполнил все задания и правильно назвал только одно-два основания или привел только один пример или привел рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания или ответ неправильный.

Раздел: Социальные отношения

Тема: Социальная стратификация и мобильность. Социальные нормы. Семья и брак. Молодёжь как социальная группа.

Контрольная работа №5

Выберите один правильный ответ из четырех. Поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

1. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением

2) социальной дифференциацией

3) социальной адаптацией

4) социальным поведением

2. Любая социальная группа характеризуется:

1) малочисленностью состава

2) общностью социального статуса

3) неформальным контролем поведения

4) родственными отношениями

3. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений между'ними - это:

1) характер общества

2) политика общества

3) структура общества

4) социальная мобильность

4. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит:

1) армию

2) церковь

3) школу

4) все перечисленное

5. Маргиналами называют:

1) наиболее богатых членов общества

2) наиболее бедных членов общества

3) деклассированные элементы

4) пограничные слои и группы

6. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, назы­вается:

1) аморальным

2) девиантным

3) безнравственным

4) противоправным

7. Племена и народности - это:

1) исторические типы общества

2) социальные страты

3) этнические общности

4) социальные группы

8. Социальный статус приобретается в результате:

1) трудовой деятельности

2) процесса обучения

3) семейного воспитания

4) социализации

9. Глубинная причина всех социальных конфликтов - это:

1) несовпадение интересов

2) различные воззрения социальных групп

3) зависть людей друг к другу

4) несовпадение экономических, политических и духовных интересов и возможностей

10. Преодолению национальных противоречий способствует:

1) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальности

2) перераспределение полномочий от национальных образований в поль­зу центра

3) переход к рыночным методам ведения хозяйства

4) государственная поддержка малого бизнеса

11. Межнациональное сотрудничество способствует:

А. Развитию национальной культуры.

Б. Преодолению национальной ограниченности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

12. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность. Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

14. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифферен­циация населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса мно­гих массовых интеллектуальных профессий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социаль­но значимого признака?

1) дети

2) пожилые люди

3) мужчины

4) молодежь

16. Семья в отличие от других малых групп характеризуется:

1) высокой политической активностью

2) общностью быта

3) общими увлечениями

4) профессиональными интересами

17. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам - это:

1) самоконтроль

2) самообразование

3) социализация

4) самореализация

18. Верны ли следующие суждения?

А. Нравственные нормы возникли позже правовых.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, моральных нормах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

19. К показателям предписанного статуса личности относится:

1) карьера

2) возраст

3) квалификация

4) образование

20. К малым группам, в отличие от больших, можно отнести:

1) мелких предпринимателей страны

2) директоров предприятий региона

3) бригаду рабочих на крупном предприятии

4) рабочих страны

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент ответил на 20-18 вопросов

Оценка «4» ставится, если студент ответил на 17-11 вопросов

Оценка «3» ставится, если студент ответил на 10-8 вопросов

Оценка «2» ставится, если студент ответил менее 8 вопросов

Самостоятельная внеаудиторная работа№4

Составление схемы Социальная стратификация

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент правильно составил схему;

Оценка «4» ставится, если студент допустил одну ошибку и один недочёт;

Оценка «3» ставится, если студент допустил две ошибки и один недочёт;

Оценка «2» ставится, если студент допустил более двух ошибок и более двух недочётов при составлении схемы.

Контрольная работа №6

Тема: Важнейшие социальные общности и группы

Часть А

1. На основании пола и возраста в обществе определяются группы

1)

этнические

2)

демографические

3)

профессиональные

4)

конфессиональные

2. Какие из групп образованы по конфессиональному признаку?

1)

баптисты, адвентисты

2)

философы, социологи

3)

демократы, лейбористы

4)

нганасаны, эвенки

3 Социологи опросили группу женщин в возрасте от 35 до 45 лет, с высшим образованием, средним доходом, проживающих в крупных городах об их предпочтениях в организации летнего отдыха. Данная группа опрошенных выступила для исследователей в качестве

1)

этносоциальной

2)

конфессиональной

3)

малой

4)

референтной

4. К историческим разновидностям этнических общностей относят

1)

государства

2)

племена

3)

общины

4)

классы

5. Один из признаков этнической группы -

1)

наличие конституции

2)

общность исторического пути

3)

единое гражданство

4)

общность идеологии

6. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Малыми социальными группами являются семья, школьный коллектив, компания друзей.

