Программа учебной дисциплины Обществознание для подготовки квалифицированных рабочих в системе ПО

Программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана  в соответствии в соответствии «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной поли...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕНЗЕНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ОТДЕЛЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ И МЕТАЛЛООБРАБОТКИ












ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

по профессиям

(15.01.25 Станочник (металлообработка),

08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования)



Составила преподаватель М.Г. Зиновьева





Одобрена на заседании

ЦМК общеобразовательных дисциплин

Протокол № 01 от 30 августа 2014 г.

Председатель ЦМК ________Зиновьева М.Г.



Пенза, 2014


СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

С. 3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

С. 6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

С.20

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

С.23

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»



  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана в соответствии в соответствии «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180).

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Обществознание» относится к общеобразовательному циклу программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям Станочник (металлообработка), Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия социальных дисциплин:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- специфику социально-гуманитарного познания.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- характеризовать общество как целостную развивающуюся систему в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; ориентироваться в наиболее общих проблемах развития общества, в основных тенденциях и возможных перспективах общественного развития;

- выявлять и объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук и элементами методологии изучения социальных явлений и процессов;

- владеть опытом использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных ситуаций, связанных

с выполнением типичных социальных ролей (гражданин, член семьи, работник, потребитель);

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- владеть умениями самостоятельно моделировать социальные ситуации по заданным параметрам, выявлять возможные мотивы действий в определѐнных ситуациях, анализировать мотивацию собственных поступков и действий;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать еѐ, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 234 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 78 часов.































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

234

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

в том числе:


практические занятия

20

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)



78

в том числе:


- внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий)

- подготовка рефератов, составление тематических схем, подготовка тематических творческих работ


Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения


1

2

3

4

Содержание учебного материала



5

Введение.

Актуальность обществоведческого знания.

1.

Социальные науки. Специфика объекта их изучения

1

1

2.

Методы исследования. Значимость социального знания.

1

2

3.

История обществоведческой мысли.

2


Лабораторные работы

-











3

Практические занятия: «Мыслители прошлого об общественном развитии»

1

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), подготовка сообщений по теме «История обществоведческой мысли», «Многообразие взглядов на развитие общества», выполнение практических заданий



2


Раздел 1.

Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе





27


Тема 1.1.

Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Содержание учебного материала

15


Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

2



2

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.

2





2

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

2



2

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления

2



2

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества).



2





2

Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

1

2

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.

2







2

Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

1



2

Лабораторные работы:

-









3

Практические занятия: «Человек. Индивид. Личность».

1

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; индивидуальные задания: составить схему «Формы человеческой деятельности», «Мировоззрение: сущность, виды»; подготовка рефератов «Формирование толерантности в личности», «Мировоззрение личности», «Проблемы профессионального самоопределения», «Характер: наследственность или воспитание», «Престижные социальные статусы в современном обществе»; проведение исследования «Психологический портрет современного ученика (учителя) глазами учителя (ученика и родителей)», «Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей».



8



Тема 1.2. Общество как сложная система



Содержание учебного материала

12


Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

2



2

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

2



2

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.

2



2

Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории.

1

1

Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

2



2

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

2





2

Практические занятия «Общество как сложная система»

1

Контрольные работы.


Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника, работа с источниками социальной информации; индивидуальные задания: составить схему «Сферы общественной жизни», подготовить рефераты «Глобальные проблемы современности», «Проблема терроризма в условиях России»; написание эссе «Самые вредные достижения цивилизации», «Самое позитивное событие прошедшего тысячелетия и его влияние на ход истории».



6


Раздел 2.

Основы знаний о духовной культуре человека и общества



16







Тема 2.1.

Духовная культура личности и общества

Содержание учебного материала

6


Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.



2







2

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.

2

3

Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.



1



2

Практические занятия: «Особенности молодежной субкультуры»

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника, подготовка реферата «Массовая и элитарная культура»; подготовка тематических творческих работ, написание эссе на темы: «Ценностные установки и нравственные идеалы в жизни человека, «Красота спасет мир» (Ф.Достоевский)».



3





Тема 2.2.

Наука и образование в современном мире

Содержание учебного материала

4


Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.



1



2

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

2





2

Лабораторные работы

-









3


Практические занятия «Структура системы образования»

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника, изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; подготовка сообщений по теме «Государственная политика правительства РФ по вопросам развития российской науки»; написать эссе на тему «Наука - это истина, помноженная на сомнение» (П.Валери)»; составление презентации на тему «Наука и образование России: от истоков к современности»



2





Тема 2.3.

Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Содержание учебного материала

6


Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

1

1

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

2



2

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

2

2

Лабораторные работы

-









3

Практические занятия «Религия и искусство»

1

Контрольные работы

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; индивидуальные задания: составить схему «Мораль: принципы и категории»; подготовка реферата «Религия как социальный институт», «Искусство как вид человеческой деятельности», написание эссе «Старайтесь присоединить к красоте прочные качества» (Эзоп»), составление презентаций по теме «Искусство», «Религии мира», «Мораль и нравственность».



3


Раздел 3. Экономика


32











Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

Содержание учебного материала

8

1.

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Структура производства. Основы предпринимательства. Субъекты предпринимательской деятельности. Формы организации бизнеса.





1





1


2.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.



2



2

3.

Структура отношений собственности

2

1

4.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. Экономическая культура



2

2

Лабораторные работы:

-

3

Практические занятия «Экономическая культура»

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного и учебного материала, работа с таблицами и документальным материалом; изучение и анализ работы «Закон Энгеля»; составление развернутого плана по тексту учебника («Рациональное поведение потребителя»); составление памятки «Для начинающего предпринимателя»; написание эссе «Зачем человеку открывать свое дело?»; заполнение таблицы «Организационно-правовые формы коммерческих организаций», подготовка реферата «История развития предпринимательства в России»; проведение исследования «Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей. Рациональный потребитель».

4



Тема 3.2.

Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Содержание учебного материала

11


Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда.

2



2

Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике.

2



1

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

2



1

Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

1



1

Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

1



2

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

1



1

Лабораторные работы

-



3







3

Практические занятия «Законодательство РФ о занятости населения», «Порядок обращения в службы занятости населения»

2

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, изучение основных положений учебного текста; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; выполнение познавательных заданий; индивидуальные задания: составить схему «Рынок: функции, структура, модели», «Государство и экономика», «Виды налогов»; подготовка реферата «Государственная политика налогообложения»;

написание эссе «Слагаемые успеха в бизнесе».





6





Тема 3.3.

Финансы в экономике

Содержание учебного материала

8


Деньги. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.

2



1

Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

2

1

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

2



2

Финансовая грамотность в России. Финансовые риски. Займы и кредиты. Финансовая культура и безопасность граждан России.

2



2

Практические занятия

-

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника: работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; подготовка рефератов «Рыночная цена и ее значение», «Конкуренция и ее роль в рыночной экономике».





4







Тема 3.4.

Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Содержание учебного материала

5


Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации.

1





1

Россия в мировой экономике.

1

1

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

2



2

Лабораторные работы

-









3

Практические занятия: «Особенности современной экономики: региональный аспект»

1

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; подготовка сообщений по теме: «Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной», «Экономическое развитие субъектов РФ».





2






Раздел 4. Социальные отношения



18







Тема 4.1.

Социальная роль и стратификация.


Содержание учебного материала

4


Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

1



1

Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

1



2

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

1

2


Практические занятия «Социальная мобильность»

1

3

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника,

2


3





Тема 4.2.

Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала

6


Социальные нормы и контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

2



2

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

2



2

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

1



2

Практические занятия: «Отклоняющееся поведение»

1

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

3









Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Содержание учебного материала

8


Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

2



1

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

2



2

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

1

2

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

2



2

Практические занятия: «Этнические общности и проблемы межнациональных отношений».

1

3

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; индивидуальные задания: составить схему «Социальная структура общества».



4

3


Раздел 5. Политика как общественное явление

16

Тема 5.1.

Политика и власть. Государство в политической системе

Содержание учебного материала

8

1.

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.



2

1

2.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы.

2

2

3.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.





1

2

4.

Правовое государство, понятие и признаки.

1

2

Практические работы «Типология форм государства и политических режимов»

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; индивидуальные задания: составить схему «Политическая система общества: структура, функции, типы», «Основные формы государства», «Основные принципы правового государства»; подготовка рефератов «Политические идеи русских мыслителей», «Четвертая власть и ее роль в политической жизни», «Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития», «Тоталитаризм - феномен XX столетия», «Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы»; «Демократия - за и против».



4







Тема 5.2.

Участники политического процесса






Содержание учебного материала

8

1.

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.





1


1

2.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.



1

1

3.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.



2

2

4.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.



2

2

5.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.



