- Преподавателю
- Обществознание
- Урок на тему Закон и власть
Урок на тему Закон и власть
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Джефериди П.Ф. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока Закон и власть
Задачи:
-
Разъяснить обучающимся , как соотносится между собой закон и власть, в чём заключаются особенности законодательной, исполнительной, судебной власти в России;
-
разъяснить полномочия центральной власти;
-
способствовать формированию представлений о грамотной правовой защите собственных интересов.
По итогам урока обучающиеся получат представление о том, в какой суд и как следует обратиться, если нарушено конкретное право человека; чем занимаются адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсульты и в каких случаях к ним следует обращаться.
Основные понятия: закон, власть, разделение властей, Президент, Правительство, Федеральное собрание, Государственная Дума, судебная система, суд, арбитражный суд, суды общей юрисдикции, нотариат, адвокатура, прокуратура.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: семинар.
Технология проблемного обучения
Оборудование: Конституция Российской Федерации ( у каждого студента), схемы и таблица на экране интерактивной доски.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний проводится в форме беседы.
Преподаватель. Что такое власть?
Обучающиеся . Власть - это способность проводить в жизнь свою или общественную волю, т.е. распоряжаться кем-то или чем-то.
Далее организуется запись в тетрадях:»Власть - это форма социальных отношений, характеризующихся способностью влиять на характер и направление деятельности людей, социальных групп, классов».
Преподаватель. Приведём примеры власти, опирающейся на традицию, силу, авторитет.
Английский философ и гуманист XX века Б. Рассел считал, что на человека можно влиять: «…а) посредством прямой физической силы над его телом, то есть когда его заключают в тюрьму или убивают; б) воздействием системы вознаграждений или наказаний в качестве стимулов, то есть представляя работу или отказывая в ней; в) влиянием на взгляды и мнения людей, то есть пропагандой в самом широком смысле»
Преподаватель. Что такое закон?
Далее организуется запись в тетрадях: «Закон - нормативно-правовой акт, принимаемый высшим законодательным органом государства в особом законодательном порядке».
Преподаватель. Каковы основные функции закона? (Обладает высшей юридической силой и регулирует общественные отношения с точки зрения интересов населения страны.)
-
Изучение нового материала.
Обучающиеся уже знакомы с принципом разделения властей ( При проведении уроков о правовом государстве и власти на эти вопросы обращалось внимание обучающихся). Для углубления понимания этого вопроса предлагается обсудить две точки зрения на проблему разделения власти на 3 ветви
Преподаватель:
-
Некоторые люди считают, что власть, разделённая на три ветви, тем самым ослабляет себя, подрывает собственное единство. Между ветвями власти происходят распри, что будоражит общество, нарушает порядок и т.д.
-
Разделение властей не позволит укрепиться тоталитаризму, установить диктатуру одного человека. Разные ветви власти дополняют и контролируют друг друга.
Мнение по этим вопросам мы попытаемся сформировать при подведении итогов урока. А сейчас рассмотрим каждую из ветвей власти.
Переходя к рассмотрению президентской власти, обучающимся предлагается вспомнить, какая форма правления принята в Российской Федерации ? Глава 1, ст.1(республиканская).
Далее, используя главу 4 Конституции, обучающиеся отвечают на следующие вопросы:
- Кто является главой государства?
- Как можно стать президентом страны?
- Каковы полномочия этого должностного лица?
- какой вывод можно сделать о сущности правления в Российской Федерации?
- В каких случаях президент прекращает свои полномочия?
Сущность исполнительной власти обучающиеся уясняют, анализируя главу 6
Преподаватель:
- Как называется орган, осуществляющий исполнительную власть в стране?
- Как вы думаете, почему он так назван?
- Чем занимается Правительство Российской Федерации?
- Объясните механизм взаимоотношений Государственной думы и Правительства. Кто сейчас является главой правительства?
Обучающиеся читают главу 6 и отвечают на вопросы.
Анализируя содержание главы 5 Конституции РФ, обучающиеся знакомятся с законодательной властью и отвечают на вопросы:
- Из каких палат состоит Федеральное Собрание?
- Что относится к ведению Государственной Думы?
Изучение системы судопроизводства начинается с беседы:
- В каких случаях мы обращаемся в суд?
- Как можно разрешить споры, минуя суд?
- Что нужно знать тому, кто обращается в суд?
