Конспект урока по обществознанию в 10 классе

Конспект урока по обществознанию для 10 класса "Право в системе социальных норм".Цель урока: формирование знаний о праве как одном из важнейшем элементе социальных норм.Технология развития критического мышления. Программное содержание:Социальные нормы. Функции и сущность права. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Основные отрасли права. Мировоззренческая идея: осознание себя частью человеческого общества, которое может эффективно существовать при действии социальных норм. Пони...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по обществознанию в 10 классе
Тема урока: Право в системе социальных норм
Цель урока: формирование знаний о праве как одном из важнейшем элементе социальных норм
Планируемые образовательные результаты



личностные

метапредметные

предметные

-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности);

-качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т.п.)

- использование базового набора понятий, которые позволяют сформировать знания о праве как элементе социальных норм;

- характеризовать признаки, функции, особенности права;

- различать нормы права от иных социальных норм.
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям.


Программное содержание: Социальные нормы. Функции и сущность права. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Основные отрасли права.
Мировоззренческая идея: осознание себя частью человеческого общества, которое может эффективно существовать при действии социальных норм. Понимание необходимости и важности права для стабильности и развития общества.
Основные понятия: право, система права, отрасль права, мораль, социальные нормы.
План изучения нового материала:
1.Понятие «право».

2.Признаки права.

3.Функции права.

4.Право и мораль. Отличие права от других социальных норм.

5.Система и отрасли права
Технология развитие критического мышления
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: традиционный
Оборудование урока: мультимедиа проектор, компьютеры, раздаточный материал.
Домашнее задание: § 25. Написать эссе на тему: «Сознание права развивает сознание долга» (В.Гюго).





Технологическая карта урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Оценивание ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

Приветствие. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Мотивация к учебной деятельности

Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.

Самоопределение в целях учебной деятельности.

Принимают учебную задачу.

Анализируют.

Объявляет тему урока «Право в системе социальных норм».

Цитирует высказывание В.С.Соловьева: «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Небесное, а в том, чтобы он - до времени - не превратился в ад».

В конце урока обучающиеся должны ответить на вопрос «Возможно ли существование общества без права как элемента социальных норм?».

Записывают тему урока. Самостоятельно формулируют цели урока.

Слушают, оценивают высказывание. Определяют смысл высказывания.

Записывают вопрос в тетрадь. Анализируют вопрос.

Актуализация знаний

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебных задач.

Применяют правила делового сотрудничества.

Устный опрос. Мы с вами знаем, что жизнь и деятельность людей, их поведение регулируются социальными нормами. В обществе существует множество социальных норм. Дайте определение понятию «Социальные нормы», назовите виды социальных норм и укажите функции социальных норм.

Отвечают на вопросы учителя (дают определение понятию «Социальные нормы», называют виды социальных норм и указывают функции социальных норм).

Высказывают свое мнение.

Изучение нового материала

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Работают в парах для решения познавательных задач, анализируют, формулируют свои ответы.

Ориентируются в словаре, учебнике; осуществляют поиск необходимой информации, необходимой для выполнения заданий. Высказывают свою точку зрения. Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социальных нормах.

Осуществляют поиск необходимой информации из выдержки учебника по правоведению, анализируют, выделяют главное. Выполняют сопутствующие учебные действия:

- анализ содержания документов,

- подведение выделенных единиц информации под изученные понятия,

- выделение главного,

- сравнение,

- выведение следствий,

- обобщение и формулирование выводов.

Оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Знакомит учащихся с определением понятия «Право».

Организует работу обучающихся в парах. Раздает проблемные задания (как понималось право в различные исторические эпохи).

Организует работу с текстом учебника (стр.275-276) для определения признаков права. Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками.



Организует парную работу обучающихся с дополнительной информацией. Обучающиеся должны познакомиться с функциями права. Учитель проводит инструкцию составления кластера.


Известный российский правовед С. С. Алексеев при раскрытии вопроса о праве приводит такой пример. В салон электрички, перед самым её отходом, влетает женщина с тяжёлыми сумками в руках. Все места заняты, причём в основном мужчинами. Тогда она подходит к одному из них и решительно говорит: «Встаньте!» Мужчина встаёт, а женщина садится на его место. Смущённый мужчина уходит в тамбур, но по дороге успевает удивлённо спросить, почему его согнали с места. Женщина тут же громко парирует: «Потому что я - женщина, имею право, и вы, мужчины, обязаны уступать нам». Объясните с точки зрения права и морали.