1

2

Практические работы «Избирательная кампания в Российской Федерации»

1

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; подготовка реферата «Молодежь и ее роль в современной политике», «Особенности местного самоуправления»; «Лидер - кто он?»; проведение исследования «Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей: Избирательная кампания».



4


Раздел 6. Право

42





Тема 6.1.

Правовое регулирование общественных отношений


Содержание учебного материала

6

1.

Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.



2

1

2.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.





2

2

3.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.



2

2

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; индивидуальные задания: составить схему «Право: признаки, функции, структура», подготовка реферата «Основные теории происхождения права»; «Из истории права».



3





Тема 6.2.

Основы конституционного права Российской Федерации

Содержание учебного материала

12

1.

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации.



2

1

2.

Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.



1

1

3.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.



2

2

4.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.



2

2

5.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Права и обязанности налогоплательщика.



2

2

6.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

1

1

7.

Государственная защита прав и свобод граждан РФ. Международная защита прав и свобод граждан.



1

2

Практические работы «Органы государственной власти в РФ»

1

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; решение отдельных социальных ситуаций; выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; индивидуальные задания: составить схему «Система органов власти РФ», «Судебная система РФ», «Права и обязанности налоговых органов», подготовка рефератов «Порядок приобретения гражданства», «Налоговая система РФ»







6

3



Тема 6.3.

Отрасли российского права


Содержание учебного материала

24

1.

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.



1

1

2.

Экологическое право. Экологические правоотношения. Эколого-правовой статус человека. Правовая ответственность за экологические правонарушения



1

1

3.

Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов.



2

2

4.

Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

1

2

5.

Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.



1

2

6.

Трудовое право и трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.



2

2

7.

Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

2

1

8.

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.

2

1

9.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки.



2

3

10.

Административная ответственность.

1

2

11.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.



2

2

12.

Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

1

1

13.

Государственная защита прав и свобод граждан РФ. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.



1

2

Лабораторные работы

-

Практические работы: «Трудовая дисциплина», «Уголовное право», «Семейное право»

3

3

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; решение отдельных социальных ситуаций; подготовка сообщений «Правонарушения в системе трудовых правоотношений в современных условиях», «Кассационная жалоба», «Брачный договор».







12

3

Заключение. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Зачет.



2

Всего:

156/78




  1. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин; мастерских не требует; лабораторий не требует.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий: плакаты, схемы, таблицы

Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской не предусмотрено.

Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий не предусмотрено.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:
Для обучающихся

- Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М., 2012

- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. - М., 2012

- Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - М.,2011.

- Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. - М., 2011

- Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 2. - 11 кл. - М., 2012.

- Человек и общество: Обществознание: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. - Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - М., 2012.

- Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2012.

Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл. - М., 2012.

Кишенкова О.В.,Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. - М., 2013.

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. - М., 2013-2014.


Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. - М., 2005.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 52. - Ч.1. - Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 -ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред.ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 171.

Электронные пособия:

ctege.info/knigi-po-obschestvoznaniyu-dlya-podgotovki-k-ege/

- bookz.ru/authors/klimenko-av-ruminina-vv/klemenko_ruminina01.html


  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Введение. Актуальность обществоведческого знания.

Обучающийся должен уметь:

- работать с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми);

- обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

- подготавливать сообщения и рефераты, составлять презентации по изучаемой теме.

Обучающийся должен знать:

- иметь представление о месте обществознания в системе наук;

- основные методы социального исследования и основные этапы развития обществоведческой науки;

- основные категории и понятия социальных дисциплин, роль обществоведческих знаний в жизни человека и общества.

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Обучающийся должен уметь:

- работать с учебным текстом, таблицами, документальными и иными источниками; отбирать материал для написания рефератов и подготовки сообщений, составлять эссе, тематические презентации, анализировать тексты первоисточников; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- вести дискуссию по проблемам курса, мобилизуя убедительные аргументы и фактические материалы и не нарушая этики дискуссионного общения; выражать и аргументировать свое мнение; выступать с сообщениями, работать в группах;

- характеризовать категории «человек», «индивид», «личность», выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изучаемых социальных явлений, на примере социального и отклоняющегося поведения;

- определять алгоритм поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;

- определять структуру общества, основные элементы социального института;

- излагать и аргументировать собственные суждения о социальных реалиях и явлениях общественной жизни.

