Урок обществознания 10 класс Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Цели и задачи урока:

1.Образовательная: раскрыть сущность таких явлений, как социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль, показать их взаимосвязь, описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, проанализировать причины негативного поведения; выяснить разницу между девиантным и делинквентным поведением; показать опасность такого проявления девиации, как преступность .

2.Развивающая: развитие умений анализировать, сопоставлять, делать выводы; умений, необходимых для применения полученных знаний при решении практических задач.

3.Воспитательная: формирование навыков социального поведения, профилактика опасных форм отклоняющегося поведения.

Тип урока: комбинированный (форма урока - практикум).

Основные понятия: отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, организованная преступность.
Оборудование: проектор, компьютер, компьютерные динамики.

Раздаточный материал: На столах у учащихся находятся материалы с дополнительной информацией, технологические карты.

На уроке применяются следующие виды деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, проверка наличия учебников, конспектов, дневников, ручек и т.п.

2. Проверка изученного материала.

Эпиграф к уроку: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» (Ф.М. Достоевский).

Ход урока:

1.Организационный момент. Актуализация.

Учитель: Добрый день. Сегодня мы продолжаем работу над темой «Социальные нормы. и отклоняющееся поведение».

Цели нашего урока:

1.Закрепить знания о таких явлениях, как социальные нормы и отклоняющееся поведение, социальный контроль. Показать их взаимосвязь, последствия, причины.

2. Продолжить работу по формированию умений анализировать, сопоставлять, делать выводы; умений, необходимых для применения полученных знаний при решении практических задач.

3.Формирование навыков социального поведения.

Наш урок проведём в виде практикума.

Урок будет проведён по плану, который у нас в учебнике, а именно:

  1. Социальные нормы.

  2. Отклоняющееся поведение

  3. Преступность

  4. Алкоголизм и наркомания.

Наш урок будет проведён в виде практикума, т.к. нашей задачей является постепенная подготовка к ЕГЭ.

Вопрос №1 Социальные нормы. Совместная жизнь и деятельность требуют упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальным нормам, которые сопровождают человека всю жизнь.

Ещё с детского сада вы помните строки:

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха,

Что такое хорошо и что такое плохо?... - моральная норма

У меня секретов нет, слушайте детишки.

Папы этого ответ помещаю в книжке.

Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, - правовая норма

Я такого не хочу даже вставить в книжку.

Если мальчик чистит зубы…… - норма гигиены, норма культуры

Этот мальчик очень милый поступает хорошо.

Что такое социальная норма?

О каких социальных нормах идет речь в отрывке? Что такое социальная норма?

Какие другие социальные нормы вам известны?(Ответ - эстетическая, религиозная, политическая, этическая, обычаи, традиции)

Что такое социальная норма?

Социальная норма - это установленные в обществе правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения людей. С помощью норм к людям предъявляют требования, которым должно соответствовать их поведение.


?Какую роль в жизни общества и человека играют социальные нормы?

!Деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались определенных правил. Нормы, которым мы следуем, придают социальному миру регулярность и предсказуемость, они указывают что можно а что нельзя. Но не всегда и не все действия людей соответствуют социальным ожиданиям. Люди часто отклоняются от правил, которым они обязаны следовать.

Ни в одном обществе невозможно провести линию и разделить людей на тех, кто отклоняется от норм, и тех, кто им следует. Большинству людей случалось нарушать общепринятые правила. Например: припаркованный на пешеходной дорожке автомобиль, пешеход, идущий на красный свет светофора.

Все социальные нормы связаны между собой. В далекой древности жизнь людей регулировалась моральными нормами. С развитием человеческого общества, с появлением государства часть моральных норм превратилась в право. Перед вами документ. Это - "Подарок молодым"- свод древних китайских заповедей. Слайд № 10

Прочтите. Какие заповеди на ваш взгляд важны, какие не существенны? Какие из них стали законами?

Древний свод нравственных заповедей

"Подарок молодым" (перевод с китайского) Что такое глупость?

Глупо:

  • иметь деньги и не отдавать долги; ЗАКОН

  • знать за собой недостаток и не исправлять его;

  • то и дело бранить чужие сочинения;

Неумно:

  • за спиной человека говорить о его недостатках;

  • забросить семью и предаваться пьянству; ЗАКОН

  • и так, и этак извиваться, стремясь угодить другим;

  • обидеть и надеяться, что тебя простят; ЗАКОН

Бестактно:

  • входить без стука к людям; ЗАКОН

  • раскрывать чужие письма и документы; ЗАКОН

  • любоваться огнем на пожаре;

  • глазеть на утопающего. ЗАКОН

Вопрос. Сравните мораль и право. Укажите общие и отличительные признаки.

Сходства:

1) И то, и другое - это правила поведения;

2) За нарушение как норм права, так и норм морали существует ответственность

Различия:

1) Правовые нормы устанавливаются государством, а моральные - обществом;

2) За нарушение норм права существует юридическая ответственность со стороны государства, а за нарушение норм морали - лишь санкции со стороны общества (презрение, неодобрение);

3) Нормы права закреплены письменно в различных правовых актах и формально определенны, организованы, а нормы морали «передаются» устно и закреплены лишь в сознании людей;

Делаем вывод: каково назначение социальных норм в обществе?

