Разработка конференции, посвященной 20-летию Конституции РФ

"Описание материала: "Данная методическая разработка посвящена процессу становления правового общества в России, отражением чего является Конституция РФ, 20-летие которой мы отмечаем 12 декабря 2013 года. "Понимание истоков права и демократии в России позволит учащимся с помощью педагогов сделать еще один шаг в формировании гражданственности, патриотизма, духовно-нравственных основ личности. "Предлагаемая разработка может быть полезна учителям истории и обществознания, педагогам-организаторам и ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

проекта - театрализованной конференции

Горжусь, что я - россиянин

для учащихся 7-11 классов









Авторы - составители

- учитель истории и обществознания

Кожевникова Людмила Леонидовна,

- учитель обществознания

Синькович Кристина Александровна





Аннотация.

Данная методическая разработка посвящена процессу становления правового общества в России, отражением чего является Конституция РФ, 20-летие которой мы отмечаем 12 декабря 2013 года. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия ищет свой образ правового государства, который будет соответствовать ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом. Понимание истоков права и демократии в России позволит учащимся с помощью педагогов сделать еще один шаг в формировании гражданственности, патриотизма, духовно-нравственных основ личности. Предлагаемая разработка может быть полезна учителям истории и обществознания, педагогам-организаторам и использоваться как в полном объеме, так и частично, исходя из приоритетов педагога.

Введение

Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами. В конце XX - начале XXI вв. в мире и российском государстве и обществе возникли и получили развитие новые грандиозные по своему масштабу и значимости явления: нарастание глобализации и миграционных потоков, способствующих усилению настроений космополитизма; колоссальное развитие средств массовой информации и коммуникации, агрессивно навязывающих стереотипы массовой культуры и общества потребления и отчуждающих индивида от самостоятельного анализа событий, и т.п., которые привели к «размыванию» чувств гражданской и национально-культурной идентичности и патриотизма. Одновременно с проблемой гражданственности возникли почти синонимичные с ней проблемы духовно-нравственных основ личности.

Все эти явления создали принципиально новую ситуацию для отечественной системы школьного образования, которая не может развиваться автономно от социально-экономических, политических и социокультурных процессов. Школа стала едва ли не единственным пространством, в котором оказалось возможным начать восстановление растраченных социальных качеств личности. Именно поэтому формирование гражданственности, патриотизма, духовно-нравственных основ личности обучающегося было заявлено новыми государственными образовательными стандартами (ФГОС) в качестве высшего приоритета современной российской школы.

В соответствии с ФГОС перед российскими педагогами стоит задача обеспечить такую систему образования, которая позволит учащимся подготовить себя к ответам на вызовы времени - научиться жить в эпоху глобализации и информационного общества. В этих условиях школа и учитель должны в большей степени реализовывать воспитательную, аксиологическую функцию образования.

При этом педагог, безусловно, должен понимать, что гражданственность и личность в целом не формируются риторикой и патетикой: только декларация гражданских норм на уроке не приведет к их усвоению. Гражданственность и патриотизм должны стать для ребенка культурной ценностью, а это значит, что учитель должен включить в предметное содержание элементы социокультурного, нравственного и духовного воздействия.

Основная идея, заложенная разработчиками уроков, которые проводились в российских школах 1 сентября 2013 г., в их содержание и деятельностную составляющую, определена Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и может быть выражена следующим образом: «…воспитание гражданственности - это усвоение знания об обществе; деятельность, прорастающая в умения, опыт, компетенции; формирование и развитие личности, осознающей свое предназначение - осуществиться, стать, сбыться; усвоение ценностных установок и ориентаций». Но эти уроки стали лишь началом большой работы к 20-летию Конституции РФ.

Ныне действующая Конституция - пятая в истории России, но первая, принятая всенародным голосованием. Первая из девяти глав - глава об основах конституционного строя. Высшей ценностью по Конституции образца 93-го года является человек, его права и свободы, их незыблемость и неотчуждаемость. Раньше права государство даровало гражданам, а в новой Конституции - провозглашается приоритет прав и свобод человека, примат их, и только потом государства. И в этом суть государства - признать эти права и защищать, обеспечивать их. Сначала человек появился на земле, а потом государство. Надо бы, чтобы все граждане России заразились идеей конституционного патриотизма - в России хорошая демократическая Конституция.

Характеристика занятия

Предлагаемое внеклассное занятие построено по типу урока диалога культур, способствует применению знаний на практике, является результатом проектной деятельности учащихся.

