Программа элективного курса по предпрофильной подготовке Мир юридических профессий

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Парфеньевская средняя общеобразовательная школа

Парфеньевского муниципального района Костромской области




ППрограмма элективного курса по предпрофильной подготовке Мир юридических профессий.рограмма элективного курса

по предпрофильной подготовке


подготовлена учителем истории

Титовой Ириной Юрьевной


"Мир юридических профессий".


















МКОУ " Парфеньевская средняя общеобразовательная школа "


с. Парфеньево











Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме:

«Мир юридических профессий».

Автор -составитель: Титова Ирина Юрьевна,

МКОУ "Парфеньевская средняя общеобразовательная школа"

Пояснительная записка

Политическая ситуация в российском обществе за последние два последних десятилетия поставила перед гражданами задачу улучшить знания правовых основ. Каждый ученик школы является потенциальным гражданином. А каждый гражданин должен знать свои права и обязанности, уметь их реализовать и защищать в повседневной жизни. Без сомнения, молодежь должна входить в жизнь со знанием своих гражданских прав и обязанностей, а иначе большая часть школьников может стать объектом манипуляций тех или иных политиков, далеких от демократии и гуманизма.

Отличительной особенностью курса «Мир юридических профессий» является его практико-ориентированный характер. Курс разработан таким образом, чтобы создать возможность лучше разобраться в обществе, взаимодействовать с окружающими людьми, достойно разрешать споры и конфликты, чтобы ближе и понятнее мир вокруг.

Предусматривается работа с источниками права, юридическими документами, решение познавательных заданий , основанных на житейских ситуациях. Предполагается использование интернет-ресурсов, в частности, телевизионные проекты "Суд присяжных", "Федеральный судья" и др.

Цели и задачи данного элективного курса

  • создание ориентационной базы для выбора профиля обучения;

  • создание условий для осуществления пробы обучения в предполагаемом профиле;

  • познакомить учащихся с профессиями юридического мира: адвоката, судьи, прокурора, нотариуса др.;

  • формирование основ правовой культуры;

  • развитие умение учащихся вырабатывать и аргументировать собственную точку зрения на события, процессы, явления; вести дискуссию, участвовать в диспутах; выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции;

  • формировать умение анализировать конкретные жизненные ситуации с правовой точки зрения;

  • формировать умение составлять ряд документов, необходимых для жизнедеятельности человека: заявления, договора, завещания;

  • учить применять правоведческие знания для решения конкретных жизненных ситуаций.

Предполагаемые результаты курса определяются поставленными целями.

Учащиеся должны:

  • ориентироваться в мире юридических профессий;

  • повысить правовую культуру;

Уметь:

  • вырабатывать и аргументировать собственную точку зрения на события, явления, процессы; вести дискуссию, участвовать в диспутах, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции;

  • анализировать конкретные жизненные ситуации с правоведческой точки зрения; составлять ряд документов необходимых для жизнедеятельности человека: заявления, договора, завещания;

  • применять правоведческие знания для решения конкретных жизненных ситуаций.

Количество часов - 17.

Оценка курса: бинарная (зачет/незачет).

Формы организационной работы учащихся:

  • лекция (учащиеся получают теоретические знания, расширяют кругозор о юридических профессиях и их особенностях);

  • лабораторная работа (предполагает самостоятельное получение знаний о деятельности юриста на основе изучения нормативно-правовых актов);

  • практикум (способствует приобретению практических навыков, возможности самостоятельно увидеть проблему и самостоятельно принять правильное решение в конкретной ситуации);

  • ролевая игра (позволяет получить практический опыт и познакомиться с профессиональной деятельностью юристов, освоить социально-профессиональную роль юриста);

  • экскурсия (позволяет на практике увидеть работу людей юридических специальностей, получить ответы на возникшие вопросы от специалистов)

  • семинар (позволяет увидеть степень усвоения полученного материала, умение отстаивать собственную точку зрения, подкрепляя её знаниями законов).

Форма контроля и оценка результатов уровня освоения курса будет осуществляться в ходе самостоятельной деятельности учащихся на лабораторных и практических занятиях, а так же в ходе публичных выступлений учащихся во время участия в ролевых играх, семинарских занятия

Формы и методы работы:

1.Лекции, дискуссии, эвристические беседы.

