- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию. 5-9 классы. ФГОС ООО
Рабочая программа по обществознанию. 5-9 классы. ФГОС ООО
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Голубенко Н.П. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 с.Спасское (Новосельский филиал) | ||
|
| «Утверждаю» Директор школы
__________________ Ж.Б.Клименкова Приказ № _____ от «___»____________ 201__ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО__обществознанию_____________________
(НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
_______________5-9_______________
(классы)
2015 - 2020 учебные годы
(сроки реализации)
Согласовано на методическом объединении.
Протокол № ______
от «___» _________ 201___г.
Рабочую программу разработал (-а):
Голубенко Н.П.
Ф.И.О.
должность:
учитель истории
Подпись разработчика:
_________________________
2015
(год разработки)
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………….....с. 3-12
Содержание программы…………………………………………….. с. 12-16
Требования к уровню подготовки учащихся …………....................с. 16- 20
Материально -техническое обеспечение образовательного
процесса……………………..................................................................с. 20-22
Календарно-тематический план учителя (приложение к рабочей программе)…………………………………………………………….....с. 23-29
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения обществознания в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011). Сроки реализации программы: 2015-2020 год (5-9 классы).
Рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 - 9 классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 - 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. - изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2013.»). Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень. Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Общая характеристика программы
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 - 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап - 5 - 7 классы; второй этап - 8 - 9 классы.
Курс «Обществознание» для 5 - 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 - 9 классов и далее для 10 - 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала - линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоцентрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема - «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно, курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется важнейшая роль экономики в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики - потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
На втором этапе курса для старших подростков (8-9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая - «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема - «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики - экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы Конституционного строя РФ, Федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: кружки социальной направленности, спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно - ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Развитию у учащихся 5-9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Место предмета «Обществознание» в учебном плане.
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
Цели изучения обществознания в основной школе.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской и социальной ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ; • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
-
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе: об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений;
-
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
-
формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
-
использование элементов причинно-следственного анализа;
-
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
-
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
-
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
-
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
-
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
-
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
-
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
-
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
-
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
-
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
-
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
-
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
-
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
-
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
-
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
-
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
-
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
-
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
-
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
-
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
-
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная система
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, тестового контроля
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
Оценка 5:
Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения.
Оценка 4:
Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка 3:
Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.
Оценка 2:
Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
-
% выполнения
0-35
36-60
61-85
86-100
Отметка
«2»
«3»
«4»
«5»
Содержание программы.
-
Модули
Разделы
Часы
1. Социальная сущность личности (27 ч).
1.1. Человек в социальном измерении.
17
1.2. Ближайшее социальное окружение
10
2. Современное общество (26 ч).
2.1. Общество - большой дом для человечества.
12
2.2. Общество, в котором мы живём.
14
3. Социальные нормы (35 ч).
3.1. Регулирование поведения людей в обществе.
17
3.2. Основы российского законодательства.
18
4. Экономика и социальные отношения (35 ч)
4.1. Мир экономики.
13
4.2. Человек в экономических отношениях.
13
4.3. Мир социальных отношений.
9
5. Политика. Культура (29 ч).
5.1. Политическая жизнь общества.
15
5.2. Культурно-информационная среда общественной жизни.
8
5.3. Человек в меняющемся обществе.
6
Вводные уроки
5
Уроки повторения и обобщения
13
Итого
170
-
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27ч)
-
Человек в социальном измерении (17 ч)
-
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
-
2. Ближайшее социальное окружение (10 ч)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
-
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (26 ч)
-
Общество - большой «дом» человечества (12 ч)
-
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
-
Общество, в котором мы живём (14 ч)
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.
-
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (35 ч)
-
Регулирование поведения людей в обществе (17 ч)
-
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Защита прав человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязанность.
-
Основы российского законодательства (18 ч)
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
-
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (35 ч)
-
Мир экономики (13 ч)
-
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица. Актуальные профессии на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
-
Человек в экономических отношениях 13 ч)
Основные участники экономики - производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
-
Мир социальных отношений (9 ч)
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
-
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (29 ч)
-
Политическая жизнь общества (15 ч)
-
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
-
Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч)
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
-
Человек в меняющемся обществе (6 ч)
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Результаты - требования к уровню подготовки в конце 5-го класса
Интеллектуально-познавательные действия:
-
Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.
Нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:
-
Определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам (нравственным, патриотическим общечеловеческим);
-
Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
-
Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
Нравственно-оценочные, личностные действия:
-
Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки и т.п.).
Результаты - требования к уровню подготовки в конце 6-го класса
Интеллектуально-познавательные действия:
-
Добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики.
-
Систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике.
-
Понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми. Анализировать простые системы фактов, явлений, понятий.
Нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:
-
Определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества.
-
Делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор, а так же моделирующих основы общественных отношений в социальной сфере, экономике и политике.
-
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
Нравственно-оценочные, личностные действия:
-
Решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с моральными нормами.
Результаты - требования к уровню подготовки в конце 7-го класса
Интеллектуально-познавательные действия:
Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться в нём.
Добывать и критически оценивать информацию:
-
о способах познания мира; об особенностях разных мировоззрений; о проблеме поиска смысла жизни; об этических понятиях «долг», «совесть» и др.; о структуре и правилах социальных отношений;
-
о структуре общества (различать деление по возрасту, профессиональной принадлежности, национальному признаку, принадлежности к различным социальным институтам и др.); о правилах социальных отношений внутри и между частями общества;
-
о разных типах экономических систем; о значении денег, банков; о роли мировой экономики; о нормах, регулирующих гражданские экономические правоотношения;
-
об элементах политической системы и её устройстве в Российской Федерации; о
-
структуре прав человека и о защите их с помощью законов, о правах и ответственности несовершеннолетних; о способах изменения политической системы.
Систематизировать всю получаемую информацию (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать) и представлять её в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.
Нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:
Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных взглядов и ценностей.
Определять и корректно формулировать своё отношение к различным типам мировоззрения, иным способам доказательства истины, общепринятым нравственным нормам и ценностям, выражаемым в понятиях «долг», «совесть», «милосердие»; отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблем свободы совести, нравственного выбора между долгом и эгоизмом и т.д.
Определять и выражать своё отношение к делению общества на группы и слои, к сложившимся правилам социальных взаимоотношений, к справедливости устройства разных экономических систем.
Формулировать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении проблем поиска смысла жизни, отношений между поколениями.
Определять и выражать своё отношение к идее прав человека, в возможности граждан влиять на власть, к революциям и реформам как способам изменения общества.
Отстаивать свою точку зрения при обсуждении экономических прав подростков.
Формулировать и обосновывать свою точку зрения о возможности защиты прав ребёнка и прав человека в условиях существующей политической системы.
Нравственно-оценочные, личностные действия:
Действовать в пределах норм нравственности и права. Определять свою линию поведения в ситуациях, моделирующих нравственный выбор между желаемым и необходимым (должным); договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты, в основе которых столкновение различных типов мировоззрения.
Выстраивать линию своего поведения в ситуациях:
-
моделирующих межличностные отношения в различных общественных группах и слоях; договариваться с людьми, предотвращать или преодолевать конфликты,
-
связанных с межличностными, межнациональными, классовыми и другими взаимоотношениями;
-
моделирующих экономические отношения между подростками и взрослыми.
-
нарушения прав человека, отношения граждан и органов власти.
Результаты - требования к уровню подготовки в конце 8-го класса
Интеллектуально-познавательные действия:
Добывать и критически оценивать информацию:
-
о разных типах мировоззрений; об общечеловеческих ценностях, об отличительных особенностях научного познания, научных критериях истинности, о значении самопознания в становлении личности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
-
о самореализации личности, средствах и функциях общения, особенностях семьи и брака, стилях разрешения личностных, социальных и межнациональных конфликтов, толерантности, стратовом и гендерном делении общества (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).
-
о видах семейного бюджета, рыночных законах спроса и предложения, задачах Гражданского, Трудового и Налогового кодексов РФ, предпринимательстве, трудовом договоре, прожиточном минимуме, безработице, профсоюзах, функциях государства в рыночной экономике (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
-
о правовом государстве, гражданском обществе, демократии, партийных системах, правоохранительной системе, механизмах защиты прав человека, гражданской, административной и уголовной ответственности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).
Представлять информацию в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.
Нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:
Определять и объяснять своё отношение:
-
к многообразию мнений и представлений, существующих в обществе по самым разным вопросам;
-
к существующему в обществе социальному неравенству, проблеме толерантности, проблеме семьи и брака;
-
к проблеме взаимоотношений работодателей и работников (профсоюзы, зарплаты, забастовки, безработица и т.п.);
-
к проблемам формирования правового государства и гражданского общества, к возможности осуществления демократии;
Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности.
