Статья на тему Чурумал - загадка долины Эдегей

Памятники наскального искусства являются ценнейшим источником знаний о жизни людей в бесписьменные времена. Для изобразительного искусства каждой эпохи и каждого региона характерны художественные особенности и специфический свой набор образов, обусловленные как хозяйственной деятельностью, так и мировоззрением их создателей. Всестороннее изучение памятников наскального искусства обусловлена также их современным состоянием. Петроглифы подвергаются постоянным разрушениям, многие из них находятся в...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему:

«Чурумал - загадка долины Эдегей»

Памятник расположен в 16км. ниже г. Ак-Довурака на правой стороне трассы Абакан - Ак-Довурак, по правому берегу р. Хемчик, местечко Дулаан-кара урочище Эдегей. Найденный памятник выполнен на ровной поверхности небольшой скалы. (Приложение 2) Уникальность памятника по сравнению с другими памятниками наскальных изображений Тувы состоит в том, что изображения более 70 наскальных рисунков изображены на одном большом камне (ширина около 5м, высота 3м). Изображения разные по образу, размеру и стилю изображения. Наиболее популярные из них - олени и лошади более 25 (Приложение 3). Сцена охоты человека на животного - 5 (Приложение4). Рисунки непонятных знаков, символов - 10 (Приложение 5). Также есть изображения человека в округлённой шапке - 4.

Про этот исторический памятник мы узнали из уст населения села Дон-Терезин, но оказалось, что дорогу может показать только один человек Ооржак Виктор Биринеевич, коренной житель долины Эдегея. Родился в 1957 года, в 1963г. стал учиться и закончил в 1973г. среднюю школу с. Дон-Терезин. Мы с ним встретились в октябре 2012года. Впервые он увидел эти рисунки когда ему было 5 лет, значит это был 1962год. Ему про эти рисунки рассказывал его дедушка. С его слов мы узнали, что место где расположен памятник издавна называли «Чурумал», потому что жители удивлялись красоте и сказочности этого места. Рассмотрев рисунки и сфотографировав мы начали свое исследование.

Изучив научную литературу, узнали, что наскальные изображения можно классифицировать по сюжету1, можно выделить антропоморфные(наделенные человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных), зооморфные (изображения животных), знаковые символы. (Приложение 6)

Петроглифы в образе охоты человека на животного, найденные на писанице «Чурумал», доказывают, что занятие охотой было одним из основных способов добычи пищи в нашей местности. Все изображения животных на видном месте и около такого места совершались культовые обряды. Они обеспечивали роду благополучие и удачную охоту.

Древний человек не мог представить себе мир иначе чем в образе могущественного лося. Он для него олицетворял всю окружающую природу. (Приложение 7)С образом лося был связан и культ родовых предков. Неслучайно на скалах часто находят изображения лося, выделенное на общем фоне красной охрой. Такие скалы превращались в своеобразные родовые храмы-«святилища», где совершались ритуально-магические действия.

На писанице «Чурумал» были обнаружены загадочные знаки и символы. Можно предположить что, их рисовали шаманы для своих ритуальных обрядов. Может так они разговаривали с иным миром.

( Приложение 8)

Антропоморфные фигуры: схематичная фигура с поднятой рукой, профильная фигура с полусогнутой ногой. Это свидетельствует об изображении «шамана» в головном уборе. По этим рисункам, можно предположить, что люди верили в шаманизм, духов. Поскольку они были наедине с природой люди верили, что своими обрядами смогут добиться каких-либо условий. Об этом свидетельствует изображения «шамана» в головном уборе виде полукруга и в руках похожее на религиозный бубен.

Также эти изображения можно классифицировать по стилю. Исследователи подразделяют их на три группы: линейные, контурные, силуэтные.

В археологической литературе принято следующие определения данных понятий: линейный - состоит из одних линий, контурный рисунок очерчен линией, а внутри заполнен и силуэтный рисунок имеет сплошную заливку контура.

На писанице «Чурумал» были выявлены изображения смешанного характера: например, туловище животного передано контуром, голова силуэтно, а ноги показаны в виде линий. Тело животного показано профилем, а рога в анфас.( Приложение 9)

Из 50 изображений в основном силуэтные фигуры. Что говорит об уникальности данного памятника.

Можно еще выделить простые и сложные изображения. Простые изображения- изображения не загруженные дополнительными деталями. У сложных присутствуют: головные уборы и поперечные линии (Приложение 10)

В научных трудах ученых-археологов по наскальным изображениям, в которых изображены рисунки могущественного лося, парных и одиночных относят к эпохе ранней бронзы (бронзовый век - середина IIIтыс.- I тыс. до н.э.), «Скелетный стиль» зародился в эпоху позднего неолита (неолит «новый каменный век» - VIII-IV тыс. до н.э.)В свое время Г.А. Агафонова в книге2 относила к эпохе бронзы изображения лосей.В настоящее время мнения исследователей расходятся. Но к мнению Агафоновой присоединились А.И. Мартынов, Н.Л. Подольский и Я.А. Шер.

По мнению В.И. Молодина, изображение лосей, изображения подобного типа в Западной Сибири датируются периодом развитой бронзы т.е. II тыс. до н.э.

К эпохе раннего металла Формозов А.А. отнес группу животных Западной Сибири. Еще молодой возраст таких изображений предположил Леонтьев Н.В., он также предположил, что эти изображения характерны для окуневской культуры (южносибирская культура эпохи бронзы).

В результате анализа и сравнения сюжетов, художественного стиля и смыслового содержания рисунков на писанице «Чурумал» и раннее исследованных памятников наскального искусства, можно предположить, что наскальные изображения относятся к эпохе неолита и бронзы. (Приложение 11)

Таким образом, писаница «Чурумал» исторический источник, уникального типа, написанный в эпоху бронзы и неолита.

1Грач А.Д. Петроглифы Тувы 1. Проблемы датировки и интерпретации, этнографические традиции. // сб. МАЭ. Т. 18. М., 1957. С.388-427.

2 Г.А. Агафонова «Петроглифы Тянь-Шаня» Л.: 1981 -200с.

© 2010-2022