- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яруллина Г.Г. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №38»
Ново-Савиновского района г. Казани
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
составлена учителем - Яруллиной Гузель Газинуровной
по курсу «Обществознание» 9 класс
2015 - 2016 учебный год
Учебно-тематическое планирование
По обществознанию
Класс 9а,9б
Учитель: Яруллина Гузель Газинуровна
Количество часов:
всего 35 часов; в неделю 1 час
Пояснительная записка
Нормативная основа программы
-
Федеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
Сведения о программах, на основании которых была разработана рабочая программа
Примерная программа курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) М.: Просвещение, 2006, допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации;
Программа курса «Обществознание» для 9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2006. Авторы: А. И. Кравченко, допущена Министерством образования Российской Федерации;
Описание места предмета в учебном плане
Предмет «Обществознание» входит в цикл гуманитарных предметов, наряду с русским языком, историей, литературой. Учебное время, которое отводится на изучение предмета в 9 классе 1 час в неделю, 35 часов в год. Уровень обучения - базовый.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения данного предмета
Знать:
основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр.), основные принципы и институты права, правовые и моральные нормы, регулирующие общественные отношения;
Уметь:
Характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы XXI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; понятия «власть», «политический режим», «демократия»; формы участия граждан в политической жизни; особенности сферы духовной культуры; понятия «мораль», «мировоззрение», «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе; виды органов государства; порядок взаимоотношения государственных органов и граждан; экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;
Объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни;
опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества: роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире: опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства; способы реализации и защиты прав и свобод гражданина; особенности реализации прав несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых, административных и уголовных отношений; роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;
Сравнивать (различать): понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами;
Вычислять на условных примерах: альтернативную стоимость, производительность труда, доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, затраты, выручку, прибыль, индивидуальный подоходный налог,
семейный бюджет; делать расчеты с использованием обменных курсов валют.
-
Владеть компетенциями: коммуникативной, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
в процессе выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-
для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-
для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-
для реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
для первичного анализа и использования социальной (в том числе экономической и правовой) информации;
-
в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина.
Информация об УМК
-
Кравченко, А. И., Певцова, Е. А. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - 9-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
-
Кравченко, А. И. Программа курса «Обществознание» для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2006.
-
Обществознание. Право. Экономика: сборник материалов по реализации федерального
компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгоград: Учитель, 2006. -
Основы экономики: учебник / под ред. П. А. Ватника. - СПб.: Экономическая школа, 1999.
-
Певцова, Е. А. Поурочные методические разработки к учебнику А. И. Кравченко «Обществознание. 9 класс». - М.: Русское слово, 2005.
-
Черных, Р. М. Тематическое планирование курса обществознания (с региональным компонентом). - М.: Русское слово, 2002.
Учебно-тематическое планирование по обществознанию. 9 класс
№
Тема урока
Кол-во часов
Требования к уровню подготовки учащихся
Домашнее задание
План
Факт
Глава 1. Политическая сфера
1
Власть
1
Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти.
Знать понятия: власть, легитимность, оппозиция, иерархия, авторитет, разделение властей, сила.
Для всех учащихся: знать основные понятия и термины. Репродуктивный уровень: § 1 (25), вопросы 1-3.
Конструктивный уровень: привести примеры легитимной и нелегитимной власти.
Творческий уровень: написать сочинение «Я и власть»
2
Государство
1
Знать причины зарождения государства, его функции (уметь их анализировать), основные признаки государства.
Уметь анализировать виды монополии государства (вариант: объяснять закономерности развития процессов)
Для всех учащихся: § 2 (26), в. 1,3.а
Творческий уровень: мини- сочинение на тему: «Мое понимание идеального государства»
3
Национально- государственное устройство
1
Уметь:
- объяснять процесс создания централизованных государств,
- объяснять причины и особенности распада национальных ,
государств.
Знать понятия:
Объединение наций, отделение наций, сепаратизм, централизованное государство, национальное государство
Для всех учащихся: знать
основные понятия и термины. Репродуктивный уровень: §3(27), вопросы 1,3,5-7.
Конструктивный уровень: таблица «Формы государственного устройства»
Творческий уровень: проведения мини- сочинения «Сепаратизм в истории России: основные вехи»
4
Формы правления
1
Уметь :
- сравнивать две формы правления: республику и монархию;
- разъяснять сущность демократической формы правления;
- анализировать сущность демократической формы правления;
- анализировать политическую систему государства.
Знать понятия: Монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, охлократия
Для всех учащихся: знать основные понятия. Репродуктивный уровень: § 4(28), вопросы 2,3
Конструктивный уровень: называть формы правления и национально- государственного устройства Древней Руси, России XVI-XIX вв., XX в. (таблица на с. 38).
