Рабочая программа по обществознанию 10 класс к учебнику Боголюбова Л. Н

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Ярославка

муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан




«Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждаю»

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР: Директор школы:

______Жуланова Е.А _______Малинина Н.В. ______Малинин С.А.

Протокол №____от «___»________2014г. Приказ №141 «___»_______2014г. от « » 2014 г.

Рабочая программа

среднего (полного) общего образования

по обществознанию для 10 класса

на 2014-2015 учебный год





Разработал и реализует учебный курс

учитель истории и обществознания

Жуланова Е.А





Пояснительная записка

Статус документа


Настоящая рабочая программа по обществознанию для учащихся 10 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089); Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию, авторской программы «Обществознание, 10-11 классы» Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., М-Просвещение, 2010, базовый уровень.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществозна­нию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Цели и задачи обучения:

Развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования..

Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности ,умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.

Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно- бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения , установленными законом ; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения обществознания на базовом уровне обучающийся должен

знать/понимать

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, законо­мерности развития; анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, ус­танавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных яв­лений и обществоведческими терминами и понятиями; объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и при­родной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; системати­зировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познава­тельных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различ­ными социальными институтами; совершенствования собственной познавательной деятельности; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной соци­альной информации; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и граж­данской позиции; предвидения возможных последствий определенных социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обя­занностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением





Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «Обществознание» на ступени (полного) общего образования в 10 классе (базовый уровень) отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.


Изменения, внесенные в рабочую программу:

В связи с тем, что по учебному плану МБОУ СОШ с. Ярославка на изучение обществознания отводится 68 часов (34 учебные недели) , проведено сокращение часов за счет резервного времени, на 2 ч. Также в связи с необходимостью подготовки к ЕГЭ было уменьшено количество часов на изучение тем «Общество», «Человек» и увеличено за счет этого количество часов на изучение тем «Политическая сфера», «Право». Таким образом, распределение учебного материала следующее:

Тема курса

Кол-во уроков

Раздел I. Общество и человек

Тема 1.Общество

2

Тема 2.Человек

7

Раздел II.Основные сферы общественной жизни

Тема 3.Духовная сфера

7

Тема 4. Экономика

4

Тема 5.Социальная сфера

14

Тема 6.Политическая сфера

13

Раздел III. Право

Тема 7. Право как особая система норм

17

Заключительные уроки

4

Итого

68 ч.













КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

№ урока

Название разделов. Тематика блоков, уроков

Кол-во уроков

Дата уроков

по плану

фактически

Раздел I. Общество и человек


Тема 1.Общество

1

Что такое общество

1

08.09

2

Общество как сложная динамичная система

1

08.09

Тема 2. Человек

3

Природа человека

1

15.09

4

Человек как духовное существо

1

15.09

5

Мировоззрение и его роль в жизни человека

1

22.09

6

Деятельность-способ существования людей

1

22.09

7

Познание и знание

1

29.09

8

Истина и ее критерии

1

29.09

9

Человек в системе социальных связей

1

06.10

Раздел II. Основные сферы общественной жизни


Тема 3. Духовная сфера

10

Культура и духовная жизнь общества

1

06.10

11

Массовая и элитарная культура

1

13.10

12

Наука. Образование.

1

13.10

13

Мораль. Религия.

1

20.10

14

Искусство и духовная жизнь

1

20.10

15

Тенденции духовной жизни современной России

1

27.10

16

Практическое занятие по теме: «Культура и духовная жизнь»

1

27.10

Тема 4. Экономика

17

Роль экономики в жизни общества

1

10.11

18

Экономика и уровень жизни. Экономика и политика

1

10.11

19

Экономика и политика . Электронные деньги.

1

17.11

20

Экономическая культура.

1

17.11

Тема 5.Социальная сфера

21

Социальная структура общества

1

24.11

22

Социальная стратификация

1

24.11

23

Социальные отношения и взаимодействия

1

01.12

24

Социальные аспекты труда

1

01.12

25

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

08.12

26

Можно ли победить преступность?