Нравственно-оценочные, личностные действия:
Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные:
-
с этикой научной дискуссии, столкновением людей с разным мировоззрением, с неприятием общечеловеческих ценностей;
-
с недостатком толерантности в социальных, национальных, семейных отношениях;
-
с трудовыми конфликтами, имущественными спорами в семье и т.п.
-
с недостатком правовой культуры, неуважением к правам человека и демократическим свободам.
Результаты - требования к уровню подготовки в конце 9-го класса
Интеллектуально-познавательные действия:
Добывать и критически оценивать информацию:
-
о правилах рационального спора, СМИ, глобализации и глобальных проблемах, теории исторического развития: формационной, цивилизационной, модернизационной (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
-
о типах, стадиях и способах разрешения конфликтов, опасностях национальных конфликтов, особенностях юношеского возраста, принципах социального государства (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
-
о смешанной экономике, валютном курсе, международном разделении труда, ВВП, фазах экономического цикла, инфляции, фондовом рынке, рынке труда, прибыли, затратах, формах частного предпринимательства, структуре государственного бюджета (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
-
о стадиях политического процесса, тоталитаризме, суверенитете, легитимности, структуре публичной власти в Российской Федерации, политических идеологиях, партийных и избирательных системах, политических конфликтах и экстремизме (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).
Представлять информацию в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.
Нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:
Определять и объяснять своё отношение к проблемам:
-
манипуляции общественным сознанием, глобализации и её противникам;
-
социализации молодёжи, существующим социальным конфликтам, трудностям построения социального государства;
-
«теневой экономики», справедливой и честной конкуренции на разных видах рынках;
-
тоталитаризма, политического экстремизма, борьбы политических партий и идеологий, гражданского выбора.
Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности.
Нравственно-оценочные, личностные действия:
Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные:
-
с разными критериями истинности в споре, с разной оценкой информации, поставляемой СМИ, с разным отношением к процессам исторического развития человечества;
-
с национальными отношениями, проблемами поиска молодыми людьми своего места в обществе;
-
с рыночной конкуренцией, налогообложением и т.п.;
-
с борьбой разных политических партий и идеологий, проявлениями экстремизма или авторитарных действий государственной власти.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно - методический комплект:
-
Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 - 9 классы» М: Просвещение 2012.
-
5 класс:
-
«Обществознание. 5 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2013.
-
Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2012.
-
Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2012.
-
6 класс:
-
«Обществознание. 6 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение.
-
Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 6 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение.
-
Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 6 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение.
-
7 класс:
-
«Обществознание. 7 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение.
-
О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 7 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение.
-
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 7 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение.
-
8 класс:
-
«Обществознание. 8 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение.
-
О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 8 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение.
-
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 8 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение.
-
9 класс:
-
«Обществознание. 9 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение.
-
О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 9 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение.
-
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 9 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение.
Технические средства обучения.
-
Нетбук.
-
Колонки.
-
Проектор.
-
Проекционная доска.
-
Электронные приложения к учебникам.
Список литературы
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2011
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011
-
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 - 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение, 2010.
-
Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 - 9 классы» М: Просвещение 2012.
Список дополнительной литературы для обучающихся:
Учебные пособия:
1. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 5 класса/ А.И.Кравченко - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011
2. Обществоведение: гражданин, общество, государство: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений. - 3-е изд. / под ред.
Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой, Н. И. Городецкой и др.; ред. Л. Н. Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2006. - 18ВН 5-09-014702-7.
Литература для дополнительного чтения:
1. Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. - М.: Детская литература, 1970.
2. Домострой / под ред. В. Сенина. - СПб.: Лениздат, 1992.
3. Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Детская литература, 1967.
4. Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). - СПб.: Специальная литература, 1998. 5. Пословицы русского народа: сборник В. Даля. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
5. Пчелов, Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2002.
6. Соколов А.В. Граждановедение. - М.: Просвещение, 2005
Образовательные сайты:
Яndex-энциклопедии. encycl.yandex.ru
Рубрикон. rubricon.ru/
Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. megabook.ru/
rsnet.ru - Официальная Россия (сервер органов государственной власти РФ)
president.kremlin.ru/ - Президент РФ
ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания"
alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание
hpo.org - Права человека в России
chelt.ru - журнал «Человек и труд»
fw.ru - Фонд «Мир семьи»
fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
museum.ru/ Портал «Музеи России».