Форма занятия: театрализованная конференция.


  1. Образовательные цели и задачи;

Процесс подготовки и проведения конференции как проекта направлен на достижение следующих целей и задач:

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

  • развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

  • помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности.

  • развитие у школьников исследовательской культуры:

  • содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания;

  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

  • развитием коммуникативной культуры учащихся:

  • содействовать развитию у детей умений общаться, отстаивать свою точку зрения;

  • обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

  • создание условий для реализация учащегося как личности:

  • формирование адекватной самооценки

  • развитие гуманных качеств личности

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • помочь учащимся целостно представить предмет изучения новый темы;

  • обеспечить закрепление понятий (источники права, Конституция, права личности, принципы правового государства и др.), умений (анализ, синтез, выделение главного и др.)

  • обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях;

  • организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы «Конституция Российской Федерации»;

  • развивать умения работы с источниками знаний;

В результате на таких занятиях, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У учащихся формируются научные взгляды, целостное мировоззрение, воспитываются уважение к своему народу, понимание своей принадлежности к российской гражданской идентичности.

  1. Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи - данное занятие тесно связано с уроками истории и обществознания практически во всех классах средней и старшей ступени, т.к. опирается на знания, полученные учащимися по темам: Киевская Русь («Русская Правда»), Россия в XVII в. (Судебники 1497г, 1550 г., Соборное уложение 1649 г.), Россия в XIX в. (Конституционные проекты М.М. Сперанского 1809 г., декабристов - Конституция Н. Муравьева, «Русская правда» Пестеля), Россия в начале XX в., Первая русская революция (Высочайший Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Свод основных государственных законов 1906 г.), История России в советский период (Советские конституции 1918,1924, 1936, 1977 г.г.), современная Россия (Конституция РФ 1993 г.). На уроках обществознания Конституция РФ - предмет постоянного изучения в различных формах.

  2. Количество часов, отводимое на реализацию проекта: подготовительный период - не менее 2 недель, проведение конференции - 2 часа;

  3. Методические комментарии к занятию

Приемы и методы работы на уроке истории и обществознания, реализующие диалоговый подход к преподаванию предмета, помогают актуализировать в сознании учеников проблемы мировоззрения.

Вид диалога

Приемы и методы работы

Диалог как

человеческое

общение

- эвристическая беседа;

- обсуждение проблемного вопроса;

- проблемная ситуация;

- диспут, дискуссия;

- творческие работы;

- определение этической категории.

Диалог идей

- сопоставление мнений авторов, философов, политиков;

- составление сравнительных таблиц, формирование на их основе своего взгляда

на проблему;

-эссе;

Диалог культур

- лекция;

- доклады учеников;

- исследовательские работы;

- подготовка презентаций;

- творческий зачет в любой форме.

Диалог человека

с самим собой

(рефлексия)

- эссе;

- странички из дневника;

- самооценка

Диалог культур нам представляется предпочтительным для данного внеурочного (внеклассного) занятия.

«Чтобы обнаружить свое собственное лицо, т.е. найти свое жизненное назначение, необходимо столкнуться с другими лицами, с иным, непривычным укладом жизни, - писал русский философ, педагог С.И. Гессен. - Через сопоставление с другими приходим мы к осознанию своего личного достояния. Глубокое постижение родного языка, родной культуры… возможно лишь через ознакомление с чужим языком, чужой культурой…». Тоже мы можем отнести и к родной истории, правовой культуре. Отдельно взятое историческое событие невозможно осмыслить вне культурного контекста, целостного взгляда на эпоху и в то же время детальный анализ исторического факта, источника дает возможность представить, как в нем (в его форме, содержании) отразились основные идеи времени. Важно, чтобы мысль об определяющем влиянии общественного мировоззрения на культуру, в том числе и правовую, была личностно воспринята учениками. Для того чтобы диалог культур был личностно воспринят учеником, ему необходимо

· поставить себя на место человека иного времени, живущего в атмосфере иной эпохи, почувствовать это время;

· понять мысли авторов, исторических деятелей, их актуальность, важность для того времени, когда происходило событие (появился исторический источник, документ);

· «перевести» содержание документа на язык своей культуры, увидеть актуальность поставленных автором проблем для своего времени, их общечеловеческое значение;

· почувствовать особенности старинного языка и стиля, их своеобразную красоту;

· получить творческий импульс, попробовать написать о своем, подражая стилю чужой эпохи;

· осознать единство культуры, через погружение в иную культуру лучше понять себя, свое время.