Организует индивидуальную работу обучающихся.

Дает определение понятиям «Система права» и «Отрасль права». Организует работу с текстом учебника для составления обучающимися таблицы.

Работа обучающихся со словарем обществоведческих понятий и терминов. Читают определение.

Обучающиеся работают в парах и отвечают на вопрос проблемного задания (Приложение 1). Обучающиеся высказывают свое мнение.

Обучающиеся читают текст, после прочтения определенного признака права, отвечают на вопросы учителя, оценивают и анализируют определенный признак права. После прочтения и анализа текста обучающиеся фиксируют в тетради признаки права (общеобязательные социальные нормы, установлены или санкционированы государством, первостепенная роль в управлении общества, нормативность, формальность).

Обучающиеся после прочтения текста (Приложение 2) должны составить кластер. При составлении кластера обучающиеся выделяют главную смысловую единицу в виде ключевого слова. Выделяют связанные с ключевым словом смысловые единицы.

Конкретизируют категории мнениями и фактами, которые содержатся в осваиваемой информации.

Дают определение понятия «Мораль». Указывают черты сходства и различия права и морали.





Обучающиеся выбирают из списка примеры нарушения правовых норм и норм морали (Приложение 3).

Обучающиеся записывают определения в тетрадь. Знакомятся с текстом учебника и самостоятельно составляют таблицу (Приложение 4). Обучающиеся высказывают свое мнение.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Развивают способность к самооценке.

Планируют решение учебной задачи, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Организует индивидуальную работу с тестом

Выполняют тестовое задание (Приложение 5)

Итоги урока. Рефлексия

Оценивают собственную учебную деятельность.

Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Высказывают собственную точку зрения, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

Проводит дискуссионную беседу по вопросу, заданному в начале урока: «Возможно ли существование общества без права как элемента социальных норм?».

Напоминает высказывание В.С.Соловьева: «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Небесное, а в том, чтобы он - до времени - не превратился в ад».

Предлагает составить синквейн со словом «Право»

Высказывают свое мнение. Аргументируют свою точку зрения.



Составляют синквейн (Приложение 6)





Приложение 1

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

«ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ»


  1. Вы в Древнем Вавилоне. Вавилоняне верили во много богов. Внутри мира богов существовала иерархия, и каждый бог занимал определенное положение. Самым главным считался бог - Шамаш - он был «осветителем земли, небесным судьей, озаряющим тьму сверху и снизу». Он судил все дела людей по справедливости и устанавливал порядок. В XVIII веке до н.э. во времена царя Хаммурапи на черном базальтовом столбе (его нашли при раскопках в Иране в 1902 г.) были записаны основные правовые нормы, которым должны были подчиняться люди. Люди верили, что эти законы дарованы богом, как и сама государственная власть.

Задание: Как понимали «право» в Древнем Вавилоне? Ваше отношение к такому толкованию права?

  1. Вы в Древнем Риме. Вам повезло. Вам довелось услышать речь самого блестящего оратора Рима - Марка Тулия Цицерона: «Имеется истинный закон, праведный разум, согласный с природой; он неизменен и вечен… Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным. Он приглашает к исполнению долга и в испуге шарахается от преступлений и коварства. Ни волей сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы. Все народы во все времена будут подчиняться этому вечному закону».

Задание: Как, по вашему мнению, Цицерон толковал право? Ваше отношение к такому толкованию права?

  1. Вы находитесь в Древней Греции. Оказавшись в Афинах на одном из заседаний народного собрания, вы узнаете, что его постановление носит характер закона, которому все должны подчиняться. Философы и ораторы (Платон, Аристотель. Лисий) говорили, что в обществе существуют принципы - нормы, которые выражают разум, мудрость и справедливость природы. Они действуют независимо от государства и не устанавливаются им. От рождения люди обладают правом на свободу и жизнь.

Задание: Что такое право, согласно представлениям греков? Ваше отношение к какому толкованию права?