Б. Социальные группы, чья деятельность определяется посредством нормативных документов, называются формальными.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

7.Рассмотрите диаграмму «Жизненные устремления людей», составленную на основании проведенного социологической службой опроса среди респондентов трех возрастных групп: молодежи от 20 до 30 лет, людей среднего возраста от 30 до 40 лет, и людей зрелого возраста от 40 до 50 лет. Контрольно-оценочные средства по обществознанию

готовность к поиску новой работы

стремление к получению второго образования

стремление к сохранению достигнутого статуса

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1)

люди среднего возрастной группы (из опрошенных) в наибольшей степени заинтересованы в получении второго образования

2)

молодежь от 20 до 30 лет относится к категории людей, в большей степени заинтересованной в стабильности

3)

стремление к инновациям, прежде всего, характерно для людей зрелого возраста (40-50 - ти летних)

4)

молодые люди от 20 до 30 лет, по сравнению с другими социальными группами, готовы к поиску нового места работы

8.Для молодежи, как особой социальной группы, характерно

1)

отрицательное отношение к новациям

2)

наличие большого жизненного опыта

3)

стремление к изменению своего статуса

4)

отсутствие социального оптимизма

9.Людей, занимающих неустойчивое, промежуточное положение в обществе, называют

1)

люмпенами

2)

пролетариями

3)

маргиналами

4)

аборигенами

Часть В

Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «малые группы».

Школьный класс, семья, туристическая группа, футбольная команда, народность, клуб по интересам, артель старателей.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. (2) Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков индивидов. (3) К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимодействие, наличие общей цели и деятельности, устойчивость состава. (4) Главное же в малой группе, по всей видимости, это сила, с которой группа действует на своего члена.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

Запишите получившуюся последовательность букв.

Часть С

1.Приведите три любые особенности молодежи как социальной группы, каждую из которых проиллюстрировав конкретным примером.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент выполнил верно группу заданий А, В, допустил небольшие неточности в группе заданий С

Оценка «4» ставится, если студент выполнил верно группу заданий А, допустил неточности в группе заданий В и С

Оценка «3» ставится, если студент выполнил часть заданий А, В, С

Оценка «2» ставится, если студент выполнил менее 30% всего теста

Раздел: Политика

Тема: Понятие власти. Политическая система. Гражданское общество и правовое государство. Политические партии и движения. Политическая культура.

Контрольная работа №7

1вариант

В ряде стран Европы короли и королевы, получающие свою власть по наследству, выполняют лишь представительские функции, не оказывая существенного влияния на деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей. Какая форма правления установлена в этих странах?

Абсолютная монархия; 3) парламентская республика;

Конституционная монархия; 4) президентская республика;

Какой признак отличает тоталитарный режим?

Наличие единственной общеобязательной идеологии;

Обязанность граждан подчиняться законам;

Невмешательство государства в дела гражданского общества;

Наличие правоохранительных органов;

В государстве К. существует двухуровневая система власти, в Конституции чётко разграничены полномочия центра и регионов. Такие признаки характерны для государства:

Унитарного; 3) конфедеративного;

Федеративного; 4) республиканского;

Верны ли следующие суждения о политике?

А. По сферам охвата политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Б. По направлениям деятельности политика может быть экономической, социальной, национальной, культурной.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны;

5. Конституция РФ устанавливает принцип суверенитета. Он означает, что

1) церковь отделена от государства и системы образования;

2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права;

3) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью;

4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные для всех правила поведения;

6. Что определяет особую роль государства в политической системе общества?

1) исключительное право издавать законы; 3) наличие политического лидера;

2) защита частных интересов граждан; 4) разработка политической идеологии;

7. Какой признак отличает демократический политический режим?

1) наличие однопартийной системы; 3) контроль государства над частной жизнью граждан;

2) ограничение свободы слова и 4) подчинение политического меньшинства большинству; 8.Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Термины «унитарное государство» и «федерация» относятся к формам правления и характеризуют структуру и полномочия высших органов государственной власти.