2.Работа с документами(самостоятельное чтение, анализ материала ( организация понимания через обсуждение).

3.Ролевые игры, которые моделируют определенные ситуации, позволяют применять теоретические знания на практике и получить психологический опыт поведения в ситуациях возникающих при защите своих прав

4.Практические занятия по решению учебных задач.

Календарно-тематический план

Тема

Количество часов

Виды деятельности

1

Введение в курс « Мир юридических профессий»

1 час

Выслушав сообщение учителя, подготовить проект презентации "Профессия - юрист".

2

Правоохранительные органы.

Использование на уроке материалов ИНТЕРНЕТ:

1 час

Задание: прослушать лекцию учителя, составить план лекции..

Тест

3

Профессиональные качества юриста. Речевая ситуация общения. Речевые роли юриста.

1 час

Задание:

-прослушав лекцию, выпишите качества, присуще юристу;

-задания по речевому этикету.

4-5

Судебные органы в Российской Федерации

Занятие 1.Судебная система РФ

Занятие 2. Конституционные принципы осуществления судебной власти. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества, формирование совета судей и их полномочия.

2 часа

работа с презентацией

Работа с текстом "Конституционные принципы осуществления судебной власти"

Задание. Используя текст, заполнить таблицу

6-8

Профессия судья

Занятие 1.

Занятие 2.

Занятие 3 .

3часа

работа с презентацией

Работа с документом «Закон РФ о статусе судей» от 26.06.1992.

Решение проблемных заданий:

Экскурсия в суд. Встреча с судьей.

9-10

Суд присяжных в РФ.

Занятие 1.


Занятие 2.

Просмотр телепроекта Суд присяжных (один фильм)

2 часа

Выступления учеников с сообщениями. (предварительные задания)

Суд присяжных

Обсуждение телепроекта Суд присяжных.

11-12

Профессия прокурор

Занятие1.


Занятие 2

Занятие -практикум. Как написать заявление или жалобу в прокуратуру? Каков порядок обращения?

2 часа

Сообщение ученика об известных прокурорах в истории России

Работа с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1.

практическое задание - написать жалобу в прокуратуру

13

Профессия адвокат.

1 час

1.Просмотр презентации "Профессия - адвокат".

2.Работа с документом «ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 03.12.2007.

14-15

Профессия нотариус.

Занятие 1.

Занятие 2.

Практическое занятие. В нотариальной конторе.

2 часа

1. Работа с презентацией.

2.Работа с документом «Основы законодательства РФ о нотариате» от 11.02.1993.

Решение проблемных заданий

Составление по образцу договора дарения, завещания, оформление доверенности.

Решение задач.

16

Профессия следователь

1 час

Работа с текстом "Следователь",составление плана.

Работа по группам- заполнение ассоциограммы"Качества следователя".

Практическая часть. Хотите побывать в роли следователя? (работа по группам - выполнение заданий на карточках)

17

Судебное заседание.

1 час

Просмотр фильма "Федеральный судья". Выявить этапы судебного заседания

Содержание программы

Вводное занятие. Юридические профессии. Их значение в современном мире. 1час.

Тема1. Правоохранительные органы. Законодательство РФ о правоохранительных органах. Правоохранительная система. Защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц основная цель деятельности правоохранительных органов. 1час.

Тема2. Профессиональные качества юриста.

Речевая ситуация общения. Речевые роли юриста. 1час.

Тема3. Судебные органы в Российской Федерации Конституция РФ «О судебной системе Российской Федерации». Конституционные принципы осуществления судебной власти .Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд РФ, возглавляющий систему судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд российской Федерации, возглавляющий систему арбитражных судов.

Конституционные принципы осуществления судебной власти. 2часа.

Тема 4.Профессия судья Осуществляет правосудие от имени государства, вынося решение, приговор по делу. Готовится к судебному разбирательству дела, вызывает ответчиков, истцов, свидетелей, экспертов. Является неприкосновенным, действует в рамках закона. Рассматривает дела по заявлениям, жалобам, поступившим во время личного приема населения. Встреча с судьей 3часа..

