- Преподавателю
- Обществознание
- Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему: Знатоки права
Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему: Знатоки права
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сучкова И.С. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие для 7 и 9 классов.
Турнир по теме: «Знатоки права»
Цели: повысить уровень правовой грамотности подростков.
Задачи: - создать условия для разрешения различных жизненных ситуаций;
- продолжить работу с правовыми документами и понятиями;
- развитие творческих способностей и креативного мышления;
- развивать умение работать в команде.
Оборудование: конституция, семейный кодекс и конвенции о правах ребенка (в кратком изложении), мультимедиапроектор, компьютер, фишки, 2 сосуда для фишек, флажки, урна для голосования, жетоны, фломастеры, ангелочки черного и белого цвета.
Ход занятия:
-
Просмотр видеоролика (Права ребенка).
-
Вступительное слово учителя:
- О чем сегодня у нас с вами пойдет разговор? (о правах ребенка) Тема сегодняшнего мероприятия: «Знатоки права»
- Какие правовые документы, регламентирующие ваши права и обязанности, действующие в нашей стране, вы знаете? Молодцы. Все эти документы находятся у вас на столе и понадобятся нам для последующей работы.
-
Работа в группах.
Сегодня ребята, мы проверим, насколько вы знаете свои права и для этого мы с вами разделились на две команды. Вам предстоит выполнить несколько видов заданий и расширить свои знания в области прав ребенка.
У нас на турнире присутствуют гости, которые смогут выступить в роли судейской коллегии. Дорогие гости, мы попросим вас принять участие в голосовании, отдав свой голос за ту или иную команду. В течение турнира вы имеете право проголосовать за одну команду цветным жетоном. За первую команду - жетон красного цвета, за вторую - желтого. Пожалуйста, оцените степень самостоятельности, активности и сплоченности команд. В конце мероприятия свои жетоны Вы сможете опустить в урну для голосования. При подведении итогов Ваше мнение будет учитываться вместе с результатами всех заданий. Проверку выполнения задания и подсчетом голосов будет осуществлять представитель счетной палаты - Коткова Н.А.
- Ребята, у вас на столах имеются сосуды, которые в течение всего мероприятия вы будете их заполнять фишками. Фишки будет выдавать Н.А.. Для этого вам необходимо активно работать и пройти все пять туров.
-
Блиц- опрос (презентация). Тур №1.
- Для начала вам предлагается разминка в виде блиц - опрос. Каждая команда должна ответить на вопросы в письменном виде в течение 5 минут. Оценивается правильность и скорость выполнения заданий. Та команда, которая будет готова, пожалуйста, воспользуйтесь специальным значком (флажком).
- Молодцы. Сдаем работы.
-
Нарушение прав детей. (презентация 2-3 слайда)
- Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого государства. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями. И, тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. По данным статистики ежедневно в России около 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств.
Просмотр видеоролика (пропажа вещей) и работа с документами. Тур №2.
- Сейчас вашему вниманию будет представлен видеосюжет на тему «Нарушение прав ребенка». Ваша задача: просмотреть видеоролик и озвучить, какие права ребенка были нарушены? Для выполнения этого здания можно пользоваться документами, которые у вас лежат на столах. (свобода слова, мнения, досуг и отдых, развитие личности, унижение…)
Итак, ребята, какие права ребенка были нарушены? Кто готов? Вам слово… Молодцы. С этим заданием справились отлично обе команды.
-
Разработка и защита мини-проекта (план действий по решению проблемы). Тур №3.
- В настоящее время проблема нарушения прав детей и подростков становится все более актуальной. Что происходит в результате нарушения прав детей и подростков? (социальные проблемы, трудные и критические жизненные ситуации, в которые попадают дети и подростки и связанные с ними последствия) Какие проблемы могут возникнуть у ребенка?...
- Правильно, а сейчас каждая команда выбирает одну из проблем и в течение 5-6 минут разрабатывает план действий по решению данной проблемы, который возможно реализовать по алгоритму. Листочки с алгоритмом у вас на столе.
- Кто уже готов? Вам слово. …
- Молодцы, обе команды справились хорошо.
-
Решение ситуаций: Тур №4.
«Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти фразы, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Сейчас вам для обсуждения будет разыграно несколько ситуаций. Скажите, правильно ли поступают участники беседы, и почему вы так думаете? Каждая команда по очереди будет стараться разрешить ту или иную ситуацию. В 1 ситуации в роли мамы- Училькина М., а в роли сына Шерстнев И.
Ситуация 1.
