Программа по обществознанию с модулем Право. 11 класс

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государствен­ного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию МО РФ, авторской программы для 6-11 классов по обществознанию, базовый уровень, Москва: «Просвещение» 2009 года под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н.Боголюбова. Программа соответствует Обязательному минимуму содержания обществоведческого образования для полной средней школы, утвержденному Министерством образования Российской Федерации.

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

- Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 « Об утверждении Федерального компонента государственного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования)».

Учебник: Учебник:. Обществознание (базовый уровень). Под редакцией Боголюбова Л. Н. _М.: «Просвещение», 2015

Программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1час в неделю. Данная программа по обществознанию предназначена для учащихся 11 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет во втором концентре обществоведческого образования в средней школе. Курс «Обществознание» для старших классов сред­ней школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т. е. включает знания из различных отраслей науки (социальной фило­софии, социологии, экономической теории, политологии, правове­дения, антропологии, психологии и др.) в педагогически целесооб­разной целостной системе.

Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение предмета Обществознание призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Курс Обществознания 11 класса включает изучение 3 тем. Тема «Экономическая жизнь общества» дает представление об основных элементах экономической системы общества, характеризует рыночные отношения, роль государства в развитии экономики, дает представление о мировой экономике, исследует положения человека в системе экономических отношений. Вторая тема «Социальная сфера» продолжает знакомить учащихся с социальной структурой общества, рассматривает особенности демографической ситуации в современной России. Третья тема «Политическая жизнь общества» знакомит учащихся с политической системой, политическими партиями, идеологиями, политическим лидерством.

Цели: Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Формы организации учебного процесса:

При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

  • школьная лекция;

  • семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

  • уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

  • работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

  • использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;

  • объяснение учителя и беседа с учащимися;

  • самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

  • выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;

  • написание сочинений-эссе;

  • заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.

Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Реализация рабочей программы способствует:

  • развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и право­вой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению со­циальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосоз­нания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демокра­тическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изу­чения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и выс­шего профессионального образования и самообразования;

Курс формирует следующие умения и навыки:

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

знать / понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, ме­сто и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важней­ших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, меха­низмы правового регулирования;

- особенности социально - гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, законо­мерности развития;

  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, ус­танавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных яв­лений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и при­родной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; системати­зировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познава­тельных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различ­ными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной соци­альной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и граж­данской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обя­занностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Пояснительная записка к модулю «Право»

Рабочая программа по праву среднего (полного) общего образования 11 класс (базовый уровень) составлена на основе:

  • федерального базисного учебного плана общеобразовательной школы, утверждённого приказом Комитета по образованию от 09.03.2004 года № 1312;

  • приказа Министерства образования МО «Об утверждении БУП для государственных образовательных организаций в МО, реализующих образовательные программы основного общего и среднего образования на 2014-2015 учебный год" от 04.07.2014 № 3086;

  • примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2014-2015 учебный год;

• федеральных государственных образовательных стандартов по праву (базовый уровень);

• примерной программы среднего (полного) общего образования по праву (базовый уровень); Составитель Т. И. Никитина.

  • авторской программы Никитина А.Ф. «Правоведение 10 - 11 класс». - М.: Просвещение, 2008.

УМК.

1.А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина Право. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни. Учебник.- М.Дрофа.2015г.

2.Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву. Сборник нормативных документов. Право. М., Дрофа, 2008г.

3.Программа по праву для 10-11 классов общеобразовательных школ, автор А.Ф. Никитин, 2013г.

4.рабочая тетрадь «Основы права» 10 - 11кл. А. Ф. Никитин. - М.: Дрофа 2014

5.методическое пособие «Основы государства и права»10 - 11кл. А. Ф. Никитин. - М.: Дрофа 2014

6.Никитин. Обществознание. Право. 10-11 класс. Методическое пособие. Рекомендации по составлению рабочих программ. ФГОС (ДРОФА) 2015

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю) в 11 классе.

