Рабочая программа по экономике 10 класс (базовый уровень)

Пояснительная записка.  Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандартаобщего образования (2004 г.) и программы "Экономика" (автор И.В.Липсиц) базовый уровень  М., "Дрофа", 2004 г.Количество часов по программе -  36 Количество часов по учебному плану школы -  34 часа, 1 час в неделю,   резервное время 2 часа.Изучение экономики в старшей школе на  базовом уровне направлено на достижение следующих целей : ·                освоение основных...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Черепаново

Новосибирской области



«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО гуманитарных наук

«____»____________2014 г.

Протокол № _______

__________________________

Е. Л. Карабаева


«СОГЛАСОВАНО»

заместитель директора школы по УВР

«___»_____________2014 г.



И. В. Федорова


«УТВЕРЖДАЮ»

директор МОУ СОШ №3

г. Черепанова

«___»___________2014 г.


_______________

И. М. Петушкова




Рабочая программа

по экономике

10 класс

(базовый уровень изучения предмета)






учитель экономики высшей квалификационной категории

Камилова Любовь Балтибаевна





2014 - 2015 уч. год



Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта

общего образования (2004 г.) и программы "Экономика" (автор И.В.Липсиц) базовый уровень М., "Дрофа", 2004 г.

Количество часов по программе - 36

Количество часов по учебному плану школы - 34 часа, 1 час в неделю, резервное время 2 часа.



№№

тем



Названия тем

Количество часов при различном общем времени изучения курса

17-ти часовой

для 9 класса

36-ти часовой для 10 класс

1.

Понятие об экономике

4

-

2.

Типы экономических систем

3

-

3.

Спрос и предложение

2

-

4.

Как работает рынок

2

-

5.

Основы денежного механизма

3

-

6.

Законы денежного обращения

2

-

7.

Человек на рынке труда

-

4

8.

Социальные проблемы рынка труда

-

5

9.

Экономические проблемы безработицы

-

5

10.

Фирмы

-

3

11.

Фирмы и конкуренция

-

4

12.

Доходы и расходы семьи

-

3

13.

Неравенство доходов (дифференциация доходов)

-

4

14.

Экономические задачи государства

-

3

15.

Государственные финансы

-

3

Резерв времени

1

2


Всего

17

36

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей :


  • освоение основных знаний об экономической деятельности людей, фирм и государства, об экономике России;

  • ознакомление с функционированием рынка труда, сферой малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности, ориентация в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;

  • овладение умением рассчитать семейный бюджет;

  • развитие у учащихся умений подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение.

Задачи: сформировать у учащихся общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Экономика и экономическая наука. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы. Выбор и альтернативная стоимость Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода1. Значение специализации и обмена.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения

Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры Экономические функции и цели фирмы, ее основные организационные формы. Производство, производительность труда и факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Реклама. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента.

Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы

Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Социальные последствия инфляции.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы. Основы денежной политики государства.

Международная торговля. Обменные курсы валют. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Особенности современной экономики России.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

знать

  • функции денег и банковской системы, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;

уметь

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, роль профсоюзов, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, причины инфляции, проблемы международной торговли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получать экономическую информацию и оценивать ее;

  • составлять семейный бюджет;

  • оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.


Учебники и учебные пособия:

1. И.В.Липсиц "Экономика" книга 1, М., "Вита пресс", 2007 г.

2.Е.В.Савицкая. "Уроки экономики в школе": учебно-методическое пособие, М., "Вита пресс", 2006 г.

3.Е.В.САвицкая, С.Ф.Серегина "Уроки экономики в школе" пособие для учителя, М., "Вита пресс", 2007 г.

4.С.Равичев, Т.Протасевич. Сборник тестовых заданий по экономике (8-11 классы), М., "Вита пресс", 2008 г.