Обучающийся должен знать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роли человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системе, а так же важнейших социальных институтов;

-иметь представление о бытии человека, о многообразии человеческой деятельности, о духовной жизни человека, об основных особенностях научного мышления;

- основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества

Обучающийся должен уметь:

- работать с учебным текстом, таблицами, документальными и иными источниками; отбирать материал для написания рефератов и подготовки сообщений, составлять эссе, тематические презентации, анализировать тексты первоисточников; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- вести дискуссию по проблемам курса, мобилизуя убедительные аргументы и фактические материалы и не нарушая этики дискуссионного общения; выражать и аргументировать свое мнение; выступать с сообщениями, работать в группах;

- характеризовать взаимосвязь и взаимовлияние нравственности и морали, особенности морального познания;

- характеризовать проблемы современной отечественной культуры, тенденции и перспективы ее развития.

Обучающийся должен знать:

- сущность фундаментальных ценностей и основные функции и виды культуры;

- основные моральные нормы и их функции в обществе;

- иметь объективные и корректные представления о религии и ее роли в истории человека и общества; знать виды мировых религий и их основные идеи;

- основные цели и функции науки и образования; иметь представление о системе образования и современных реформах в системе образования РФ;

- основные направления в художественной культуре современности.

Раздел 3. Экономика

Обучающийся должен уметь:

- работать с учебным текстом, таблицами, документальными и иными источниками; отбирать материал для написания рефератов и подготовки сообщений, составлять эссе, тематические презентации, анализировать тексты первоисточников; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- вести дискуссию по проблемам курса, мобилизуя убедительные аргументы и фактические материалы и не нарушая этики дискуссионного общения; выражать и аргументировать свое мнение; выступать с сообщениями, работать в группах;

- раскрыть сущность экономических понятий, слагаемых эффективного производства, действие рыночного механизма регулирования экономики, цели и методы осуществления государством фискальной и монетарной политики; раскрыть значение интеграции отельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития

- характеризовать важнейшие измерители экономической деятельности, способы использования различных факторов производства для достижения экономического роста, экономические функции государства, пути и методы госрегулирования экономики; характеризовать деятельность основных финансовых институтов;

- выявлять причины циклического развития экономики, влияние уровня налогообложения предприятия на его развитие, влияние инфляции на экономику в целом и уровень жизни населения;

- проводить правовой анализ предпринимательской деятельности, анализировать экономические ситуации и рассчитывать экономическую эффективность принимаемых решений;

- ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; устанавливать логическую взаимосвязь между такими процессами экономики, как производство и потребление.

Обучающийся должен знать:

- существенные признаки понятия «экономическая наука» (сущность, предмет изучения, основные разделы), иметь представление об экономике как важной сфере жизни общества и ее основных проявлениях, о производстве как основе экономики, об основных элементах экономической культуры;

- типы экономических систем, инфраструктуру рыночной экономики, механизмы государственного регулирования экономики;

- основы предпринимательской деятельности и организационно-правовые формы предпринимательства; порядок правового оформления предпринимательской деятельности.

Раздел 4. Социальные отношения

Обучающийся должен уметь:

- работать с учебным текстом, таблицами, документальными и иными источниками; отбирать материал для написания рефератов и подготовки сообщений, составлять эссе, тематические презентации, анализировать тексты первоисточников; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- вести дискуссию по проблемам курса, мобилизуя убедительные аргументы и фактические материалы и не нарушая этики дискуссионного общения; выражать и аргументировать свое мнение; выступать с сообщениями, работать в группах;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- характеризовать различные виды социальных отношений и социальной стратификации;

- характеризовать социальный статус личности;

- анализировать формы социальных конфликтов и типы социальных движений; объяснять причины социальных конфликтов и пути их преодоления, характеризовать межнациональное сотрудничество;

- приводить примеры больших и малых групп; характеризовать семью как малую группу; определять роль семьи в жизни общества;

- характеризовать примеры и причины отклоняющегося поведения;

- раскрыть зависимость благополучия общества от благополучия семьи.

Обучающийся должен знать:

- исторические системы социальной стратификации, различные виды социальных отношений;

- иметь представление о социальной мобильности и ее видах, о социальном статусе личности;

- сущность и основные формы социального взаимодействия; классификацию социальных конфликтов, его этапы и способы разрешения конфликта;

- исторические типы семейных взаимоотношений и модели современной семьи;

- назначение и содержание социальных норм, виды социальных норм, формы социального контроля и виды отклоняющегося поведения.