Рабочая программа изучения права на базовом уровне направлена на достижение следующих целей:

- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения права на ступени среднего (полного) общего образования:

  • расширять систему сведений об основах юриспруденции;

  • создавать условия для усвоения правовых норм поведения учащимися;

  • формировать правовую культуру и правовую компетентность личности;

  • развивать гражданско - правовую активность, ответственность.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Метапредметные результаты развивать умения, навыки и способы деятельности, формируемые у учащихся при изучении тем курса:

- в области познавательной деятельности являются:

умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность ( от постановки целей до получения и оценки результата);

- участие в проектной деятельности в организации и проведении учебно- исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования;

- в области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства;

объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений;

- в области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.

Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.

В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

Педметный курс «Право» определяется закреплением и развитием у школьников интереса к праву, обучением точной монологической и диалогической формам речи на основе этических норм и правил ведения диалога на правовые темы. Возрастает роль теоретических обоснований изучаемого материала на основе системности и обобщения. Это позволяет в свою очередь развивать у школьников умения анализировать и систематизировать, действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. Значительное внимание уделяется решению теоретических задач, познавательных заданий и практических задач, отвечающих требованиям сдачи экзамена уровня «А», «В», «С» в формате ЕГЭ.

Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для общеобразовательной школы (базовый уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников, такие, как: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; семейное право, основные положения гражданского права, правовое регулирование трудовых отношений, семейное право, административное и уголовное право, значимость в современном обществе юридических профессий.

Межпредметные связи осуществляются при изучении тем «Гражданское, налоговое, семейное, административное, уголовное право», - с обществознанием и историей, экономикой.

Принципы отбора содержания курса на базовом уровне обеспечивают преемственность по отношению к основной школе путем базового изучения права, что создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Базовое правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Значение курса заключается в формировании у учащихся социальных навыков, развития умений, ключевых компетентностей, усвоения ими совокупности правовых норм и принципов поведения в обществе, регулирующих отношения во всех сферах жизни общества, системы гуманистических и демократических ценностей.

Особенности организации учебного процесса по предмету, виды деятельности:

- работа с источниками права, в том числе нормативными актами;

- анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

- выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

- изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

- решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

Формы контроля знаний, умений, навыков: текущий, тематический, итоговый, практическая работа.

Формы организации учебного процесса: классно-урочная. Предполагается выполнение тематического учета знаний по модели ЕГЭ.

Практические работы.

  1. Анализ Конституции и других документов. Определение понятий: «гражданство», «гражданин», двойное гражданство.

  2. Характеристика статуса Президента РФ согласно Конституции РФ, его полномочия, вступления в должность и отрешения от должности.

  3. Составить памятку права ребенка.

Требования к уровню достижений обучающихся.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов. Эти требования структурированы по трем компетенциям: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни». Качество усвоения проверяется текущим и итоговым контролем и осуществляется через следующие формы: внешний, взаимный контроль и самоконтроль; тестирование.

Требования к уровню подготовки по праву.

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен знать/понимать

• права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации международно - правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России.

Уметь

• правильно употреблять основные понятия и категории ( юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство;

• характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов порядок заключения и расторжения брачного договора, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг, порядок призыва на военную службу;

• объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

• различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно - правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

• анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

• осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

• решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

Оценка достижений обучающихся осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по нормам оценок для учителей истории и обществознания МБОУ СОШ № 21», утвержденными директором школы, приказ № 4 п. 1 от 134 января 2014 года.







Содержание разделов и тем учебного курса Обществознание

Глава I . Экономическая жизнь общества

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг Основы денежной и бюджетной политики Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих
банков. Финансовые институты Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Глава II Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Нации и межнациональные отношения. Семья и быт. Гендер - социальный пол. Молодежь в современном обществе. Демографическая ситуация в современной России.

Глава III Политическая жизнь общества

Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и государство. Демократические выборы. Политические партии и партийные системы. Политическая элита и политическое лидерство. Политическое сознание. Политическое поведение. Политический процесс и культура политического участия.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ ПРАВО

Тема 1. История государства и права 4ч.

Связь и взаимозависимость государства и права. Основные те­ории происхождения государства и права: теологическая, патриар­хальная, договорная, теория насилия, органическая, психологичес­кая, расовая, материалистическая.

Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые па­мятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые ре­формы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX - начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствова­ние Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенст­вование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепо­стного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Раз­витие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы - конституционные законы России.

Советское право 1917-1953 гг. Замена права «революцион­ным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.

Советское право 1954-1991 гг. Критика Культа личности. Кон­сервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движе­ния. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «раз­витого социализма».

Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. По­пытки превратить Россию в модернизированное государство с ры­ночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкла­дов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Граждан­ского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.

Тема 2. Вопросы теории государства и права 4ч

Понятие государства. «Общественный», «классовый», «полити­ко-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государст­венного устройства, политический режим.

Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.

Понятие и признаки правового государства. Верховенство зако­на. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.

Тема 3. Конституционное право 7ч

Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.

Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.

Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое фе­деративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы - высшая ценность. Многонациональный народ России - носитель суверенитета и источник власти. Субъек­ты осуществления государственной власти. Прямое действие Кон­ституции РФ.

'Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство! и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.

Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания - Совет Федерации и Государственная ] Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Россий­ской Федерации.

Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекра­щение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Су­дебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принци­пы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генераль­ный прокурор РФ*.

Местное самоуправление. Решение вопросов местного значе­ния. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формиро­вание местного самоуправления.

Тема 4. Права человека 5ч

Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декла­рации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.

Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.

Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Прин­цип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.

Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредст­во избранных представителей.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на обра­зование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.

Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

Тема 5. Избирательное право и избирательный процесс. 1ч

Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выбо­ров. Избирательное законодательство.

Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Тема 6. Гражданское право 4ч

Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.

Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров.

Право собственности. Понятие собственности. Виды собствен­ности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.

Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Граж­данские права несовершеннолетних. Эмансипация.

Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.

Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возме­щение вреда.

Тема 7. Налоговое право 2ч

Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплатель­щика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.

Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоход­ный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Администра­тивная и уголовная ответственность.

Тема 8. Семейное право 1ч

Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.

Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.

Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.

Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.

Тема 9. Трудовое право 2ч

Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и ра­ботодателя.

Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок за­ключения коллективного договора.

Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повремен­ная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный над­зор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.

Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материаль­ная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.

Тема 10. Административное право 1ч

Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные право­нарушения. Признаки и виды административных правонарушений.

Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Тема 11. Уголовное право 2ч

Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.

Понятие преступления. Состав преступления. Категории пре­ступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступ­лений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.

Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Ви­ды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Тема 12. Правовая культура 1ч

Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры



Учебно-тематический план .



п/п

Раздел, тема раздела

Общее количество часов

Из них

Контроль (ТУЗ, контрольные работы)

Теория

Практика

1.

Экономическая жизнь общества

13

10

3

3

2.

Социальная сфера

8

6

2

2

3.

Политическая жизнь общества

10

8

2

3

4

Итоговое повторение

3

2

1


5

Тема 1. Из истории государства и права

4

4

ТУЗ. Отличия советского и современного права

6

Тема 2. Вопросы теории государства и права

4

4

ТУЗ. Государство и право.

7

Тема 3. Конституционное право.

7

5

2

ТУЗ. Конституционное право

8

Тема 4. Права человека.

5

4

1

ТУЗ. Гражданское право.

9

Тема 5. Избирательное право

1

1



10

Тема 6. Гражданское право

4

4


11

Тема 7. Налоговое право

2

2

ТУЗ. Налоговое право.

12

Тема 8. Семейное право

1

1

ТУЗ. Семейное право

13

Тема 9. Трудовое право.

2

2

ТУЗ. Трудовое право.

14

Тема 10. Административное право

1

1


15

Тема 11. Уголовное право

2

2

ТУЗ. Уголовное и административное право.

16

Тема 12. Правовая культура

1

1



Итого

68

57

11

ТУЗ-16




Список литературы (основной и дополнительной)

1. Аверьянова Г.И. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М., «Эксмо»,2009.

2. Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 10кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.

3. Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 11кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.

4. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10кл.,- М., «Просвещение», 2003.

5. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 11кл.,- М., «Просвещение», 2003.

6. Боголюбов Л.Н. Обществознание: поурочные планы- 11кл,.- М., «Просвещение», 2007.

7. Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.- М., Дрофа, 2001.

8. Захарова Е.Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»-М., Школа-Пресс,1999.

9. Кожин Ю.А. Практикум по праву. 11кл., - М.,»Русское слово»,2000

Дополнительная литература для учащихся:

1. Нормативные документы:

* Всеобщая декларация прав человека;

* Декларация прав ребенка;

* Конвенция о правах ребенка;

* Конституция РФ.

