Местное самоуправление

Эссе по обществознанию, затрагивает проблему развития местного самоуправления в России. Данный материал является хорошим примером для написания эссе в свете подготовки выпускников к ЕГЭ по обществознанию. Кроме того, тема очень актуальна в настоящее время. Можно предложить учащимся принять участие в обсуждении проблемы, описываемой в эссе. Материал эссе можно использовать как на уроке обществознания, так и истории, права. Материал может использоваться во внеурочной деятельности: кружки, клубы по...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Без правильно поставленного местного самоуправления не может быть добропорядочной жизни, да и

само понятие гражданской свободы

теряет смысл…

А.И. Солженицын.

Да, действительно, одним из важнейших направлений развития современной российской государственности остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т. е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.

С развитием местного самоуправления в России связываются надежды на возрождение гражданского общества, поскольку в муниципальных образованиях формируется чувство общего интереса и ответственности местных жителей, которые привыкают не только самостоятельно решать свои дела, но и контролировать деятельность избранных ими должностных лиц. Местное самоуправление выступает одновременно и как механизм формирования гражданского общества, и как его неотъемлемая составная часть.

Актуальность проблемы органов местного самоуправления в системе народовластия в России обусловлена также факторами, связанными с федеративной природой нашего государства и переносом всей тяжести правового регулирования местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, далеко не однозначно понимающих ценность институтов местного самоуправления и , в ряде случаев , не активизирующих в должной мере эти процессы на своей территории, с нерешенностью многих проблем, вызванных экономическими трудностями, как в регионах, так и в стране в целом, с отсутствием согласованного разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяет поселения, муниципальные районы, городские округа огромными полномочиями, передавая в их руки все вопросы жизнеобеспечения, социальную сферу: здравоохранение, образование, культуру. В плане обладания полномочий поселения, муниципальные районы получили многое и с уверенностью можно сказать, что свершилось то, о чем писал А.И. Солженицын, местное самоуправление в России возродилось. Но возникает вопрос: «А готовы ли органы МСУ к осуществлению данных им полномочий, обладают ли они всеми необходимыми условиями для этого?»

Получив широкие полномочия по закону о МСУ, органы местного самоуправления столкнулись с серьезными проблемами:

  • отсутствие надежной финансовой базы МСУ

  • нерешенность многих правовых вопросов

  • кадровое обеспечение

  • отсутствие массовой поддержки реформы со стороны населения

  • неблагоприятные политические условия для развития МСУ.

Попробуем более подробно разобраться в сути некоторых из них. Понятно, что полноценным местное самоуправление может быть только в случае наличия у них действительно подтвержденных законодательно реальных полномочий и реального финансирования, а не его имитации. Поэтому первое, что бросается в глаза при оценке муниципальной реформы - это отсутствие для неё финансовой базы. Доходная часть бюджетов поселений, муниципальных районов и городских округов формируются в основном за счет налогов местного значения, чего явно недостаточно для исполнения расходной части. Местные органы власти становятся заложниками дотаций из регионального и федерального бюджетов. Однако если в 2006 году их размер ограничивался 90% расходов местного бюджета, то в 2010 году - осталось лишь 40%. В то же время на местный уровень перекладывается от 50% до 80% всех расходов бюджета на образование, здравоохранение и культуру. Приведу пример: субвенции из регионального бюджета на образование в Шатковском муниципальном районе в 2009 году составили - 105 млн. рублей, а в 2010 году финансирование было сокращено до 85 млн. рублей, в 2011 году планируется вновь сокращение субвенций на 25%. Местный бюджет не располагает необходимыми средствами для обеспечения данной части расходов. Возникает опасение, что местное самоуправление, особенно в дотационных районах, попросту не справится с тем объемом полномочий, которые на них возложены. Муниципальные образования вынуждены проводить реорганизацию и ликвидацию малокомплектных школ, сокращать койко-места в больницах, а также рабочие места. Таким образом, можно сделать вывод, что дотации - это зависимость, и не только финансовая. Подобная проблема возникает и с передачей поселениям части полномочий от районов, ведь поселения не имеют бюджетообразующей базы, либо она крайне слаба, без дотаций из районного бюджета здесь не обойтись. О каких дорогах местного значения мы можем говорить, о каком благоустройстве, если бюджет поселений практически полностью зависим от муниципалитета, а ведь кроме дорог нужно содержать жилищный фонд, оказывать помощь малоимущим гражданам, обеспечивать пожарную безопасность, досуг, решать экологические проблемы и мн. др.