Календарно - тематическое планирование. 5 класс
№ урока
Название раздела, темы
Кол- во
часов
Дата
Предметные УУД
Тип урока
1
Введение
1
Знать значение, использование термина «обществознание».
Иметь представление о связи обществознания с другими науками
Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы.
урок систематизации знаний
Тема 1. Человек
5
2
Загадка человека.
Знать основные теории происхождения человека. Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя.
урок "открытия" нового знания
3
Природа человека.
Понимать и объяснять понятия «биологический» и «социальный», выделять основные отличия человека от животного, различать и приводить примеры биологических и социальных черт человека.
урок "открытия" нового знания
4
Возраст человека.
Знать периодизацию развития личности.
Характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, показывать на конкретных примерах особенности становления личности.
Уметь приводить примеры типов деятельности человека.
урок общеметодологической направленности
5
Отрочество - особая пора.
Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Осознавать
и раскрывать значимость подросткового возраста в становлении личности.
урок "открытия" нового знания
6
Практикум по теме «Человек».
Почему человеком нельзя стать без общения.
Характеризовать основные положения раздела; анализировать изученные понятия, делать выводы, отвечать на вопросы по темам раздела.
урок отработки умений и рефлексии
Тема 2. Семья
5
7
Семья и семейные отношения.
Давать определение понятиям «семья», «родство», «семейные роли», «брак».
Характеризовать семью и семейные отношения, виды семей.
Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи.
Понимать значимость государственной поддержки семьи.
урок "открытия" нового знания
8
Семейное хозяйство.
Характеризовать свои роли в семье, приводить примеры распределения обязанностей между членами семьи. Характеризовать совместный труд членов семьи.
Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителей.
урок "открытия" нового знания
9
Здоровый образ жизни. Свободное время.
Характеризовать понятие «здоровый образ жизни», долголетие, устанавливать причинно- следственные связи между здоровым образом жизни и долголетием, характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни, уметь приводить примеры из жизни. Описывать и оценивать собственные увлечения как возможность личностного роста.
урок "открытия" нового знания
10
Практикум по теме «Семья».
Я и моя семья. Семейный досуг
Описывать свои обязанности в ведении домашнего хозяйства.
Характеризовать условия для поддержания семейных ценностей и семейного уюта.
Анализировать простые ситуации, связанные с семейными отношениями.Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности.
Формулировать собственное определение понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам.
урок отработки умений и рефлексии
11
Повторительно - обобщающий урок. Человек. Семья
Показывать в процессе выполнения контрольной работы
№ 1 знания по изученным темам 1-2
урок развивающего контроля
Тема 3. Школа
6
12
Образование в жизни человека.
Характеризовать понятие «образование». Рассказывать о значении образования в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование
урок "открытия" нового знания
13
Значение образования для общества.
Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Описывать систему образования в нашей стране. Показывать, какое место в системе образования занимает школа.
Приводить позитивные примеры учения, опираясь на примеры из художественных произведений .
урок "открытия" нового знания
14
Образование и самообразова-ние.
Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Характеризовать систему дополнительного образования.
Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения.
С опорой на конкретные примеры характе-ризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.
Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний
урок "открытия" нового знания
15
Умение учиться.
Характеризовать учёбу как основной труд школьника.
Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения.
С опорой на конкретные примеры характе-ризовать значение обучения для человека.
урок "открытия" нового знания
16
Одноклассники, сверстники, друзья.
Характеризовать понятие «малая группа». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.
Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями
урок "открытия" нового знания
17
Практикум по теме «Школа».
Школа в жизни человека и общества.
Характеризовать основные положения раздела. Систематизировать информацию о роли образования в жизни человека. Характеризовать учебу как основной труд школьника., понимать важность учения и самообразования.
Иллюстрировать примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека.
урок отработки умений и рефлексии
Тема 4.
Труд
6
18
Труд - основа жизни.
Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.
Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека
урок "открытия" нового знания
19
Труд в современной экономике.
Объяснять понятия «благотворительность» и «меценатство», приводить примеры из жизни. Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.
урок "открытия" нового знания
20
Труд и творчество.
