Конспект Урока Нравственный поступок

Урок " Нравственный поступок" разработан в соответствии с тематикой уроков модуля " Основы светской этики".На уроке дается определение поступка и его пяти компонентов  с использованием рассказа В. А.Сухомлинского " Капля воды", а  также проводится  работа  с текстом  учебника " Основы светской этики" под редакцией  А.Я.Данилюк. Формирование понятия нравственный поступок происходит с помощью работы над притчей " Пахарь и крот". Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в парах, л...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок модуля «Основы светской этики»

Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть

Гельвеций

Тема « Нравственный поступок»

Цели:

- способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.

- раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок»;

- способствовать развитию у детей чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.

Задачи:

- развивать самостоятельность и оригинальность мышления;

- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;

- учить прогнозированию последствий своих поступков;

- развивать готовность к социальному взаимодействию.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.

Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.

Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!

Учитель: Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь.

Учитель: Ребята, с какой интересной темой мы знакомились на прошлом уроке? ( Ответ: Род и семья - источник нравственных отношений)

Учитель: Кто хотел бы рассказать о своем семейном гербе?

(на доске выставка рисунков с родовыми гербами и родовыми древами).

II.Объявление темы урока.

Тему нашего урока вы можете назвать, разгадав ребус.

15 18 1 3 19 20 3 6 15 15 16 19 20 30

Н р а в с т в е н н о с т ь

Запись в тетради.

Нравственность(мораль, добронравие, добродетель) - система норм и ценностей, которые регулируют поведение человека - на доске. (антонимы безнравственность, аморальность, злонравие, порок)

Послушайте рассказ.

Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.

А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.

На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.

Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (Ответ: Не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)

-Почему бабушка ничего им не сказала? (Ответ: Скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)

-А как поступили мальчики? ( Ответ: Нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)

Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (Ответ:О поступках людей)

-Являются ли действия ребят поступком? (Ответ: Является)

Прочитайте определение «поступка» в учебнике ( стр.40 абз.1) и запишите в тетради.

Как вы понимаете слово поступок? (ответ: Поступок - это действие )

- Нас интересует поступок с этической точки зрения. (Чтение на стр. 40)

Любой поступок - это действие, но только то действие называют нравственным, когда его совершают по собственной воле, т.е. делают свой выбор, основываясь на нравственные принципы. (Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая его.)

-А можно ли этот поступок назвать нравственным?

-А что такое нравственный поступок?

- Как по- вашему должны были поступить ребята в данной ситуации? (уступить место у колодца бабушке, проявить уважение к старшим)


  1. Работа по теме урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей, а поступки мы совершаем каждый день, выделим и разберемся, что же такое нравственный поступок? По каким поступкам люди судят о нас как о личности.

Притча «Пахарь и крот»

Пахарь пахал землю. Вылез из своей норы Крот и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Решил Крот посмотреть, сколько земли вспахал Человек. Пошёл Крот по вспаханному полю. Шёл до самого вечера, а до конца поля не дошёл. Вернулся в нору. Утром вылез из норы, сел на дороге, ждёт Пахаря с плугом, чтобы спросить его:

- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

Пахарь отвечает:

- Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился Крот:

- Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору тоже себе.

- Но ведь вы же кроты, а мы - люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.

Учитель: Какой можно сделать вывод? (Только человек может, в отличие от животного, добровольно, осознанно совершать нравственный поступок (действие) не только для пользы себе, но и для пользы других людей)

Как вы понимаете слово поступок? (Дети читают в своих пособиях стр. 40 абз. 2)

- Выделить особые признаки:

1. Мотив (почему я это делаю?)

2. Цель (зачем я это делаю)

(мотив - как поступить, повод к действию: нет деревьев - надо посадить; стоит пожилой человек - надо уступить место; тонут люди - надо спасти.)

Только добровольный поступок говорит о его нравственности.

3.Средства достижения цели. ( как я делаю?)

4. Само действие. (что я делаю?)