Такая форма работы, как проект- театрализованная конференция, дает ученику возможность реализовать все выделенные условия.

4 . Материально-техническое обеспечение проекта

Компьютер, медиа-проектор, ноутбуки на каждую историческую группу (7) с загруженными материалами (см. примеры: Приложения1-2, 3-9, 10-12), текст Конституции РФ 1993 года (возможно в электронном виде в ПК), канцелярские товары, стилизованные исторические костюмы, презентации, выставочные стенды; помещение - актовый зал или большой кабинет со стульями, размещенными амфитеатром и местами для гостей (стол, 3 стула; число комплектов по количеству групп «гостей»).

Подготовка проекта

1. Этапы работы над проектом

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовка

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения

б) Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

Определяют цели проекта.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации

б) Определение способов сбора и анализа информации

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.

Подбирают исполнителей

Предлагает идеи, высказывает предложения.

Предлагает список литературы, интернет-ресурсов для изучения

Наблюдает за работой учащихся.

3. Исследование

а) Сбор и уточнение информации

б) Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

в) Выбор оптимального варианта хода проекта

г) Поэтапное выполнение задач проекта.

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

4. Промежуточное подведение итогов работы

а) Анализ информации и готовых материалов

б) Формулирование выводов

Анализируют информацию.

Составляют сценарий (тексты для героев и примерные вопросы для конференции)

Проводят репетиции

Готовят костюмы и материально-техническое обеспечение

Оформляют проект (презентации), стенды

Консультирует, наблюдает, советует, проводит репетиции (совместно с учащимися)

5. Представление проекта

Проведение конференции

Представляют проект,

Оказывает помощь в проведении конференции. Помогает отвечать на вопросы. Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

6. Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

участвуют в коллективном анализе и оценке проекта

При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.

2. Учебно-исследовательская работа в рамках подготовки проекта

Содержание работы

Форма презентации результатов

Класс, куратор

1.

Написание рефератов, подготовка текстов и вопросов для конференции по темам:

- «Русская правда»;

- Судебники 1497, 1550г.г.;

- Соборное уложение 1649 г.;

- Конституционный проект М.М. Сперанского 1809 г.;

- Проекты декабристов: Конституция Н. Муравьева,

«Русская правда» П. Пестеля;

- Высочайший Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Свод основных государственных законов 1906 г.;

- Советские конституции 1918,1924, 1936, 1977 г.г.;

- Конституция Российской Федерации 1993 г.

Выступление на конференции (не более 3 минут), оформление стендов («стендовый доклад»).

9-11, индивидуальная или групповая работа (группы - по 2-3 человека)

Учителя истории, обществознания

См. примеры рекомендуемых материалов в приложениях 1-2, 3-9, 10-12

2

Разработка исторических костюмов

Одежда героев на конференции

7-8

Учитель технологии

3

Подготовка видеоряда для сопровождения выступлений на конференции

Презентация

9-11

Учитель истории

Сценарный план проведения конференции

Этап проведения

Краткое содержание (основные идеи)*

* могут быть внесены коррективы на основании результатов самостоятельного исследования учащихся и их предложений

Примечания

1

Начало конференции

а

Сбор участников и гостей

- работа выставки с проектами учащихся

- демонстрация видео фрагмента, презентации, посвященных 20-летию Конституции РФ 1993 г.

- организаторы (хозяева) - представители современной России (Конституция 1993 г.);

- гости (6 групп) - представители разных времен истории России

  • XI-XII в.в. «Русская правда»

  • XV-XVII в.в.- Судебники 1497г, 1550,

Соборное уложение 1649 г.

  • XIX в. - Конституционный проект М.М. Сперанского 1809 г

  • XIX в. (декабристы) - Проекты декабристов: Конституция Н. Муравьева,

«Русская правда» П. Пестеля

  • XX в.- Высочайший Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Свод основных государственных законов 1906 г.

  • XX в. (советский период) - Советские конституции 1918,1924, 1936, 1977 г.г.

Организаторы

б

Открытие конференции

- Горжусь, что я - россиянин (А. Суворов) - основная идея конференции

- Как и в жизни каждого человека, в истории государств есть рождение, юность, зрелость…. Где же начало всех начал русской истории, где тот росток, из которых выросло раскидистое и могучее «древо государства Российского»?