Тема 5. Суд присяжных в РФ. Введение суда присяжных в РФ, Конституция РФ о введении суда присяжных, состав присяжных заседателей. Задачи и роль суда присяжных в судебном процессе. 2часа.

Тема 6. Профессия прокурор Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие. Надзор за исполнением законов. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Участие в рассмотрении дел судами. Расследование преступлений. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. 2часа. Тема 7.Профессия адвокат. Консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам. Составление жалоб и других документов правового характера. Представительство в судах, организациях по гражданским делам и делам об административных нарушениях. Правовое обслуживание коммерческих операций, заключение контрактов, разработка уставов, документов. Защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи. Участие в качестве представителей сторон в Конституционном суде РФ. Участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика. Встреча с адвокатом. 1час.

Тема 8.Профессия нотариус. Удостоверение сделки, обстоятельства, договора. Удостоверение подлинности копий документов. Совершение нотариальных действий от имени государства. Применение мер к охране наследственного имущества, наложение запрета на отчуждение имущества. Хранение документов. 2часа.

Тема 9.Профессия следователь 1час.

. .

Информационное обеспечение

1.Коституция Российской Федерации Москва 2014 год

2. О.А. Кудинов «Комментарий к конституции Российской Федерации»Москва 2007 год

3. Федеральный закон «О прокуратуре»Москва 2007 год

4. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в российской федерации»Москва 2007 год 5. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества»Москва 2006

6. Никитин А.Ф. «Школьный юридический словарь»Москва «Дрофа» 2006 год

7.Володина С.И. Основы правовых знаний 8-9 классов.Москва 2006 год

8. Авилина И.В. «Как защитить своё право в суде.»Москва 2005 год

9. Азаров А.Я., Болотина Т.В. «Права человека»Москва 2007 год

10. Голуб Г.Б, Великанова А.В. предпрофильная подготовка учащихся; Рекомендации по организации и проведению / под ред. проф. Е.Я. Когана - самара, «Учебная литература», Изд.дом «Федоров», 2006

11.Никитин А.Ф. Право и политика: Учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008. - 191 с.2.

12.Предпрофильная подготовка учащихся: Разработка и экспертиза курсов по выбору.

13.Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для учащихся старших классов. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.


Тема. Введение в курс « Мир юриспруденции»(1 час)

Задание. Выслушав сообщение учителя, подготовьте проект презентации "Профессия - юрист".

1.Жизнь современного общества регламентирована огромным количеством законов, постановлений, правил и т. п. Принимая решения о том, допустимо ли то или иное действие, или как грамотно разрешить возникшую конфликтную ситуацию (будь то отказ работников магазина вернуть деньги за некачественный товар, раздел имущества между супругами при разводе, угроза увольнения с работы или еще что-нибудь подобное), прежде всего нужно ориентироваться как раз на законы, имеющиеся по соответствующим поводам.

Именно этим цивилизованное общество отличается от живущего по обычаям дикарей, где правым считается тот, кто сильнее (или кто богаче).

Юрист помогает отдельным людям и организациям, опираясь на действующие законы, определить оптимальную стратегию поведения в той или иной ситуации, а при необходимости составить заявление в суд и другие компетентные органы, просьбу об обжаловании официального решения и т. п.

2.Описание профессии

Юрист (от лат. jus - право) (нем. Jurist, англ. Jurist) - специалист по правоведению, юридическим наукам, практический деятель в области права.

Юри́ст (от лат. jus - право) (нем. Jurist, англ. Jurist):

-человек с юридическим образованием;

-правовед, учёный, изучающий право;

-практикующий специалист в области права.

3.История профессии

Этот род деятельности почитается одним из древнейших занятий человека. К первым юристам-профессионалам можно отнести членов Коллегии понтификов Древнего Рима.

Понятие "юрист" объединяет всех людей, работаютщих по юридической специальности - судей, следователей, прокуроров, нотариусов, юрисконсультов, адвокатов. В Российской Федерации юристом может быть лицо, получившее юридическое образование. По общему правилу, для производства защиты лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, юрист должен сдать квалификационный экзамен и стать адвокатом. Для оказания правовой помощи по гражданским, административным и иным делам юристу не требуется иметь статуса адвоката.

