План урока самопознания (6 класс)

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока самопознания (6 класс)План урока самопознания


Школа: Пеньковская средняя школа Дата 20. 11. 2015 № 11

Тема: ОБ ОТЗЫВЧИВОСТИ И РАВНОДУШИИ

Педагог: Бледных Е.А. класс: 6 б Кол-во уч-ся: 11

Цель урока: углублять представление учащихся о нравственных качествах человека.

Задачи: 1. Раскрытие значения понятий «отзывчивость», «равнодушие»; 2. Развитие стремления проявлять отзывчивость; 3. Воспитание таких качеств, как отзывчивость, сострадание, сочувствие.

Ресурсы: инструментальная музыка, Фонограмма песни

Анализ хода урока

Ход урока:

  1. I. Орг.момент. Позитивный настрой под музыку

  2. II. Проверка домашнего задания.

  1. III. Позитивное высказывание (цитата).

Равнодушие - самая страшная болезнь души. Алексис Токвиль

  • Почему французский учёный сравнивает равнодушие с болезнью?


  1. IV. Рассказывание истории (беседа). Подарок.

Старик в станционном буфете Константин Паустовский

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину. Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки. Вместе со стариком пришла белая лохматая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала. Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапки и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.

- Пети! - тихо позвал старик. - Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?

Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у неё всё время дрожали и опускались от усталости. Но молодые люди не замечали её. Они были увлечены разговором.

- Пети! - снова позвал старик. - А Пети! Ступай сюда!

Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется. Но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: «Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд».

- Эх, Пети! Пети! - шёпотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.

Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше её не звать и не стыдить, потому что у неё у самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей. Наконец один из молодых людей, скуластый, в зелёной шляпе, заметил собаку.

- Просишь, мерзкое животное? - спросил он. - А где твой хозяин?

Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.

- Что же это вы, гражданин? - сказал молодой человек. - Раз собаку держите, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака ваша милостыню выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.

Молодые люди захохотали.

- Ну и отмочил, Валька! - крикнул один из них и бросил собаке кусок колбасы.

- Пети, не смей! - крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.

Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.

- Не смей брать у них ни крошки! - сказал старик.

Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и пересчитывал ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.

- Ещё обижается! - сказал скуластый молодой человек. - Какой независимый, скажи пожалуйста.

- А брось ты его! На что он тебе сдался! - примирительно произнёс один из его товарищей.

Старик не проронил ни слова. Он подошёл к стойке и положил несколько монет на мокрый прилавок.

- Один бутерброд! - сказал он хрипло.

Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост.

Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.

- Один! - сказал старик.

- Берите! - тихо сказала продавщица. - Я на вас не разорюсь…

- Палдиес! - сказал старик. - Спасибо!

Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошёл, второй подходил, но был еще далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.

Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.

Собачка судорожно ела, а старик, глядя на неё, говорил:

- Ах, Пети, Пети! Глупая собака!

Но собачка не слушала его. Она только ела. Старик смотрел на неё и вытирал рукавом глаза - верно, они слезились у него от ветра.

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Почему?

- Кто из героев проявил отзывчивость к старику?

- Можно ли назвать молодых людей равнодушными? Почему?

/ Единственный человек, который проявил участие к старику, - продавщица. Молодых людей можно назвать равнодушными, потому что они вели себя грубо, бестактно по отношению к пожилому, возможно, больному человеку, насмехаясь, унижая его. И без того непростое положение старика от их насмешек усугубилось еще большим осознанием своего одиночества и беззащитности. Однако, несмотря на это, можно отметить достоинство старика, его независимость, гордость. /

Беседа

  1. В чем отличие отзывчивости от равнодушия?

  2. Какие качества человека способствуют проявлению отзывчивости?

  3. Приходилось ли вам сталкиваться с равнодушием?

  4. К чему может привести равнодушное отношение к окружающим?

Учитель : Равнодушие проявляется в неспособности сочувствовать и сострадать другому человеку. Отзывчивость - противоположное равнодушию качество, оно характерно для людей душевных, внимательных к окружающим людям, заботливых. Отзывчивый человек всегда найдет возможность оказать действенную помощь или просто поддержать своего ближнего словами.

V. Творческая деятельность, групповая работа.

1. Проанализируйте ситуации и найдите верное решение.

  • Поднимаясь к себе домой по лестнице, вы заметили, что сосед не может попасть в квартиру, потому что забыл ключи.

  • Вы рады, что получили хорошую отметку за контрольную работу по математике, а сосед по парте сильно переживает, что мама расстроится из-за его слабого результата.

  • Сестра пришла с работы расстроенная, у неё неприятности. У вас в гостях друг, с которым вы готовите программу предстоящего школьного вечера.

2. Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите те, в которых говорится о равнодушии. Проиллюстрируйте их примерами из жизни.

1. Валить с больной головы на здоровую. (человек, у которого все вокруг виноваты, все вокруг плохие, а один он хороший и пушистый)

2. А там хоть трава не расти.-равнодушие

3. Моя хата с краю - ничего не знаю.-равнодушие

4. Под лежачий камень вода не течёт.-лень

5. Сидит раскис, по бокам развис. -лень

6. Ему всё трын-трава…равнодушие

7. Отгораживаться Китайской стеной.-равнодушие

8. Ни жарко, ни холодно. -равнодушие

9. Наше дело сторона. -равнодушие

10. Скажи, да укажи, да в рот положи.-лень

11. А после нас хоть потоп. -равнодушие

12. Моё дело петушиное - прокричал, а там хоть не рассветай. -равнодушие

VI. Групповое пение. Твори добро (Шура)

Руки твои сильные
Ты защити слабого
Мысли твои верные
Ты научи глупого
Глаза твои, твоя душа
Добрая и чистая
Дари ее тому
Кому больно одному
Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо 2 Р
Услышавшего тебя рядом
Я долечу до неба
Я накричусь досыта
Я расскажу все тайны дня
Досветла
Я долечу до неба
Я накричусь досыта
Я расскажу все тайны дня
Досветла ПРИПЕВ

VII. Домашнее задание. Задайте себе предлагаемые вопросы и запишите ответы на них.

  1. Что вы испытываете, когда вам сочувствуют или, наоборот, проявляют равнодушие?

  2. Кто в вашей семье самый отзывчивый человек? Объясните, почему?

  3. Какие люди и в каких ситуациях вызывают у вас сочувствие? Как вы проявляете свою отзывчивость?

  4. Можно ли проявлять сочувствие, ограничиваясь одними словами? Почему?

VIII. Заключительная минута тишины.

- А теперь сядьте удобно, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все то, о чем мы говорили на уроке, поместите все это добро в свое сердце и живите с ним! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.


© 2010-2022