1

08.12

27

Нации и межнациональные отношения

1

15.12

28

Межнациональные конфликты и пути их преодоления

1

15.12

29

Национальная политика

1

22.12

30

Семья и быт

1

22.12

31

Семья в современном обществе

1

29.12

32

Социальное развитие и молодежь

1

29.12

33

Молодежная субкультура

1

19.01

34

Повторение по теме: «Социальное развитие»

1

19.01

Тема 6. Политическая сфера

35

Политика и власть

1

26.01

36

Политическая сфера и политические институты

1

26.01

37

Политическая система

1

02.02

38

Политический режим

1

02.02

39

Гражданское общество и правовое государство

1

09.02

40

Международные документы о правах человека

1

09.02

41

Местное самоуправление

1

16.02

42

Демократические выборы и политические партии

1

16.02

43

Практическое занятие «Типы избирательных систем»

1

02.03

44

Многопартийность и политические системы

1

02.03

45

Участие гражданина в политической жизни

1

09.03

46

Политическая культура

1

09.03

47

Повторение по теме: «Политическая сфера»

1

16.03

Раздел III. Право


Тема 7. Право как особая система норм

48

Право в системе социальных норм

1

16.03

49

Основные признаки права

1

20.03

50

Отрасли права

1

20.03

51

Источники права

1

06.04

52

Практическое занятие : «Виды нормативных актов»

1

06.04

53

Конституция РФ

1

13.04

54

Правоотношения и правонарушения

1

13.04

55

Юридическая ответственность

1

15.04

56

Развитие права в современной России

1

20.04

57

Современное российское законодательство

1

20.04

58

Гражданское право, трудовое право

1

27.04

59

Семейное право. Экологическое право

1

27.04

60

Уголовное право

1

04.05

61

Предпосылки правомерного поведения

1

04.05

62

Правовая культура

1

06.05

63

Урок-дискуссия: «Существуют ли правонарушения не опасные для общества»

1

11.05

64

Повторение по теме: «Право»

1

11.05

65

Общество в развитии

1

18.05

66

Проблемы общественного прогресса

1

18.05

67

Повторение по теме: «Основные сферы общества»

1

25.05

68

Итоговое повторение

1

25.05

Содержание программы учебного предмета

Раздел 1.Общество и человек.

Тема 1. Общество.

Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Тема 2. Человек.

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Позна­ние и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания. Человек в систе­ме соци­альных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.

Раздел 2. Основные сферы жизни.

Тема 3. Духовная культура.

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации Наука и образо­вание. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусст­во и ду­ховная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 4 Экономическая сфера.

Роль экономи­ки в жиз­ни обще­ства. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура общества. Взаимовлияние экономики и политики. Эконо­мическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема 5. Социальная сфера.

Соци­альная структу­ра Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность Соци­альные взаимо­действия. Социальные отношения и взаимодействия Социальный конфликт Социальные аспекты труда. Культура труда Соци­альные нормы и откло­няющее­ся пове­дение. Многообразие социальные норм, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. На­цио­нальные отноше­ния. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Семья как социальный институт Семья в современном обществе. Бытовые отношения Культура топоса. Моло­дежь в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте Молодёжная субкультура

Тема 6. Политическая сфера.

Политика и власть Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Полити­ческая система Структура и функции политической системы Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Граж­данское общест­во и правовое государ­ство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демо­кратиче­ские вы­боры и полити­ческие партии. Избирательные системы Многопартийность Политическая идеология Участие гражда­н в полити­ческой жизни. Политический процесс. Политическая культура

Раздел 3. Право.

Тема 7. Право как особая система норм.

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источни­ки права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Право­отноше­ния и правона­рушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Совре­менное россий­ское за­конода­тельство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпо­сылки право­мерного поведе­ния Правосознание. Правовая культура.

Заключение. Общество в развитии. Многовариативность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

Формы и средства контроля

В ходе осуществления контроля ЗУН обучающихся предусматривается проведение различных видов уроков, в том числе тестирования, семинарских занятий, уроков-диспутов, аналитических контрольных работ, исторического (терминологического) диктанта, собеседований и др. Обучающиеся уже владеют опытом составления уроков-презентаций в электронной форме, умеют составлять и защищать проекты. Задача учителя развивать данные способности старшеклассников.



Учебно-методический комплект состоит из следующих пособий:

1. Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. 10 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2009.

Методические пособия :

1.Баранов П.А. Обществознание: экспрес-репетитор. М.:АСТ: Астрель 2011

2. Домашек Е.В. Обществознание в таблицах и схемах.-Ростов н/Д:Феникс, 2013

3. Обществознание. 10 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. Т.П.Бегенеева. - М.: ВАКО, 2008.

4. Обществознание: учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы/А.В.Клименко, В.В.Румынина. - 4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2004.

5.Обществознание: учебно-справочное пособие/В.В.Барабанов и др.-М.:АСТ: Астрель 2012

6. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч. 1. 10 класс. /Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кинкулькин; под ред. Л.Н.Боголюбова.- 4-е изд.-М.: Просвещение, 2003.



12



© 2010-2022