План-конспект урока по обществознанию Социальное развитие и молодежь

План-конспект  по обществознанию "Социальное развитие и молодежь" раскрывает такие вопросы как: 1. Социальные процессы в современной России. 2. Молодежь-как социальная группа 3. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. 4. Молодежная субкультура. В конспекте представлены вопросы отражающие молодежь как социальную группу. Также в материалах выделены возрастные рамки молодежи. О развитии социальных ролей в юношеском возрасте представлены актуальные вопросы. О молодежной субкультуре представл...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Социальное развитие и общество

Цели урока:

Образовательная - формирование: понятия «молодежь»; собственных оценочных суждений о современной молодёжи на основе собственного опыта, сопоставления источников и их интерпретации; выявление социальных проблем молодежи в современном обществе.

Развивающая - формирование умений: сравнительного анализа процессов и явлений, соотнесения теоретических обобщений и реальных процессов, аргументированного высказывания своего мнения.

Воспитательная - формирование: собственного социального поведения, направленного на успешное решение личностных или общественных проблем.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: мульт. презентация, проектор.

Ход урока:

Здравствуйте!

Посмотрите, пожалуйста, на экран и вспомните слова

Е. Базарова из романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»: «…Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?».

1 Евгений Базаров, главный герой романа, он был в каком возрасте? Почему он задавал такие вопросы? Актуальны ли эти слова на сегодняшний день?

Речь идет о «молодежи». Да, действительно Евгений Базаров был молод. Он искал ответы на многие вопросы. Видимо каждый человек в этом возрасте начинает задуматься о своей полезности? Что он сможет сделать для страны? Кто ему поможет?

Как вы считаете, о ком пойдет речь на уроке?

Правильно сегодня мы поговорим о теме «Социальное развитие и молодежь».

Давайте раскроем суть термина «социальное развитие», что значит «социум», социум это общество, значит мы поговорим о развитии общества и молодежи.

Давайте откроем тетради и запишем число и тему сегодняшнего урока.

Сегодня ребята нам предстоит раскрыть такие вопросы как:

План урока:

  1. Социальные процессы в современной России

  2. Молодежь - как социальная группа

  3. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте

  4. Молодежная субкультура

Ребята, откройте учебники стр 209, и попытайтесь мне ответить, какие проблемы в социальной сфере можно выделить сегодня?

  • Социальное расслоение, имущественная дифференциация. Разделение общества на богатых и бедных. Кадыг оол

  • Незащищённость групп социального риска (многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры). Начын

  • Усложняется социальная структура общества, появились новые группы и социальные слои общества «предприниматели и банкиры, мелкие торговцы, «новые русские», «новые бедные».

  • Нарастание социальных различий по территориям. Омаа

  • Маргинализация отдельных слоёв общества. Айслана

  • Криминализация общества. Силимаа

Какое место занимает молодежь в социальной структуре общества? На этот вопрос существует 2 точки зрения:

1 точка зрения: Молодёжь в современном обществе ничего не решает, от неё мало что зависит.

2 точка зрения: Именно молодёжь знает, что ей нужно в будущем, и она определяет многое.

Да, ребята вы правы. Действительно молодому человеку самостоятельно тяжело найти свое место в жизни. Молодые люди нуждаются в поддержке не только от государства, но и от родителей, от близких ему людей. Но, если человек перед собой поставил конкретную цель, он должен добиться его независимо от мнения других, и не дожидаясь поддержки со стороны.

МОЛОДЕЖЬ - ЭТО СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА, ВЫДЕЛЯЕМАЯ НА ОСНОВЕ СОВОКУПНОСТИ ВОЗРАСТНЫХ ХАРАКТЕРСТИК, ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.

Возрастные рамки молодежи:

(В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760, к категории молодёжи в России относятся граждане от 14 до 35 лет.)

Возрастные рамки молодежи

  • младшая группа: подростки 14 - 15 лет . Находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак);

  • средняя группа: молодежь 16 -24 года. Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей;

  • старшая группа: молодые взрослые 25-35 лет . Это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт.

Молодёжь как социальная группа.

  • Молодёжь это люди в возрасте от 14 до 30-35 лет.

  • В этот период молодой человек завершает определённый этап в образовании, постигает начала профессии, обзаводится семьей, определяется с местом жительства и работой.

  • Происходит социализация человека, то есть, его приспособление к обществу, нахождение себя в нём, обретение своего места, усвоение знаний, навыков, ценностей для полноценного участия в жизни.

Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

Дайте определение - что такое социальная роль?

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ- это нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе.

Я вам раздаю таблицу для сравнения социальных ролей: Работника, Семьянина, Студент, Гражданина. Давайте, поработаем группой.

Молодёжная субкультура

  1. Дайте определение, что такое молодёжная субкультура?

  2. Каковы основные мотивы , побуждающие молодёжь примыкать к тому или иному типу субкультур.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Панки

Визитная карточка

  • Название субкультуры: Панки

  • Происхождение названия: punk - неопытный юнец, простофиля, никчемный человек, плохой.

  • Дата появления: Первая половина 30-х годов.

  • Страна: Великобритания, Уэльс

  • Стиль одежды: Вызывающие прически (петушиный гребень, чуб), одежда (на голом теле кожаный пиджак, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо), серьги на лице и в ушах.

  • Поведение: Ведут себя непристойно, грубо и вызывающе, употребляют спиртные напитки и наркотики, курят.