5. Результат. (что получилось благодаря моим усилиям?) - то, ради чего действовал человек, но он может быть разный

Заполняя схему в тетради. (У каждого на парте) Конспект Урока Нравственный поступок


- Какие составные части имеет нравственный поступок? ( 5 компонентов)

- Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным?

(Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая их)

Учитель. - Прочитайте высказывания великих людей, живших в разные века и в разных странах. ( ромашка, на лепестках изречения)

1. Древнеиндийское изречение

Делать ближним добро - это делать то, что желаешь себе.

2. Аристотель (древнегреческий философ)

Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми.

3. Английская пословица

«Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло»

4. Туркменская пословица

«На добро отвечать добром - дело каждого, а на зло добром - дело отважного».

5. Ж.Ж.Руссо (18 век, французский писатель)

Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия.

6.Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ)

Благородство и Подлость,
Отвага и Страх -
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах.

(Учащиеся анализируют изречение, доказывают их актуальность сегодня)

Физминутка:

Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы хлопаете в ладоши, если отрицательное - качаете головой:

Смелость Скромность Добросовестность

Открытость Лень Активность

Заносчивость Драчливость Общительность

Вежливость Грубость Трусость

Учитель. - В сказках, в которых рассказывается о добре и зле, есть герои: Баба- Яга, Золотая рыбка, Красная шапочка, Дюймовочка, такие же персонажи есть в русских былинах, например, Добрыня Никитич - богатырь при князе Владимире. Он умен и храбр, ловок. Именно Добрыня выручает из беды княжескую племянницу.

Существует множество слов с корнем «добро».

Я предлагаю группам выполнить следующее задание: придумать с этим корнем:

I ряд - слова - имена собственные, фамилии .

II ряд - имена существительные.

III ряд - имена прилагательные

Учитель. - А теперь следующая игра: группам раздаются цветные листы бумаги - черные и красные. На доске написан список различных нравственных понятий: (нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень). За отведенное время группы на обороте чёрного листа выписывают безнравственные поступки, на обороте красного - нравственные поступки.

Учитель. - А теперь я предлагаю вам выбрать из списка определения и соотнести их с пожеланиями:

Пожелания

Определения

I ряд

Добро пожаловать

II ряд

Будьте добры

III ряд

До добра не доведет

В добрый час

Определения: формула вежливой просьбы; приветствие гостю; пожелание благополучия при отправлении в путь или в каком-нибудь начинании; кто-либо (что-либо) не приводит к хорошему результату.

Учитель. - Сейчас мы поработаем в парах: «Собери пословицу»

1 Не одежда красит человека

2 Доброе дело

3 Доброта

4 Доброе слово человеку

5 Кто добро творит

6 Худо тому,

3 лучше красоты

4 что дождь в засуху

5 того Бог благословит

2 само себя хвалит

6 кто добра не делает никому

1 а добрые дела

Учитель: Какими же качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки?

Ответы детей:

Доброта, сочувствие, сопереживание, желание помочь другому, внимание к человеку, долг, уважение, сила воли, любовь к ближнему как к самому себе.

Учитель: Достаточно ли для развития личности развития одного из этих качеств?

- Нет.

Учитель: Можно ли назвать нравственный поступок «доброе дело»?

- Да.

-Вернемся к целям урока.

1Что такое нравственный поступок?

2.Что такое поступок?

3.Что такое нравственный поступок?

4.Какие признаки имеет нравственный поступок?

Итог урока (рефлексия)

- Основное назначения человека - творить добро. И чтобы этот призыв не забывался, я хочу вручить вам три завета. Пусть они служат вам ориентиром в жизни и отношениях с людьми по пути добра.

«Не обижай людей - придет расплата.

Нам счастья не сулит обида чья-то»

«Ты будешь ближними любим,Конспект Урока Нравственный поступок

И радость доброты познаешь,

Не пожелав другим

Того, чего себе не пожелаешь»

«Без зла смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви.

Жизнь - это море, из благих деяний.

Построй корабль и по волнам плыви»

(Стихотворение вручается каждому ученику)

Задание на дом: Выберите свой поступок или героя какого-либо произведения, фильма. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального, нравственного поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным. При желании сделайте рисунок.



© 2010-2022