Военный юрист - офицер с военно-юридической учетной специальностью. В Вооруженных Силах РФ военные юристы замещают должности в органах военной прокуратуры, в военных судах, в органах военной юстиции (военно-юридические службы объединений, соединений и воинских частей), среди профессорско-преподавательского состава военных ВУЗов. Для военных юристов установлены воинские звания с приставкой «юстиции», например, «капитан юстиции».Сейчас понятие «юрист» объединяет всех людей, занимающихся разнородной профессиональной юридической деятельностью - судей, следователей, прокуроров, нотариусов, юрисконсультов, адвокатов.

4.Какую работу выполняет юрист:

Прокурор Помощник прокурора Следователь

Судья общих и арбитражных судов Адвокат Юрисконсульт

Оперативный работник органов внутренних дел, милиции, налоговой полиции, таможенных органов, различных служб безопасности

Работник управления в муниципалитетах, администрации областей, городов и районов,

Менеджер, специалиста по кадрам, руководитель предприятий, учреждений и различного рода фирм.

Значительное число юристов занимается политикой, научной и преподавательской деятельностью. Таким образом, профессиональные возможности юриста распространяются на специализированные структуры, т.е. судебные, правоохранительные органы, структуры юридических услуг, а также на общие управленческие и хозяйственные структуры.

5.Наиболее часто юристы по образованию работают в таких сферах общей деятельности:

  1. Торговля

  2. Банковское и страховое дело

  3. Управление юридическими лицами, т.е. акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью

  4. государственная администрации

  5. В организациях по охране прав потребителя, авторских прав, защите рынка от недобросовестной конкуренции

  6. В строительном бизнесе

  7. В сфере риэлтерской деятельности

6.Трудности профессии:

=Постоянное принятие решений, меняющих судьбу людей

=Постоянный контроль своих действий

=Нет права на ошибку

=Большая ответственность

=Отсутствие нормированного рабочего дня

=Напряженный график

=Частый риск

=Волнение и нервозное состояние

=Повышенные моральные требования

7.Профессионально значимые качества:

-знание юриспруденции

-коммуникативность

-умение быстро и уверенно принимать решения

-повышенные моральные требования

-некоторые фирмы также предъявляют требование опыта работы в силовых структурах

-владение как минимум одним иностранным языком

-аналитическое мышление

-умение грамотно и доступно излагать свои мысли

-оперативность

-целеустремленность

-организованность

пунктуальность

-важно быть неплохим психологом, внушать людям доверие

-авторитетность, лидерство

-опыт общественной деятельности приветствуется

8. Личные качества:

Его работа требует аналитических способностей, внимательности и хорошей памяти, умения быстро разыскивать необходимую информацию. Ведь, рассматривая каждую конкретную ситуацию, ему нужно не просто выразить свое мнение по ее поводу, а дать предельно точное юридически грамотное разъяснение со ссылкой на конкретные параграфы действующих законов и подзаконных актов.

Кроме того, желательно наличие коммуникативных способностей и эмоциональной устойчивости, ведь клиенты зачастую находятся в стрессе и склонны необоснованно предъявлять свои претензии юрисконсульту, когда закон оказывается не на их стороне.

Профессия юриста связана с разрешением конфликтов, все несправедливости жизни приходится переживать ежедневно.

9.Образование

Для работы юрист должен обладать такими навыками, которые может получить только при высшем образовании.

Профессия подразумевает наличие высшего юридического образования. Юристу требуется прекрасное знание действующего законодательства, специфики делопроизводства в различных органах власти. Он должен знать Конституцию РФ, действующее законодательста, гражданское, трудовое, уголовное, финансовое, административное право, методы криминалистики, психологию, логику, основы экономики, организации труда, производства и управления.