5. О.И.Медведева. Экономика 9-11 классы. Контрольные задания и тесты. Волгоград, "Учитель", 2009 г.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС


Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

(форма и вид

деятельности)

Элементы содержания


Требования

к уровню

подготовки


Вид

контроля.


Домашнее задание

Дата

проведе-

ния

ЦОРы и ИОРы





План

Факт

ГЛАВА 7. ЧЕЛОВЕК НА РЫНКЕ ТРУДА (4 часа)

1

Экономическая природа рынка труда

1

Комбинированный урок

Понятие о рынке труда. Особенности труда как товара. Продавцы и покупатели на рынке труда. Понятие о характере спроса на рынке труда

Знать:

- особенности труда как товара;

- деятельность продавцов и покупателей на рынке труда. Объяснять суть положения «спрос на рынке труда»

Словарик темы. Моделирование ситуаций и их анализ

Пар.20

http//akdi.ru

2

Спрос на

услуги труда

2

Изучение нового материала

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда. Закон предложения на рынке труда. Понятие об эффективности дохода и его влиянии на предложение труда

Знать:

- факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда;

- закон предложения на рынке труда.

Объяснять положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда

Роль государства на рынках трудащения «

Сообщения на тему «Наиболее востребованные профессии на рынке труда НСО»

Пар.21

http//akdi.ru

3

Факторы формирования заработной платы на рынке труда

1

Комбинированный урок

Заработная плата как равновесная цена труда. Влияние на зара-

ботную плату изменений в соотношениях спроса и предложения на рынках труда.

Знать, как формируется заработная плата, что влияет на ее величину.

Приводить примеры, объяснять их

Работа в

группах.

Принятие

решений по предложенным проблемам

Пар.22

Презентация

metod-kopilka.ru›

4

Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда

1

Комбинированный урок

Уровень оплаты труда. Человеческий капитал.

Причины возникновения устойчивых отраслевых различий в уровнях заработной платы

Уметь работать со статистическими данными, различать термины «сложность труда», «тягость труда».




тест

Пар.23- 25


http//vedi.ru /statbase.htm#1


ГЛАВА 8 . СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА (5 часов)

5-6


Профсоюзы и трудовые конфликты.

За что борются профсоюзы

1

Урок изучения нового материала

Формирование «черных списков». Локаут. Штрейкбрехеры. Забастовки.

Ли Якокка

Знать определения терминов.

Уметь делать выводы и умозаключения о возможностях решения трудовых конфликтов.

Составление таблицы

Пар.26



http//econlin.hl.ru

ru.wikipedia.org/wiki/

7

Понятие о трудовом

контракте

1

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Понятие о трудовом контракте. Причины заключения трудовых договоров и генеральных соглашений

Знать, что такое трудовой контракт, причины его заключения. Что такое трудовые договора и генеральные соглашения

Составление контракта при приеме на работу

Пар.27



prezentatsii/ekonomika…


8

Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата

1

Комбинированный урок

Прожиточный минимум как минимальная цена труда. Проблемы относительной динамики прожиточного минимума, минимальной и средней заработной платы

Знать, что такое прожиточный минимум, минимальная и средняя заработная плата. Объяснять соотношение прожиточного минимума, минимальной и средней заработной платы

Составить словарик темы

Пар.28



Презентация

metod-kopilka.ru›


9

Основные способы стимулирования трудовой активности работников

1

Комбинированный урок

Основные способы стимулирования трудовой активности работников. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности и качества труда

Знать:

- основные способы стимулирования трудовой активности работников;

- виды заработной платы. Объяснять, как трудовая пенсия способствует росту производительности и качества труда

Задания по группам. Составить схему «Виды заработной платы», таблицу «Способы стимулирования труда работников»

Пар.29-30



prezentatsii/ekonomika…


ГЛАВА 9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ (5 часов)

10

Что такое безработица

1

Урок изучения нового материала

Понятие безработицы. Рабочая сила. Центр занятости.

Знать причины безработицы, проблемы, которые она порождает.