Много лет прошло с тех пор, как на землю, которую мы сегодня называем своей Родиной, впервые вступили наши предки. История России - это неисчерпаемый кладезь знаний о прошлом нашей страны и возможность понимания будущих путей развития нашего государства.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины...

….

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот - она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Дремлю - и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь.

Она и в снах необычайна,

Ее одежды не коснусь. (А. Блок)

- слово о 20-летии Конституции РФ как результата развития государства, для которого исключительную важность имеют все этапы законотворческой деятельности.

Ведущие (учащийся и учитель)

в

Представление гостей и участников

Организаторы и гости - исторические персонажи XI-XX в.в. (7 групп)

Ведущие (учащийся и учитель)

2

Обзор источников (максимальное время выступления - 3 мин.)

а

«Русская правда»

Свод письменных законов (как гражданских, так и уголовных) укрепил внутреннее положение государства. Из этого свода можно было почерпнуть сведения о социальном устройстве, нравах, обычаях русского общества. Совокупность норм, основанных на естественном праве, древнерусских обычаях и традициях.

Видеоряд:
фотографии документов, исторические иллюстрации (см. примеры Приложение 13)

Выступления от групп

б

Судебник 1497г, 1550

«В 1497 году, в сентябре месяце, уложил великий князь всея Руси Иван Васильевич с детьми своими и боярами о суде, как судить боярам и окольничим».

Возможно объединение

в

Соборное уложение 1649 г.

Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права XV-XVII веков.

  1. Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма.

  2. В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям.

Соборное уложение стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чём обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством. Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объёму оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз.

Соборное уложение 1649 года действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод законов Российской империи.

г

Конституционный проект М.М. Сперанского 1809 г.

Монархическое (правительственное) направление в развитие конституционной мысли в России. Основная идея - создание законодательного собрания - Государственной думы - из представителей, выбранных через посредство волостных, окружных и губернских дум. Проект не осуществился.

д

Проекты декабристов: Конституция Н. М. Муравьева,

«Русская правда» П. И. Пестеля

Дворянско-либеральное и буржуазно-либеральное (этап революционно-дворянского конституционализма) направление в развитие конституционной мысли в России

Преобладающей на этом этапе была идея конституционной монархии, однако отдельные представители либерального направления уже выдвигали идею республиканского правления (П. И. Пестель в «Русской правде»); в одном из вариантов конституционного проекта Н. М. Муравьева в качестве формы территориального устройства для России предлагалась федерация.

е

Высочайший Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Свод основных государственных законов 1906 г.

В России впервые провозглашались неотъемлемые гражданские права (неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, союзов и др.), вводились избирательные права, учреждались и формировались Государственная дума и Государственный совет. Подлинным парламентом эти органы не стали, однако четыре созыва Государственной думы при общем сроке легислатуры 20 лет - безусловно, значимый этап в становлении российского парламентаризма.

Возможно объединение

Конституция РСФСР 1918 г., СССР 1924 г.

По своему содержанию конституции советского периода имели глубокий демократический смысл и отражали высокий профессиональный уровень их создателей.

Классовая теория конституции. Россия со времени вхождения в состав СССР в своем конституционном развитии следует его конституционной истории. Фиктивность ряда принципов и норм российских основных законов. Реализации конституций мешали преграды идеологического порядка. Конституции не обладали непосредственным прямым действием. Юридические средства охраны конституции не обеспечивали эффективной ее защиты, а ее несоблюдения и нарушения не влекли конституционной ответственности.

Возможно объединение

Конституция СССР 1937 г.

Конституция СССР 1977 г.

Конституция РФ 1993 г.

В конституции и через нее общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, конституция - это не собрание политических программ и философских концепций, в ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права.

В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. И конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция Российской Федерации 1993 года отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Однако авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять, стимулировать и гарантировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

3

Примерные вопросы и ответы для обсуждения

а

Правовое регулирование государственной власти и управления в старой России.


  • На основе чего развивалось регулирование государственной власти и управления на Руси? (По логике обычного права).

  • Назовите не менее трех законодательных актов, действовавших на территории Руси не позднее 17 века. («Русская правда» - около 1072 г., «Судебник Ивана III» - 1497г., «Судебник Ивана IV» - 1550 г., «Соборное уложение» - 1649 г.)