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг. Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
( В этой ситуации не прав сын. Бесспорно он имеет право на отдых и досуг, но в данном случае полночь и нарушать тишину в это время суток уже нельзя. В данном случае поведение мальчика ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением общественного порядка.)
-Молодцы. В следующей сценке в роли ученика Усов Д., ученик 7 класса и в роли учителя Грунина А., ученица 9 класса.
Ситуация 2.
Петя бегал по группе во время занятия. На замечание воспитателя ответил: " Ну и что? Я имею право на свободу перемещения"
Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
( В данном случае ребенок не прав, он нарушает дисциплину и не совсем понимает право на свободу перемещения).
-Молодцы. Следующая ситуация. Две подружки Училькина М., ученица 9 класса и Усова Ольга ученица 7 класса.
Ситуация 3.
В нашем кинотеатре идут фильмы о любви, а детям до 16 лет смотреть нельзя.
Нарушаются ли права ребенка на получение информации?
Ответ:
(Статья 18 Конвенции о правах ребенка обязывает государства обеспечивать ребенку доступ к информации и материалам из различных источников, особенно к такой информации, которая необходима ребенку для его умственного, нравственного и духовного развития. При этом должны обеспечивать защиту ребенку от материалов, могущих нанести вред его нравственному, духовному благополучию ( ст. 18). То есть, местные органы исполнительной власти имеют право устанавливать определенные ограничения на просмотр кино и видео материалов (в данном случае кинофильмов), содержащих определенные сцены, чаще всего насилия или эротики, могущих нанести вред ребенку. Впрочем, если вы не согласны с этим, вы можете обратиться в прокуратуру, к прокурору, который занимается в том числе и надзором за соответствием законов и постановлений, издаваемых местными органами власти, законам Российской Федерации ( в том числе и Конвенции о правах ребенка), или же непосредственно в суд (в обоих случаях- с 14 лет).
В следующей сценки в роли папы - Манило И. ученик 9 класса и в роли дочери - ученица 7 класса - Николаева А.
Ситуация 4.
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей.
Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
( В данном случае права ребенка не были нарушены.Законом непосредственно не установлены какие-либо обязанности детей, но это не значит, что дети могут получать все от родителей, а сами не принимать никакого участия в жизни семьи. Такое поведение не отвечает моральным, нравственным представлениям. Поэтому у школьников в семье обязательно должны быть свои обязанности.)
(Ст. 32 Конвенции по правам ребенка защищает от экономической эксплуатации, а не от домашнего посильного труда.)
- Ребята, какие обязанности есть у вас в семье?
Выслушиваются ответы учащихся. (Дети, говорят о том, что они должны в меру своих возможностей помогать в домашней работе, присматривать за своими младшими братьями и сестрами, заботиться о близких и помогать всем членам семьи, хорошо учиться, соблюдать установленный в семье порядок и т.п.)
- Нет обязанностей без прав, также прав без обязанностей. Это выражено золотым правилом: поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Каждый родитель желает своему ребенку блага и счастья, но не каждый знает, как это сделать. Процесс воспитания детей невозможен без поощрений и наказаний.
-
Работа с доской. ( ангелочки с белыми и черными крыл.) Тур №5.
Ваша следующая задача написать наказания и поощрения, которые вы считаете приемлемыми по отношению к детям, и прикрепить их на доску. Для этого на столе имеются фломастеры и тучки разных цветов (серого и белого цвета)
Каждая команда прикрепляет на доску наказания и поощрения, применяемые к детям.
- Молодцы, все справились с этим заданием на отлично. А как вы думаете чего больше должно быть поощрений или наказаний? …Да я с вами согласна.
" Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью»
" Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой»
IV. Подведение итогов.
- Закончились все турнирные испытания, и наступает время работы судейской коллегии и счетной палаты. Уважаемые судьи, опустите жетон понравившейся команды в урну. Напоминаю еще раз первая команда - красного цвета, а 2 команда - желтого. Обращаю внимание, каждый член судейской коллегии может опустить только один жетон. А Наталья Александровна подсчитывает общее кол-во баллов.
Перед тем как подвести наши итоги голосования, я предлагаю вам, выбрать слогон который подходит к теме нашего сегодняшнего мероприятия. У вас на столе уже имеются заготовки.
«Требуешь прав своих - не забывай о других!»,
«Права есть - так и обязанностей не счесть!»
«Хочешь счастливо жить - умей другим уступить!»
А сейчас представляем слово представителю счетной палаты - Наталье Александровне с подведением итогов.