- Преподавателю
- Обществознание
- Облик современного мира
Облик современного мира
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Стасюк И.Ф. |
Дата | 28.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Облик современного мира
Цели и задачи.
Показать многообразие современного мира и факторы, которые влияют на его развитие.
Рассмотреть основные подходы, объясняющие ход исторического развития.
Выделить факторы многообразия современного мира.
Развивать умения проводить анализ и синтез полученных знаний, коммуникативные способности.
На доске.
-
Тема
-
О.Шпенглер, П.Сорокин, А.Тойнби, С.Хантингтон
-
Схема, которую заполняют учащиеся
Цивилизационный подход
Стадиальный подход
Формационный подход
Ход урока.
-
Организационный момент
-
Новая тема
-
Закрепление
-
Домашнее задание
Оборудование
-
Мультимедийная презентация
-
Учебник
-
Тетрадь
Новая тема
Современный мир многообразен.
Он делится на
Регионы Страны
Они отличаются по
-
Уровню социально-экономического развития
-
Научно-технического развития
-
Культурно-исторические особенно
До недавнего времени основной структурной составляющей мира было национальное государство, для которого характерны:
-
Границы
-
Язык
-
Государственные органы власти
-
Законодательство
-
Культурные традиции
-
Преобладающий способ производства
Существует много теорий, которые объясняют ход исторических событий и связанное с ним многообразие современного мира.
Заполняем таблицу
Цивилизационный подход
Стадиальный подход
Формационный подход
О.Шпенглер
Автор У.Ростоу
К.Маркс
-
Исторический процесс - череда сменяющих друг друга культур
-
Культура - живой организм
-
Культуры переживают стадии возникновения, зрелости, старости, увядания
5 стадий в истории человечества
-
Традиционное общество, которое отличается
-
Замедленностью развития
-
Низким уровнем производительности труда
-
Преобладает аграрный сектор в экономике
-
Переходное общество. В нем происходит переход к капиталистическому производству
-
Период сдвига
-
Промышленные революции
-
Начало индустриализации
-
Период зрелости
Появляются высокоразвитые в экономическом плане страны
-
Эра высокого уровня массового потребления
Общество развивается в рамках определенной общественно-экономической формации и включает в себя 2 компонента
А)Экономический базис, который состоит из системы производственных отношений (отношений собственности)
Б) надстройка(отношение сознания, мораль, право, государство, религия, наука)
Общественно-экономические формации:
-
Первобытнообщинная
-
Рабовладельческая
-
Феодальная
-
Капиталистическая
-
Коммунистическая
П.А Сорокин
Типы культур:
А) Идеационная
(в основу данного типа культуры положена религиозная вера. Примером могут служить - индия, Средневековье)
Б) деалистическая
(единство религиозных и чувственных ценностей - культура Античности)
В) Реалистическая
(современный Запад)
Далее идет работа с такими понятиями, как
-
Геополитика( наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений..
-
Полицентричный мир (принцип и основная структурная особенность геополитического устройства современного мира. Многополярная структура мира формируется под воздействием множества геополитических факторов, в числе которых видная роль принадлежит экономике. Полицентризм предусматривает такое положение, когда в системе международных отношений имеется несколько сильных государств (блоков) , взаимоотношения которых влияют на мировую политику)
Многополюсный миропорядок характеризуется рядом особенностей:
-
Выделяются наиболее сильные центры (Япония, США, Китай, Германия),
-
Растет количество участников международных отношений, которые стремятся занять ведущее положение
-
Возникает больше количество конфликтов
-
Биполярный мир (двухполюсный мир)
-
Международные организации (дается опережающее Д/з и учащиеся озвучивают подготовленный материал)
-
Ядерное оружие. Цель создания, значение, итоги.
-
Внешняя политика государства - общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики -дипломатия.
Беседа с учащимися по следующим вопросам.
-
Дайте определение цивилизации. Какие цивилизации вы знаете?
-
Охарактеризуйте геополитическое положение вашей страны.
-
Покажите на карте страны, которые оказывают наибольшее влияние на геополитическое положение других стран?
-
Покажите на карте страны, которые оказывают наибольше влияние на современный мир. Почему они обладают такими возможностями? Какие методы они используют для достижения своих целей?
Количество стран в мире
Континент
Страны
Члены ООН
Африка
54
54
Азия
49
47
Европа
44
43
Северная Америка
23
23
Австралия и Океания
14
14
Южная Америка
12
12
Всего
196
193
Если к признанным странам добавить непризнанные страны и зависимые территории - можно насчитать около 270 стран, но точные данные получить невозможно из-за спорного или неоднозначного статуса некоторых стран.