Методическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людей

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ТГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЮМЕНСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»



Методическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людей






ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ


методическая разработка интегрированного урока

обществознание + психология

















Тюмень 2014 г.

ББК 74.266.0+88.8

УДК 372.83

И 21

Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Н.Г. Милованова

Иванова С.А., Мастерских Н.В. Интегрированный урок «Человек среди людей, методическая разработка - Тюмень; Тюменское ПКУ, 2014. 16 стр.

В разработке представлен материал для проведения интегрированного урока обществознание + психология, главной целью которого является формирование компетенций кадета и его инновационной культуры.

Рассмотрено на заседании ПМК истории и искусства Тюменского ТПКУ (протокол № 6 от 04.02. 2014г.)

Рекомендовано к использованию в образовательном процессе училища



@ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище», 2014.

@Иванова С.А., Мастерских Н.В., 2014.





СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение ……………………………………………………………….. 4

  2. Конспект урока ……………………………………………………… 6

  3. Литература …………………………………………………………… 12

  4. Приложение ………………………………………………………….. 13


























ВВЕДЕНИЕ


Интеграция рассматривается на сегодняшний день как общемировая тенденция и связывается с тем, что интеграционные процессы входят в современное образование, активно воздействуют на способы решения актуальных проблем нашего времени, во многом определяют стиль мышления кадет.

Интегративный подход в обучении - это методологический подход к организации учебно-воспитательного процесса, в основе которого лежит интеграция всех компонентов процесса обучения: его содержания, средств, методов и форм. Цель педагогической интеграции - восстановление целостности восприятия кадетами многомерных объектов действительности.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предусматривает масштабную интеграцию учебных предметов для успешного усвоения обучающимися образовательных программ.

Представленная интеграция психологии и обществознания способствует решению, прежде всего, такой задачи, как общечеловеческая (личностная), которая определяет содержание и технологии познания, развития и актуализации собственного "Я" человека в различных областях жизнедеятельности. В качестве базового интегрирующего фактора в обществознании и психологии выступает, в первую очередь, личность кадета.

Таким образом, интеграция изначально исходит не только из принципа взаимосвязи представленных наук, но и понимания обществознания как средства воспитания личности. Основной целью обществознания является помощь в социализации кадет в современных социально-экономических условиях. Тогда в основе построения интегрированного курса будет лежать логика психологического (в первую очередь личностного и познавательного) развития кадета. При этом воспитание гражданина пойдет не через подачу ему готовых знаний о месте человека в обществе, а через развитие его самосознания, когда вопросы самоопределения в морально-этической, ценностной, правовой и других сферах социализации будут закономерно ставиться самим кадетом, т.е. он станет полноправным субъектом, а не объектом развития в процессе обучения.








Интегрированный урок «Человек среди людей»

(обществознание, психология)

6 класс

Тема: Человек среди людей

Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме Человек среди людей с использованием психологических приемов и методов

Задачи:

Обучающая: закрепить и систематизировать изученный материал на уроках обществознания, используя элементы психологического тренинга;

Развивающая: сформировать умения и навыки практического применения полученных знаний в повседневной жизни; развивать конструктивные навыки поведения;

Воспитывающая: способствовать воспитанию этически-нравственных качеств личности: чувства ответственности и доверия; осознанию своей роли в группе и определению своего стиля поведения.

Тип урока: урок-тренинг

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Планируемые результаты:

Личностные - определять понятия, вступать во взаимодействие, работать в группе;

Предметные - понимание важности умения взаимодействовать с обществом;

Метапредметные - умение применять полученные знания в повседневной жизнедеятельности.

Ход урока:

Вступительное слово преподавателя:

- Здравствуйте, уважаемые кадеты! Сегодня мы подведем итог изученной нами темы «Человек среди людей» и проведем этот урок не совсем обычно, а в форме урока-тренинга. Тема «Человек среди людей» не ограничивается рамками урока обществознания, а широко изучается в таких науках как психология, социология и встречается в повседневной жизнедеятельности каждого человека. Попробуйте привести пример из жизни, в каких ситуациях вам приходилось сталкиваться с изученной темой.

(ответы учащихся)

Преподаватель:

- Действительно, человек ежедневно взаимодействует с окружающими. Это может быть как личностное взаимодействие, так и групповое, а вот насколько оно будет эффективным, зависит от вашего умения применить теоретические знания в жизни. Именно поэтому для того, чтобы отработать свои теоретические знания на практике, мы выбрали необычную форму урока - урок-тренинг, который проведем совместно с психологом.

При изучении темы «Человек среди людей» мы рассмотрели 4 основных блока.

1 блок. Межличностные отношения

Практические задания:

Давайте вспомним, что же такое межличностные отношения?

(ответы учащихся).

Действительно, межличностные отношения невозможны без взаимодействия, а как известно, есть люди, которые вызывают у нас симпатию, и есть те, кто вызывает антипатию. Я предлагаю вам выполнить 1-ое задание: назовите черты характера человека симпатичного и не приятного вам.

Задание 2.

Психолог: Упражнение «Поводырь»

Цель: формирование чувства ответственности и доверия.

Инструкция: Кадеты встают в пары, один выполняет роль поводыря, другой роль слепца. Задача «поводыря» довести «слепца» с завязанными глазами на другой конец класса, преодолевая препятствия, которые создают остальные участники.

