- Преподавателю
- Обществознание
- Программа учебной дисциплины Обществознание для подготовки квалифицированных рабочих в системе ПО
Программа учебной дисциплины Обществознание для подготовки квалифицированных рабочих в системе ПО
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зиновьева М.Г. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕНЗЕНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ОТДЕЛЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ И МЕТАЛЛООБРАБОТКИ
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
по профессиям
(15.01.25 Станочник (металлообработка),
08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования)
Составила преподаватель М.Г. Зиновьева
Одобрена на заседании
ЦМК общеобразовательных дисциплин
Протокол № 01 от 30 августа 2014 г.
Председатель ЦМК ________Зиновьева М.Г.
Пенза, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
С. 3
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
С. 6
-
условия реализации программы учебной дисциплины
С.20
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
С.23
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
-
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана в соответствии в соответствии «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180).
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Обществознание» относится к общеобразовательному циклу программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям Станочник (металлообработка), Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия социальных дисциплин:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- специфику социально-гуманитарного познания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- характеризовать общество как целостную развивающуюся систему в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; ориентироваться в наиболее общих проблемах развития общества, в основных тенденциях и возможных перспективах общественного развития;
- выявлять и объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук и элементами методологии изучения социальных явлений и процессов;
- владеть опытом использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных ситуаций, связанных
с выполнением типичных социальных ролей (гражданин, член семьи, работник, потребитель);
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- владеть умениями самостоятельно моделировать социальные ситуации по заданным параметрам, выявлять возможные мотивы действий в определѐнных ситуациях, анализировать мотивацию собственных поступков и действий;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать еѐ, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 234 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 78 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
234
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
156
в том числе:
практические занятия
20
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
78
в том числе:
- внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий)
- подготовка рефератов, составление тематических схем, подготовка тематических творческих работ
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Содержание учебного материала
5
Введение.
Актуальность обществоведческого знания.
1.
Социальные науки. Специфика объекта их изучения
1
1
2.
Методы исследования. Значимость социального знания.
1
2
3.
История обществоведческой мысли.
2
Лабораторные работы
-
3
Практические занятия: «Мыслители прошлого об общественном развитии»
1
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), подготовка сообщений по теме «История обществоведческой мысли», «Многообразие взглядов на развитие общества», выполнение практических заданий
2
Раздел 1.
Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
27
Тема 1.1.
Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Содержание учебного материала
15
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.
2
2
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.
2
2
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.
2
2
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления
2
2
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества).
2
2
Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
1
2
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.
2
2
Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
1
2
Лабораторные работы:
-
3
Практические занятия: «Человек. Индивид. Личность».
1
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; индивидуальные задания: составить схему «Формы человеческой деятельности», «Мировоззрение: сущность, виды»; подготовка рефератов «Формирование толерантности в личности», «Мировоззрение личности», «Проблемы профессионального самоопределения», «Характер: наследственность или воспитание», «Престижные социальные статусы в современном обществе»; проведение исследования «Психологический портрет современного ученика (учителя) глазами учителя (ученика и родителей)», «Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей».
8
Тема 1.2. Общество как сложная система
Содержание учебного материала
12
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
2
2
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
2
2
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.
2
2
Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории.
1
1
Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
2
2
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
2
2
Практические занятия «Общество как сложная система»
1
Контрольные работы.
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника, работа с источниками социальной информации; индивидуальные задания: составить схему «Сферы общественной жизни», подготовить рефераты «Глобальные проблемы современности», «Проблема терроризма в условиях России»; написание эссе «Самые вредные достижения цивилизации», «Самое позитивное событие прошедшего тысячелетия и его влияние на ход истории».
6
Раздел 2.
Основы знаний о духовной культуре человека и общества
16
Тема 2.1.
Духовная культура личности и общества
Содержание учебного материала
6
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
2
2
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.
2
3
Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
1
2
Практические занятия: «Особенности молодежной субкультуры»
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника, подготовка реферата «Массовая и элитарная культура»; подготовка тематических творческих работ, написание эссе на темы: «Ценностные установки и нравственные идеалы в жизни человека, «Красота спасет мир» (Ф.Достоевский)».
3
Тема 2.2.
Наука и образование в современном мире
Содержание учебного материала
4
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
1
2
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.
2
2
Лабораторные работы
-
3
Практические занятия «Структура системы образования»
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника, изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; подготовка сообщений по теме «Государственная политика правительства РФ по вопросам развития российской науки»; написать эссе на тему «Наука - это истина, помноженная на сомнение» (П.Валери)»; составление презентации на тему «Наука и образование России: от истоков к современности»
2
Тема 2.3.