  • Увлечения: Музыка в стиле «панк» и «панк-рок»

Готы

Визитная карточки

  • Название субкультуры: Готы

  • Происхождение названия:

  • Дата появления: начало 1920-х г.

  • Страна: Америка

  • Стиль одежды: Черная одежда, волосы, крашенные в черный цвет

  • Поведение: Таинственные и загадочные, мрачные, иногда даже странные, часто впадают в депрессивное состояние.

  • Увлечения: Любят собираться на кладбище, готическое искусство.

У готов можно встретить разные символы, но основной - египетский символ жизни. Также часто используются и другие- такие как «глаз Ра». Эти элементы носятся и как традиционные украшения, и как нашивки на одежду или в макияже. Есть ещё множество разных символов смерти- украшения с гробиками, черепами…к чисто готическим символам можно добавить летучих мышей…

Эмо

Визитная карточки

  • Название субкультуры: Эмо

  • Происхождение названия: От англ. "emotion" - эмоция.

  • Дата появления: 1988 г.

  • Страна: Америка

  • Стиль одежды: Одежда в розово-черных тонах, с двуцветными узорами и стилизованными значками.

  • Поведение: Яркие, веселые, эмоциональные.

Увлечения: Эмо-музыка, коллекционирование ярких значков

Хиппи

Визитная карточки

  • Название субкультуры: Хиппи

  • Происхождение названия: от англ. to be hip, означавшее «быть в курсе», «быть "мировым"»,

  • Дата появления: 1940-1950-е г.г.

  • Страна: Америка

  • Стиль одежды: Джинсы, джинсовая куртка или балахон неопределенного цвета, распущенные волосы, тонкая повязка на голове, на шее - «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках - «феньки» (от англ. thing - вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи.

  • Поведение: Философы по своей натуре, религиозные, верят в «Высшие силы», не исключают существование Бога, верят в Иисуса Христа, стремятся быть подобными ему, любят свободу, романтики.

  • Увлечения: Философия Востока, мягкий рок, в частности, группа "Аквариум", этническая музыка разных народов.

Гранджеры

Визитная карточки

  • Название субкультуры: Гранджеры, гранжеры

  • Дата появления: середина 1980-х г.

  • Страна: Америка

  • Стиль одежды: Рваные джинсы, рубашки на выпуск, джинсовые и кожаные куртки, кеды, одежда second.

  • Поведение: Неряшливы и неопрятны, «бунтовщики» против жизненных устоев, общечеловеческих норм и моралей.

Байкеры

Визитная карточки

  • Название субкультуры: Байкеры

  • Происхождение названия: от англ. bike - "мотоцикл"

  • Дата появления: середина 1901 г.

  • Страна: Америка

  • Стиль одежды: Кожаные брюки, кожаные куртки и перчатки, темные очки, борода.

  • Поведение: Всех их объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру - Скорости. Байкер живет и умирает, стремясь к запредельному.

  • Увлечения: Музыка в стиле «Рок», быстрая езда на мотоциклах

Увлечения: Музыка в стиле «Грандж

Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках.

  • Социальная потребность в общении,

  • Самоутверждении,

  • Престиже,

  • Стремление улучшить свою жизнь

Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).

Вывод:

  1. Какое положение занимает молодежь в современном обществе?

  2. Как идет развитие социальных ролей, и стоит ли на них вступать?

  3. Какие виды молодежной субкультуры существует в современном мире? В чем ее особенность?

Практические рекомендации

1. Расширяйте свой кругозор, следите за происходящими в обществе социальными изменениями, что поможет вам в выборе профессии и своего места в жизни.

2. Занимайтесь самообразованием, приобретайте знания и умения , которые высоко ценятся на современном рынке труда.

3. Воспитывайте в себе социально значимые качества, которые помогут вам «устоять» перед многими жизненными неприятностями, требовательность к себеи доверие окружающим, потребность и готовность постоянно учится.

Домашнее задание: Параграф 19. Эссе на тему:













Самоанализ урока.

В ходе урока реализованы следующие развивающие задачи: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать. Логическое мышление, творческое воображение реализовывались при работе с таблицей и вопросами (причинно - следственные связи), групповой работе. В течение урока формировались коммуникативные умения (обогащение и усложнение словарного запаса, умение налаживать межличностные отношения, взаимопонимание, умение общаться с целью получения новых знаний).

Формирование положительного отношения и мотивации к учебе достигается за счет отбора материала, соответствующего возрастным особенностям учащихся. Таким образом, образовательные и воспитательные задачи способствуют реализации принципа развивающего обучения: развитию внимания, речи и логического мышления.

На уроке обучающиеся проявили умение работать в группе, находить компромиссное решение и лаконично высказываться, аргументировать свою позицию, критически относиться к принимаемым решениям. Обучающиеся проявили базовую ИКТ компетентность в процессе работы с Интернет-ресурсами, выбором нужной информации из предложенной им. В результате ребята познакомились с новой темой, выявили проблемы современного общества и предложили пути их решения; доказали, что проблема отцов и детей актуальна во все времена, используя не только свой жизненный опыт, а также знания литературных произведений, что показывает наличие на уроке межпредметной связи (обществознание и литература). На уроке обучающиеся проявили умение работать в группе и самостоятельно, находить правильное решение и лаконично высказываться, аргументировать свою позицию, критически относиться к принимаемым решениям. Обучающиеся проявили базовую ИКТ компетентность в процессе работы с информацией.


© 2010-2022