Конспект урока по теме Безработица, ее причины и последствия

                                                Конспект   урока   АВТОР: Романов Михаил Владимирович Березниковская ООЩ – филиал МБОУ Юрьевской СОШ Предмет: Обществознание Класс : 8 Тема урока «Безработица, ее причины и последствия» Место урока в теме: изучение нового материала       Тема: Безработица, ее причины и последствия Задачи урока 1.    Познакомить учащихся с характером труда в усло­виях рыночной экономики, его влиянием на занятость ра­ботников в условиях конкуренции. 2.    Раскрыть п...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по теме Безработица, ее причины и последствия

Конспект урока по теме Безработица, ее причины и последствия

Конспект урока по теме Безработица, ее причины и последствия

Конспект урока

АВТОР: Романов Михаил Владимирович

Березниковская ООЩ - филиал МБОУ Юрьевской СОШ

Предмет: Обществознание

Класс : 8

Тема урока «Безработица, ее причины и последствия»

Место урока в теме:

изучение нового материала



Тема: Безработица, ее причины и последствия

Задачи урока

  1. Познакомить учащихся с характером труда в условиях рыночной экономики, его влиянием на занятость работников в условиях конкуренции.

  1. Раскрыть причины и последствия безработицы.

План изучения нового материала

I. Безработица - спутник рыночной экономики.

II. Причины безработицы.

  1. Экономические и социальные последствия безработицы.

  1. Роль государства в обеспечении занятости.

Безработица - спутник рыночной экономики.

Задача данного этапа урока - сформировать понятие «безработица» и раскрыть особенности проявления безработицы в условиях рыночной экономики.

Приступая к изучению первого пункта плана, полезно включить учащихся в обсуждение подводящих к проблеме урока вопросов:

каждый ли человек имеет возможность заработать себе на жизнь? Что делать, если человек готов трудиться, а подходящего места работы нет?

Результаты обсуждения ответов на вопросы помогут подвести учащихся к пониманию особенностей и характера труда в рыночной экономике, сравнить их с трудом в условиях командной экономики. Можно предложить учащимся после знакомства с учебным текстом выделить и назвать эти особенности. Вероятно, они назовут следующие характеристики труда: добровольный, свободный, преимущественно основанный на частной собственности.

Для лучшего усвоения понятия «безработица» учащиеся находят существенные отличия между тремя категориями граждан: трудоспособные, занятые и безработные граждане. Им предлагается привести примеры, характеризующие положение каждой из названных категорий населения. Далее учитель задает классу вопрос: кого можно признать безработным? Найти правильный ответ учащимся поможет обращение к содержанию рубрики «Ситуация» в учебном тексте, его совместный с учителем анализ.

Иной вариант усвоения понятия «безработица» - выполнение следующего учебно-познавательного задания:

Определите положение граждан с точки зрения их занятости в хозяйственной жизни страны.

а)программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности

б)студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза

в)рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости

г)женщина, ушедшая с работы в отпуск по уходу зародившимся ребенком

д)мать, имеющая ребенка-инвалида и работающая в режиме неполного рабочего дня

е)учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности

Следующие проблемы, требующие внимания учителя и учащихся:

определение уровня безработицы и осмысление зависимости уровня безработицы в стране от состояния дел в экономике.

Добиться успешного усвоения первой проблемы можно, предложив учащимся решить следующую задачу, используя информацию учебного текста: в 2001 г. в России численность занятых в экономике составила 64,7 млн человек, а численность безработных - 6,3 млн человек. Определите уровень безработицы в России в то время.

Учитель напоминает учащимся, какая категория граждан включается в состав трудоспособного населения страны, и обращает внимание на расчетную формулу, приведенную в учебном тексте. Можно предположить, что учащиеся дадут следующий правильный ответ: «Уровень безработицы в России в 2001 г. составил 9,8 процента».

Для усвоения второй проблемы учителю необходимо дополнительно пояснить, что для рыночной экономики характерно циклическое развитие, т. е. чередование периодов спада и подъема в экономике. Усвоению материала также будет способствовать обращение к материалам рубрики «Факты». Учитель может предложить кому-нибудь из учащихся построить на основе данных рубрики график или диаграмму на доске и помочь школьникам проанализировать полученные сравнительные данные.

В целях закрепления изученного и проверки результатов его усвоения учитель может предложить выполнить ряд учебно-познавательных заданий:

1) Школьники учатся и еще не могут работать, пенсионеры уже не могут работать, есть люди, которые просто не хотят работать. Кого можно отнести к категории безработных? Отличаются ли безработные от неработающих? Поясните свой ответ.