Творческий уровень: подготовить сообщение об эволюции форм государства в России (РФ)
5
Политические режимы
1
Уметь объяснять особенности политических режимов (аргументировать фактами из всеобщей истории и истории России).
Знать понятия: Политический режим, авторитаризм, парламентский режим, диктатура, фашизм, деспотия, тирания,либерально-демократический режим
Для всех учащихся: знать основные понятия; § 5 (29), в. 1-4, 6.
Конструктивный уровень: подбор дополнительного материала,
в котором отражены особенности политического режима стран Зап. Европы, России и Азии (групповая работа). Творческий уровень: ответить на вопрос «Какие препятствия на пути к правому государству существуют в современной России?»
6
Подготовка к контрольной работе
1
Уметь применить ранее изученный материал;
Знать основные понятия
Выучить понятия, материалы учебника, записи в тетр.
7
Контрольная работа
1
Уметь применить ранее изученный материал;
Знать основные понятия
8
Гражданское общество и правовое государство
1
Уметь решать познавательные и практические задачи в различных сферах деятельности человека;
Знать основные понятия
Для всех учащихся: основные понятия, § 6(30), в. 1-3.
Конструктивный уровень: написать предложение, заявление или жалобу.
Творческий уровень: провести мини-исследование на тему «Перспективы формирования гражданского
общества в Российской Федерации»
9
Голосование, выборы, референдум
1
Уметь
Применить полученные знания
Знать
Основы конституционного строя
Для всех учащихся: основные понятия, § 7(31), в. 1,2,4,5.
Опережающее задание: определить роль
и значение многопартийности в политической жизни страны
10
Политические партии
1
Уметь
Применить полученные знания
Знать
Основы конституционного строя
Для всех учащихся: основные понятия:§8
Репродуктивный уровень: в. 3, 5.
Творческий уровень: указать достоинства и недостатки многопартийной и однопартийной системы. Обосновать выбор
11
Политическая жизнь современной России
1
Уметь решать познавательные и практические задачи в различных сферах деятельности человека;
Знать основные понятия
Для всех учащихся: определить форму государственного правления, форму государственного устройства и политический режим современной России.
Конструктивный уровень: сравнить политическую систему России с политической системой любой другой страны
12
Политическая жизнь в нашей стране
1
Уметь
Применить полученные знания
Знать
Основы конституционного строя
Для всех учащихся: перечислить общественно-политические движения, существующие на территории области; назвать их цели и задачи
Творческий уровень: сравнить участие в политической жизни населения края и центральных городов России; высказать суждения об их общих чертах и различиях, свой ответ аргументировать фактами.
13
Подготовка к контрольной работе
Уметь применить ранее изученный материал;
Знать основные понятия
Выучить понятия, материалы учебника, записи в тетр.
14
Итоговая аттестация
Уметь применить ранее изученный материал;
Знать основные понятия
Глава 2. Человек и его права
15
Право, его сущность и особенности
1
Уметь
Применить полученные знания
Знать
Основы конституционного строя
Для всех учащихся: основные понятия § 9 (33).
Репродуктивный уровень: в. 1,2, 5,6.
Конструктивный уровень: составить схему «Основные понятия темы: система взаимосвязей».
Опережающее задание: составить схему «Органы власти и управления»
16
Закон и власть
1
Уметь
Применить полученные знания
Знать
Основы конституционного строя
Для всех учащихся: §10 (34),вопросы 1,2,4, 5.
Конструктивный уровень: изобразить схему иерархии высших органов государственной власти
17
Конституция - основной закон государства
1
Уметь объяснять особенности правового статуса гражданина, соотносить правовой статус жителя республики с правовым статусом гражданина России
Знать понятия: Конституция, правовой статус человека
Для всех учащихся: основные понятия § 11 (35).
Конструктивный уровень: таблица «Основные конституционные права».
Творческий уровень: подготовить сообщения на тему «Права, записанные в Конституции: формальность
или действительность?».
Разработать проект Устава своего учебного заведения
18
Право и имущественные отношения.
Потребитель и его права
1
Уметь решать познавательные и практические задачи в различных сферах деятельности человека;
Знать основные понятия
Для всех учащихся: основные понятия;
§ 12(36)
Творческий уровень: подготовить мини-рассуждение на тему «Почему в РФ право частной собственности на землю имеют только граждане?»
19
Труд и право
1
Уметь характеризовать трудовое право как отрасль права, трудовой контракт; характеризовать правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях; называть виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых отношений.
Знать понятия: трудовое право, трудовой договор, расторжение трудового договора, сверхурочная работа
Для всех учащихся: основные понятия § 14 (38).