  • Что входило в компетенцию великого государя, самодержца в период Московского царства? (Компетенция великого государя, самодержца была безгранична. Ведению верховной государственной власти подлежало все, чем жил народ, его потребности - политические, экономические, семейные, нравственные и т. д.)

  • Как называлось представительное учреждение, через которое действовала верховная власть в период Московского царства? (Боярская Дума, которая в чрезвычайных случаях превращалась в Земский Собор.)

  • В чем отличие Земского Собора от Боярской Думы? ( В Земском Соборе народ был представлен достаточно широко. В него входили полностью вся Боярская Дума, высшее духовенство, участвовали местные выборные власти - от дворян, купцов, бывали и «уездные люди», т. е. вольные крестьяне.)

Ведущие (учащийся и учитель)

Отвечают и задают вопросы представители от групп

б

Первые упоминания о конституции.

  • Когда и в связи с чем в России впервые заговорили о конституции? (В начале XIX века в связи с реформаторской деятельностью Сперанского и движением декабристов.)

  • Когда и в каком смысле в России впервые было введено слово «конституция»? (Во время восстания декабристов, когда солдаты кричали, что они за «Константина и его супругу Конституцию».)

  • Кто такой М. М. Сперанский? (Государственный деятель России начала XIX века. В 1802-1803 г.г. по поручению императора Александра I составил план государственных преобразований с некоторыми либеральными послаблениями, что вызвало острое недовольство дворянства.)

  • Как назывался конституционный проект М. М. Сперанского? («Введение к уложению государственных законов».)

  • В чем суть теории разделения властей применительно к условиям императорской власти по проекту Сперанского 1809 г.? (Император - верховный носитель всех трех властей. Кроме того, «в порядке законодательном» действует Государственная Дума, которая избирается посредством трехстепенных выборов, «в порядке управления» действует министерство, ответственное за нарушение закона не только перед государем, но и перед Государственной Думой. Верховным органом «судной власти» является Сенат, назначаемый императором из кандидатов, выдвинутых губернскими думами.)

  • Какими правами наделялось население, согласно проекту Сперанского? (Были предусмотрены гражданские и политические права. Но наряду с «общими» гражданскими правами для всех подданных - собственность, наказание только по суду - были предусмотрены и «особенные», в частности право дворянства владеть населенными землями. Политическими правами Сперанский наделял только собственников, круг этих прав зависел от размера собственности.)

  • Что из проекта Сперанского было реально осуществлено? (В 1910 г. был создан Государственный Совет.)

  • Как назывались конституционные проекты декабристов? Кто был их авторами? В чем была их заслуга? («Русская правда» - П. Пестель и «Конституция» - Н. Муравьев.)

  • В чем смысл расслоения образованных слоев русского общества на славянофилов и западников? (Первые не видели необходимости в перенесении на отечественную почву правовой организации общественной жизни и государственной власти, считая более совершенным, самодостаточным самодержавное правление, опирающееся на православие и народность. А вторые считали, что без конституции и других атрибутов демократии европейского типа Россия обречена на вечную социально-политическую, экономическую и культурную отсталость.)

  • Какие шаги в направление конституционного правления были сделаны в царствование императора Александра II? (Отмена крепостного права, судебная реформа, демократизировавшая судопроизводство, развитие земства.)

в

Манифест 17 октября 1905 г.


  • Каково полное название Манифеста 17 октября 1905 г.? («Манифест об усовершенствовании государственного порядка».)

  • Назовите политические права и свободы, установленные Манифестом. (Неприкосновенность личности, свобода совести, свобода слова, свобода собраний и союзов, то есть профсоюзов и партий, расширение избирательных прав.)

  • Какое положение Манифеста свидетельствует об изменении Государственной Думой своего значения и приобретения ею черт развитого парламента? (Ни один закон не может иметь силу без одобрения Государственной Думы.)

  • Назовите не менее трех политических партий действовавших в начале XX века. («Союз 17 октября» - октябристы, конституционно-демократическая партия - кадеты, эсеры, черносотенцы.)

  • Какие политические партии не приняли Манифест 17 октября 1905 г.? (Ни одна партия социалистического направления, а также кадеты.)

г

Основные государственные законы Российской империи 1906 г.

  • Когда были приняты Основные государственные законы Российской империи? (23 апреля 1906 г., накануне открытия Государственной Думы.)

  • Каково их основное содержание? Они определяли положение всех звеньев верховной власти.)