Ответ. Назначение социальных норм: направляет поведение, позволяет его контролировать, регулировать и оценивать.

!

Законопослушное поведение называется конформистским.Представьте на минуту, что все социальные нормы в обществе соблюдаются.

Нарушение социальных норм называется отклоняющимся поведением.

Вопрос№2 Отклоняющееся поведение.

Что мы называем отклоняющимся поведением?

Что значит отклоняющееся поведение?

Отклоняющееся поведение - это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество.


? Ребята как вы думаете «Отклонения - естественная часть социальной жизни, поэтому осуждение, регулирование и запрещение не уменьшают отклонений. Специфические отклонения могут исчезать, а другие появляться… Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким ». Согласны ли вы с изложенной точкой зрения? Можно ли избавить общество от отклонений?

?В чем причины отклоняющегося поведения? Ребята предлагают варианты ответов, совместно выводим следующие причины отклонений и приводим примеры:

Урок обществознания 10 класс Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Каковы причины отклоняющегося поведения?

Во-первых, это наследственная предрасположенность. До 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать алкоголиками.

Во-вторых, это социальные факторы. Одни из них связаны с семьей, другие - с состоянием общества в целом. Исследования показали, что большинство молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях, где отсутствовали сплоченность (скандалы, склоки были частым явлением), взаимная привязанность либо проявлялась сверхсуровостью родителей.

В- третьих, человек живет сегодняшним днем, в состоянии беззаботности, легкости, которое ему приносят алкоголь, наркотики или табак.

Ответ. Отклонения являются естественной частью социальной жизни, в жизни общества бывают особые периоды глубоких перемен, когда регулирующая роль норм ослабевает. Реальность так меняется, что перестает соответствовать сложившимся ранее ценностям и правилам. Многие прежние ценности теряют свое значение, а вновь нарождающиеся предпочтения нередко конфликтуют с традиционными представлениями. В этих условиях чаще проявляется отклоняющееся поведение.

По отношению к лицам, допускающим негативные отклонения от норм, общество применяет социальные санкции

Урок обществознания 10 класс Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Перед вами лежат технологические карты. Дальнейшую работу мы продолжим заполняя материалы находящиеся у вас на партах. Чтобы успешно справиться с заданиями будьте внимательны, принимайте решения сообща.

Задание I.

Человек совершает ежедневно множество действий. Распределите предложенный перечень на колонки, на общественно опасные и неопасные.

Общественно неопасное

Общественно опасное

Покраска волос

Экстравагантная внешность

Содержание в квартире животных в большом количестве

Чудачество

Новаторская инициатива

Религиозныя фанатизм

Алкоголизм

Терроризм

Переходим к следующему заданию.

Задание II .Необходимо отметить негативные отклонения от социальных норм на уровнях:

Личности

Преступления, правонарушения, аморальные поступки

Малых социальных групп

Деформация, раздоры, скандалы,

Государство и общественные организации

Бюрократизм, волокита, коррупция.

ЗаданиеIII.

Позитивный характер

Негативный характер

Проявление инициативы

Новаторство

Самопожертвование

Сверхтрудолюбие

Героизм

Обострённое чувствожалости

Вред

Ущерб

Религиозный фанатизм

Терроризм

Расовая нетерпимость

.

ЗаданиеIV - конструктор: Из предложенного набора слов составить определение понятия, и назвать само понятие. Правильный вариант:

Девиантное поведение - это различные формы поведения человека, не соответствующие установившимся в обществе нормам поведения.

Делинквентное поведение - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках.

Задание VII: Из предложенного списка выберите основные признаки делинквентного поведения.

Задание VIII Найти среди данных примеров ситуации делинквентного поведения.

Учащиеся должны отметить, что девиантное поведение в узком смысле означает - не вызывающее уголовного наказания. Оно относительно по своему проявлению - нарушения не воспринимаются некоторыми группами людей как отклонения от нормы. Делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам.


  • Итак. Каждый человек должен освоить социальные нормы и культурные ценности общества, в котором он живёт. То есть включиться в процесс социализации.

Социализация- освоение индивидуумом социальных норм и культурных ценностей общества.

?Возможны ли сбои, неудачи в процессе социализации.

Ответ . ДА.

Вопрос №3 ПРЕСТУПНОСТЬ.. Просмотр кадров связанных с преступностью.

Задание: На основе просмотренного видеофильма и дополнительной информации укажите:

  1. Что такое преступность?

  2. В чём состоит опасность отклоняющегося поведения?

  3. Какие меры принимает общество для борьбы с данными отклонениями? Предложите свои варианты.

Назовите известные виды преступлений. Приведите примеры следующих преступлений: корыстных, агрессивных, экономических.

1. Проанализируйте высказывание Толстого Л. Н.: «Если бедность мать преступлений, то недостаток ума их отец». Какие причины преступления называет Л.Н. Толстой? Какие признаки профессиональной преступности вы можете назвать?