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Содержание учебного материала
6
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
1
1
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
2
2
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
2
2
Лабораторные работы
-
3
Практические занятия «Религия и искусство»
1
Контрольные работы
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; индивидуальные задания: составить схему «Мораль: принципы и категории»; подготовка реферата «Религия как социальный институт», «Искусство как вид человеческой деятельности», написание эссе «Старайтесь присоединить к красоте прочные качества» (Эзоп»), составление презентаций по теме «Искусство», «Религии мира», «Мораль и нравственность».
3
Раздел 3. Экономика
32
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
Содержание учебного материала
8
1.
Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Структура производства. Основы предпринимательства. Субъекты предпринимательской деятельности. Формы организации бизнеса.
1
1
2.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
2
2
3.
Структура отношений собственности
2
1
4.
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. Экономическая культура
2
2
Лабораторные работы:
-
3
Практические занятия «Экономическая культура»
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного и учебного материала, работа с таблицами и документальным материалом; изучение и анализ работы «Закон Энгеля»; составление развернутого плана по тексту учебника («Рациональное поведение потребителя»); составление памятки «Для начинающего предпринимателя»; написание эссе «Зачем человеку открывать свое дело?»; заполнение таблицы «Организационно-правовые формы коммерческих организаций», подготовка реферата «История развития предпринимательства в России»; проведение исследования «Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей. Рациональный потребитель».
4
Тема 3.2.
Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Содержание учебного материала
11
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда.
2
2
Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике.
2
1
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
2
1
Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.
1
1
Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.
1
2
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
1
1
Лабораторные работы
-
3
3
Практические занятия «Законодательство РФ о занятости населения», «Порядок обращения в службы занятости населения»
2
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, изучение основных положений учебного текста; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; выполнение познавательных заданий; индивидуальные задания: составить схему «Рынок: функции, структура, модели», «Государство и экономика», «Виды налогов»; подготовка реферата «Государственная политика налогообложения»;
написание эссе «Слагаемые успеха в бизнесе».
6
Тема 3.3.
Финансы в экономике
Содержание учебного материала
8
Деньги. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.
2
1
Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
2
1
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
2
2
Финансовая грамотность в России. Финансовые риски. Займы и кредиты. Финансовая культура и безопасность граждан России.
2
2
Практические занятия
-
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника: работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; подготовка рефератов «Рыночная цена и ее значение», «Конкуренция и ее роль в рыночной экономике».
4
Тема 3.4.
Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
Содержание учебного материала
5
Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации.
1
1
Россия в мировой экономике.
1
1
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
2
2
Лабораторные работы
-
3
Практические занятия: «Особенности современной экономики: региональный аспект»
1
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; подготовка сообщений по теме: «Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной», «Экономическое развитие субъектов РФ».
2
Раздел 4. Социальные отношения
18
Тема 4.1.
Социальная роль и стратификация.
Содержание учебного материала
4
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
1
1
Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
1
2
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
1
2
Практические занятия «Социальная мобильность»
1
3
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника,
2
3
Тема 4.2.
Социальные нормы и конфликты
Содержание учебного материала
6
Социальные нормы и контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
2
2
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
2
2
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.
1
2
Практические занятия: «Отклоняющееся поведение»
1
3
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;
3
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Содержание учебного материала
8
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
2
1
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
2
2
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
1
2
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
2
2
Практические занятия: «Этнические общности и проблемы межнациональных отношений».
1
3
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; индивидуальные задания: составить схему «Социальная структура общества».
4
3
Раздел 5. Политика как общественное явление
16
Тема 5.1.
Политика и власть. Государство в политической системе
Содержание учебного материала
8
1.
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
2
1
2.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы.
2
2
3.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.
1
2
4.
Правовое государство, понятие и признаки.
1
2
Практические работы «Типология форм государства и политических режимов»
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; индивидуальные задания: составить схему «Политическая система общества: структура, функции, типы», «Основные формы государства», «Основные принципы правового государства»; подготовка рефератов «Политические идеи русских мыслителей», «Четвертая власть и ее роль в политической жизни», «Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития», «Тоталитаризм - феномен XX столетия», «Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы»; «Демократия - за и против».
4
Тема 5.2.
Участники политического процесса
Содержание учебного материала
8
1.
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
1
1
2.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.