Обучающиеся Мы прибегаем к помощи суда в тех случаях, когда возникают серьёзные споры сторон и им не удаётся договориться без посредника.
Преподаватель: В соответствии с законом о «Государственной пошлине» большинство исков (так называются обращения в суд) должны оплачиваться. Рассмотрение дел в суде нередко занимает немало времени. В отдельных случаях дело может быть прекращено в связи с примирением сторон. Правом обратиться в суд с исковым заявлением можно воспользоваться с 14 лет.
В российской Федерации существует несколько видов судов, нужно разобраться в существе дела, чтобы определить, в какой суд нужно обращаться ( схема1) на интерактивной доске
Схема 1
Основные принципы судопроизводства
Объективность
Состязательность процесса
Принципы судопроизводства
Гласность, открытость
Равноправие сторон
Тайна совещательной комнаты
Далее обучающиеся знакомятся с видами судов (схема 2), сущность которых объясняет учитель, а затем предлагает обучающимся ответить на следующие вопросы, пояснить, в какой суд следует обращаться в следующих случаях:
-
Вы купили домашний кинотеатр, но товар оказался с дефектом. Магазин отказался принять товар или разрешить его обмен.
-
Рабочий не получил деньги по договору подряда от строительной компании.
-
Фирма «N» отказалась оплачивать товары, полученные по договору №10 с завода «К».
-
Местные власти не разрешили приватизировать квартиру гражданке Ивановой А. Ф. на основании указа мэра, прямо противоречащего Основному закону страны.
Схема 2
Виды судов Российской Федерации
Суды Российской Федерации
Конституционный суд
Арбитражные суды
Суды общей юриюрисдикции
Также обучающиеся знакомятся с образцом искового заявления
Схема 3
Образец искового заявления
В суд №_________
(название суда, юрид. адрес)
Истец ______________________________________________________________
ФИО, адрес
Исковое заявление (о чём)
____________________________________________________________________
( В заявлении излагаются точные данные об обстоятельствах дела, формируются требования, указываются ссылка на закон или другой нормативно-правовой акт, подтверждающий правоту требований и их юридическое обоснование.)
Приложения ( документы в подтверждение фактов иска).
Подпись истца
Правоохранительные органы Российской Федерации
Общественное назначение
Общая характеристика
Прокуратура Российской Федерации
Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет уголовное преследование и проводит расследование по делам о преступлениях, отнесённых уголовно-процессуальным законом к её компетенции
Осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание предварительное следствие. Надзор за исполнением законов судебными приставами. Координация деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью.
Органы внутренних дел
В систему МВД России входят криминальная полиция, полиция общественной безопасности (местная полиция ) и Внутренние войска.
Основные функции: обеспечение безопасности граждан, раскрытие преступлений, охрана общественного порядка.
Налоговые органы
Налоговая инспекция. Налоговая полиция
Основные функции - это проведение налоговых проверок в порядке, установленном настоящим Кодексом
Таможенные органы
Государственная таможенная служба(ГТК РФ0 является органом Федеральной исполнительной власти. Занимается экономической безопасностью страны.
Основные функции. Разработка таможенной политики, таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей. Соблюдение правил перемещения товаров через таможенную границу России. Борьба с контрабандой, нарушениями государственных таможенных правил
Органы юстиции
Министерство юстиции Российской Федерации координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти.
Основными задачами Минюста России являются6 обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов, обеспечение исполнения уголовных наказаний.
Нотариат
Нотариус представляет систему государственных органов и должностных лиц. Нотариус- должностное лицо, которому от имени государства поручено удостоверение бесспорных фактов, свидетельствование документов.
Нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Деятельность нотариата имеет предупредительный характер
Адвокатура
Адвокатура в Российской Федерации - добровольное самоуправляющееся объединение (сообщество) лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Является одним из институтов правоохранительной системы, призванным на основе закона содействовать охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности.
Основной задачей определено оказание юридической помощи гражданам и организациям, иными словами, защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью.
IV. Итоги урока. В начале урока мы собирались обсудить две точки зрения о сущности разделения властей. Давайте обсуждать. В итоге обучающиеся приходят к мнению о необходимости разделения властей.
V. Задание на дом: §28. Ч.1 стр. 306-307, панисать мини-сочинение «Если бы я был у власти»