- Преподавателю
- Обществознание
- Планирование по элективному курсу Анализ выссказываний в формате эссе 10 кл
Планирование по элективному курсу Анализ выссказываний в формате эссе 10 кл
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дукарец О.И. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 им. М.В. Ломоносова
с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
общественно-научных дисциплин
Руководитель МО
_________/Кирова Л.С./
Протокол № ____ от
«___» _________ 2012 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
МОУ СОШ №6
_________ /М.А.Золотовская/
«___» _________ 2012 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ 6
___________ /С.А.Кручинина/
Приказ № ___ от
«___» _________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По элективному курсу
«Анализ высказываний в формате эссе»
10 класс.
Составители:
Учитель истории и обществознания
Дукарец О.И.
Высшая квалификационная категория.
Самара, 2012.
Пояснительная записка.
Данный элективный курс разработан на основе учебного пособия Фомина С. А. Научись писать эссе по обществознанию. Подготовка к выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию: учебное пособие - Самара: ООО «Офорт», 2011. и соответствует требованиям к подготовке выпускников основной школы по предмету «обществознание». Курс рассчитан на 34 часа. Как показывает практика, значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе. Частым недостатком эссе является неумение раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. Умения и навыки написания эссе закладываются в основной школе в VШ-IХ кл., когда происходит обучение развернутому ответу с элементами аргументации, введение понятий «тезис» и «аргумент». В Х-ХI кл. учащиеся знакомятся со структурой эссе, требованиями к его написанию, отрабатывают навык написания эссе.
Таким образом, работа на занятиях направлена на устранение, типичных ошибок и недостатков, развитие навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности.
Задачи факультатива:
1. Ознакомление учащихся с основными требованиями написания эссе.
2. Обучение навыкам и умениям написания эссе по различным темам обществоведческого курса с использованием собственной разработанной методики.
3. Формирование теоретической базы для развития умений аргументированного обоснования социальных явлений и процессов; умений грамотной аргументации собственной позиции.
4. Отработка умений оценивать эссе по таблице критериев.
Содержание программы факультатива включает теоретические и практические занятия.
Теоретические занятия (лекции) посвящены углубленному изучению тем обществоведческого курса, работе с дополнительной литературой, обществоведческими словарями с целью правильного отбора необходимого теоретического материала для написания эссе. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление.
Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в умениях и навыках написания эссе по развернутой памятке и готовым образцам, размещенным в пособии.
Факультативный курс посещают учащиеся 10 классов, ориентированные на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.
В основе курса лежит модульно-блочный подход. Логика построения курса «от общего к частному» предполагает формирование теоретического мышления.
Содержание курса построено в следующей последовательности:
1) освоение учащимися особенностей жанра эссе;
2) изучение рекомендаций по подготовке к написанию эссе;
3) знакомство с критериями оценивания обществоведческого эссе;
4) освоение алгоритма написания эссе по обществознанию;
5) практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой;
6) практикумы по написанию эссе в соответствии с изученными правилами по разделам:
- «Философия»;
- «Социальная психология»;
- «Экономика»;
- «Социология»;
- «Политология»;
- «Правоведение».
Особенностью проведения практикумов является наличие этапа обобщения теоретических знаний по изучаемому разделу.
7) итоговая работа «Пробное написание эссе по заданной теме».
Предлагаемый факультатив имеет практическую направленность, так как учащиеся:
- углубляют и совершенствуют знания по основным темам курса «Обществознание»;
- овладевают умениями и навыками написания эссе;
- учатся извлекать необходимую информацию из словарей и справочников;
- совершенствуют подготовку к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Процесс изучения факультатива направлен на формирование следующих универсальных умственных действий школьника:
- умение логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы;
- умение применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов;
- использование знаний в воображаемых жизненных ситуациях;
- владение основами речевой культуры.
Результаты изучения факультатива:
- ученик способен применять обществоведческие знания в новой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать;
- ученик выражает собственные оценки и формулирует целостные внутренне непротиворечивые высказывания;
- развиваются логические, коммуникативные, метапредметные УУД.
Технология обучения навыкам и умениям написания обществоведческого эссе - инновационная учебная технология, обеспечивающая развитие самостоятельной продуктивной деятельности в процессе подготовки к ЕГЭ, формирование умений творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам.
Литература:
1) Маркин С.А. Обществознание. Выполнение заданий части С. - М.: «Айрис - Пресс», 2011.
2) Обществознание: учебник для учащихся 10 класс: базовый уровень; под редакцией Л. Н. Боголюбова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007.
3) Обществознание: учебник для учащихся 11 класс: базовый уровень; под редакцией Л. Н. Боголюбова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007.
4) Фомина С. А. Научись писать эссе по обществознанию. Подготовка к выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию: учебное пособие - Самара: ООО «Офорт», 2011.
5) Чернышева О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности. Эссе, сложный план развернутого ответа. 10-11 классы. - Ростов н/Д: Легион, 2011.
4) Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся; под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова - 4-е изд.-М.: Просвещение, 2007.
Тематическое планирование.
№ урока
Название темы
Количество часов
Форма работы
1
Особенности жанра эссе.
1
лекция
2
Структура эссе.
1
лекция
3
Виды высказываний.
1
самостоятельная работа
4
Вступление.
1
семинар
5
Определение проблемы.
1
лекция
6-10
Практические занятия (самостоятельный анализ высказываний)
5
лабораторная работа.
11-12
Аргументация и ее виды.
2
лекция
13-16
Практические занятия (выдвижение собственной аргументации)
4
лабораторная работа
17.
Вывод.
1
семинар
18-19
Комплексный анализ высказываний по философии.
2
семинар, лабораторная работа
20-21
Комплексный анализ высказываний по социологии.
2
семинар, лабораторная работа
22-23
Комплексный анализ высказываний по экономике
2
семинар, лабораторная работа
24-25
Комплексный анализ высказываний по политологии
2
семинар, лабораторная работа
26-27
Комплексный анализ высказываний по праву
2
семинар, лабораторная работа
28-32
Опыт самостоятельной работы
4
самостоятельная работа и ее анализ
32-33
Подведение итогов.
2
круглый стол