Урок обществознания на тему: Труд-основа жизни

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Труд - основа жизни.

Цель урока: Раскрыть роль и значение труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Новые понятия: труд, услуга, благотворительность, меценат, богатство.

Оборудование: тетради, учебники, репродукции картин из Третьяковской галереи.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Постановка темы урока, целей.

-Перед вами пословицы, только они перепутались ребята. Давайте их соберем.

• Без труда нет добра.

• Человек славен трудом.

• Терпенье и труд всё перетрут.

• Счастье и труд рядом живут.

• Для кого труд радость, для того жизнь счастье.

Кто заметил особенности этих пословиц? О чем говорят все пословицы? Какое слово их объединяет?

-Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке?(О труде)

-Как вы думаете, о чем мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться.(Труд-основа жизни)

Прежде чем познакомиться с понятием «труд», как бы вы ответили на вопрос что такое труд? Откроем словарь нашего учебника и познакомимся с понятием «труд». Труд - целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных благ. Труд - работа, занятие, усилие, направленное на достижение чего- либо

Запишите тему урока и определение понятия «труд» в тетради.

III. Открытие нового знания.

1.Труд разнообразен и сложен.

-А какие профессии вы знаете? Скажите, все ли могут работать врачами, юристами, токарями, водителями? Чем отличается труд учителя от труда грузчика? Какой труд мы могли бы назвать простой, а какой сложный? Чем отличается труд умственный от физического? В каждой ли профессии присутствует умственный и физический труд? Итак, мы выяснили с вами, что труд разнообразный.

Теперь я предлагаю вам поработать в парах. На каждой парте разложены задания. Вам необходимо подобрать к предложенным словам антонимы.(труд постоянный, временный)

2.Труд- источник богатства.

Великий шотландский экономист Адам Смит считал труд источником всех богатств. Как вы думаете почему? Что такое богатство? Богатство- это все, что ценят люди (запись в тетрадях).

Кого называют богатым? Основное правило русских купцов: « Богатство обязывает!»

Запись в тетрадях: меценат - покровитель; благотворительность - оказание материальной помощи нуждающемуся. Спонсор - Физическое и юридическое лицо, оказывающее финансовую поддержку кому-либо в обмен на рекламу своей деятельности, продукции. В учебниках прочитать статью «Богатство обязывает», подробнее остановиться на деятельности братьев Третьяковых (выставка картин Третьяковской галереи).

3. Товары и услуги.

Что даёт человеку труд? Труд дает услуги (иллюстрация на стр.126). Услуги - бытовые удобства, предоставляемые кому-либо (запись в тетрадях).

А теперь я предлагаю сыграть в одну игру. Я называю слово, а вы определяете, что это товар или услуга. Если товар хлопаете в ладоши, если услуга поднимаете руки вверх.

4. Как оценивается труд?

Прочитать басню «Старик и яблони» и ответить на вопросы стр. 127.

IV. Закрепление нового материала: прочитать рассказ В.Сухомлинского

«Чёрные руки». О чём хотел сказать автор? (Приложение 2)

V. Задание на дом: параграф 12, написать мини-сочинение, взяв за основу понравившуюся поговорку.



Приложение 1.

Черные руки

Бабушка месила тесто. Тесто было пышным, мягким, белым.

Испеки мне голубя, попросил Юра.

Бабушкины руки стали лепить голубя. Вот появились крылья, тонкие, нежные, каждое перышко видно. А руки у бабушки черные, сморщенные, с высохшими тонкими пальцами.

Не может внук оторвать глаз от них словно впервые увидел бабушкины руки. Достала бабушка голубя из печи, поставила перед внуком. А его и есть жалко: белый, пышный, будто вот-вот взлетит.

- Бабушка, - спрашивает Юра, - почему руки у вас черные-черные, а голубь белый-белый?

- Если бы у меня были руки белые, не было бы ни теста, ни голубя, - тихо сказала бабушка.

Юра загляделся на голубя. Потом сказал:

- Дайте мне лопату, бабушка.

- Зачем? •

- Пойду в сад копать землю.

- Зачем же ее сейчас копать?

- Чтоб руки почернели.

- Бери, Юра, лопату.

В. Сухомлинский

1. Каким бывает труд человека?

2. Почему труд по-разному оценивается?

3. Чем богатый человек отличается от бедного?

4. Какие правила помогают успешно трудиться.





© 2010-2022