2. Кравченко А.И. Обществознание: учебники для 10-11кл.:-М.: ООО «ТИД Русское слово», 2007

3. Лазебникова А.Ю. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь.-М., 2010

4. Никитин А.Ф. Основы права.10-11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений.-М.: Дрофа, 2007

5. Официальная Россия: сервер органов государственной власти РоссийскойФедерации

gov.ru

Президент России: официальный сайт

president.kremlin.ru

Президент России - гражданам школьного возраста

uznay-prezidenta.ru

Государственная Дума: официальный сайт

duma.gov.ru

Литература

Учебно-методидеское обеспечение.

А.Ф. Никитин Право 10-11 кл. Базовый и углубленный уровни - М., Дрофа, 2015.

А.Ф. Никитин. Рабочая тетрадь Право 10-11 кл Дрофа, 2014

Справочно-правовая система «Консультант-плюс», «Гарант».

Дополнительная литература для учителя:

Граждановедение: Учеб.для средней школы/Э. А.Уткин и др.- М., 1995.

Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права.- СПб., 1997.

Исаев И. А. История государства и права России.- М., 1994.

Каманина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права.- М., 1997.

Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Право и экономика: 10-11 кл.- М., 2000.

Коваленко А. И. Правоведение: 10-11 кл.- М., 1998.

Козюк М.Н. Основы государства и права России: Пособие для преподавателей методические рекомендации, задания, тесты - Волгоград, Учитель, 1999.

Кравченко А. И. Обществознание: 10-11 кл.- М., 2000.

Липсиц И. В. Экономика,- Кн. 1.- М., 1997.

Морозова С. А. Обществознание: 10-11 кл.- СПб., 2001.

Мушинский В. О. Обществознание: 10 кл.- М., 2002.

Мушинский В. О. Основы правоведения: 10-11 кл.- М., 1994г.

Никитин А.Ф, Суворова Н.Г., Тюляева Т.И. Право и политика. Методическое пособие, М.: Просвещение , 2005.

Сборник кодексов РФ.-М., 2002.

15. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов.- М.,2002.

16. Шилобод М. И., Петрухин А. С, Кривомеев В. Ф. Политика и право: 10 -11 кл.- М., 2005:

Электронные средства обучения.

1. school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

2. edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов.

3. humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование.

4. lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы.

5. vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин.

6. it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей»

Интернет - ресурсы.

lesson - historinarod . ruvideo.yandex.ru/users/galactic-su-79/view/82/?cauthor=galactic-su-79&cid=11#prometheanplanet.ru/


_«Согласовано»

Руководитель ШМО

___________________/_Куликова Т.В.________

Протокол №_________

от « » ________2015___

__

____ «Согласовано»

Заместитель директора по УВР/ВР

_________________ /__СологубС.С._______

« » __________ 2015

Календарно-таматическое планирование рабочих программ, реализующих БУП 2004 г.11 класс.

№ урока

Наименования разделов и тем

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата по плану

Дата по факту

1

Происхождение государства и права. Право Древнего мира. Право средневековой Европы. Становление права Нового времени.

Объясняет связь государства и права. Рассказывает о теориях происхождения государства и права и характеризует их содержание. Характеризует важнейшие элементы процесса появления государства и права. Рассказывает о становлении права в эпоху Древнего мира. Характеризует особенности средневекового права, объясняет особенности взаимоотношений средневекового права и церкви. Называет документы, в которых были зафиксированы права и свободы человека. Объясняет влияние социально-экономических потребностей на развитие буржуазного права. Характеризует Конституцию США. Анализирует достоинства и недостатки буржуазного права Выполняет тестовые задания

1.09

2

Роль экономики в жизни общества

Знать тенденции развития важнейших социальных институтов. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности

3.09

3

Развитие права в России. IX-начало ХIХ в. Российское права в ХIХ - начале ХХ в.

Называет факторы, повлиявшие на процесс становления права в Русском государстве. Характеризует роль православия в становлении права в нашем государстве. Характеризует важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси-России. Объясняет, почему в России право совести и правды ставилось выше закона. Характеризует проекты политико-правовых реформ времен правления Александра I, объясняет отличия взглядов западников и славянофилов на историю Российского государства и права. Рассказывает об изменениях в политико-правовой системе России в начале ХХ в. Выполняют тестовые задания

8.09

4

Экономика: наука и хозяйство

10.09

5

Советское право в 1917 - 1991 гг.