Опорный конспект

Пар.31



Авторская презентация

11-12

Виды безработицы

2

Комбинированный урок

Фрикционная, структурная, циклическая безработица.

Знать определения всех видов безработицы. Уметь приводить примеры из жизни.

Составление и анализ таблицы

Пар.32



Авторская презентация

13

Что такое полная занятость

1

Комбинированный урок

Полная и неполная занятость.

Естественная норма безработицы.

Знать, при каких условиях на рынке труда складывается ситуация полной занятости.

Работа со СМИ

Пар.33



Авторская презентация

14

Как можно сократить безработицу

1

Комбинированный урок

Самозанятость. Программа поддержки предпринимательства, молодых специалистов.

Знать способы сокращения различных видов безработицы в стране.


Эссе

Пар.34



http//vedi.ru /statbase.htm#1


ГЛАВА 10. ФИРМА (3 часа)

15

Роль фирм в экономической жизни страны

1

Урок изучения

нового

материала

Понятия «фирма» и «предприятие». Фирма и отрасль. Понятие о добавленной стоимости

Знать:

- понятия: фирма, предприятие, отрасль;

- понятие о добавленной стоимости

Составить словарик темы, схему «Виды

фирм»

Пар.35



Презентация

metod-kopilka.ru›


16

Виды фирм

1

Комбинированный урок

Организационно-правовые

формы фирм по российскому законодательству.

АО, товарищества.

Знать достоинства и недостатки различных форм хозяйственной деятельности фирм, усвоить формы и способы образования прибыли

Анализ схемы

«Виды фирм»

Пар.36



http//econlin.hl.ru

17

Что такое акционерное общество

1

Комбинированный урок

Виды акционерных обществ: ОАО, ЗАО, ООО.

Знать определения терминов, различать виды АО. Усвоить права акционеров.

Составить таблицу «Виды АО»

Пар.37



ru.wikipedia.org/wiki/








ГЛАВА 11. ФИРМЫ И КОНКУРЕНЦИЯ (4 ЧАСА

18

Виды прибыли

1

Урок изучения нового материала

Экономические затраты. Бухгалтерские затраты.

Общие затраты.

Выручка. Прибыль.

Знать виды ресурсов, различать виды затрат

тест

Пар.38



prezentatsii/ekonomika…


19

Виды затрат и их

экономическое значение

1

Комбинированный урок

Постоянные и переменные затраты

Знать, чем расходы отличаются от затрат. Уметь анализировать изменения затрат фирмы

Терминологический диктант

Пар.39



http//eeg.ru

20

Понятие о средних и предельных затратах

1

Комбинированный урок

Средние и переменные затраты. Маржинальные затраты. Матвей Кузнецов

Знать, как определяются средние затраты. Уметь различать средние затраты от предельных.

Решение задач

Пар.40



http//eeg.ru

21

Влияние конкуренции на деятельность фирм

1

Урок изучения нового материала

Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монопсония.

Знать определения. Уметь различать типы конкурентных рынков.

Эссе «Плюсы и минусы конкуренции для потребителя»

Пар41



http//vedi.ru /statbase.htm#1


ГЛАВА 12. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ (3 часа)

22

Источники семейных доходов

1

Урок изучения нового материала

Источники доходов семьи. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране

Знать понятия темы. Уметь объяснять:

- источники доходов семьи;

- изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране

Фронтальный опрос

Пар.42



Презентация

metod-kopilka.ru›


23

Семейные расходы и закономерности их изменения

1

Комбинированный урок

Структура семейных расходов как индикатор уровня развития страны.

Закон Энгеля.

Структура семейных расходов как индикатор уровня развития страны

Задание по группам

Пар.43



http//econlin.hl.ru

24

Инфляция и семейная экономика

1

Урок обобщения и закрепления знаний (ролевая игра)

Номинальные доходы.

Реальные доходы

Знать причины изменения номинальных и реальных доходов.