Раздел 5. Политика как общественное явление

Обучающийся должен уметь:

- работать с учебным текстом, таблицами, документальными и иными источниками; отбирать материал для написания рефератов и подготовки сообщений, составлять эссе, тематические презентации, анализировать тексты первоисточников; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- вести дискуссию по проблемам курса, мобилизуя убедительные аргументы и фактические материалы и не нарушая этики дискуссионного общения; выражать и аргументировать свое мнение; выступать с сообщениями, работать в группах;

- применять социально-политические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социально-политическим проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- характеризовать особенности политической власти, эволюцию власти и классификацию современных государств;

- сравнивать политические режимы;

- характеризовать особенности местного самоуправления и его роль в обществе;

- объяснять роль политики в жизни общества;

- характеризовать современные идейно-политические системы, приводить примеры участия граждан в политической жизни;

- характеризовать роль средств массовой информации в политической жизни общества и влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний.

Обучающийся должен знать:

- сущность власти, ее виды и атрибуты, легитимность власти и типы легитимной власти; знать основные концепции, объясняющие природу власти

- сущность государства, его признаки, основные функции;

- сущность политического прогресса, политической партии и партийной системы, формы участия граждан в политической жизни; знать современные идейно-политические системы;

- порядок проведения избирательной кампании в РФ, права и обязанности избирателя.

Раздел 6. Право

Обучающийся должен уметь:

- работать с учебным текстом, документальными и иными источниками; отбирать материал для написания рефератов и подготовки сообщений, составлять эссе, тематические презентации, анализировать тексты первоисточников; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- вести дискуссию по проблемам курса, мобилизуя убедительные аргументы и фактические материалы и не нарушая этики дискуссионного общения; выражать и аргументировать свое мнение; выступать с сообщениями, работать в группах;

- применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм (с точки зрения их соответствия законодательству), выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных

актов;

- применять правовые знания в процессе решения познавательных задач по актуальным правовым проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- характеризовать структуру органов власти РФ и определять их правомочия; характеризовать особенности судебной системы в России

- характеризовать человека как гражданина; классифицировать конституционные права и свободы гражданина;

- пояснять порядок защиты прав и свобод граждан.

Обучающийся должен знать:

- основные отрасли права и основные положения правовых норм; принципы конституционного статуса человека и гражданина;

- сущность основных теорий происхождения права;

- виды правонарушений и признаки юридической ответственности;

- задачи и принципы основных отраслей права; специфику принципов уголовного права;

- особенности регулирования трудовых правоотношений.

Заключение. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Обучающийся должен уметь:

-- анализировать социально-экономические и политические события на уровне мировоззренческих идей и абстрактных обобщений, касающихся долгосрочных тенденций развития обществ, государств, коалиций стран, глобальной экономики и глобальных институтов;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

-вести дискуссию по проблемам курса, мобилизуя убедительные аргументы и фактические материалы и не нарушая этики дискуссионного общения;

- применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм (с точки зрения их соответствия законодательству), выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных

актов;

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Обучающийся должен знать: основные понятия изучаемого курса.

Текущий контроль: индивидуальный в ходе аудиторных занятий, выполнениетестов, контроль выполнения индивидуальных заданий.





Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, выполнениелогических заданий (письменных и устных), проблемных заданий (письменных и устных), образных заданий (письменные и устные), тестов, контроль выполнения индивидуальных заданий.

Итоговый контроль: контрольная работа










Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, выполнениелогических заданий (письменных и устных), проблемных заданий (письменных и устных), образных заданий (письменные и устные), тестов, контроль выполнения индивидуальных заданий.

Итоговый контроль: контрольная работа







Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, выполнениелогических заданий (письменных и устных), проблемных заданий (письменных и устных), образных заданий (письменные и устные), тестов, контроль выполнения индивидуальных заданий.

Итоговый контроль: контрольная работа.












Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, выполнениелогических заданий (письменных и устных), проблемных заданий (письменных и устных), образных заданий (письменные и устные), тестов, контроль выполнения индивидуальных заданий.

Итоговый контроль: контрольная работа.












Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, выполнениелогических заданий (письменных и устных), проблемных заданий (письменных и устных), образных заданий (письменные и устные), тестов, контроль выполнения индивидуальных заданий.

Итоговый контроль: контрольная работа.









Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, выполнениелогических заданий (письменных и устных), проблемных заданий (письменных и устных), образных заданий (письменные и устные), тестов, контроль выполнения индивидуальных заданий.

Итоговый контроль: контрольная работа










Итоговый контроль: зачет в форме представления и защиты презентаций


© 2010-2022