Характеризует революционное правосознание. Рассказывает о нарушениях законности в нашей стране в 1920-1950-х гг. Характеризует изменения, происходившие в период «оттепели» в политико-правовой области. Объясняет понятия: «правозащитное, диссидентское движение».

15.09

6

Экономический рост и развитие

Осуществлять поиск социальной информации. Понятие экономического роста. ВВП, факторы экономического роста - интенсивные и экстенсивные, экономическое развитие, его измерители,

17.09

7

Современное российское право. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. ТУЗ. Отличия советского и современного права

Характеризует роль Конституции РФ 1993 г. в переходе России к демократической модели развития. Называет важнейшие правовые акты, принятые за последние 15 лет. Основные изменения . в законодательстве за 2015г.

22.09

8

Рыночные отношения в экономике

Использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Виды рынков. Рыночные отношения в современной экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство

24.09

9

Государство, его признаки и формы

Объясняет понятие «государство», характеризует основные теоретические подходы в рассмотрении сущности государства. Называет признаки государства, формы правления, формы государственного устройства. Характеризует политические режимы. Выполняет тестовые задания. Высказывают собственное мнение по вопросу необходимости государства в современном обществе.

29.09

10

Фирма в экономике

Применять социально - экономические знания в процессе решения познавательных задач. Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и временные издержки. Основные источники финансирования бизнеса

1.10

11

Понятие права. Правовая норма. Источники права. Право в системе социальных норм. Система российского права Понятие и признаки правового государства.

ТУЗ. Государство и право.

Характеризует понятия: право, элементы права, источники права, правовая норма, система права. Характеризует основные признаки правового государства. Выполняет тестовые задания.

6.10

12

Правовые основы предпринимательской деятельности

Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах.

Предпринимательские правоотношения. Организационные формы предпринимательства

8.10

13

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

Объясняет принцип верховенство закона в правовом государстве и содержание понятий «законность» и «правопорядок. Характеризует понятие «разделение властей».

13.10

14

Слагаемые успеха в бизнесе

Использовать приобретенные знания.

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Источники финансирования. Банковская система. Банковский кредит

15.10

15

Право и другие сферы общества. О российской философии права

Характеризует взаимосвязь право и морали, называет их сходство и различие. Анализирует соотношение права и политики и влияние права на экономику и культуру. Объясняют понятие «философия права». Анализируют соотношение права и нравственности. Высказывают свое мнение по проблеме существования врождённого «чувства права».

16

Экономика и государство

Понимать механизмы гос. Регулирования

Роль государства в экономике. Общественные блага. Механизмы государственного регулирования. Монетарная и фискальная политика

22.10

17

Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституция в России .Общая характеристика Конституции РФ

Характеризует понятие «конституция». Называет виды и источники конституций. Характеризует конституционное право и конституционализм. Рассказывают о становлении конституционализма в России. Характеризует причины конституционной реформы в России в начале 1990-х гг. Рассказывает о порядке принятия Конституции РФ. Анализирует ее достоинства и недостатки. Выполняет тестовые задания.

18

Финансы в экономике

Знать Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе. Виды инфляции

29.10

19

Основы конституционного строя. Конституционное судопроизводство

Рассказывает о содержании преамбулы Конституции РФ. Характеризует основные положения Конституции РФ о ценностях, демократии, государственной власти и т.д. Объясняет понятие «прямое действие Конституции».

20

Занятость и безработица

Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица, ее виды

5.11

21

.Гражданство в РФ.

Практическая работа . Анализ Конституции и других документов. Определение понятий: «гражданство», «гражданин», двойное гражданство.

Характеризует содержание понятий «гражданство», «гражданин», рассказывает об основаниях для приобретения гражданства (принцип крови, принцип почвы). Выполняет тестовые задания. Обсуждает проблему: двойное гражданство: выгоды и трудности.

22

Мировая экономика

Понимать тенденции развития общества

Мировая экономика. Гос. Политика в области межд. торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования

12.11

23

Федеративное устройство. Президент Российской Федерации.