Б. Термины «конституционная монархия» и «парламентская республика» относятся к формам территориального устройства государства и характеризуют отношения регионов с центральной властью.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны;

9. Конституция провозглашает РФ социальным государством. Это означает, что:

1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права;

2) закрепляется многообразие форм собственности;

3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования;

4) политика государства направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития личности;

2 вариант

Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Тайная подача голосов; 2) наличие возрастного ценза;

Доступность правдивой информации о кандидатах; 4) равноправие избирателей;

Наличие альтернативных кандидатов;

регистрация избирателей на избирательных участках;

Что является элементом культурной подсистемы политической системы?

Правовые и политические нормы; 3) государство, политические партии;

Сложившиеся взаимодействия социальных групп; 4) политические идеологии;

Что отличает тоталитарное государство?

Деятельность свободных СМИ; 3) наличие политической оппозиции;

Наличие правоохранительных органов; 4) одна общеобязательная идеология;

Конституция РФ провозглашает светский характер государства. Это означает:

Народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права;

Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью;

Церковь в РФ отделена от государства и системы образования;

Политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности;

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Только государство может использовать силу для принуждения граждан к исполнению закона.

Б. Государство является единственным институтом политической системы;

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны;

6. Найдите в приведённом ниже списке организации, представляющие гражданское общество:

1) ассоциация преподавателей университетов; 2) региональное управление образования;

3) объединение ветеранов правоохранительных органов;

4) территориальное управление внутренних дел; 5) общество защиты прав потребителей;

7. Государство Z объединяет несколько штатов, имеющих свои парламенты, правительства и законодательство. В Z периодически проводятся свободные выборы в парламент государства , который формирует правительство из представителей победивших политических партий. Депутаты парламента избирают президента, выполняющего представительские функции. Выберите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры.

1) президентская республика; 2) унитарное государство;

3) демократическое государство; 4) парламентская республика;

5) авторитарное правление; 6) федеративное государство;

8. Что свойственно любому государству?

1) многопартийная система; 3) правоохранительная деятельность;

2) наличие представительных органов власть 4) признание прав и свобод человека высшей ценностью;

9.Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политической партией называют любое зарегистрированное объединение граждан.

Б. По отношению к закону различают легальные и нелегальные политические партии.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны;

Условия выполнения заданий: выполнение тестов 2 варианта по 9 вопросов в каждом

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент выполнил 9 заданий правильно

Оценка «4» ставится, если студент выполнил 8-7 заданий правильно;

Оценка «3» ставится, если студент выполнил 7-6 заданий правильно;

Оценка «2» ставится, если студент выполнил менее 5 заданий правильно

Самостоятельная внеаудиторная работа№5

Условия выполнения заданий: составление таблицы Формы государственного устройства.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент правильно составил таблицу,

правильно выделив все формы государственного устройства

Оценка «4» ставится, если студент допустил одну ошибку и один недочёт;

Оценка «3» ставится, если студент допустил две ошибки и один недочёт;

Оценка «2» ставится, если студент допустил более двух ошибок и более двух недочётов при составлении таблицы

Контрольная работа №8 Тема: Участники политического процесса

1 вариант

Выполните следующие задания:

1.Может ли в одной политической системе существовать монархия и демократия. Свой ответ аргументируйте.

2. Представьте ситуацию: вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. Первый утверждает , что главным является верховенство закона в обществе. Второй считает, что приоритет принадлежит принципу незыблемости свободы личности, её прав, интересов, чести и достоинства. А как думаете вы? Свой ответ аргументируйте.

3.На парламентских выборах в Великобританиив 1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен лидеру консервативной партии, премьер-министру У.Черчилю- одному из главных организаторов победы над Германией во второй Мировой войне. Однако на проходивших весной 1945 г. выборах выиграл лидер лейбористской партии К.Эттли, который выглядел рядом с У.Черчилем незначительной фигурой, но предложил избирателям широкую и конкретную программу развития страны. Сделайте все возможные выводы из приведенного факта.

2 вариант

Выполните следующие задания:

1.Проанализируйте ситуацию: политический деятель обращается на выборах к избирателям: « Я добьюсь значительного роста благосостояния народа. Пусть только все добросовестно занимаются своими делами , но не вмешиваются в политику»

Каково Ваше отношение к такой позиции? Объясните свою точку зрения.