Конструктивный уровень: § 14 (38), вопросы 2, 3
Творческий уровень:
А) составить трудовой договор от своего имени, оговорив все необходимые условия;
Б) составить задачи (ситуации)
на нарушение норм трудового права в отношении несовершеннолетних. Продумать правовые пути их решения
20
Правовые основы брака и семьи
1
Уметь давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;
Знать понятия: брак, семья, брачный контракт, законный режим имущества супругов
Для всех учащихся: основные понятия; § 15 (39):
а) права и обязанности супругов;
б) права ребенка
21
Правонарушения и виды юридической
ответственности
1
Знать, что собой представляют проступки и преступления, совершаемые людьми.
Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением: давать оценку изученным правовым явлениям
Для всех учащихся: основные понятия темы § 16(40), вопросы: 2, 6, 8.
Конструктивный уровень: § 16(40), вопросы 3,4, 9, таблица «Виды правонарушений».
Творческий уровень: изобразить модель государства, в котором не нарушается закон. Привести аргументы.
22
Правовая и социальная
защита несовершеннолетних в РФ
1
Уметь: называть основные документы по защите прав детства, характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка в республике;
Знать основные понятия
Для всех учащихся: знать правовые источники по защите прав детства и государственные органы по защите прав ребенка.
Творческий уровень: разработать практические рекомендации по защите прав детства
23
Подготовка к контрольной работе
1
Уметь применить ранее изученный материал;
Знать основные понятия
Выучить понятия, материалы учебника, записи в тетр.
24
Контрольная работа
1
Уметь применить ранее изученный материал
Знать основные понятия
25
Местное самоуправление
1
Уметь решать познавательные и практические задачи в различных сферах деятельности человека;
Знать основные понятия
Для всех учащихся: основные понятия;
Конституция РФ,ст. 71-73.
Конструктивный уровень: составить схему органов местного самоуправления области, города (групповое задание)
26
Человек и его права
1
Уметь решать познавательные и практические задачи в различных сферах деятельности человека;
Знать основные понятия
Для всех учащихся: указать тенденции развития правовой системы современной России.
Конструктивный уровень: составить таблицу прав и обязанностей граждан РФ.
Творческий уровень: написать реферат на тему: «Я - гражданин России»
Духовная сфера
27
Культура и культурные нормы
1
Уметь рассказать о роли «духовного»
Знать достижения культуры
Для всех учащихся: основные понятия темы, § 17(41), вопросы: 1,2,4.
Конструктивный уровень: § 18 (42), вопросы 3,4
28
Формы культуры
1
Уметь
-характеризовать духовную жизнь человека и общества;
- разъяснять сущность понимания культуры у различных народов.
Знать правила этикета и как они могут проявиться
Для всех учащихся: § 19 (43), вопросы: 1-3, 5.
Конструктивный уровень: таблица «Музыкальные предпочтения».
Творческий уровень: написать сочинение от имени одного из сторонников той или иной формы культуры, обосновать свою позицию.
Опережающее задание: подготовить сообщения: о мировых религиях и их роли в обществе
29
Религия.
Искусство
1
Уметь рассказать о роли «духовного»
Знать достижения культуры
Для всех учащихся: основные понятия, §20 (44); в. 1,2.
Творческий уровень: написать сочинение-рассуждение на тему: «Религиозная терпимость - необходимое условие жизни современного общества»
30
Образование.
Наука
1
Знать что представляет собой образование, как институт общества;
Уметь разъяснять: эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней, особенности правового статуса ученика современной школы
Для всех учащихся: основные понятия, §21 (45); в. 1-5.
Конструктивный уровень: составить развернутый план ответа на вопрос: «Функции искусства в современной России»
31
Подготовка к контрольной работе
Уметь применить ранее изученный материал
Знать основные понятия
Выучить понятия, материалы учебника, записи в тетр.
32
Итоговая аттестация
Уметь применить ранее изученный материал
Знать основные понятия
33
Духовная сфера общества
1
Знать характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
Уметь
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия
Для всех учащихся: «В чем состоит духовная жизнь человека?».
Конструктивный уровень: сопоставить культуру, религию, искусство и образование. Что общего в этих формах духовной сферы общества?
34
Духовная сфера общества
1
Знать основные понятия темы.
Уметь сопоставлять, сравнивать уровни культуры в разные периоды истории России; систематизировать и обобщать материал по теме « Духовная сфера общества».
Знать понятия: культура, мораль, искусство, наука, религия, образование, система норм и ценностей, культурный комплекс, этикет
Творческий уровень: составить таблицу «Духовная сфера российского общества»
35
Итоговое обобщение. Урок-игра.
Уметь применить ранее изученный материал
Знать основные понятия