Урок для 9 класса по обществознанию на тему: «Право. Гражданин. Государство»

Урок для 9 класса по обществознанию на тему «Право.Гражданин.Государство» формирует различного вида компетенции у учащихся, а самое главное развивает такие чувства как патриотизм и гражданственность. По типу это урок- обобщение знаний, повторение пройденного, закрепление изученного материала.Лучше запомнить материал помогает форма урока, а именно командная игра. Такая форма способствует взаимодействию учеников друг с другом, учит работать в группах, сообща. Немаловажным фактором является дух соп...
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Тема: «Право. Гражданин. Государство»

Цели урока:

- формировать общекультурную компетенцию (языковая грамотность);

- формировать коммуникативную компетенцию (навыки общения, умение работать в группах, использование информационных средств и т. д);

- формировать правовую компетенцию (способствовать развитию у учащихся интереса к правовым знаниям, умению строить логические умозаключения);

- расширить и обобщить знания, полученные на уроках права;

-формировать социально-политическую компетенцию (умение ориентироваться в современной политической ситуации, понимание своего общества и государства);

- способствовать воспитанию гражданственности и любви к Родине.

Тип урока: урок-обобщение знаний.

Форма урока: командная игра

КМО: экран, проектор, карточки, доска, плакаты с названиями команд.

План урока:

  1. Организационный момент. Вступительное слово.

  2. Актуализация знаний.

  3. Практическая часть (конкурсы).

  4. Закрепление.

  5. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока

Здравствуйте! Садитесь.

Эпиграф к уроку:

«Есть только несколько фундаментальных вещей, которые нас объединяют, и главное - это любовь к Родине».

В. В. Путин

Презентация. Записывают в тетрадях. Далее проговариваю тему и цели урока, которые дополнят учащиеся после первого задания.

Актуализация знаний.

Для разминки все сейчас сделаем небольшие задания по карточкам на листочках. ( Раздаю листы, которые включают в себя такие задания: дать определение понятию, вставить пропущенные слова, найти ошибку). Сдают работы.

А теперь постарайтесь определить, чем мы с вами сегодня будем заниматься? Что будем рассматривать? Что вспоминать? (отвечают).

Итак, начнем. Участвуют три группы-команды.

  1. Законодатели

  2. Правосудие

  3. Справедливость

Каждая команда имеет при себе лист самоконтроля.

1 конкурс. Вернемся к истории права.

Вопрос для первой команды: - Самые древние законы были выбиты клинописью на каменной плите в XVIII в. до н.э.

Как называются эти законы?

(Законы Хаммурапи, царя Вавилона.)

Вопрос для второй команды:

В античные времена сложился аллегорический (иносказательный, переносный) образ правосудия в виде богини. В наши дни в правовых учреждениях многих стран можно увидеть ее изображение.

- Назовите имя богини, опишите словами ее образ. Раскройте смысл аллегории, заключенной в этом образе. Что означает повязка на глазах, весы - в одной руке, меч - в другой?

(Изображена Фемида. Иносказательно - Фемида - правосудие. Повязка на глазах - символ беспристрастия, справедливости. «Весы Фемиды» - правосудие, «жрец Фемиды» - служитель закона с весами в одной руке и мечом в другой. Весы - справедливость, меч - могущество.)

Вопрос для третьей команды:

- Около 1072 г. трое братьев Ярославичей вместе со своими боярами составили в Киеве сборник законов, названный «Русской Правдой». Какое значение для жизни общества имел первый письменный закон?

(До составления законов судили на основе традиций. Широко распространена была кровная месть. С появлением письменного закона Русь поднялась еще на одну ступень в своем развитии. Отношения между людьми в обществе стали регулироваться законами, что в значительной мере приводило в порядок общественную жизнь.)

Ставим оценки в лист самоконтроля.

2 конкурс.

По мнению ученых, наибольшее влияние на европейскую культуру оказали римское право и ораторское искусство. Я приведу несколько латинских изречений. В них заключена мудрость юридической мысли. А вы попробуйте осмыслить, расшифровать их.

Закон не обязывает, если он не обнародован.

Утрата уважения к судьям разрушает государство.

Право учреждается для пользы человечества.

3 конкурс.

