Игра Гражданином быть обязан (7-8 класс)

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Разработка внеклассного мероприятия по обществознанию

Данное мероприятие можно провести в рамках месячника правовых знаний.

Оно поможет воспитанию у школьников гражданских качеств.

Проводится в форме познавательной игры. Составлена на основе знаний учащихся о Российском государстве: государственных символов, Конституции. Можно проводить с учащимися 7 - 8 классов.

Гражданином быть обязан

(познавательная игра для 7-8 классов)

Цель: воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма, формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.

Форма проведения: - игра проходит в актовом зале в форме

конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Игра состоит из 5 конкурсов, каждый из которых разбит на 3 темы (направления). Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов.

  1. Конкурс «Государственные символы»

  1. - Что такое герб

- Что такое гимн

- Назовите официальные Российские флаги

2) Назвать элементы гербов

А) Российского

Б) Оренбургской области

В) Первомайского р-на

3) Кто быстрее соберет из полосок со словами Гимна современный гимн России

II. Конкурс государственная власть.

  1. Президент РФ является:

А) главой государства

Б) главой правительства РФ

В) главой парламента РФ

Г) Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ.

2) Парламент России называется:

А) Советом Федерации

Б) Федеральным собранием

В) Государственной думой

Г) Верховным Советом.

3) Суды России:

А) принимают законы

Б) проводят выборы в стране

Г) являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.

III. Конкурс «Наша Родина»

  1. Официальное название.

Команды получают карточки: Россия, Российская Республика, Республика Россия, РФ, РСФСР, Содружество Независимых Государств СНГ.

Задача команд: выбрать ту карточку на которой написано официальное название нашей страны.

Время на выполнение задания - 1 минута. За правильное выполненное задание команда получает 2 бала.

Правильный ответ . Россия и Российская Федерация. Ответ считается правильным только в том случае, если позвучали оба официальных названия страны.

2) Территория

Каждая команда получает карту России (она может представлять собой лист бумаги с контуром границ страны) и карточки с названиями стран: а) США; б) Япония; в) Великобритания; г) Германия; д) Китай; е) Китай; ж) Финляндия; з) Казахстан; и) Индия; к) Монголия; л) Белоруссия. Задача команд: выбрать из этого набора страны, граничащие с Россией, и прикрепить их на карту именно в тех местах, где они граничат с нашей страной. Можно усложнить задачу, попросив назвать столицы этих стран, имена их руководителей.

Время на выполнение задания 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Правильный ответ. Япония (на востоке); Китай (на юго-востоке); Монголия (на юго-востоке); Казахстан ( на юге); Белоруссия (на западе); Финляндия (на северо- западе).

3) Население

Каждая команда получает листок с перечнем народов, проживающих в России. Задача команд: выделить (поставить галочки) те из них, которые имеют свою государственность в составе Российской Федерации (республики).

Нации: татары, башкиры, якуты, финны, немцы, чуваши, украинцы, грузины, азербайджанцы, чеченцы, казахи, узбеки, калмыки, турки.

Время на выполнение задания - 2 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Правильный ответ. Татары, башкиры, якуты, чуваши, чеченцы, калмыки.

IV. Конкурс «Гражданин России».

  1. Гражданство

Командам необходимо написать на листе бумаги основания приобретения российского гражданства.

Время на выполнение задания - 3 минуты. За правильное задание команда получает 6 баллов.

Правильный ответ. 1. Факт рождения от родителей - граждан России. 2. Натурализация (прием в российское гражданство на основе просьбы). 3. Регистрация ( относится к лицам, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином России). Для того чтобы ответ был засчитан как правильный, достаточно назвать два первых основания.

  1. Права и свободы гражданина

Команды получают карточки с заданиями. Задача команд: вписать права персонажей «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина в соответствующие пустые строки.

Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанную в лесу. Царица посягнула на (личную неприкосновенность, жизнь и свободу). Брак королевича Елисея и царевны был заключен при (свободном и обоюдном согласии). Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на (неприкосновенность жилища).

Время на выполнение задания 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов ( по 2 балла за каждый правильный ответ).

  1. Обязанности гражданина

Команды получают листы бумаги с перечнем обязанностей. Задача команд: отметить те из них. Которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны.

Обязанности: соблюдать законы; платить налоги; состоять в рядах какой либо политической партии; быть членом профсоюза; работать на предприятии; защищать Отечество; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к памятникам истории и культуры; учиться, получать образование.

Время на выполнение задания - 2 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов (по 1 баллу за каждую правильно отмеченную обязанность).

Правильный ответ. Соблюдать законы; платить налоги; защищать Отечество; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к памятникам истории и культуры;

V. Конкурс «Преступление и наказание»

1) Уголовное наказание

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные формы наказаний. Необходимо выбрать те наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации: лишение свободы; ссылка; высылка; предание публичному позору; штраф четвертование; избиение плетьми; смертная казнь; бессрочная каторга; конфискация имущества.

Время на выполнение задания - 1 минута. За правильно выполненное задание команда получает 4 балла ( по 1 баллу за каждый правильный вариант).

Правильный ответ. Лишение свободы, штраф, смертная казнь, конфискация имущества.

2) Возраст

Командам предлагают карточки, на которых перечислены различные возрастные категории: а) 12 лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 18 лет.

Задача команд: во время перечисления ведущим преступлений поднимать ту карточку с возрастом, с которого начинается уголовная ответственность за данное преступление.

Преступления: 1) убийство (с 14 лет); 2) причинение тяжкого вреда здоровью (с 14 лет); 3) кража (с 14 лет); 4) грабеж (с 14 лет); вымогательство (с 14 лет); 6) заведомо ложное сообщение об акте терроризма ( с 14 лет);7) бандитизм (с 16 лет); 8) получение взятки (с 16 лет).

Время на обсуждение командой каждого пункта задания - 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 4 балла ( по 1 баллу за каждые 2 правильно поднятые карточки).

  1. Обстоятельства

  2. Команды получают карточки: а) отягчающее обстоятельство (увеличивает ответственность); б) смягчающее обстоятельство (уменьшает ответственность); в) освобождает от ответственности (снимает ответственность); г) никак не учитывается. Задача команд: во время перечисления ведущим различных обстоятельств совершения преступления поднимать соответствующие им карточки.

  3. Обстоятельства: 1) совершение преступления в группе ( отягчающее обстоятельство) ; 2) явка с повинной ( смягчающее обстоятельство); 3) несовершеннолетние виновного ( смягчающее обстоятельство); 4) необходимая оборона(освобождает от ответственности); 5) совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее обстоятельство); 6) наличие заболевания у обвиняемого(никак не учитывается).

  4. Время на обсуждение командой каждого пункта задания - 10 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 3 балла ( по 1 баллу за каждые 2 правильно поднятые карточки).

VI. Подведение итога игры.

Эта игра позволила вам вспомнить базисные знания о государстве, праве, общественных, государственных институтах, дала возможность понять, что значит быть гражданином России.

Используемая литература

1.Конституция РФ

2.Б.Н. Серов « Поурочные разработки по курсу « Государственная символика». 1 - 11классы».- М.: ВАКО, 2004 г

3. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» №6, 2010г.

© 2010-2022