- Преподавателю
- Обществознание
- Методическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людей
Методическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людей
Раздел | Обществознание |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова С.А. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ТГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЮМЕНСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ
методическая разработка интегрированного урока
обществознание + психология
Тюмень 2014 г.
ББК 74.266.0+88.8
УДК 372.83
И 21
Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Н.Г. Милованова
Иванова С.А., Мастерских Н.В. Интегрированный урок «Человек среди людей, методическая разработка - Тюмень; Тюменское ПКУ, 2014. 16 стр.
В разработке представлен материал для проведения интегрированного урока обществознание + психология, главной целью которого является формирование компетенций кадета и его инновационной культуры.
Рассмотрено на заседании ПМК истории и искусства Тюменского ТПКУ (протокол № 6 от 04.02. 2014г.)
Рекомендовано к использованию в образовательном процессе училища
@ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище», 2014.
@Иванова С.А., Мастерских Н.В., 2014.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Введение ……………………………………………………………….. 4
-
Конспект урока ……………………………………………………… 6
-
Литература …………………………………………………………… 12
-
Приложение ………………………………………………………….. 13
ВВЕДЕНИЕ
Интеграция рассматривается на сегодняшний день как общемировая тенденция и связывается с тем, что интеграционные процессы входят в современное образование, активно воздействуют на способы решения актуальных проблем нашего времени, во многом определяют стиль мышления кадет.
Интегративный подход в обучении - это методологический подход к организации учебно-воспитательного процесса, в основе которого лежит интеграция всех компонентов процесса обучения: его содержания, средств, методов и форм. Цель педагогической интеграции - восстановление целостности восприятия кадетами многомерных объектов действительности.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предусматривает масштабную интеграцию учебных предметов для успешного усвоения обучающимися образовательных программ.
Представленная интеграция психологии и обществознания способствует решению, прежде всего, такой задачи, как общечеловеческая (личностная), которая определяет содержание и технологии познания, развития и актуализации собственного "Я" человека в различных областях жизнедеятельности. В качестве базового интегрирующего фактора в обществознании и психологии выступает, в первую очередь, личность кадета.
Таким образом, интеграция изначально исходит не только из принципа взаимосвязи представленных наук, но и понимания обществознания как средства воспитания личности. Основной целью обществознания является помощь в социализации кадет в современных социально-экономических условиях. Тогда в основе построения интегрированного курса будет лежать логика психологического (в первую очередь личностного и познавательного) развития кадета. При этом воспитание гражданина пойдет не через подачу ему готовых знаний о месте человека в обществе, а через развитие его самосознания, когда вопросы самоопределения в морально-этической, ценностной, правовой и других сферах социализации будут закономерно ставиться самим кадетом, т.е. он станет полноправным субъектом, а не объектом развития в процессе обучения.
Интегрированный урок «Человек среди людей»
(обществознание, психология)
6 класс
Тема: Человек среди людей
Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме Человек среди людей с использованием психологических приемов и методов
Задачи:
Обучающая: закрепить и систематизировать изученный материал на уроках обществознания, используя элементы психологического тренинга;
Развивающая: сформировать умения и навыки практического применения полученных знаний в повседневной жизни; развивать конструктивные навыки поведения;
Воспитывающая: способствовать воспитанию этически-нравственных качеств личности: чувства ответственности и доверия; осознанию своей роли в группе и определению своего стиля поведения.
Тип урока: урок-тренинг
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Планируемые результаты:
Личностные - определять понятия, вступать во взаимодействие, работать в группе;
Предметные - понимание важности умения взаимодействовать с обществом;
Метапредметные - умение применять полученные знания в повседневной жизнедеятельности.
Ход урока:
Вступительное слово преподавателя:
- Здравствуйте, уважаемые кадеты! Сегодня мы подведем итог изученной нами темы «Человек среди людей» и проведем этот урок не совсем обычно, а в форме урока-тренинга. Тема «Человек среди людей» не ограничивается рамками урока обществознания, а широко изучается в таких науках как психология, социология и встречается в повседневной жизнедеятельности каждого человека. Попробуйте привести пример из жизни, в каких ситуациях вам приходилось сталкиваться с изученной темой.
(ответы учащихся)
Преподаватель:
- Действительно, человек ежедневно взаимодействует с окружающими. Это может быть как личностное взаимодействие, так и групповое, а вот насколько оно будет эффективным, зависит от вашего умения применить теоретические знания в жизни. Именно поэтому для того, чтобы отработать свои теоретические знания на практике, мы выбрали необычную форму урока - урок-тренинг, который проведем совместно с психологом.
При изучении темы «Человек среди людей» мы рассмотрели 4 основных блока.
1 блок. Межличностные отношения
Практические задания:
Давайте вспомним, что же такое межличностные отношения?
(ответы учащихся).
Действительно, межличностные отношения невозможны без взаимодействия, а как известно, есть люди, которые вызывают у нас симпатию, и есть те, кто вызывает антипатию. Я предлагаю вам выполнить 1-ое задание: назовите черты характера человека симпатичного и не приятного вам.
Задание 2.