Различать творчество и ремесло.
Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров
урок "открытия" нового знания
21
Практикум по теме «Труд».
Каким бывает труд человека.
Характеризовать основные положения раздела. Характеризовать труд как вид человеческой деятельности. Определять значение труда в жизни человека.
Оценивать собственное творчество. Уметь презентовать результаты своего труда. Уметь на примерах иллюстрировать проявление творчества.
урок отработки умений и рефлексии
22
Практикум по теме «Труд».
Труд и его оценка.
Характеризовать основные положения раздела. Характеризовать труд как вид человеческой деятельности. Определять значение труда в жизни человека. Различать материальную и моральную оценку труда.
урок отработки умений и рефлексии
23
Повторительно - обобщающий урок. Школа. Труд
Показывать в процессе выполнения контрольной работы
№ 2 знания по изученным темам 3-4
урок развивающего контроля
Тема 5. Родина
10
24
Наша Родина - Россия.
Характеризовать понятие «Родина». Объяснять, что оно значит для человека. Рассказать о своей стране - Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну. Объяснять значение русского языка как государственного.
урок отработки умений и рефлексии
25
Россия - федеративное государство.
Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонациональ-ного государства.
урок "открытия" нового знания
26
Государственные символы России: герб и флаг.
Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать государственный герб. Описывать государственный флаг, над какими зданиями он поднят постоянно.
Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России.
урок "открытия" нового знания
27
Государственные символы России: гимн. Государственные праздники.
Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Знать авторов и текст Российского гимна.
Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России.
урок "открытия" нового знания
28
Гражданин России.
Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин», «гражданственность».
урок "открытия" нового знания
29
Права и обязанности граждан РФ.
Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».
Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.
Называть основные обязанности граждан РФ, иллюстрировать примерами их исполнение.
урок "открытия" нового знания
30
Мы - многона-циональный народ.
Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны - ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе
урок отработки умений и рефлексии
31
Многонацио-нальная культура России.
Давать определения понятиям «толерантность», «национальность», выявлять характерные черты и признаки понятий, характеризовать и подтверждать примерами этнические и национальные различия, показывать на конкретных примерах толерантное отношение к людям разных национальностей.
урок "открытия" нового знания
32
Практикум «Россия - Родина моя»
Приводить примеры проявлений патриотизма, добросовестного выполнения гражданских обязанностей, гражданственности. Составлять собственные информационные материалы о Москве - столице России.
урок отработки умений и рефлексии
33
Практикум по теме «Родина».
Толерантность - уважение людей любой национальности
Давать определения понятиям «толерантность», «национальность», выявлять характерные черты и признаки понятий, характеризовать и подтверждать примерами этнические и национальные различия, показывать на конкретных примерах толерантное отношение к людям разных национальностей. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых данной тематике.
урок отработки умений и рефлексии
34
Итоговое повторение
1
Знать основные положения курса.
урок систематизации знаний
Примерные темы проектных работ по обществознанию для учащихся 5 класса:
-
Мифы о происхождении человека.
-
Как государство помогает семье.
-
История Олимпийских игр.
-
История параолимпийских игр.
-
Права ребёнка в Конституции РФ.
-
Организация семейного досуга. Свободное время школьника
7. Роль семьи в моей жизни (родословное дерево).
8. Мой дедушка (бабушка) - участник Великой Отечественной войны.
9. Моё доброе дело.
10. Традиции народов России. Национальный костюм (народы России).
11. Хорошо учиться - это значит?
Творческие работы:
Презентации «Мое хобби» (совместно с родителями, старшими школьниками)
Проект «Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность»
Презентации «Мой класс» (совместно с родителями, старшими школьниками)
Сообщения о благотворителях и меценатах
Проект «Народные умельцы»
Проект «Государственные символы России»
Проект «Мы - многонациональный народ»
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ по обществознанию для учащихся 5 - 9 классов (ВОЗМОЖЕН СТЕНД, ПЛАКАТ, КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, СПРАВОЧНИК И Т. П.)
-
Социальный портрет моего сверстника
-
Знай свои права (пособие для подростка)
-
Защита правопорядка
-
Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?)
-
Бизнес (иллюстрированный словарь)
-
Как работает современный рынок
-
Здоровый образ жизни
-
Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность
-
Мой город - город для всех
-
Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей
-
Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?)
-
Человек долга - кто он, каков он?
-
Свободное время школьника
28