1
1
3.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
2
2
4.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
2
2
5.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
1
2
Практические работы «Избирательная кампания в Российской Федерации»
1
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; подготовка реферата «Молодежь и ее роль в современной политике», «Особенности местного самоуправления»; «Лидер - кто он?»; проведение исследования «Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей: Избирательная кампания».
4
Раздел 6. Право
42
Тема 6.1.
Правовое регулирование общественных отношений
Содержание учебного материала
6
1.
Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
2
1
2.
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
2
2
3.
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
2
2
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; индивидуальные задания: составить схему «Право: признаки, функции, структура», подготовка реферата «Основные теории происхождения права»; «Из истории права».
3
Тема 6.2.
Основы конституционного права Российской Федерации
Содержание учебного материала
12
1.
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации.
2
1
2.
Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
1
1
3.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
2
2
4.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
2
2
5.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Права и обязанности налогоплательщика.
2
2
6.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.
1
1
7.
Государственная защита прав и свобод граждан РФ. Международная защита прав и свобод граждан.
1
2
Практические работы «Органы государственной власти в РФ»
1
3
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; решение отдельных социальных ситуаций; выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; индивидуальные задания: составить схему «Система органов власти РФ», «Судебная система РФ», «Права и обязанности налоговых органов», подготовка рефератов «Порядок приобретения гражданства», «Налоговая система РФ»
6
3
Тема 6.3.
Отрасли российского права
Содержание учебного материала
24
1.
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
1
1
2.
Экологическое право. Экологические правоотношения. Эколого-правовой статус человека. Правовая ответственность за экологические правонарушения
1
1
3.
Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов.
2
2
4.
Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
1
2
5.
Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
1
2
6.
Трудовое право и трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
2
2
7.
Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
2
1
8.
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.
2
1
9.
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки.
2
3
10.
Административная ответственность.
1
2
11.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
2
2
12.
Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
1
1
13.
Государственная защита прав и свобод граждан РФ. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.
1
2
Лабораторные работы
-
Практические работы: «Трудовая дисциплина», «Уголовное право», «Семейное право»
3
3
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; решение отдельных социальных ситуаций; подготовка сообщений «Правонарушения в системе трудовых правоотношений в современных условиях», «Кассационная жалоба», «Брачный договор».
12
3
Заключение. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Зачет.
2
Всего:
156/78
-
Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин; мастерских не требует; лабораторий не требует.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий: плакаты, схемы, таблицы
Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской не предусмотрено.
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Для обучающихся
- Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М., 2012
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. - М., 2012
- Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - М.,2011.
- Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. - М., 2011
- Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 2. - 11 кл. - М., 2012.
- Человек и общество: Обществознание: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. - Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - М., 2012.
- Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2012.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл. - М., 2012.
Кишенкова О.В.,Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. - М., 2013.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. - М., 2013-2014.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. - М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 52. - Ч.1. - Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 -ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред.ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 171.
Электронные пособия:
ctege.info/knigi-po-obschestvoznaniyu-dlya-podgotovki-k-ege/
- bookz.ru/authors/klimenko-av-ruminina-vv/klemenko_ruminina01.html
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Введение. Актуальность обществоведческого знания.
Обучающийся должен уметь:
- работать с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми);
- обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
- подготавливать сообщения и рефераты, составлять презентации по изучаемой теме.
Обучающийся должен знать:
- иметь представление о месте обществознания в системе наук;
- основные методы социального исследования и основные этапы развития обществоведческой науки;
- основные категории и понятия социальных дисциплин, роль обществоведческих знаний в жизни человека и общества.
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
Обучающийся должен уметь:
- работать с учебным текстом, таблицами, документальными и иными источниками; отбирать материал для написания рефератов и подготовки сообщений, составлять эссе, тематические презентации, анализировать тексты первоисточников; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- вести дискуссию по проблемам курса, мобилизуя убедительные аргументы и фактические материалы и не нарушая этики дискуссионного общения; выражать и аргументировать свое мнение; выступать с сообщениями, работать в группах;
- характеризовать категории «человек», «индивид», «личность», выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изучаемых социальных явлений, на примере социального и отклоняющегося поведения;
- определять алгоритм поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;
- определять структуру общества, основные элементы социального института;
- излагать и аргументировать собственные суждения о социальных реалиях и явлениях общественной жизни.
