- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по экономике (профиль)
Рабочая программа по экономике (профиль)
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Луценко И.В. |
Дата | 22.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное автономное образовательное учреждение
Республики Хакасия среднего профессионального образования
«Аграрный техникум»
Рассмотрено на ПЦК. Согласовано:
Протокол №______ Зам. директора по УР
«____» ___________2013г. ________________
«____»____________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОДП.04 « Экономика »
для специальности:
100701.01 Продавец, контролер - кассир
Курс 1,2
2013 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) подготовки квалифицированных рабочих профессий. «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) с учетом профиля получаемого профессионального образования и примерной программы учебной дисциплины «Экономика», предназначенной для изучения «Экономика» в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Аграрный техникум» ( ГАОУ РХ СПО «Аграрный техникум»)
Разработчик: Луценко И.В., преподаватель ГАОУ РХ СПО «Аграрный техникум».
Рабочая программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
Протокол № ________ «______»_____________20___г. Подпись_______________
Рабочая программа рассмотрена и продлена на заседании предметной цикловой комиссии
До ______ Протокол № _____ «_____» ____________20___г. Подпись_____________
До______ Протокол № _____ «_____» ____________20___г. Подпись_____________
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка к программе учебной дисциплины 1.1 Область применения рабочей программы 1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
4
2.
Структура и содержание учебной дисциплины 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
6
3.
Условия реализации учебной дисциплины 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 3.2 Информационное обеспечение обучения
13
4.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
14
5. Технологии формирования ОК 15
6. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу 16
-
Пояснительная записка к программе учебной дисциплины
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по подготовке квалифицированных рабочих по профессии: 100701.01 Продавец, контролер-кассир. Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования .
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экономика» относится к циклу профильной общеобразовательной подготовки.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности,
элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…);
-пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Обучающийся, освоивший курс основ экономики, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров. ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Формируемые при изучении дисциплины « Экономика» компетенции профессиональной направленности, позволят обучающемуся эффективно и гарантированно осуществлять профессиональную деятельность в современных условиях в соответствии с требованиями к уровню качества подготовки специалиста.
1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка -141 час, в том числе:
Обязательной аудиторной нагрузки - всего 94, в том числе лабораторных и практических занятий - 7 часов
На первом курсе - 40 часов, на втором курсе - 54 часа;
Самостоятельной внеаудиторной работы - 47 часов ( 1 курс -16 часов, 2 курс- 31 час)
2. Структура и содержание учебной дисциплины.
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
141
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
94
в том числе:
лабораторные работы, практические занятия
7
контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
47
в том числе:
индивидуальное проектное задание
8
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
39
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭКОНОМИКА , 1 курс ( 40 ауд. +16 внеауд, час)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения
Раздел 1. Микроэкономика
24
Введение
Введение в экономику: что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и прикладная экономика. Экономическая наука и экономическая политика.
2
1
Тема1. Экономические системы. Собственность
Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика. Эволюция экономических систем.
Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы собственности. Объекты собственности.
Рыночная экономика. Признаки рынка. Виды рынка.
Функции государства в экономике. Экономические циклы.
4
2
Тема 2. Спрос. Предложение. Цена
Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Факторы, формирующие спрос. Эластичный и неэластичный спрос.
Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, формирующие предложение: цены факторов производства и новые технологии, налоги и субсидии.
Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем продаж. Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие.
4
2
Тема 3. Конкуренция и монополия
Условия совершенной конкуренции.
Природа монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий. Монополии в России.
Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции.
2
2
Практическая работа по теме «Спрос, предложение цена»
1
Контрольная работа по теме «Микроэкономика»
1
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1
4
Виды внеаудиторной самостоятельной работы: сбор статистического материала, подготовка сообщения на тему «Система антимонопольных мер в России»; выполнение компьютерной презентации по теме « Значение экономики для развития общества»
Раздел 2. Макроэкономика.
22
Тема 4. ВВП, его структура и динамика.
Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Добавленная стоимость. ВВП на душу населения. Методы измерения ВВП по расходам и по доходам.
Номинальные и реальные экономические показатели. Номинальный и реальный ВВП. Индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.
Экономический рост и развитие. Темп экономического роста. Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост.
4
2
Тема 5. Рынок труда и безработица
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Государственная политика поддержки занятости.
2
2
Тема 6. Фискальная политика
Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Средняя и предельная ставки налога. Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера. Налоговая система России.
Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг. Фискальная политика.
2
2
Тема7.Деньги.Банки. Инфляция
Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
2
2
Практическая работа Финансы и денежно-кредитная система
1
Контрольная работа по теме «Макроэкономика»
1
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2
6
Виды внеаудиторной самостоятельной работы: работа с дополнительными источниками по сбору статистической информации: новые показатели ВВП различных стран и России и нахождение экономической информации о социально-экономических последствиях инфляции.
Раздел 3. Экономические основы бизнеса
22
Тема 8. Семейная экономика
Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки.
2
2
Тема 9. Распределение доходов
Заработная плата работников. Факторы увеличения оплаты труда. Роль форм вознаграждения за труд в стимулировании деятельности рабочих и специалистов. Номинальная и реальная заработная плата.
1
2
Тема 10. Предпринимательство и предприниматель
Коммерция и бизнес. Понятия предпринимательства и предпринимателя. Виды предпринимательства. Эволюция взглядов на предпринимательство. Роль предпринимательства в экономике.
Характеристика предпринимателя. Склонность к риску. Мотивы предпринимателя. Предприниматель и фирма. Внутрифирменное предпринимательство.
2
2
Тема 11. Предприятия и их организационно-правовые формы
Юридические лица. Некоммерческие предприятия. Общая классификация фирм по правовому статусу. Формы предприятий в России. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Производственные кооперативы. Объединения предприятий. Малый бизнес.
Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации.
2
2
Тема 12. Менеджмент
Понятия менеджмента и менеджера. Организационная структура. Принципы менеджмента. Механизмы координации. Организация производства. Управление персоналом. Мотивация и контроль.
2
2
Тема 13. Маркетинг
Понятие маркетинга. История и эволюция маркетинга.
Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка.
Жизненный цикл товара. Качество. Стимулирование сбыта.
2
2
Практическая работа расчет бюджета семьи, определение прожиточного минимума семьи по установленным данным республики, города
1
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3
Виды внеаудиторной самостоятельной работы: написание трудового соглашения с работником фирмы; решение задач, подготовка к проведению деловой игры "Организация фирмы", подготовка материала о различных профессиях, появившихся в России при формировании рыночной экономики.
10
Итоговый контроль
2
Всего
70
II курс ( 54час ауд + 31 внеауд.))
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения
Раздел 4. Государство и экономика
48
Тема 14. Роль государства в экономике.
Общественные блага
Государство как рыночный субъект.
Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики.
Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.
6
2
Самостоятельная работа:
1.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Внешний долг России и проблемы его урегулирования»
«Мировой опыт свободных экономических зон»
4
Тема 15
Налоги. Система и функции налоговых органов
Система налогообложения. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания.
Система и функции налоговых органов
4
2
Практическое занятие «Расчет основных видов налогов»
2
Самостоятельная работа :
1.Работа с конспектом
2.Работа с дополнительной литературой
3.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Значение налогов в развитии экономики России»
«Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики»
4
Тема 16
Государственный бюджет. Государственный долг
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета.
Государственный долг и его структура
Роль государства в кругообороте доходов и расходов.
6
2
Самостоятельная работа :
1.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Бюджетный дефицит и концепции его регулирования»
«Внешний долг России и проблемы его урегулирования»
4
Тема 17
Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы
Цели национального производства и состав ВВП.
Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. Экономический подъем. Экономический спад. Депрессия.
Неравенство доходов и его измерение. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости.
6
2
Практическое занятие «Выполнение расчета ВВП. Номинальный и реальный ВВП»
2
Самостоятельная работа :
1.Подготовить реферативную работу на одну из тем:
«Проблемы вступления России в ВТО»
«Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС»
2. Оформить терминологический словарь
3. Проработка конспектов по разделу 5 «Государство и экономика»
8
Раздел 5.
Международная экономика
51
Тема 18.
Международная торговля
Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле.
Государственная политика в области международной торговли Фритредерство. Таможенная пошлина.
6
2
Тема 19
Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы
Валюта
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса
Факторы, определяющие валютные курсы
Глобальные экономические проблемы.
6
2
Тема 20
Особенности современной экономики России
Экономические реформы в России. Экономический рост
Инвестиционный климат в современной России.
Россия и мировая экономика
2
Самостоятельная работа :
1.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Государственная политика в области международной торговли»
«Особенности миграционных процессов во 2-й половине ХХ в»
2.Подготовить реферативную работу на одну из тем:
«Электронные рынки как феномен мировой экономики»
«Особенности современной экономики США»
3. Подготовка к итоговому зачету
4 Проработка конспектов по разделу 6 «Международная экономика»
7
Индивидуальное проектное задание
8
3
Контрольная работа по разделам «Деньги и банки», «Государство и экономика», «Мировая экономика»
1
3
Зачет по дисциплине (дифференцированный)
1
3
Итого:
85
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. Условия реализации учебной дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебники
- дополнительный дидактический материал
Технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Автономов В.С. Введение в экономику / учебник для 9-10 кл., Издат.: Вита-Пресс, 2009
2 Липсиц И.В. Экономика. / учебник для 10-11 кл., Издат. Вита-Пресс, 2010
Дополнительные источники:
1. Борисов Е.Ф., Волков Ф.Н. Основы экономической теории. - М.: Высшая школа, 1993.
2. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. Курс лекций. - М.: Высшая школа, 1994.
3. Оскорбина С.Н. Основы экономических знаний, М., 2000
4. Соколов С.В. "Основы экономики". Асадема М, 2005
4. Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Д. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
5 . Мировая экономика, учебник. Под ред. А.С.Булатова - М.: Юрист,1999.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда
внеаудиторная самостоятельная работа по разделам 1,2,3
Проектное задание
Знать:
общие принципы организации производственного и технологического процесса
Контрольная работа № 3
Практическая работа №3
механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях
Контрольная работа № 1,2
Практическая работа №1,2
цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли
Контрольная работа № 2,3
Практическая работа №2,3
внеаудиторная самостоятельная работа по разделу 2
Проектное задание
5. Технологии формирования ОК
Названия ОК
Технологии формирования ОК. (Наименования результата обучения)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Видеть объективную картину мира. Понимать значение своей профессии в формировании гармоничной, компетентной личности.
.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Выполнять индивидуальные практические или групповые задания. Определять способы и методы выполнения самостоятельных творческих проектов.
ОК З.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Анализировать стандартные и нестандартные ситуации. Моделировать цепочку последствий в разных ситуациях, делать свои прогнозы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Уметь пользоваться различными источниками информации, анализировать. Выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Использовать различные методы информационной технологии для разработки презентаций, написания проектов, рефератов
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Брать на себя ответственность при защите групповых проектов, выполнения творческих заданий, защите презентаций.
ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
Участвовать в различных формах аудиторной и внеаудиторной деятельности по предмету.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Самостоятельно определять пробелы в своих знаниях. Планировать и осуществлять самообразование, самостоятельно готовиться к сдаче зачетов, практических и других работ по предмету
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением
БЫЛО
СТАЛО
Основание:
Подпись лица внесшего изменения