• Преподавателю
  • Обществознание
  • Введение в экономику. Основные теории экономического поведения человека (Факультатив по экономической теории для учащихся старших классов образовательных учреждений)

Введение в экономику. Основные теории экономического поведения человека (Факультатив по экономической теории для учащихся старших классов образовательных учреждений)

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основные теории экономического поведения человека

Начиная с античных времён, экономический человек являлся производителем благ (товаров и услуг) - земледельцем, скотоводом, ремесленником. Он был активным субъектом рынка и созидателем ценностей. Со временем менялся его облик, разнообразнее становились интересы. Совершенствовались методы воздействия на окружающую среду. Эпоха индустриализации превратила в элиту экономических людей предпринимателей, торговцев, финансистов. Экономическим человеком стал и наёмный работник, продающий трудовые услуги.

Экономический человек (homo economicus) - это рациональный индивид, максимизирующий собственную выгоду.

Понятие рациональности (от латинского слова «рацио» - разум) в самом общем смысле предполагает действия, оптимально согласующиеся с поставленной целью. Рациональный человек в состоянии ранжировать свои предпочтения и стремится к достижению цели внутренне непротиворечивым способом. Рациональное решение предполагает выбор одного из альтернативных способов использования ограниченных ресурсов. Для реализации рационального поведения человек должен обладать свободой выбора.

Экономический человек - это существо общественное. Это член общины, племени, коллектива, социума. Индивидуальное начало складывается по мере развития сознания, разделения и обособления труда, возникновения группового и частного присвоения. Экономическое общение постепенно принимает форму регулярного обмена.

С развитием обмена товарами, услугами, знаниями расширялась «картина мира» человека, увеличивал степень свободы выбора экономического поведения и менялись научные представления о нем. Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей в различных хозяйственных системах при ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей.

Активная роль личности в экономической жизни во многом определяется мотивами его экономического поведения.

Мотив - это внутренний побудитель к деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.

В структуру мотива поведения входят: потребность1, которую хочет удовлетворить человек; благо, способное удовлетворить потребность; действие, необходимое для получения блага; издержки, связанные с получением блага.

До А.Смита проблема экономического человека появлялась лишь эпизодически. Начало исследованию моделей экономического поведения положено в трудах мыслителей Древней Греции. Аристотель мотивы поведения хозяйствующих рабовладельцев сводил к удовлетворению разумных потребностей. «Три вещи мы избираем и три избегаем,- говорил он. - Первые три - это прекрасное, полезное и доставляющее удовольствие, а вторые противоположны им - постыдное, вредное и доставляющее страдание. Во всем этом добродетельный человек поступает правильно, а порочный оступается…» А Плутарх отмечал, что «с потребностью в необходимом, вместе и вслед идёт жажда избыточного. Эта неуемная страсть также губительна, как и привычка жить в убожестве». Полезность рассматривалась как основа ценности экономических благ, а правильный обмен - как обмен эквивалентов.

Заслуга создания модели экономического человека принадлежит основателям классической теории А.Смиту и Д.Рикардо. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» Смит анализирует как внутренние мотиваторы деятельности, так и внешние условия совершения экономических сделок. Он считал экономическую волю человека неизменным двигателем прогресса, действующим с разной настойчивостью и эффективностью при всех политических устройствах. Индивиды прилагают «естественные усилия» в целях «улучшения собственного состояния». Человек гораздо более заинтересован в том, что касается непосредственно его самого, чем других людей. Это постоянное, никогда не прерывающееся стремление индивида является источником богатства как отдельных людей, так и государства. Экономический эгоизм способен двигать горы»2. Таким образом, собственный интерес играет определяющую роль в мотивации экономического поведения. Признается компетентность экономического субъекта в собственных делах. Акцентируется внимание на таких качествах человека, как предусмотрительность, «объясняющая распространение денег», и любознательность, толкающая энергичных людей на рискованные операции.

Экономический человек в представлении классиков - это самостоятельный хозяйствующий субъект, соревнующийся с другими людьми (действует принцип «невидимой руки» рынка) и связанный с ними отношениями обмена. В обществе, рассматриваемом как совокупность личностей, социальные процессы основаны на взаимодействии индивидов. Общественное единство скрепляется и поддерживается их интересами (осознанными потребностями). Нормой межличностного общения становится обмен. «Склонность к торгу, к обмену одного предмета на другой является неотделимым свойством человеческой натуры». Любое общество представляется таким образом в виде менового. В «Теории нравственных чувств» А.Смит пишет: «Общение - это отношения между людьми, как между торговцами,благодаря осознанию полезности обмена и безо всякой взаимной любви и привязанности. Несмотря на то, что отдельный человек не связан с другими узами долга или благодарности, общество все же может поддерживать…основанный на взаимном интересе статус единства товаровладельцев»3. Решения, которые принимает индивид, определяются объективно существующими факторами среды и его жизненными ценностями.

А. Смит и Д. Риккардо полагали, что модель экономического поведения человека, или «экономического человека», в эпоху рыночной экономики включает личное обогащение, личный материальный интерес, эгоизм и постоянное стремление улучшать свое положение. Поэтому человек стремится выбирать такой вид деятельности, при котором произведенный продукт будет иметь большую стоимость, чем в других отраслях, чтобы получить больше дохода. А.Смит подчеркивал, что каждый человек в рыночной экономике «имеет в виду собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества». Интерес купцов и промышленников - «вводить общество в заблуждение и даже угнетать его». И лишь в той мере, в какой преследуется собственная выгода, экономический человек действует на пользу обществу. Только свободная конкуренция («невидимая рука» - законы рыночного хозяйства) объединяют разрозненно действующих эгоистов в упорядоченную систему. Таким образом, экономический человек, стремясь к собственной выгоде, действует на пользу обществу.