Обучающийся должен знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роли человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системе, а так же важнейших социальных институтов;
-иметь представление о бытии человека, о многообразии человеческой деятельности, о духовной жизни человека, об основных особенностях научного мышления;
- основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества
Обучающийся должен уметь:
- работать с учебным текстом, таблицами, документальными и иными источниками; отбирать материал для написания рефератов и подготовки сообщений, составлять эссе, тематические презентации, анализировать тексты первоисточников; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- вести дискуссию по проблемам курса, мобилизуя убедительные аргументы и фактические материалы и не нарушая этики дискуссионного общения; выражать и аргументировать свое мнение; выступать с сообщениями, работать в группах;
- характеризовать взаимосвязь и взаимовлияние нравственности и морали, особенности морального познания;
- характеризовать проблемы современной отечественной культуры, тенденции и перспективы ее развития.
Обучающийся должен знать:
- сущность фундаментальных ценностей и основные функции и виды культуры;
- основные моральные нормы и их функции в обществе;
- иметь объективные и корректные представления о религии и ее роли в истории человека и общества; знать виды мировых религий и их основные идеи;
- основные цели и функции науки и образования; иметь представление о системе образования и современных реформах в системе образования РФ;
- основные направления в художественной культуре современности.
Раздел 3. Экономика
Обучающийся должен уметь:
- работать с учебным текстом, таблицами, документальными и иными источниками; отбирать материал для написания рефератов и подготовки сообщений, составлять эссе, тематические презентации, анализировать тексты первоисточников; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- вести дискуссию по проблемам курса, мобилизуя убедительные аргументы и фактические материалы и не нарушая этики дискуссионного общения; выражать и аргументировать свое мнение; выступать с сообщениями, работать в группах;
- раскрыть сущность экономических понятий, слагаемых эффективного производства, действие рыночного механизма регулирования экономики, цели и методы осуществления государством фискальной и монетарной политики; раскрыть значение интеграции отельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития
- характеризовать важнейшие измерители экономической деятельности, способы использования различных факторов производства для достижения экономического роста, экономические функции государства, пути и методы госрегулирования экономики; характеризовать деятельность основных финансовых институтов;
- выявлять причины циклического развития экономики, влияние уровня налогообложения предприятия на его развитие, влияние инфляции на экономику в целом и уровень жизни населения;
- проводить правовой анализ предпринимательской деятельности, анализировать экономические ситуации и рассчитывать экономическую эффективность принимаемых решений;
- ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; устанавливать логическую взаимосвязь между такими процессами экономики, как производство и потребление.
Обучающийся должен знать:
- существенные признаки понятия «экономическая наука» (сущность, предмет изучения, основные разделы), иметь представление об экономике как важной сфере жизни общества и ее основных проявлениях, о производстве как основе экономики, об основных элементах экономической культуры;
- типы экономических систем, инфраструктуру рыночной экономики, механизмы государственного регулирования экономики;
- основы предпринимательской деятельности и организационно-правовые формы предпринимательства; порядок правового оформления предпринимательской деятельности.
Раздел 4. Социальные отношения
Обучающийся должен уметь:
- работать с учебным текстом, таблицами, документальными и иными источниками; отбирать материал для написания рефератов и подготовки сообщений, составлять эссе, тематические презентации, анализировать тексты первоисточников; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- вести дискуссию по проблемам курса, мобилизуя убедительные аргументы и фактические материалы и не нарушая этики дискуссионного общения; выражать и аргументировать свое мнение; выступать с сообщениями, работать в группах;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- характеризовать различные виды социальных отношений и социальной стратификации;
- характеризовать социальный статус личности;
- анализировать формы социальных конфликтов и типы социальных движений; объяснять причины социальных конфликтов и пути их преодоления, характеризовать межнациональное сотрудничество;
- приводить примеры больших и малых групп; характеризовать семью как малую группу; определять роль семьи в жизни общества;
- характеризовать примеры и причины отклоняющегося поведения;
- раскрыть зависимость благополучия общества от благополучия семьи.
Обучающийся должен знать:
- исторические системы социальной стратификации, различные виды социальных отношений;
- иметь представление о социальной мобильности и ее видах, о социальном статусе личности;
- сущность и основные формы социального взаимодействия; классификацию социальных конфликтов, его этапы и способы разрешения конфликта;
- исторические типы семейных взаимоотношений и модели современной семьи;
- назначение и содержание социальных норм, виды социальных норм, формы социального контроля и виды отклоняющегося поведения.