  1. Вы оказались в Австралии начала XX столетия на лекции профессора Венского университета Ханса Кельзена (1881-1973). Объясняя студентам юридические конструкции, профессор говорит: «Государство устанавливает правила. Их нужно беспрекословно выполнять. Иначе порядка не будет. Эти правила изложены в нормативных актах. Мы живем в мире норм, рожденных государственной властью. Но норм много, и они не равны между собой. Их систему можно представить в виде пирамиды. Каждая высшая норма более сильна в сравнении с низшей. Государство - страж всех норм и принудительно заставляет их соблюдать».

Задание: Что есть право, согласно этому высказыванию? Ваше отношение к какому толкованию права?

  1. Вы в России 1917 года. Страна оказалась в сложном экономическом и политическом кризисе. Осень. К власти пришли большевики. Их лидер Ленин призывает к слому буржуазных порядков и установлению новых правил - закреплению в законах пролетарской воли. Рабочий - коммунист говорит на митинге: «Буржуазия была господствующей и свою волю диктовала населению страны. Теперь к власти пришли рабочие и крестьяне. Значит их воле должны все подчиняться. Вот вам и правила новой жизни, которые будут охраняться Советской властью. Мы не будем делать никаких поблажек бывшим богатеям, жандармам и священникам. Наша воля - закон».

Задание: Как понималось право большевиками? Ваше отношение к какому толкованию права?





Приложение 2.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с.

В функциях права раскрывается общечеловеческая и классовая природа права и его социальное назначение: историческая цель и служебная роль в жизни общества. Будучи продуктом общественного развития, право как государственная воля общества оказывает на него активное обратное воздействие, которое осуществляется посредством выполнения им своих функций. Однако функции права и воздействие права хотя и тесно соотносимые, но не тождественные понятия.

Сообразно этому по характеру воздействия на общественные отношения у права выступает на первый план главная и определяющая функция - регулятивная. Данная функция на основании сочетания характера воздействия права со второй стороной двуединого критерия рассматриваемой классификации - целью этого воздействия (статической, динамической, охранительной) получает практическое воплощение в трех общих основных, собственно юридических функциях права, распространяемых на действующую систему права в целом, - в регулятивно-статической, регулятивно-динамической и охранительной.

Регулятивно-статическая функция направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития. Содержанием этой функции охватывается, в частности, закрепление основ конституционного строя, народовластия, форм собственности и их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного устройства, политического режима, разделения власти, порядка формирования и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ различных отраслей права.

Регулятивно-динамическая функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата. Здесь правовое воздействие оказывает влияние на отношения между людьми, находящиеся в движении, динамике. Оно нацелено на изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений. Особенно наглядно данная функция получает выражение в нормах и институтах административного, финансового, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.

Наряду с двумя рассмотренными основными функциями права, осуществляющими позитивное регулирование, существует еще и третья основная функция права - регулятивно-охранительная, которая отличается от первых двух тем, что является функцией негативного регулирования.

Регулятивно-охранительная функция направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивно-статической и регулятивно-динамической функций права, на охрану от нарушений права в целом. Соответственно ее содержанием охватывается предупреждение и пресечение преступлений и всех иных правонарушений, защита и восстановление нарушенного права.

Тем самым данная функция нацелена также на вытеснение и ликвидацию отживших, не соответствующих новым условиям, вступающих в противоречие с законом отношений.

Вместе с тем разграничение перечисленных основных функций права не следует абсолютизировать. Все они в реальной жизни, в процессе правового регулирования органически взаимосвязаны. При этом регулятивно-охранительная функция, даже если она при регулировании тех или иных отношений не проявляет себя наглядно, все равно оказывает на них превентивное воздействие, как бы незримо «присутствует» при осуществлении практически любой, как статической так и динамической функции, олицетворяя собой специфический признак права, заключающийся в его охране от нарушений возможностью государственного принуждения.

Таким образом, с осуществлением рассмотренных выше основных функций непосредственно связана необходимость в самом праве как особом социальном явлении.

На основе упомянутого выше критерия классификации функций права - сочетания характера и цели воздействия, помимо трех общих основных функций права, логично вычленить еще одну общую, четвертую функцию права - воспитательную.

