- Преподавателю
- Обществознание
- Игра Гражданином быть обязан (7-8 класс)
Игра Гражданином быть обязан (7-8 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абдулова А.Х. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Разработка внеклассного мероприятия по обществознанию
Данное мероприятие можно провести в рамках месячника правовых знаний.
Оно поможет воспитанию у школьников гражданских качеств.
Проводится в форме познавательной игры. Составлена на основе знаний учащихся о Российском государстве: государственных символов, Конституции. Можно проводить с учащимися 7 - 8 классов.
Гражданином быть обязан
(познавательная игра для 7-8 классов)
Цель: воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма, формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.
Форма проведения: - игра проходит в актовом зале в форме
конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Игра состоит из 5 конкурсов, каждый из которых разбит на 3 темы (направления). Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов.
-
Конкурс «Государственные символы»
-
- Что такое герб
- Что такое гимн
- Назовите официальные Российские флаги
2) Назвать элементы гербов
А) Российского
Б) Оренбургской области
В) Первомайского р-на
3) Кто быстрее соберет из полосок со словами Гимна современный гимн России
II. Конкурс государственная власть.
-
Президент РФ является:
А) главой государства
Б) главой правительства РФ
В) главой парламента РФ
Г) Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ.
2) Парламент России называется:
А) Советом Федерации
Б) Федеральным собранием
В) Государственной думой
Г) Верховным Советом.
3) Суды России:
А) принимают законы
Б) проводят выборы в стране
Г) являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.
III. Конкурс «Наша Родина»
-
Официальное название.
Команды получают карточки: Россия, Российская Республика, Республика Россия, РФ, РСФСР, Содружество Независимых Государств СНГ.
Задача команд: выбрать ту карточку на которой написано официальное название нашей страны.
Время на выполнение задания - 1 минута. За правильное выполненное задание команда получает 2 бала.
Правильный ответ . Россия и Российская Федерация. Ответ считается правильным только в том случае, если позвучали оба официальных названия страны.
2) Территория
Каждая команда получает карту России (она может представлять собой лист бумаги с контуром границ страны) и карточки с названиями стран: а) США; б) Япония; в) Великобритания; г) Германия; д) Китай; е) Китай; ж) Финляндия; з) Казахстан; и) Индия; к) Монголия; л) Белоруссия. Задача команд: выбрать из этого набора страны, граничащие с Россией, и прикрепить их на карту именно в тех местах, где они граничат с нашей страной. Можно усложнить задачу, попросив назвать столицы этих стран, имена их руководителей.
Время на выполнение задания 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
Правильный ответ. Япония (на востоке); Китай (на юго-востоке); Монголия (на юго-востоке); Казахстан ( на юге); Белоруссия (на западе); Финляндия (на северо- западе).
3) Население
Каждая команда получает листок с перечнем народов, проживающих в России. Задача команд: выделить (поставить галочки) те из них, которые имеют свою государственность в составе Российской Федерации (республики).
Нации: татары, башкиры, якуты, финны, немцы, чуваши, украинцы, грузины, азербайджанцы, чеченцы, казахи, узбеки, калмыки, турки.
Время на выполнение задания - 2 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
Правильный ответ. Татары, башкиры, якуты, чуваши, чеченцы, калмыки.
IV. Конкурс «Гражданин России».
-
Гражданство
Командам необходимо написать на листе бумаги основания приобретения российского гражданства.
Время на выполнение задания - 3 минуты. За правильное задание команда получает 6 баллов.
Правильный ответ. 1. Факт рождения от родителей - граждан России. 2. Натурализация (прием в российское гражданство на основе просьбы). 3. Регистрация ( относится к лицам, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином России). Для того чтобы ответ был засчитан как правильный, достаточно назвать два первых основания.
-
Права и свободы гражданина
Команды получают карточки с заданиями. Задача команд: вписать права персонажей «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина в соответствующие пустые строки.
Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанную в лесу. Царица посягнула на (личную неприкосновенность, жизнь и свободу). Брак королевича Елисея и царевны был заключен при (свободном и обоюдном согласии). Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на (неприкосновенность жилища).
Время на выполнение задания 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов ( по 2 балла за каждый правильный ответ).
-
Обязанности гражданина
Команды получают листы бумаги с перечнем обязанностей. Задача команд: отметить те из них. Которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны.
Обязанности: соблюдать законы; платить налоги; состоять в рядах какой либо политической партии; быть членом профсоюза; работать на предприятии; защищать Отечество; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к памятникам истории и культуры; учиться, получать образование.
Время на выполнение задания - 2 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов (по 1 баллу за каждую правильно отмеченную обязанность).
Правильный ответ. Соблюдать законы; платить налоги; защищать Отечество; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к памятникам истории и культуры;
V. Конкурс «Преступление и наказание»
1) Уголовное наказание
Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные формы наказаний. Необходимо выбрать те наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации: лишение свободы; ссылка; высылка; предание публичному позору; штраф четвертование; избиение плетьми; смертная казнь; бессрочная каторга; конфискация имущества.
Время на выполнение задания - 1 минута. За правильно выполненное задание команда получает 4 балла ( по 1 баллу за каждый правильный вариант).
Правильный ответ. Лишение свободы, штраф, смертная казнь, конфискация имущества.
2) Возраст
Командам предлагают карточки, на которых перечислены различные возрастные категории: а) 12 лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 18 лет.
Задача команд: во время перечисления ведущим преступлений поднимать ту карточку с возрастом, с которого начинается уголовная ответственность за данное преступление.
Преступления: 1) убийство (с 14 лет); 2) причинение тяжкого вреда здоровью (с 14 лет); 3) кража (с 14 лет); 4) грабеж (с 14 лет); вымогательство (с 14 лет); 6) заведомо ложное сообщение об акте терроризма ( с 14 лет);7) бандитизм (с 16 лет); 8) получение взятки (с 16 лет).
Время на обсуждение командой каждого пункта задания - 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 4 балла ( по 1 баллу за каждые 2 правильно поднятые карточки).
-
Обстоятельства
-
Команды получают карточки: а) отягчающее обстоятельство (увеличивает ответственность); б) смягчающее обстоятельство (уменьшает ответственность); в) освобождает от ответственности (снимает ответственность); г) никак не учитывается. Задача команд: во время перечисления ведущим различных обстоятельств совершения преступления поднимать соответствующие им карточки.
-
Обстоятельства: 1) совершение преступления в группе ( отягчающее обстоятельство) ; 2) явка с повинной ( смягчающее обстоятельство); 3) несовершеннолетние виновного ( смягчающее обстоятельство); 4) необходимая оборона(освобождает от ответственности); 5) совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее обстоятельство); 6) наличие заболевания у обвиняемого(никак не учитывается).
-
Время на обсуждение командой каждого пункта задания - 10 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 3 балла ( по 1 баллу за каждые 2 правильно поднятые карточки).
VI. Подведение итога игры.
Эта игра позволила вам вспомнить базисные знания о государстве, праве, общественных, государственных институтах, дала возможность понять, что значит быть гражданином России.
Используемая литература
1.Конституция РФ
2.Б.Н. Серов « Поурочные разработки по курсу « Государственная символика». 1 - 11классы».- М.: ВАКО, 2004 г
3. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» №6, 2010г.