Раздел 5. Политика как общественное явление
Обучающийся должен уметь:
- работать с учебным текстом, таблицами, документальными и иными источниками; отбирать материал для написания рефератов и подготовки сообщений, составлять эссе, тематические презентации, анализировать тексты первоисточников; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- вести дискуссию по проблемам курса, мобилизуя убедительные аргументы и фактические материалы и не нарушая этики дискуссионного общения; выражать и аргументировать свое мнение; выступать с сообщениями, работать в группах;
- применять социально-политические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социально-политическим проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- характеризовать особенности политической власти, эволюцию власти и классификацию современных государств;
- сравнивать политические режимы;
- характеризовать особенности местного самоуправления и его роль в обществе;
- объяснять роль политики в жизни общества;
- характеризовать современные идейно-политические системы, приводить примеры участия граждан в политической жизни;
- характеризовать роль средств массовой информации в политической жизни общества и влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний.
Обучающийся должен знать:
- сущность власти, ее виды и атрибуты, легитимность власти и типы легитимной власти; знать основные концепции, объясняющие природу власти
- сущность государства, его признаки, основные функции;
- сущность политического прогресса, политической партии и партийной системы, формы участия граждан в политической жизни; знать современные идейно-политические системы;
- порядок проведения избирательной кампании в РФ, права и обязанности избирателя.
Раздел 6. Право
Обучающийся должен уметь:
- работать с учебным текстом, документальными и иными источниками; отбирать материал для написания рефератов и подготовки сообщений, составлять эссе, тематические презентации, анализировать тексты первоисточников; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- вести дискуссию по проблемам курса, мобилизуя убедительные аргументы и фактические материалы и не нарушая этики дискуссионного общения; выражать и аргументировать свое мнение; выступать с сообщениями, работать в группах;
- применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм (с точки зрения их соответствия законодательству), выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных
актов;
- применять правовые знания в процессе решения познавательных задач по актуальным правовым проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- характеризовать структуру органов власти РФ и определять их правомочия; характеризовать особенности судебной системы в России
- характеризовать человека как гражданина; классифицировать конституционные права и свободы гражданина;
- пояснять порядок защиты прав и свобод граждан.
Обучающийся должен знать:
- основные отрасли права и основные положения правовых норм; принципы конституционного статуса человека и гражданина;
- сущность основных теорий происхождения права;
- виды правонарушений и признаки юридической ответственности;
- задачи и принципы основных отраслей права; специфику принципов уголовного права;
- особенности регулирования трудовых правоотношений.
Заключение. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Обучающийся должен уметь:
-- анализировать социально-экономические и политические события на уровне мировоззренческих идей и абстрактных обобщений, касающихся долгосрочных тенденций развития обществ, государств, коалиций стран, глобальной экономики и глобальных институтов;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-вести дискуссию по проблемам курса, мобилизуя убедительные аргументы и фактические материалы и не нарушая этики дискуссионного общения;
- применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм (с точки зрения их соответствия законодательству), выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных
актов;
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Обучающийся должен знать: основные понятия изучаемого курса.
Текущий контроль: индивидуальный в ходе аудиторных занятий, выполнениетестов, контроль выполнения индивидуальных заданий.
Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, выполнениелогических заданий (письменных и устных), проблемных заданий (письменных и устных), образных заданий (письменные и устные), тестов, контроль выполнения индивидуальных заданий.
Итоговый контроль: контрольная работа
Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, выполнениелогических заданий (письменных и устных), проблемных заданий (письменных и устных), образных заданий (письменные и устные), тестов, контроль выполнения индивидуальных заданий.
Итоговый контроль: контрольная работа
Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, выполнениелогических заданий (письменных и устных), проблемных заданий (письменных и устных), образных заданий (письменные и устные), тестов, контроль выполнения индивидуальных заданий.
Итоговый контроль: контрольная работа.
Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, выполнениелогических заданий (письменных и устных), проблемных заданий (письменных и устных), образных заданий (письменные и устные), тестов, контроль выполнения индивидуальных заданий.
Итоговый контроль: контрольная работа.
Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, выполнениелогических заданий (письменных и устных), проблемных заданий (письменных и устных), образных заданий (письменные и устные), тестов, контроль выполнения индивидуальных заданий.
Итоговый контроль: контрольная работа.
Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, выполнениелогических заданий (письменных и устных), проблемных заданий (письменных и устных), образных заданий (письменные и устные), тестов, контроль выполнения индивидуальных заданий.
Итоговый контроль: контрольная работа
Итоговый контроль: зачет в форме представления и защиты презентаций