Порядок расположения законов. Каждая команда получает карточки следующего содержания:

«В перечне источников права Российской Федерации, приведенном ниже, нарушен порядок. Вам предстоит расположить источники права в соответствии с их юридической силой:

Конституция РФ;

Постановление городской Думы;

Указ Президента;

Нормы международного договора, утвержденного Государственной Думой;

Постановление Правительства РФ;

Договор между Правительством и профсоюзами.

На экране устанавливается правильный порядок расположения законов. Ученики сами проверяют правильность выполнения задания и докладывают членам жюри, есть ли ошибки в их работе.

На экране. Правильный порядок таков:

Нормы международного права, утвержденные (ратифицированные) Государственной Думой;

Конституция РФ;

Указ Президента;

Постановление Правительства РФ;

Постановление городской Думы;

Договор между Правительством и профсоюзами.

4 конкурс.

Далее команды получают кроссворд по теме «Гражданин и государство». В это время по три игрока готовятся к работе со схемами на экране (как бы создаются малые подгруппы).

Решите кроссворд.

Урок для 9 класса по обществознанию на тему: «Право. Гражданин. Государство»

По горизонтали:

1 Лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. 2. Государство, в котором вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха. 3. Политическое господство, государственное управление и его органы. 4. Форма государственного управления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту. 5. Принадлежность к числу граждан государства, правовое положение гражданина. 6. Политическая организация. 7.Соединенное союзное государство, состоящее из ряда государственных образований. 8. Установленный порядок, строй. 9. Политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан. 10. Управление обществом с помощью власти. 11. Режим, характеризующийся полным господством государства над всеми сторонами жизни общества, насилием, уничтожением демократических свобод и прав личности.

По вертикали:

1. Особая политическая организация, основной институт политической системы, осуществляющий управление, обеспечивающий охрану и стабильную структуру общества.

Ответы:

По горизонтали: 1. Гражданин. 2. Монархия. 3. Власть. 4. Республика. 5. Гражданство. 6. Партия. 7. Федерация. 8. Устройство. 9. Демократия. 10. Правление. 11. Тоталитаризм. По вертикали: 1. Государство.

Работаем со схемами.

Каждый игрок получает баллы для своей команды.

Команда «Законодатели» характеризует схему 1. Форма правления. Объясняет, что характеризует форма правления, какое государство называется монархией, какое - республикой?

(Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением.

Монархия - государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ей по своему усмотрению.

Республика - государство, где источником власти является народное большинство. Верховная власть осуществляется представительными органами, избранными на определенный срок народом.)

Команд «Правосудие» характеризует форму государственного устройства.

(Варианты ответа.

Унитарное - полное политическое единство. Составные части государства не имеют собственного законодательства, обладают равными правами.

Федеративная - союз ряда государств. Они сохраняют высшие органы власти, своего законодательства, налоговую систему и т.д.

Конфедерация - государственно - правовые объединения суверенных государств. Имеют свои Конституции, бюджет, самостоятельно выступают на международной арене).

Команда «Справедливость» характеризует Политический режим.

(Политико-правовой режим показывает, какими средствами и методами государственная власть реализует свои функции.)

Типы политических режимов.

(Демократический. Россия - демократическое государство. Это означает, что носителем суверенитета и единственным источником власти РФ является многонациональный народ.

Тоталитарный и авторитарный режимы - ученики их называют недемократическими режимами подробно их не характеризуют.)

По окончании сдают листы самоконтроля.

«Государство-это Я!»,- сказал французский король Людовик. Мы говорим, что государство - это Мы все вместе. Так что давайте вспомним слова В. Путина, которые прозвучали в начале урока. Небольшое обсуждение. Запомните и формулу успеха молодого человека XXI века: желание постоянно пополнять знания, увлеченный вдохновенный труд и деятельная любовь к родной земле.

Итоги урока. Рефлексия проходит в виде беседы.

  1. Вам понравился урок?

  2. Какие формы работы на ваш взгляд были увлекательными и интересными?

  3. Какая форма работы способствовала углублению знаний?

Мы сегодня хорошо поработали на уроке, закрепили свои знания и узнали много нового. Главный результат - это ваше умение применять полученные знания на практике. По итогам работы вы себя оценили, и я тоже вас оценила со своей стороны. Выставление оценок.

Спасибо за урок! До свидания!


© 2010-2022