Практическая работа. Характеристика статуса Президента РФ согласно Конституции РФ, его полномочия, вступления в должность и отрешения от должности

Объясняет государственное устройство России. Характеризует различные формы территориально-государственного устройства: федерация, конфедерация, унитарное государство. Называет виды субъектов РФ и их количество. Характеризует понятие «сепаратизм». Характеризует статус Президента РФ согласно Конституции РФ, его полномочия, вступления в должность и отрешения от должности. Выполняет тестовые задания.

24

Экономическая культура

Анализировать актуальную информацию

26.11

25

Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Законотворческий процесс в Российской Федерации

Характеризует понятие «парламентаризм» и законодательный орган РФ - Федеральное собрание, его структуру, полномочия палат, процедуру комплектования, полномочия. Рассказывает о процедуре создания законов в РФ и полномочиях субъектов законодательной деятельности.

26

Повторение темы «Экономика»

3.12

27

Исполнительная и судебная власть в РФ

Рассказывает о высших органах исполнительной и законодательной власти в РФ, процедуре их формирования, полномочиях и функциях. Выполняют тестовые задания.

28

Социальная структура общества

Знать основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности в обществе; социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей.

Уметь разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества

10.12

29

Местное самоуправление

ТУЗ. Конституционное право

Характеризует роль местного самоуправления в системе власти России. Объясняют способы участия граждан в местном самоуправлении, называют круг вопросов, решаемых местным самоуправлением

30

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Знать основные положения по теме урока: что такое нормы и социальный контроль; в чем состоит значение самоконтроля.

Уметь приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; определять причины отклоняющегося поведения; объяснять социальную опасность преступности

17.12

31

Права и свободы человека и гражданина. Международные договоры о правах человека

Характеризует важнейшие нормативные документы (международные и российские), определяющие права человека. Анализирует соотношение прав и обязанностей. Обсуждает проблему: должен ли народ отвечать за деяния своих лидеров? Называет международные договоры, которые входят в Международный билль о правах. Характеризует содержание Факультативного протокола к международному пакту о гражданских и политических правах. Объясняет классификацию международных договоров.

32

Нации и межнациональные отношения

Знать основные положения по теме урока: что такое межнациональные отношения.

Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; уважительно относиться к представителям других национальностей

24.12

33

Гражданские права. Имущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Политические права

Характеризует гражданские права гражданина РФ, приводя конкретные примеры. Обсуждают проблему: может ли смертная казнь остановить рост тяжких преступлений? Характеризует политические права гражданина РФ, приводя конкретные примеры.

34

Семья и быт

Знать основные положения по теме урока: что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи.

Уметь описывать жизненный цикл семьи; анализировать мотивы и причины распада семей; анализировать семейные взаимоотношения

14.01

35

Экономические, социальные и культурные права. Право на интеллектуальную собственность. Экологические правонарушения

Характеризует экономические, социальные и культурные права гражданина РФ, приводя конкретные примеры. Характеризует российское экологическое право и содержание экологической угрозы. Называет основные направления пути выхода из экологического кризиса. Обсуждает проблему: экономическое развитие и защита окружающей среды. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования .Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.

36

Гендер - социальный пол

21.01

37

Права ребенка. Нарушения прав человека.

Практическая работа. Составить памятку права ребенка.

Характеризует содержание Конвенции о правах ребенка. Анализирует трудности, с которыми сталкивается общество в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний. Характеризует понятия «грубое нарушение прав человека», «геноцид», «апартеид», «расизм», приводя конкретные примеры.

38

Молодежь в современном обществе

Знать основные положения по теме урока: актуальные проблемы нашего общества и молодежи; как изменяются социальные роли человека в молодые годы; какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников.

Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы

28.01

39

Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени

Объясняет содержание деятельности Комиссии по правам человека ООН, Совета по правам человека. Рассказывает об общественных организациях, наблюдающих за соблюдением прав человека. Рассказывает о содержании гуманитарного права, называет социальные группы, которое оно защищает. Характеризует современное положение в области гуманитарного права.

40

Демографическая ситуация в современной России

Знать Тенденции развития семьи. Демографическая ситуация. Естественная убыль населения. Негативные факторы демографии. Семья как социальный институт

4.02

41

Избирательное право. Избирательная система и избирательный процесс.