Тест

Пар.44



prezentatsii/ekonomika…


ГЛАВА 13. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ (4 часа)

25-26

Что порождает неравенство в благосостоянии

2

Урок изучения нового материала

Неравенство доходов и неравенство богатств. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов

Знать

- социальные программы. Уметь:

- анализировать материалы СМИ;

- работать с нормативными документами

Анализировать материалы СМИ, работать с нормативными документами

Пар.45



http//vedi.ru /statbase.htm#1

27

Регулирование неравенства доходов с помощью налогов

1

Комбинированный урок

Механизм регулирования

Понятие о прогрессивном налогообложении. Социальные программы

Знать:

- понятие о прогрессивном налогообложении;

- социальные программы.

Анализировать материалы СМИ, работать с нормативными документами

Пар.46

prezentatsii/ekonomika…


28

Бедность как экономическая проблема

1

Урок повторения и обобщения

Социальные программы.

Трансферты.

Знать о мерах поддержки нуждающихся граждан.

Уметь: делать выводы о том, что бедность- экономическая проблема.

Анализировать материалы СМИ, работать с нормативными документами

Пар.47

http//econlin.hl.ru

ГЛАВА 14. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА (3 часа)

29

Экономические свободы и роль государства в их защите

1

Урок изучения нового материала

Роль государства как экономической свободы. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни

Знать:

- роль государства как экономической свободы; - государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни

Составить схему «Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны»

Пар.48



30

Причины вмешательства государства в экономическую жизнь

1

Комбинированный урок

Понятие о слабости рынка. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах

Знать:

- понятие о слабости рынка;

- экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка;

Таблица «Экономические функции государства»

Пар.49


http//econlin.hl.ru

31

Формы вмешательства государства в работу рыночной системы

1

Комбинированный урок

Важнейшие задачи государства. Регулирование проблем, связанных с возникновением внешних эффектов

Знать:

- роль государства в регулировании внешних эффектов;

- понятие об общественных благах

Тестовые задания. Понятийный диктант, составление графиков,

Пар.50


http//akdi.ru


ГЛАВА 15. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ (3 часа)


32

Принципы и методы налогообложения

1

Урок изучения нового материала

Государственные финансы. Налогообложение. Виды налогов.

Акцизы. Пошлины.

Знать основные термины. Уметь различать виды налогов. Приводить примеры перераспределения бюджета

Работа со статистическим материалом.

Анализ материалов СМИ

Пар.51

http//eeg.ru

33

Понятие о государственном бюджете

1

Комбинированный урок

Федеральный бюджет. Судьба налоговых поступлений в бюджет. Дефицит и профицит бюджета

Знать принципы перераспределения бюджетных поступлений.

Опорный конспект

Пар.52

http//nns.rn/analytdoc

34

Причины и следствия возникновения государственного долга

1

Комбинированный урок

Государственный долг. Способы финансирования гос.долга.

Источники дополнительных доходов в бюджет.

Знать о государственных ценных бумагах.

Тестовая работа

Пар.53

http//nns.rn/analytdoc

35-36

Резервные уроки

2

Уроки повторения и обобщения

Викторина, учебно-деловая игра.

Повторение




Учебники и учебные пособия:


1. И.В.Липсиц "Экономика" книга 1, М., "Вита пресс", 2007 г.

2.Е.В.Савицкая. "Уроки экономики в школе": учебно-методическое пособие, М., "Вита пресс", 2006 г.

3.Е.В.САвицкая, С.Ф.Серегина "Уроки экономики в школе" пособие для учителя, М., "Вита пресс", 2007 г.

4.С.Равичев, Т.Протасевич. Сборник тестовых заданий по экономике (8-11 классы), М., "Вита пресс", 2008 г.

5. О.И.Медведева. Экономика 9-11 классы. Контрольные задания и тесты. Волгоград, "Учитель", 2009 г.


1Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

© 2010-2022