В процессе движения к поставленной цели максимизации прибыли (к обогащению) экономический человек учитывает и неденежные факторы благосостояния: лёгкость или трудность обучения, приятность или неприятность работы, постоянство или непостоянство занятости, престиж в обществе, вероятность успеха.

Подход А.Смита позднее был охарактеризован как индивидуально - рационалистический, поведенческий. Он позволил найти в экономическом интересе индивида не только источник рыночного общения, но и причину разделения труда и повышения его производительности. С течением времени содержание интереса экономического человека обогащается и включает не только личную выгоду и победу в конкуренции, но и соображения политической карьеры, меценатство, удовлетворение гордыни.

Дж.С.Милль в работе «Основы политической экономии» отмечал, что действительное поведение человека намного сложнее. Стремление к богатству сопровождается отвращением к труду и желанием безотлагательно пользоваться дорогостоящими наслаждениями.

Важным этапом исследования поведения человека в рыночной экономике стали работы Дж.Бентама. В качестве цели действий человека он рассматривал благосостояние, равное сумме удовольствий за данный период времени за вычетом суммы страданий. Индивидуальные стремления к благосостоянию должны регулироваться не рынком и конкуренцией, а законом. Концепция человеческой природы Дж.Бентама получила название «модель рационального гедониста» (от греческого hedone - приятность, удовольствие). Гедонизм4 предполагает последовательное сведение всех мотивов человека к достижению удовольствия и избежанию огорчений. Счетный рационализм - это способность человека просчитать все действия, ведущие к счастью. Кроме того, бентамовская концепция не ограничивается рассмотрением поведения человека в сфере экономики и носит надклассовый характер (человек не принадлежит ни к одному классу). В отличие от классической школы, которая рассматривала хозяйствующего субъекта как производителя, бентамовская модель экономического человека, поддержанная маржиналистами, рассматривала хозяйствующего субъекта как потребителя.

В духе концепции А.Смита, немецкий экономист А.Вагнер, основатель социально - правовой школы в экономической науке, главное свойство экономической природы человека видел в том, что человек всегда ощущает нехватку благ и стремится это ощущение устранить (глава «Экономическая природа человека» учебника по капиталистической экономии 1879г.). Он считал, что экономической деятельностью людей управляют желание выгоды и боязнь наказания; чувство чести и страх позора; стремление к деятельности как таковой и опасение последствий праздности; чувство долга и страх перед угрызениями совести. Вагнер привлекает внимание к социально - психологическим и правовым регуляторам экономического поведения людей.

Представители немецкой исторической школы выступали против индивидуализма классической школы, рационализма и формализма в моделировании субъекта экономической деятельности, ратовали за эмпирический подход. В качестве объекта анализа они рассматривали народ, как «национально и исторически определенное, объединённое государством целое». Субъект экономического поведения - разумное существо, наделённое потребностями, член семьи, социальной группы, класса, общества, человечества. Человека, как часть народа, интересует не только стремление к богатству, но и увеличение свободного времени, соблюдение традиций. Он одновременно и эгоист, и альтруист. Лишенные индивидуализма, хозяйственные агенты образуют общности и коллективы с групповыми интересами. Такое понимание субъекта хозяйственной деятельности характерно и для современного институциализма.

Учение К.Маркса предполагает восхождение модели человека от абстрактного к конкретному, от "простого товаропроизводителя" в I томе "Капитала" до капиталистов, представляющих промышленный, торговый и ссудный капиталы в III томе. Человек, выступает здесь как персонификация объективных экономических отношений, Капиталист - олицетворение капитала. Рабочий - персонифицированный наемный труд. В основе теории К.Маркса лежит утверждение о том, что базис общества образуют производственные отношения, а они, в конечном счете, определяются уровнем и характером развития производительных сил. Ядром производственных отношений являются отношения собственности на средства производства, служащие основным критерием выделения классов. Поскольку собственность распределена крайне неравномерно, и большая часть производителей отчуждена от получаемого продукта, то классовые отношения - это отношения эксплуатации - присвоения чужого неоплаченного труда. Классовая борьба, по мнению К. Маркса, является основополагающим фактом мировой истории, движущей силой общественного развития и прогресса. Положение класса определяет его объективные интересы. Осознание этих интересов классом наемных рабочих и руководимых им низших слоев приводит к мобилизации сил за коллективное действие, направленное на революционное преобразование общественного базиса. Экономическое поведение класса буржуазии и пролетариата различно, а взаимоотношения между ними - непримиримая борьба.

1 Потребность - это нужда в каких - либо благах (товарах или услугах), необходимых для выживания и развития человека, фирмы и общества.

2 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Пер. с англ. М., 1997

3 Смит А. Теория нравственных чувств. Пер. с англ. М., 1962

4 Гедонизм - этическая доктрина, признающая удовольствие (наслаждение) за цель и высшее благо человека, за главный мотив деятельности, а избегание неприятности (боли) - за условие счастья

© 2010-2022