  • Каким, согласно Основным государственным законам, стало положение императора? (По традиции особа императора признавалась «священной и неприкосновенной». Законотворческая деятельность была основным звеном, но оговаривалось, что император осуществляет ее совместно с государственной думой и Государственным советом. Император мог единолично издавать подзаконные акты в соответствии с законами. Он был верховным руководителем внешних сношений, объявлял войну, заключал мир и международные договоры, был верховным главнокомандующим, объявлял особое положение, жаловал государственные отличия, титулы и ордена. Ему принадлежало право помилования, смягчения наказаний и прекращения судебных дел. Подпись императора на указах скреплялась подписью соответствующего министра.)

  • В чем заключались особенности исполнительной власти? (Министры и премьер назначались императором и несли ответственность перед ним.)

  • Как формировалась Государственная Дума? (На основе тайного голосования по созданным округам.)

  • Каковы были функции Государственной Думы? (Обсуждение и разработка законопроектов и утверждение бюджета страны.)

д

Советские конституции


  • Когда на территории нынешней России был принят документ, имевший в названии слово «конституция»? (В 1918 году.- Конституция РСФСР)

  • Назовите даты принятия всех конституций СССР. (1924 г., 1936 г., 1977 г.)

  • Назовите основные характеристики советского этапа конституционного развития России. (1. Классовая теория конституции. 2. Россия со времени вхождения в состав СССР в своем конституционном развитии следует его конституционной истории. 3. По своему содержанию конституции советского периода имели глубокий демократический смысл и отражали высокий профессиональный уровень их создателей. 4. Фиктивность ряда принципов и норм российских основных законов. 5. Реализации конституций мешали преграды идеологического порядка. Конституции не обладали непосредственным прямым действием. Юридические средства охраны конституции не обеспечивали эффективной ее защиты, а ее несоблюдения и нарушения не влекли конституционной ответственности.)

4

Подведение итогов конференции

- Ныне действующая Конституция - пятая в истории России, но первая, принятая всенародным голосованием. Первая из девяти глав - глава об основах конституционного строя. Высшей ценностью по Конституции образца 93-го года является человек, его права и свободы, их незыблемость и неотчуждаемость. Раньше права государство даровало гражданам, а в новой Конституции - провозглашается приоритет прав и свобод человека, примат их, и только потом государства. И в этом суть государства - признать эти права и защищать, обеспечивать их. Сначала человек появился на земле, а потом государство. Надо бы, чтобы все граждане России заразились идеей конституционного патриотизма - в России хорошая демократическая Конституция.

- Горжусь, что я - россиянин (А. Суворов) - основная идея конференции (итог)

Ведущие (учащийся и учитель)

Литература и интернет-ресурсы

Литература

  1. Авакьян, С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М. : РЮИД, "Сашко", 2000.

  2. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011.

  3. Коваленко, Н.С. Методика «Гражданский форум» // Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла: сб-к статей. - М. : Русское слово, 2007. - С. 108-113.

  4. Конституция Российской Федерации - М.: МТС, 2004.

  5. Любимов, Л.Л. Российская школа: воспитание гражданственности// Вопросы образования. - № 1. - 2013. - С. 278-300.

  6. Серов, Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. - М.: ВАКО, 2005. - (В помощь школьному учителю)

  7. Страшун, Б.А. Историко-правовой комментарий. Конституция РФ. - М., 1997.

  8. Конституции Российской Федерации 20 лет. Методическое пособие - Ярославль: Государственное образовательное автономное учреждении Ярославской области Институт развития образования, 2013.

Интернет-ресурсы

  1. Конспекты лекций по Конституционному праву РФ - telenir.net/yurisprudencija/konstitucionnoe_pravo_rf_konspekt_lekcii/index.php

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

  3. Федеральные государственные образовательные стандарты - standart.edu.ru/

  4. Эбзеев Б.С. Правовое государство и права и свободы человека - См.: terralegis.org/terra/lek/lek_11.html

  5. Мосин О. В. Политико-правовые идеи и концепции правового государства - См.: zhurnal.lib.ru/o/oleg_w_m/cdocumentsandsettingsolegmoidokumentypolitiko-prawowyeideiikoncepciiprawowogogosudarstwartf.shtml

  6. Видео "Правовое государство - будет!" См.: smotri.com/video/view/?id=v173797241d4

  7. Википедия -ru.wikipedia.org/wiki/

  8. Мир словарей mirslovarei.com/content_pol/totalitarizm-1338.html



© 2010-2022