Работа со справочниками для поступающих в вузы, а также сайт.

academica.ru/vysshee-obrazovanie/Juridicheskie-vuzy/stranitsa_1/

Прием ведется по результатам ЕГЭ по следующим предметам:

  1. Русский язык (обязателен везде)

  2. История (обязательна везде)

  3. Обществознание (социология) или иностранный язык (по выбору)

  4. Математика (редко)

10.Альтернативные профессии для юриста:

  • Медиатор

  • Коллектор (антиколлектор)

  • GP-менеджер

  • Юрист-аналитик/судебный журналист

  • Помощник народного депутата

Медиатор
Это специалист в области альтернативного (внесудебного) разрешения споров. Основные обязанности: ведение переговоров с целью найти компромиссный вариант выхода из конфликта (как правило, применяется в бизнесе, однако в США медиация широко применяется и в семейных спорах). Необходимые навыки: знание психологии (в частности, конфликтологии), права, умение находить общий язык с людьми и идти на компромисс.

Плюсы профессии: Практически полное отсутствие конкуренции Реализация себя не только как юриста, но и как психолога

Минусы профессии:

Небольшой спрос. Работа «от случая к случаю»

Коллектор (антиколлектор)

Это специалист по работе с проблемной задолженностью. В свою очередь, антиколлектор - специалист, помогающий добиться рассрочки кредита.
Основные обязанности: обеспечение возврата задолженности по потребительским кредитам путем конструктивного ведения переговоров с заемщиком; телефонные переговоры с должниками лизинговых, страховых компаний, банков, кредитных союзов, нацеленные на убеждение должников вернуть кредит путем разъяснения последствий его невозврата; контроль своевременности представления расчетов, объяснений и других материалов. Для антиколлектора список требований несколько уже: необходимо уметь договариваться с банком и/или коллекторскими фирмами о возможности рассрочки кредита должника.

Плюсы профессии:

Спрос на специалистов равен предложению Имеется возможность работать неполный рабочий день Хорошая денежная мотивация

Минусы профессии:

на данном этапе отсутствует законодательное регулирование коллекторской деятельности, что не позволяет работать абсолютно "чисто"; предпочтение отдается мужчинам, поскольку работать приходится в постоянных стрессовых ситуациях.

GP-менеджер
Это менеджер по работе с государственными органами, лоббист.
Основные обязанности: составление и координация планов компании по представлению и защите интересов компании в государственных органах; подготовка проектной документации; проведение аналитического исследования нормативных актов; аналитика работ госорганов по интересующему направлению; анализ рынка потребителей.

Плюсы профессии:

очень высокая заработная плата возможность заработать авторитет и положение в обществе постоянное общение и установление выгодных знакомств

Минусы профессии:

иногда приходится прибегать к коррупции предложение на рынке труда пока очень маленькое

Помощник народного депутата
Эта профессия в особом представлении не нуждается. Основные обязанности: помощь народному избраннику в правовых вопросах, юридическое сопровождение его деятельности.

Плюсы профессии:
шанс сделать себе имя
возможность увидеть всю "кухню" законотворчества изнутри
приобрести необходимые навыки и знания, чтобы самому стать народным депутатом. Минусы профессии:
ненормированный рабочий график
очень сложно устроится
не всегда заработная плата соответствует потраченным усилиям.

11.Где и как зарабатывают российские юристы
В России сегодня, по меньшей мере, 1,5 млн. человек имеет на руках диплом о высшем юридическом образовании. Из них профессионально востребованы примерно 52% правоведов, остальные находят себя в менеджменте, торговле и сфере услуг.

12.Один рабочий день юриста
Графику юриста не позавидуешь: рабочий день может начаться рано утром и закончиться глубокой ночью. Может пройти в разъездах, а может - в непрерывных консультациях. Постоянно нужно держать в голове уйму дел: задачи, вопросы клиентов. А еще и в законодательстве все время происходят какие-то изменения, которые тоже нужно отслеживать и учитывать. Но главное, чтобы в конце пусть даже самого тяжелого дня было чувство удовлетворения от выполненной работы.

Тема. Судебные органы в Российской Федерации.2 часа

Занятие 1.Судебная система РФ (работа с презентацией)

Конституция РФ «О судебной системе Российской Федерации». Конституционные принципы осуществления судебной власти .Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, возглавляющий систему судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ, возглавляющий систему арбитражных судов. Реформа судебной власти 2014г. (6 августа 2014 г. Верховный Суд РФ стал единственным высшим судебным органом)

Занятие 2. Конституционные принципы осуществления судебной власти. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества, формирование совета судей и их полномочия.