Учащиеся работают с учебником стр. 49-50 в течение 5 минут. Затем группы предлагают свои варианты, идет обсуждение.

Задание № X в технологичекой карте.. Найдите область девиантного поведения, делинквентного поведения, криминального поведения

Урок обществознания 10 класс Социальные нормы и отклоняющееся поведениеУрок обществознания 10 класс Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Урок обществознания 10 класс Социальные нормы и отклоняющееся поведениеУрок обществознания 10 класс Социальные нормы и отклоняющееся поведениеУрок обществознания 10 класс Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Урок обществознания 10 класс Социальные нормы и отклоняющееся поведение


- девиантное поведение

Урок обществознания 10 класс Социальные нормы и отклоняющееся поведениеУрок обществознания 10 класс Социальные нормы и отклоняющееся поведение- делинквентное поведение

Урок обществознания 10 класс Социальные нормы и отклоняющееся поведение

-криминальное поведение

В ходе обсуждения и выполнения заданий учащиеся делают вывод: Существуют разные формы отклоняющегося поведения. Есть такие формы отклоняющегося поведения, которые не создают неудобств окружающим, не подрывают стабильность общества. Но во многих случаях отклоняющееся поведение ведет к нежелательным как для личности, так и для общества последствиям. Среди наиболее опасных форм выделяют: алкоголизм, курение, наркоманию, коррупцию, религиозный фанатизм, расовую нетерпимость, терроризм.

Вопрос №IVАлкоголизм и наркомания.

1.Каковы последствия алкоголизма для

-личности

- семьи

-общества

Кстати…

В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз - отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

Борьба с алкоголизмом имеет почти такую же древнюю историю, как и сами спиртные напитки. В Афинах правитель Солон ввел закон, согласно которому должностные лица наказывались за пьянство: первый раз - крупный штраф, а при повторении - смертной казнью.

Одно время и в России пьянство преследовалось государством. При Петре I пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею тяжелую чугунную медаль с надписью «За пьянство».

4. Социальный контроль и самоконтроль (работа организуется со всем классом, учитываются индивидуальные ответы учащихся).

Учитель: Социальные нормы являются одним и элементов механизма регуляции поведения людей в обществе. Общество и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно, ужесточая ответственность за это, что является проявлением социального контроля.

Учащимся предлагается объяснить понятие «Социальный контроль» исходя из собственного опыта. Далее вводится само понятие:

Социальный контроль - это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе


Просим учащихся привести примеры. Совместно в ходе беседы выделяем:

  • признаки социального контроля (упорядоченность, категоричность и формализованность, связь с санкциями, коллективное осуществление контроля.

  • функции социального контроля (регулятивная, охранительная, стабилизирующая.

  • виды социального контроля (формальный контроль посредством правовых норм, неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов, социальный контроль в профессиональной деятельности, социальный контроль в семье и частной жизни, неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью).

Элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции. По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции. Санкции бывают формальные и неформальные. Задание: Из данного набора слов (действия, законами, общественного, органами, публичное, наказания), выбрать нужное и вставить в пропуски.

Учитель: Роль социального контроля конечно очень велика, но человек должен сам сделать свой выбор: совершать преступление или нет, употреблять алкоголь или наркотики. Самоконтроль - ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами. Учащимся предлагаем привести примеры.

ВЫВОД ПО УРОКУ. Отклонения - естественная часть социальной жизни. Существуют разные формы отклоняющегося поведения. Общество осуществляет социальный контроль. Социальные нормы являются одним и элементов механизма регуляции поведения людей в обществе. Общество от отклонений невозможно полностью избавить. Но с опасными проявлениями отклонений необходимо бороться. В этом процессе очень важен самоконтроль.

6. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы с вами говорили об отклоняющемся поведении в обществе, о негативном девиантном поведении человека.

?Как вы относитесь к проблемам, затронутым на уроке?

Вывод по эпиграфу. Отклоняющееся поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Однако, с такими отрицательными явлениями как криминальное поведение, сексуальные отклонения, коррупция, алкоголизм, курение и наркомания необходимо бороться, т. к. они не могут привести к процветанию общества.

Домашнее задание: §6, написать эссе по высказываниям

1. Ф.М. Достоевского «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».

2. «Видя чужие пороки, умный избавляется от своих»

3.«И ошибка бывает полезна, пока мы молоды, лишь бы не таскать её с собой до старости» И.Гёте

4. «Ты рождён человеком, но человеком надо стать» В.А.Сухомлинский








Сравните мораль и право. Укажите общие и отличительные признаки.

Общие черты:

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нор­мативности;

б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия:

1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе су­ществует система общепринятых моральных взглядов (так называемая гос­подствующая мораль).

3.Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как ре­зультат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму об­щественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в от­личие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конеч­но, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.

5.Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудитель­ной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы пра­вового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.

6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная систе­ма, будучи относительно целостным нормативным образованием, не облада­ет такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реа­лизации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможнос­тью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнениянегативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлин­но моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в руководит его совесть. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное по­ведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.




© 2010-2022