Характеризует особенности избирательного права, содержание избирательных прав граждан, называет правовые документы, регулирующие избирательное право в нашей стране и принципы избирательной системы в России .Объясняет содержание понятия «избирательный процесс». Дает характеристику различным видам избирательных систем, сравнивает, анализирует достоинства и недостатки каждой из них. Объясняет понятие «джерримендеринг» и рассказывает о его появлении.

42

Повторение «Социальная сфера»

11.02

43

Понятие и источники гражданского права. Субъекты гражданского права

Характеризует понятия «гражданское право», «источники гражданского права», «субъекты гражданского права». Рассказывает об особенностях Гражданского кодекса РФ. Анализирует причины и цели обновления гражданского права в России. Объясняет содержание понятия «гражданская дееспособность» и приводит обстоятельства, при которых граждане могут быть признаны недееспособными. Характеризует особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних граждан. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних

44

Политика и власть

Знать основные положения по теме урока: какие существуют формы проявления влияния в обществе; что представляет собой власть, ее виды.

Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

18.02

45

Предпринимательство. Юридические лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Право собственности

Объясняет содержание понятия «предпринимательская деятельность», называет различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и характеризует каждую из них. Сравнивает акционерное и унитарное предприятие. Объясняет социально-экономическое и юридическое содержание понятия «собственность», называет формы собственности, закрепленные в Конституции РФ. Характеризует права и полномочия собственника и его возможности защитить свою собственность

46

Политическая система

Знать основные положения по теме урока: что такое политическая система общества и какова роль государства в ней; основные признаки государства; основные функции государства; политический режим и какие существуют их типы.

Уметь давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, анализировать причины и условия возникновения государства, основные функции государства; анализировать виды монополии государства; анализировать виды политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности

25.02

47

Наследование. Страхование. Обязательственное право. Споры, порядок их рассмотрения.

Характеризует содержание института наследования. Объясняет процедуру перехода наследства к наследникам. Рассказывает о порядке и видах страхования. Высказывает свое мнение по вопросу: какие договоры страхования полезно заключать в наше время и почему. Характеризует понятие «обязательственное право». Сравнивает договор и сделку, называя их сходство и различие. Объясняет, какие виды договоров предусмотрены обязательственным правом. Характеризует гражданское процессуальное право. Высказывает свое мнение по проблеме: договорная дисциплина: с чего начать? Гражданское процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Выполняет тестовые задания

48

Гражданское общество и правовое государство

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы: «что такое гражданское общество? что представляет собой институт «гражданства», кто такие граждане, каков их правовой статус? что такое правовое государство, каковы его основные признаки?»; анализировать взаимоотношения государства и общества

3.03

49

Способы защиты имущественных и неимущественных прав. ТУЗ. Гражданское право.

Объясняет содержание понятия «нематериальные блага», рассказывает о путях защиты материальных и нематериальных благ. Называет основания возникновения внедоговорных обязательств. Порядок оказания платных образовательных услуг. Причинение и возмещения вреда Объясняет содержание понятия « принцип полного возмещения вреда». Высказывает свое мнение по проблеме: можно ли победить видеопиратов?

50

Демократические выборы

Знать, что представляет собой политическая система: определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональных политических систем; типологии политических партий и их сущность

17.03

51

Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые органы. Аудит Виды налогов

Дает определение понятия «налог». Характеризует особенности российского налогового права. Называет источники налогового права, обязанности и права налогоплательщиков. Объясняет содержание понятия «аудит». Высказывает свое мнение по проблеме: государство не может собрать всех запланированных налогов - где выход? Называет виды налогов. Сравнивает прямые и косвенные налоги. Характеризует понятие «система налогов». Осуществляет самостоятельный поиск информации о местных налогах. Высказывает свое мнение по проблеме: почему в странах с неблагополучной экономикой предпочтение отдают косвенным налогам, а в богатых - прямым.

52

Политические партии и партийные системы

24.03

53

Налогообложение юридических лиц. Налоги с физических лиц .Ответственность за уклонение от уплаты налогов.

ТУЗ. Налоговое право.

Характеризует содержание понятия «юридическое лицо» в налоговом праве. Называет законы, регулирующие взимание налогов с юридических лиц. Объясняет содержание понятий «налог на добавленную стоимость», «акциз», «налог на прибыль». Рассказывает о льготах по налогу. Высказывает свое мнение по проблеме: акцизы: за и против. Характеризует содержание понятия «физическое лицо в налоговом праве». Называет основные налоги, которые взимаются в настоящее время с населения России. Объясняет порядок исчисления и взимания налога на доходы. Рассказывает о налоговых льготах, о ставках подоходного налога, установленных Налоговым кодексом РФ. Характеризует виды правовой ответственности, к которой привлекаются должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства.