Психолог: Упражнение «Поводырь»
Цель: формирование чувства ответственности и доверия.
Инструкция: Кадеты встают в пары, один выполняет роль поводыря, другой роль слепца. Задача «поводыря» довести «слепца» с завязанными глазами на другой конец класса, преодолевая препятствия, которые создают остальные участники.
Рефлексия: Какие чувства испытывали?
Кем быть легче - ведомым или ведущим?
Что необходимо для наиболее успешного выполнения этого упражнения?
Психолог подводит кадет к пониманию понятий взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодействие, взаимопринятие.
Преподаватель: - Обратите внимание на доску, ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к межличностным отношениям. Найдите этот термин.
Взаимность, товарищество, взаимопомощь, приятельство, знакомство, язык общения.
2 блок. Человек в группе.
Преподаватель: - Каждый человек в группе гласно или негласно занимает определенное место. Как правило, в любой группе есть лидер, иногда бывает и не один. Давайте вспомним, кто такой лидер и какую функцию в коллективе он должен выполнять?
Психолог: - Для того, чтобы понять, какую роль вы исполняете в своем коллективе, я предлагаю выполнить упражнение.
Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе и определение своего стиля поведения.
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме - дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Обсуждение: Как проходило обсуждение в команде? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!
Преподаватель: Взаимодействия в группе могут строиться на доверии, на подавлении, на внутреннем расположении друг к другу или на деловом сотрудничестве. Определите, какие предложения текста являются установленными фактами, а какие оценочным суждением.
-
«Симпатия-это внутреннее расположение, привлекательность.
-
Иногда трудно объяснить, чем именно тот или иной человек вызывает нашу симпатию.
-
Многие полагают, что внешне привлекательный человек обязательно совершает только хорошие поступки.
-
Люди чаще доверяют тем, кого считают симпатичным».
3 блок. Общение.
Преподаватель: Общение - неотъемлемая часть в жизни каждого человека. Общение бывает вербальным (речевым) и невербальным (неречевым). Давайте выполним упражнение, которое поможет нам определить, что необходимо для общения.
Упражнение «Спина к спине»
Цель: Создать ситуацию необычного общения.
Инструкция: «В группе имеется возможность получить опыт общения, непривычный для повседневной жизни. Двое кадет садятся спиной друг к другу и в течение 2-3 минут стараются поддержать разговор»
Рефлексия: Легко ли было вести разговор?
Что необходимо для поддержания разговора?
Психолог подводит кадет к пониманию того, что общение не возможно без создания контакта, а установить контакт можно с помощью взгляда.
Преподаватель: - Подберите различные прилагательные к слову «взгляд» и составьте как можно больше словосочетаний с этим словом. Сделайте вывод: что может рассказать о человеке его взгляд?
С помощью чего еще можно установить контакт? (ответы учащихся)
Проанализируйте ситуацию: Лида учится в музыкальной школе. Каждый день после обеда она садится за фортепиано. За стеной, в соседней квартире, живет пожилая соседка. Она часто говорит Лидиной маме о том, что после обеда принимает лекарства и ложится отдыхать, но под звуки Лидиных упражнений никак не может заснуть. Лида называет соседку вредной ворчуньей.
Преподаватель: Какие действия необходимо совершить соседке или Лиде для установления контакта и разрешения ситуации? Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?
4 блок. Конфликт.
Преподаватель: Просмотрите эпизод из мультфильма про попугая Кешу и ответьте на вопросы:
Является ли эта ситуация конфликтной? В чем причина данного конфликта? И какие пути его решения.
Как часто в нашей жизни происходят конфликты? И как мы из них выходим?
Психолог: Упражнение «Автобус»
Цель: развитие навыков конструктивного разрешения конфликта.
Инструкция: Участники выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Эти две шеренги образуют автобус с пассажирами. Один из участников - пассажир, находящийся в конце шеренги пытается выйти из автобуса, но очень невоспитанный пассажир преграждает ему дорогу и не хочет пропускать. Назревает конфликт. Задача выходящего из автобуса - использовать различные методы разрешения конфликта, выйти на своей остановке.
Рефлексия: Какие стратегии поведения были использованы участниками игры: приспособление (сглаживание противоречий в ущерб своим интересам), соперничество (открытая борьба), компромисс (урегулирование разногласий путем взаимных уступок) для выхода из конфликта?
Преподаватель: Итак, мы закрепили и отработали на практике изученную тему «Человек среди людей» и в завершении я предлагаю вам заполнить ступени лестницы, которые приведут нас к успешному взаимодействию с окружающими. Какие навыки необходимы человеку для успешного прохождения всех ступеней?
Как вы считаете, почему ступени выбраны именно в таком порядке?
Оцените свою деятельность на уроке, поставив себе оценку, используя невербальные методы общения.
Домашнее задание: §6-9, повторить термины
Литература.
-
Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Обществознание, учебник 6 класс, М. «Просвещение» 2010.
-
Дерманова И. Б. Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методичексие рекомендации. - СПб., 2001.
-
Кипнис М. Тренинг коммуникации. -М., 2004.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Слайды.
Фотографии.