- Преподавателю
- Обществознание
- Урок обществознания Гражданин, права нражданина
Урок обществознания Гражданин, права нражданина
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Яковлева С.А. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок обществознания по теме: «Гражданином быть обязан…»
В ходе урока учащиеся смогут:
-получить представление о статусе гражданина;
- оценить качества гражданина;
-продолжить формирование умений работать с документами, делать выводы, сотрудничать в рамках группы;
-задуматься о необходимости политического участия гражданина.
Эпиграф:
Лишь тот достоин счастья и свободы
Кто каждый день за них идет на бой (Гете)
Основные вопросы:
-
Гражданин и гражданственность
-
Качества гражданина
-
Формы политического участия
Основные понятия: гражданин, гражданство, гражданственность, менталитет, популизм, политическое участие, политический статус личности, политическая роль.
Ход урока:
-
Вводный этап (3мин). Постановка проблемы(5мин)
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Что имел ввиду поэт?
Французский писатель А. Моруа (1885-1967) говорил: «Равнодушие к политике тоже одна из форм политической деятельности... Не обязательно принимать активное участие в политической борьбе. Единственное... - это, чтобы вы обладали необходимым кругозором, имели собственное мнение, короче говоря, могли играть роль гражданина». Совпадает ли понимание политической деятельности, изложенное в учебнике, с ее пониманием А. Моруа? Какова ваша точка зрения? Совпадают ли понятия «политическая деятельность» и «политическая борьба»? В чем заключается роль гражданина?
Кого мы называем гражданином?
Гражданин - член политического сообщества, который пользуется правами и принимает обязанности.
Какие вы знаете политические права гражданина США?
В РФ: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, право участвовать в управлении делами государства, обращаться лично в государственные органы, право частной собственности, право на образование, на судебную защиту прав и свобод…
Почему некоторые права выделены? Чем отличаются?
Политический статус личности (статичность)- место человека в политической системе общества, совокупность его неотъемлемых прав и свобод
Политическая роль (динамичность) - функции, которые выполняет человек в соответствии с политическим статусом (избиратель, депутат, член партии, митингующий…)
-
Основной этап (30мин.)
1. «Мозговой штурм» (в группах, 10 мин.)
Какие качества гражданина самые важные? Называем, ранжируем, выделяем 5 наиболее часто встречающихся. Составляем список.
Почему разногласия? Какие критерии положены в основу?
Критерии степени вовлеченности в политику:
- интерес к политическим событиям
-осознание важности политических событий
-информированность
-активность - прямое участие в политических действиях
2. Работа в группах (10мин.)
Давайте составим «портрет» хорошего гражданина. Его характеристики - знания, умения и ценности
Задания группам:
-
Какие знания нужны гражданину?
-
Что он должен уметь делать?
-
Какие ценности важны для гражданина?
Обсуждение в группах, графические изображения, результаты фиксируются в письменном виде.
-
Презентация работы в группах (10мин.)
Изменилось ли ваше мнение о том, каким должен быть хороший гражданин?
(возвращаемся к анкетам)
Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений.
Формы:
-обращение во властные структуры
-направление проектов законов в органы власти
-политическая активность в качестве члена партии
-выборы, референдумы…
III. Заключительный этап. (10мин)
1.Прокомментируйте высказывания.
Древнегреческий историк Полибий (203-120 до н.э.), живший в Риме, где он своими глазами видел, что такое жизнь республики, в своих Историях написал, что понималось под словами быть хорошим гражданином Рима
Хороший римский гражданин храбр, он разумно преумножает свою собственность, а не кичится ею перед более бедными согражданами…Он честен, как Сципион был честен, который ничего не принимал от Карфагена, хотя сам был и не особенно богат. Римлянин должен быть ответственным и активным членом общества.
2.Насколько изменилось понятие о хорошем гражданине с тех пор?
3.Синквейн. «Гражданин…»