Работа с текстом "КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ"

Задание. Используя текст, заполнить таблицу "КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ"

Принципы осуществления судебной власти

Толкование принципа

Т е к с т КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Самостоятельная судебная власть, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей, - один из признаков правового государства. Господство права предполагает, что суд должен быть независим от влияния какого-либо властного органа и решать самостоятельно споры о нарушенном праве в качестве высшей инстанции.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. При этом (согласно ст. 118 Конституции РФ) создание чрезвычайных судов не допускается.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ: судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Вместе с тем федеральные законы устанавливают и дополнительные требования к судьям РФ. Так, в соответствии с Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" кандидаты на должность судьи должны сдать квалификационный экзамен, не должны допускать порочащих их поступков. Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования. Так, для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда возраст составляет 35 лет и стаж работы по юридической специальности 10 лет; для судей Конституционного Суда эти требования еще выше возраст кандидата на должность судьи Конституционного Суда должен составлять 40 лет и стаж работы по юридической специальности 15 лет. Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на следующих конституционных принципах.

1. Осуществление правосудия только судом. Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых (в установленных законом случаях) к осуществлению правосудия представителей народа. Никакие другие государственные структуры власти не вправе осуществлять функции судебных органов. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке, характерном лишь для судопроизводства.

Признание за судом исключительного права на осуществление правосудия означает, в частности, что только он может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговоры, принять решение по рассматриваемому делу от имени государства.

2. Законность. Базовый принцип деятельности судов, как и всех государственных органов, состоит в строгом и неукоснительном соблюдении Конституции Российской Федерации и законов, которыми регламентируются организация и порядок их деятельности.

3. Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. В соответствии с Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" независимость судей обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом (под угрозой ответственности) чьего бы то ни было вмешательства в осуществление правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, а также другими мерами его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренными законодательством.

Закон также устанавливает, что судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, а также совмещать функции судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Независимость судей обеспечивается их неприкосновенностью. В соответствии со ст. 122 Конституции РФ судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Гарантия независимости судей предполагает финансирование судов только из федерального бюджета.

Важная конституционная гарантия независимости судей - их несменяемость. В соответствии со ст. 121 Конституции РФ полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

4. Коллегиальность. Коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего, полного и объективного судебного разбирательства.

Однако в определенных случаях, установленных законом, возможно и единоличное рассмотрение дел в суде.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О судоустройстве РФ" рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции - с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей. Перечень дел, которые вправе рассматривать судья единолично, закреплен в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном и арбитражном процессуальном кодексах РФ. При этом согласно ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудное™ которых оно отнесено законом.

5. Состязательность и равноправие сторон. Конституция РФ (ст. 123) устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того, ст. 123 Конституции РФ устанавливает, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд).

6. Гласность судебного разбирательства. В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательства дел во всех судах открытые. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Принцип национального языка судопроизводства основывается на конституционном праве каждого на пользование в процессе разбирательства родным языком. По Уголовно-процессуальному кодексу РФ судопроизводство ведется как на русском языке, так и на языках республик, автономной области, автономных округов или большинства населения той или иной местности. Вместе с тем кодекс устанавливает, что участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право пользоваться родным языком, а также услугами переводчика.

8. Презумпция невиновности - основополагающее начало уголовного судопроизводства, принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина. В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.

9. Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление. Этот принцип отражен в ст. 50 Конституции РФ. Его содержание раскрывает Уголовно-процессуальный кодекс РФ: уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению (либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию). Если данные обстоятельства будут выяснены во время судебного разбирательства, то дело подлежит прекращению в судебном заседании.

10. Право на пользование квалифицированной юридической помощью. В соответствии с этим конституционным принципом защитник допускается с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, с момента возбуждения уголовного дела, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а также с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий.

Право пользования квалифицированной юридической помощью гарантируется также сторонам в конституционном судопроизводстве, при рассмотрении гражданских дел, а также при рассмотрении споров в арбитражном суде, где в качестве представителя стороны может выступать адвокат.


© 2010-2022