2) Восемнадцатилетний юноша остался без работы в результате сокращения числа работников предприятия. Посоветуйте оставшемуся без работы, как вести себя в этой ситуации. Что необходимо для получения статуса безработного и пособия на время поиска работы? Предложите свой план действий.


Причины безработицы.

II. Следующий шаг в учебном процессе - изучение ианализ причин безработицы.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с характеристиками тех или иных причин безработицы. Учитель предлагает найти ответы на вопросы:

1) Какое влияние оказывают перемены в потребительском спросе на занятость в производстве, требования к квалификации работников? 2) Почему люди меняют место работы? 3) Как спад производства влияет на уровень безработицы? 4) Что такое «сезонная безработица»?

Далее учитель организует выполнение заданий 2 и 4 из рубрики «В классе и дома» и приведенного ниже:

В США сотрудник, постоянно использующий компьютер, получает в среднем на 15 процентов больше своего менее квалифицированного коллеги. Среднегодовой доход у мужчин, имеющих диплом колледжа, примерно на 70 процентов выше, чем у тех, кто некогда начал работать сразу же после окончания школы. Сделайте выводы на основе приведенных данных.

Можно предположить, что учащиеся отметят роль и оценку квалифицированного труда в США, влияние квалифицированного труда на его результаты и размер оплаты, связь между уровнями квалификации работника и условиями его занятости.

Необходима помощь учителя и в усвоении учащимися особенностей и экономической сущности российской безработицы. Так, информация учебного текста о том, что каждого третьего безработного россиянина не устраивает размер предлагаемой заработной платы, может быть дополнена необходимыми пояснениями. Существует масса рабочих мест, которые не обеспечивают важнейшее условие работы - материальную заинтересованность работника. Порой низкая оплата труда на основном (постоянном) месте работы не позволяет ощутить разницу в обеспечении уровня жизни по сравнению с существованием на случайные заработки, в том числе и на пособие по безработице. Задача увеличения средней заработной платы - одна из главных в стране.




Экономические и социальные последствия безработицы.

III. Следующий пункт плана изучается школьниками также самостоятельно. В целях закрепления изученного учитель помогает организовать выполнение задания 1 из рубрики «В классе и дома», участвуя в обсуждении и оценке результатов выполнения этого задания.

Далее учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: как снизить экономические и социальные издержки безработицы? Его обсуждение помогает сделать логический мостик к изучению проблемы роли государства I обеспечении занятости населения.

Роль государства в обеспечении занятости.

IV. Материал о роли государства в обеспечении занятости населения тесно связан с содержанием изученных параграфов «Рыночная экономика» и «Роль государства и экономике». Учителю целесообразно напомнить школьникам, что обеспечение занятости населения - одна из функций государства в экономике, регулирование же рыночных отношений, финансовая и социально-экономическая политика государства тесно связаны с проблемой распределения трудовых ресурсов общества и создания условий для их воспроизводства. Далее учитель предлагает познакомиться на основе учебного текста с двумя основными направлениями деятельности государства: а) созданием условий для занятости; б) реализацией мер социальной защиты от безработицы.

Знакомство учащихся с первым направлением полезно закрепить выполнением следующего задания:

Американские корпорации тратят ежегодно 30 млрд долларов на обучение своих сотрудников.

В чем заключется эффективность вложений в повышение квалификации и переподготовку работников? Актуальна ли подобная политика работодателей и государства для российского общества?

Работая с текстом параграфа, учащиеся знакомятся со статистическими данными, характеризующими выбор грпж данами путей поиска новой работы и предложенными рубрикой «Факты». Учителю важно обратить внимание на ТО, что наиболее массовый способ поиска работы (отметили 40 процентов респондентов) - непосредственное обращение к потенциальному работодателю. Обсудите с учащимися возможные причины подобного выбора участниками исследования и предложите выполнить следующее задание:

Вам исполнилось 15 лет, и вы решили поработать. Каковы ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Предложите будущему работодателю информацию о себе, чтобы получить желаемое место работы.

Современное российское общество, направления политики

Формирование понятий «занятость» и «безработицу» важно связать с реальными процессами в жизни страны, изменениями, произошедшими в социально-трудовой сфере жизни российского общества, характере труда и положении наемного работника в результате рыночных преобразований. Разносторонний анализ этих явлений можно найти в рекомендованных учителю для изучения данной темы учебниках по экономике для вузов и школы.

Особенно важно использовать примеры не только государственных мер помощи населению в трудоустройстве, но и мер по стимулированию государством самостоятельной, активной деятельности граждан по обеспечению собственной занятости.

Домашнее задание

выполнить задание 3 из рубрики «В классе и дома».


© 2010-2022