54

Политическая элита и политическое лидерство

Знать Политическая элита и особенности ее формирования. Политическое лидерство. Типология лидерства. Роль пол.лидера

31.03

55

Понятие и источники семейного права Брак. брака Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство)

ТУЗ. Семейное право.

Характеризует отношения, регулируемые семейным правом. Называет источники семейного права. Объясняет содержание семейных правоотношений. Характеризует понятие «брак» и условия его заключения. Высказывает свое отношение к проблеме: брак по любви и брак по расчету. Порядок и условия заключения и расторжения Права и обязанности супругов .Характеризует права и обязанности родителей. Объясняет причины лишения родительских прав, порядок взыскания алиментов на содержание детей. Характеризует понятия «усыновление», «опека», «попечительство». Высказывает свое мнение по проблеме: как защитить интересы ребенка.

56

Политическое сознание

Знать Обыденное и теоретическое сознание. Идеология. Основные идейно-политические течения современности. Политическая психология и поведение. Политическая пропаганда

7.04

57

Понятие и источники трудового права Коллективный договор. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха.

Характеризует понятие «трудовое право», источники трудового права и содержание трудовых правоотношений. Объясняет понятие «трудовой договор». Рассказывает о содержании и порядке заключения коллективного договора, процедуре оформления трудового договора. Называет условия прекращения трудового договора. Объясняет, какие виды рабочего времени предусмотрены трудовым законодательством. Характеризует понятие «время отдыха». Рассказывает о порядке предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска

58

Политическое поведение

Знать Многообразие форм политического поведения. Регулирование политического поведения. Политическое участие

14.04

59

Оплата труда. Охрана труда Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву

ТУЗ. Трудовое право.

Характеризует понятия «оплата труда» и «охрана труда». Объясняет специфику охраны труда женщин и несовершеннолетних. Называет функции профсоюзов на предприятии и виды социальной помощи, предусмотренные социальным страхованием. Характеризует содержание трудовых споров и основания их возникновения. Объясняет функции и порядок работы комиссии по трудовым спорам. Рассказывает о работе примирительной комиссии и условиях проведения забастовок. Характеризует понятие «дисциплинарная ответственность». Объясняет содержание понятия «материальная ответственность». Высказывает свое мнение по проблемам: забастовки - «за» и «против»; заработная плата и дисциплина труда

60

Политический процесс и культура политического участия

21.04

61

Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. Административные наказания.

Характеризует понятие и источники административного права. Называет и виды признаки административных правонарушений. Высказывает свое мнение по проблеме: чем опасны нарушения правил дорожного движения. Объясняет содержание понятия «административная ответственность» и административного наказания. Называет виды административных наказаний. Характеризует особенности административной юрисдикции

62

Повторение по теме «Политическая жизнь общества»

28.04

63

Понятие и источники уголовного прав. Преступление. «Новые» преступления

Характеризует понятие и источники уголовного права. Объясняет принципы российского уголовного законодательства. Осуществляет самостоятельный поиск информации по проблеме: преступность в современной России. Характеризует понятие, признаки и виды преступления. Объясняет содержание понятия «состав преступления». Называет преступления против личности, экономические преступления. Высказывает свое мнение по проблеме: влияют ли социальные перемены на состояние и уровень преступности; какие преступления особенно опасны сегодня. Называет причины появления «новых» преступлений и характеризует их содержание

64

Итоговое повторение по теме «Общество и человек»

5.05

65

Уголовная ответственность.

ТУЗ. Уголовное и административное право.

Наказание. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовного процесса.

66

Итоговое повторение по теме «Познание»

12.05

67

Правовая культура и правосознание. Совершенствование правовой культуры .Обобщение.

Тест.

Характеризует содержание понятия «правовая культура». Называет основные элементы правовой культуры. Объясняет понятие «правосознание». Рассказывает о формировании правовой культуры. характеризует понятие «правовой нигилизм».

68

Итоговое повторение по теме «Духовная культура»

19.05

ИТОГО

68ч



© 2010-2022