2.Древнеримский философ Цицерон говорил: «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона». Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим внутренним убеждениям и почему?

3. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом - римским божеством дверей, входа и выхода, всякого начала, одно лицо которого обращено в прошлое, другое - в будущее.Как вы понимаете это сравнение? На конкретных примерах раскройте его суть.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания и правильно назвал и проиллюстрировал примерами три основания;

Оценка «4» ставится, если студент:

- выполнил все задания и правильно назвал два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами;

- выполнил все задания и правильно назвал два основания, привел три примера;

- выполнил три задания и правильно назвал два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами;

Оценка «3» ставится, если студент:

- выполнил все задания и правильно назвал одно-три основания, одно из которых

проиллюстрировал примером;

- выполнил все задания и правильно назвал одно основание, привел два-три примера;

выполнил все задания и правильно назвал только три основания или привел только два-три примера;

Оценка «2» ставится, если студент: выполнил все задания и правильно назвал только одно-два основания или привел только один пример или привел рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания или ответ неправильный.

Самостоятельная внеаудиторная работа№6

Сообщение на тему: «Может ли современное общество обойтись без государства?»

2. Продумайте логическую структуру сообщения.

3. Составьте план сообщения.

4. Оформите работу на компьютере.

5. Проведите репетицию выступления с сообщением перед аудиторией

Критерии оценки:

Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите сообщения: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка 4 - основные требования к сообщению и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка 3 - имеются существенные отступления от требований к сообщению. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка 2 - тема сообщения не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Контрольная работа №9 Тема: Правоведение


1. Каково второе название конституционного права?

А) основное право,

Б) государственное право,

В) управленческое право.

2. Закончите следующее определение: Конституция это…

3. Что означает слово «конституция» в переводе с латинского?

А) устройство,

Б) согласие,

В) договор.

4. Когда в нашей стране была принята последняя Конституция?

1991

1993

1989

1995

5. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?

А) конституция ориентируется на содержание всех законов страны,

Б) все законы страны ориентируются на конституцию,

В) между нормами конституции и остальных законов существует равенство.

6. Сколько Конституций было принято в нашей стране после Октябрьской революции?

А) три,

Б) пять,

В) восемь.

7.Как называется отрасль права, рассматривающая отношения, которые регулируются конституцией, и положения самой конституции?

А) основное право,

Б) государственное право,

В) конституционное право.

8.Что составляет содержание раздела Конституции РФ об основах конституционного строя?

А) общие идеологические декларации,

Б) главные принципы, на которых базируется жизнь государства, общества, отдельных людей,

В) оглавление Конституции.

9. Какие характеристики российского государства закреплены в статье 1 Конституции РФ?

А) демократическое,

Б) социалистическое,

В) общенародное,

Г) федеративное,

Д) союзное,

Е) конфедеративное,

Ж) правовое,

З) с республиканской формой правления,

И) с конституционно-монархической формой правления.

10. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?

А) парламент,

Б) народ,

В) президент.

11. Закончите следующее утверждение: «Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является

А) промышленный потенциал,

Б) государство,

В) человек, его права и свободы.

12.Укажите кто в РФ осуществляет государственную власть:

А) Генеральный прокурор РФ,

Б) Президент РФ,

В) Центральный банк РФ,

Г) Федеральное собрание РФ,

Д) Демократическая партия РФ,

Е) Правительство РФ,

Ж) Федерация товаропроизводителей России,

З) аппарат президента РФ,

И) суды РФ.

13. Какие из перечисленных образований являются субъектами РФ?

А) только республики,

Б) только края, имеющие свой устав,

В) государственно-правовые образования, в совокупности составляющие Российскую Федерацию.

14. Какие самостоятельные государственные единицы по Конституции РФ являются субъектами Федерации?

А) республики,

Б) поселки городского типа,

В) автономная область,

Г) края,

Д) столицы республик,

Е) Москва,

Ж) автономные округа,

З) области,

И) районы,

К) Санкт-Петербург,

Л) Екатеринбург.

15. Кто является главой государства в РФ?

А) председатель правительства РФ,

Б) Президент РФ,

В) Председатель Государственной Думы .

16. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ?

А) министр обороны,

Б) начальник Генерального штаба,

В) Президент РФ.

17. Закончите следующее предложение: «Парламент» в РФ называется:

А) Национальным собранием,

Б) Федеральным Собранием,

В) Верховным Советом

18.Укажите название высшего органа исполнительной власти в РФ

А) совет министров,

Б) кабинет министров,

В) правительство.

19. Кем осуществляется правосудие в РФ?

А) Президентом РФ,

Б)администрацией на местах,

В) только судами.

20.Какой орган судебной власти решает вопросы соответствия Конституции РФ тех или иных действий, документов?

А) основной суд,

Б) конституционный суд,

В) государственный суд.

Оценка «5» ставится, если студент выполнил 20 заданий правильно или допустил одну ошибку;

Оценка «4» ставится, если студент выполнил 18-15 заданий правильно;

Оценка «3» ставится, если студент выполнил 14-8 заданий правильно;

Оценка «2» ставится, если студент выполнил менее 8 заданий правильно

Самостоятельная внеаудиторная работа№7

Написать эссе: «Что важнее военная или альтернативная гражданская служба?»

1. Обдумайте предложенный вопрос.

2. Кратко изложите свои размышления в письменном виде.

3. Приведите аргументы в защиту своей позиции.

4. Оформите работу в соответствии с требованиями к оформлению эссе/сочинения.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент раскрыл смысл высказывания с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы, факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального

опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников);

Оценка «4» ставится, если студент привёл отдельные относящиеся к теме, но не связанные

между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения, привёл отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения;

Оценка «3» ставится, если содержание ответа даёт представление о понимании высказывания, , факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников);

Оценка «2» ставится, если студент смысла высказывания не раскрыл, содержание ответа не даёт представления о его понимании.


2.2. Задания для проведения промежуточного контроля в форме зачета (дифференцированного зачета).

I вариант

А1. Для традиционного общества характерно(а)

1)ценность человеческой личности

2 ) динамичное развитие

3) высокая роль религии

4) индустриальное производств

А2. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. общество является развивающийся системой.

Б. Общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А и Б

4) оба суждения неверны

А3. Восприятие- это

1) форма рационального познания

2) психическое свойство, присущее только человеку

3) форма чувственного познания

4) способ объяснения мира

А4. Массовая культура

1) появилась с появлением средств массовой информации

2) сопровождает всю историю человечества

3) является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры

4) зародилась в древнем Риме как зрелище для народа

А5. Верны ли следующие суждения о продуктах культуры?

А. каждый предмет материальной культуры- это результат не только « исполняющей руки», но и « мыслящей головы».

Б. Каждый продукт материальной культуры может существовать лишь в материальной форме.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

А6. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, назы­вается:

1) аморальным

2) девиантным

3) безнравственным

4) противоправным

А7. Племена и народности - это:

1) исторические типы общества

2) социальные страты

3) этнические общности

4) социальные группы

А8.Какой признак отличает тоталитарный режим?

1)Наличие единственной общеобязательной идеологии;

2)Обязанность граждан подчиняться законам;

3)Невмешательство государства в дела гражданского общества;

4)Наличие правоохранительных органов;

А9.В государстве К. существует двухуровневая система власти, в Конституции чётко разграничены полномочия центра и регионов. Такие признаки характерны для государства:

1)Унитарного; 3 ) конфедеративного;

2)Федеративного; 4) республиканского;

А10.Верны ли следующие суждения о политике?

А. По сферам охвата политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Б. По направлениям деятельности политика может быть экономической, социальной, национальной, культурной.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны;

Часть В

В1. Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной жизни. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

СФЕРЫ ЭЛЕМЕНТЫ

ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

1) экономическая сфера жизни А) деятельность парламента

общества

2) социальная сфера жизни Б) общественные классы

общества

3) политическая сфера жизни В) обмен продуктами

общества

4) духовная сфера жизни Г) религиозные организации

общества

В2. Установите соответствие между сферами проявления социальной диф­ференциации, приведенными в первом столбце, и их содержательной характеристикой, приведенной во втором.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Экономическая

А. Род деятельности, занятия

2. Политическая

Б. Доход, era величина, деньги

3. Профессиональная

В. Объем власти

Часть С

Установите соответствие нормативных систем, приведенных в первом столбце, и конкретных примеров, приведенных во втором.

НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА

ПРИМЕР

1. Право

А. Уважение к старшим

2. Мораль

Б. Право граждан на участие в голосо­вании с 18 лет

3. Политические нормы

В. Соблюдение церковных обрядов

4. Религиозные нормы

Г. Единство места и времени действия в пьесе

5. Обычаи, традиции

Д. Почетное место за столом предос­тавляется имениннику

6. Эстетические нормы

Е. Назначение главой правительства лидера партии, победившей на выбо­рах

7. Организационные нормы

Ж. Продолжительность рабочего дня

II вариант

А1. Расширяясь, предприятие заняло помещение драматического театра. Одна из политических партий заявила протест, утверждая, что в результате страдают граждане, ограниченные в доступе к культурным ценностям.

Настоящий конфликт затрагивает

1) политическую и социальную сферы жизни общества

2) экономическую и социальную сферы жизни общества

3) политическую и духовную сферы жизни общества

4) все сферы жизни общества

А2. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в

1) трудовой деятельности

2) нормальном теплообмене

3) сохранении здоровья

4) физической активности

А3. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Для постижения своего « я» обязательно следует проводить психологические эксперименты.

Б. Чтобы познать себя, необходимо наблюдать за собой и анализировать свое состояния.

1) верно только А

2) верно только В

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

А4. Система образования РФ согласно Закону « Об образовании» включает

1) дошкольное, общее образование

2) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование

3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование

4) основное, профессиональное образование

А5. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением

2) социальной дифференциацией

3) социальной адаптацией

4) социальным поведением

А6. Любая социальная группа характеризуется:

1) малочисленностью состава

2) общностью социального статуса

3) неформальным контролем поведения

4) родственными отношениями

А7. Социальный статус приобретается в результате:

1) трудовой деятельности

2) процесса обучения

3) семейного воспитания

4) социализации

А8. Глубинная причина всех социальных конфликтов - это:

1) несовпадение интересов

2) различные воззрения социальных групп

3) зависть людей друг к другу

4) несовпадение экономических, политических и духовных интересов и возможностей

А9.Конституция РФ провозглашает светский характер государства. Это означает:

1)Народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права;

2)Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью;

3)Церковь в РФ отделена от государства и системы образования;

4)Политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности;

А10. Государство Z объединяет несколько штатов, имеющих свои парламенты, правительства и законодательство. В Z периодически проводятся свободные выборы в парламент государства , который формирует правительство из представителей победивших политических партий. Депутаты парламента избирают президента, выполняющего представительские функции. Выберите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры.

1) президентская республика; 2) унитарное государство;

3) демократическое государство; 4) парламентская республика;

5) авторитарное правление; 6) федеративное государство

Часть В

В1. Из нижеприведенного списка выберите то, что относится к духовной сфере жизни общества. Цифры запишите в порядке возрастания.

1) наука

2) религия

3) классы и социальные группы

4) образовательные организации и учреждения

5) политические партии

6) философ

В2. В приведенном ниже списке отметьте цифры, характеризующие тра­диционную (патриархальную) семью.

1) Отец семейства занимает главенствующее положение.

2) Взрослые дети живут отдельно от родителей.

3) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

4) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

5) Женщина находится в подчинении у мужчины.

6) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении и ра­венстве.

Часть С

Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, оп­ределениям, приведенным во втором.

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1. Горизонтальная мобильность

А. Перемещение из одной страты в другую

2. Социальная дифференциация

Б. Положение человека в обществе

3. Социальный статус

В. Разделение общества на группы, занимающие разное положение

4. Вертикальная мобильность

Г. Переход индивида из одной соци­альной группы в другую, располо­женную на одном и том же уровне

Критерии оценки знаний:

Работа оценивается оценкой «3», если студент справился с большинством (более 70%) заданий части 1.

Работа оценивается оценкой «4», если студент справился с большинством (более 90%) заданий части 1 и 2.

Работа оценивается оценкой «5», если студент справился с большинством (более 90%) заданий части 1 и выполнил полностью часть 2.


© 2010-2022