Воспитательная функция охватывает своим содержанием ту часть воздействия права, которая осуществляется не специально юридическими, а общесоциальными, присущими всем надстрочным элементам приемами и средствами (правовое воспитание, правосознание, правовая культура, общие нравственные принципы права, не получившие еще закрепления в нормах позитивного права, профилактика правонарушений и т.д.).

Вместе с тем воспитательная функция - одна из общих функций права, относящаяся к праву как надстроечному явлению в целом, постоянно соприкасающаяся с разными направлениями и сторонами его действия.

Конкретное содержание рассматриваемой функции составляет именно правовое воспитание, которое складывается под непосредственным влиянием специфики права, в органической связи с содержанием его основных регулятивных функций. Соответственно эта функция обращена на формирование правосознания и правовой культуры граждан, воспитание их в духе уважения к труду, закону, нетерпимости к правонарушениям.

Тем самым воспитательная функция активно способствует повышению авторитета права и закона, обеспечению незыблемости прав и свобод граждан, преодолению противоречий и сближению права и морали, укреплению законности и правопорядка, формированию правового государства. Поэтому, хотя воспитательная функция не является основной функцией права, ей принадлежит существенная, важная роль в системе функций права, в общем механизме правового воздействия.

Можно признать предлагаемую в литературе классификацию, согласно которой функции права разграничиваются на основные (специально-юридические) - регулятивную и охранительную - и социальные, подразделяемые на экономическую, политическую и воспитательную.

Приложение 3.

Выберите из списка примеры нарушения правовых норм

  1. Алексей Иванович отказался участвовать в корпоративных вечеринках.

  2. Ваня не сказал спасибо за подарок.

  3. Вера Петровна не заплатила налоги.

  4. Виктор Петрович, управляя машиной, нарушил правила дорожного движения.

  5. Галя не поздоровалась с соседом.

  6. Группа подростков разбила витрину магазина.

  7. Иван и Анна не стали устраивать свадьбу и приглашать родителей и друзей, а расписались в загсе в обеденный перерыв

  8. Иван и Василий совершили кражу.

  9. Иван Иванович управлял машиной в нетрезвом виде.

  10. Игорь не сдержал данное обещание.

  11. Маше продали в магазине некачественный товар.

  12. Никита безответственно относится к урокам.

  13. Николаевы забрали сына-второклассника на экстернат и учат его дома.

  14. Олег Иванович без уважительной причины не пришел на работу, прогулял её.

  15. Петровы считают себя верующими, но не соблюдают пост.

  16. Петя обманул друга.

  17. Саша не выполнил просьбу учителя.


Приложение 4.

Отрасль права

Что регулирует

Типичная ситуация


Приложение 5.

Тест по теме «Право в системе социальных норм»


1. Выраженное в государственных актах, охраняемое государством и обязательное правило поведения называется

1)нормой морали 3) правовой нормой

2)партийной нормой 4) традиционной нормой

2. Право представляет собой совокупность общеобязательных норм, действие которых обеспечивается силой
1)традиций 3) убеждения

2)общественного мнения 4) государства

3. Нормы права, в отличие от норм морали,
1)регулируют общественные отношения

2) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле

3)обеспечиваются силой общественного мнения

4) выражаются в официальной форме

4. Рассмотрите приведённые в задании ситуации. В какой из них регулирование поведения людей должно осуществляться при помощи права?

1) Внучка отказалась приглушить звук телевизора по просьбе бабушки.

2) Школьник-отличник отказался дать списать своему однокласснику выполненное домашнее задание.

3) Подросток отнял у первоклассника деньги.

4) Учитель дал слишком трудное домашнее задание своим ученикам.

5. К какому понятию следует отнести определение: «Обособившаяся внутри системы права относительно самостоятельная система юридических норм, регулирующая качественно однородные общественные отношения»?

1) комплексная отрасль законодательства.

2) отрасль права.

3) отрасль законодательства.

4) правовой институт.

6. Укажите верное определение: «Право - это…»

1) наука об обществе

2) регулятор общественных отношений

3) способ существования демократических режимов

4) элемент государственного устройства

Приложение 6.

Правила написания синквейна:

1. первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;

4. четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.






© 2010-2022