Другая проблема связана с кадрами. Финансисты в МСУ должны иметь высшее экономическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет. Где найти в «глубинке» необходимое количество людей, способных осуществлять те полномочия, которые указаны в 131-м законе? Смогут ли вновь созданные муниципалитеты в полном объеме исполнять те полномочия, которые им предписывает закон? Велики и финансовые издержки кадрового обеспечения муниципальной реформы.

Существуют также многочисленные правовые коллизии. На стадии регистрации новых администраций и принятия поселенческих уставов, многие из глав столкнулись с рядом проблем. Например, как в законном порядке ликвидировать или реорганизовывать старые администрации - об этом в законе об общих принципах организации местного самоуправления четко не сказано.

Есть даже проблема - как и где следует опубликовывать или обнародовать все принятые на уровне поселений решения: средств на издание местной прессы в поселениях, естественно, нет, размещать платно объявления в районных газетах обременительно для бюджета.

Можно сделать вывод, что пока федеральные власти не выделили достаточно средств для обеспечения качественного решения вопросов местного значения властями муниципальных образований в рамках реализации реформы местного самоуправления.

Не будем забывать и социально-психологические проблемы. Всем известно, что успех любой реформы зависит от массовой поддержки населением, в противном случае она проваливается. Муниципальная реформа народу непонятна, не понятен смысл её проведения. Она имеет лишь только редкую локальную поддержку. Нельзя считать людей роботами, которые сделают всё, что задали «мудрые программисты».

В последнее время многие считают, что проблемы МСУ - это прежде всего экономические проблемы, возможно организационные, что реформу можно просто откорректировать и при выделении достаточных финансовых средств она успешно «пойдет». Это заблуждение. Проблемы МСУ - проблемы экономической политики, в которых явно прослеживается политическая подоплёка, это следствие политических решений. Скажем, у МСУ отсутствует достаточная налоговая база, как уже говорилось выше. Это связано с объективными причинами, как говорится с «историей и географией». Но не только! В рамках проводимой экономической политики большинство субъектов РФ и муниципальных образований обречены быть бедными и дотационными. Я считаю, необходимо выравнивание богатых и бедных регионов, муниципалитетов. Выравнивание для отстающих и развитие для «передовиков» совместить трудно, однако, возможно. Экономически такое осуществимо через налоговое регулирование в разумных пределах. В РФ лишь 10-15 субъектов являются «донорами», и только 1-2 муниципальных образования в регионе способны обеспечить себя сами, остальные являются глубоко дотационными.

Однако основная политико-правовая проблема заложена в Конституции РФ, в ней говорится, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Как писал поборник развития местного самоуправления в России Сергей Митрохин: «Оно отделено от государства… Ничего подобного не встречается в практике других стран…» Признание замечательное, мы снова оказались впереди планеты всей. Органы МСУ получили «независимость», а их бюджеты состоят из сплошных прорех. И дыр в этом «тришкином кафтане « становится всё больше и больше. Есть неограниченные возможности определять самим местный бюджет, его объем, состав муниципальной собственности, меру ответственности должностных лиц, всё, что угодно, но где взять средства для полноценного их осуществления, где ответственность федеральной власти за положение дел на местах. Очевидно, что сейчас в России местное самоуправление навязано сверху, т.е. дом строят с крыши, нужно же, чтобы самоуправление развивалось снизу, как когда-то писал А.И. Солженицын: «… растение растет снизу, так и местное самоуправление должно…» Сейчас вроде бы появились попытки исправить положение и начать развитие снизу, но, кажется, «поезд ушел». Благоприятный момент для развития МСУ упущен.


© 2010-2022