Рефлексия: Какие чувства испытывали?

Кем быть легче - ведомым или ведущим?

Что необходимо для наиболее успешного выполнения этого упражнения?

Психолог подводит кадет к пониманию понятий взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодействие, взаимопринятие.

Преподаватель: - Обратите внимание на доску, ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к межличностным отношениям. Найдите этот термин.

Взаимность, товарищество, взаимопомощь, приятельство, знакомство, язык общения.

2 блок. Человек в группе.

Преподаватель: - Каждый человек в группе гласно или негласно занимает определенное место. Как правило, в любой группе есть лидер, иногда бывает и не один. Давайте вспомним, кто такой лидер и какую функцию в коллективе он должен выполнять?

Психолог: - Для того, чтобы понять, какую роль вы исполняете в своем коллективе, я предлагаю выполнить упражнение.

Упражнение «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе и определение своего стиля поведения.

Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме - дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Обсуждение: Как проходило обсуждение в команде? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

Преподаватель: Взаимодействия в группе могут строиться на доверии, на подавлении, на внутреннем расположении друг к другу или на деловом сотрудничестве. Определите, какие предложения текста являются установленными фактами, а какие оценочным суждением.

  • «Симпатия-это внутреннее расположение, привлекательность.

  • Иногда трудно объяснить, чем именно тот или иной человек вызывает нашу симпатию.

  • Многие полагают, что внешне привлекательный человек обязательно совершает только хорошие поступки.

  • Люди чаще доверяют тем, кого считают симпатичным».

3 блок. Общение.

Преподаватель: Общение - неотъемлемая часть в жизни каждого человека. Общение бывает вербальным (речевым) и невербальным (неречевым). Давайте выполним упражнение, которое поможет нам определить, что необходимо для общения.

Упражнение «Спина к спине»

Цель: Создать ситуацию необычного общения.

Инструкция: «В группе имеется возможность получить опыт общения, непривычный для повседневной жизни. Двое кадет садятся спиной друг к другу и в течение 2-3 минут стараются поддержать разговор»

Рефлексия: Легко ли было вести разговор?

Что необходимо для поддержания разговора?

Психолог подводит кадет к пониманию того, что общение не возможно без создания контакта, а установить контакт можно с помощью взгляда.

Преподаватель: - Подберите различные прилагательные к слову «взгляд» и составьте как можно больше словосочетаний с этим словом. Сделайте вывод: что может рассказать о человеке его взгляд?

С помощью чего еще можно установить контакт? (ответы учащихся)

Проанализируйте ситуацию: Лида учится в музыкальной школе. Каждый день после обеда она садится за фортепиано. За стеной, в соседней квартире, живет пожилая соседка. Она часто говорит Лидиной маме о том, что после обеда принимает лекарства и ложится отдыхать, но под звуки Лидиных упражнений никак не может заснуть. Лида называет соседку вредной ворчуньей.

Преподаватель: Какие действия необходимо совершить соседке или Лиде для установления контакта и разрешения ситуации? Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?

4 блок. Конфликт.

Преподаватель: Просмотрите эпизод из мультфильма про попугая Кешу и ответьте на вопросы:

Является ли эта ситуация конфликтной? В чем причина данного конфликта? И какие пути его решения.

Как часто в нашей жизни происходят конфликты? И как мы из них выходим?

Психолог: Упражнение «Автобус»

Цель: развитие навыков конструктивного разрешения конфликта.

Инструкция: Участники выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Эти две шеренги образуют автобус с пассажирами. Один из участников - пассажир, находящийся в конце шеренги пытается выйти из автобуса, но очень невоспитанный пассажир преграждает ему дорогу и не хочет пропускать. Назревает конфликт. Задача выходящего из автобуса - использовать различные методы разрешения конфликта, выйти на своей остановке.

Рефлексия: Какие стратегии поведения были использованы участниками игры: приспособление (сглаживание противоречий в ущерб своим интересам), соперничество (открытая борьба), компромисс (урегулирование разногласий путем взаимных уступок) для выхода из конфликта?

Преподаватель: Итак, мы закрепили и отработали на практике изученную тему «Человек среди людей» и в завершении я предлагаю вам заполнить ступени лестницы, которые приведут нас к успешному взаимодействию с окружающими. Какие навыки необходимы человеку для успешного прохождения всех ступеней?

Как вы считаете, почему ступени выбраны именно в таком порядке?

Оцените свою деятельность на уроке, поставив себе оценку, используя невербальные методы общения.

Домашнее задание: §6-9, повторить термины














Литература.

  1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Обществознание, учебник 6 класс, М. «Просвещение» 2010.

  2. Дерманова И. Б. Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методичексие рекомендации. - СПб., 2001.

  3. Кипнис М. Тренинг коммуникации. -М., 2004.

















ПРИЛОЖЕНИЯ.

Слайды.

Методическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людейМетодическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людей

Методическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людейМетодическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людей

Методическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людейМетодическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людей

Методическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людейМетодическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людей

Методическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людейМетодическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людей





Методическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людей

Фотографии. Методическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людей

Методическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людей

Методическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людейМетодическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людейМетодическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людей

Методическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людей

© 2010-2022