Аттестационная работа Основные этапы исторического развития маркетинга

Пояснительная записка     Экономические и общественные изменения в России в сторону рыночной экономики и гражданского общества требуют от всех граждан Российской Федерации в первую очередь общих знаний об экономике и экономических взаимосвязях. Преподавание экономики в общеобразовательных школах представляет собой важное явление в образовательной политике и направлено на предоставление учащимся старших классов возможности осмысления основ рыночного действия и мышления. Учебная программа «Эконом...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Пояснительная записка ……………………………………………................

стр. 3

  1. Цели и задачи раздела …………………

стр. 17


  1. Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями…………………………………………......................................

стр. 18


  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы…………….................

стр. 21

  1. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся………………………………………………………..

стр. 22


  1. Система знаний и система деятельности при изучении раздела «Обработка числовой информации»…………………………………...................................

стр. 27

  1. Тематическое планирование раздела «» в курсе …………………………………………………..

стр. 32

  1. Разработка урока к разделу «»…...............

  2. Достигнутые результаты……………………………………………… ……….

стр. 34

стр.47

  1. Используемая литература ………………………………………………………

стр. 51

  1. Приложения ……………………………………………......................................

стр. 52











Пояснительная записка


Экономические и общественные изменения в России в сторону рыночной экономики и гражданского общества требуют от всех граждан Российской Федерации в первую очередь общих знаний об экономике и экономических взаимосвязях. Преподавание экономики в общеобразовательных школах представляет собой важное явление в образовательной политике и направлено на предоставление учащимся старших классов возможности осмысления основ рыночного действия и мышления. Учебная программа «Экономика» соответствует современным международным куррикулярным требованиям, таким как компетентностный подход, наличие компетентностной модели и основанного на ней перечня учебных целей и компетенций, а также требований к результатам обучения.

Несмотря на то, что ядро экономического образования образует передача знаний и компетенций, которые позволяют понимать экономические взаимосвязи, экономическое образование также ставит перед собой цель развивать личность, и, прежде всего, способствовать достижению зрелости. Предмет «Маркетинг» вносит важный вклад в развитие культуры подрастающего поколения и связывает рыночно ориентированное мышление с общественной и социальной ответственностью.

Маркетинг - это умение определять и делать то, что нужно людям. Маркетинг является сегодня философией бизнеса..Он заставляет предприятия производить, а торговлю продавать то, что желает потребитель. Маркетинг позволяет каждому из отдельных людей найти свое место в обществе и быть полезным другим.

В рамках раздела «Система Маркетинговой информации и маркетингового исследования» курса «Основы маркетинга» рассматриваются не только основные положения теоретической знания, но, и приобретаются навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в маркетинговой сфере.

Ведущей идеей своего педагогического опыта вижу развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через урок информатики.

Новизна опыта заключается в комбинации элементов инновационных методик при изучении данной темы и даже на отдельном уроке. Фактором успешности является владение учителем методологией современных педагогических технологий образования и воспитания учащихся. Большое значение имеет широкое использование в педагогической практике фактора человеческого общения, что способствует созданию ситуации успеха, как для ученика, так и для учителя.







Цели и задачи раздела «Маркетинг»

Цель: дать представление об основных этапах анализа рынка, понять сущность и основные инструменты маркетинга, выявить значимость для практики хозяйственной жизни предприятия методов маректинга

Познавательные задачи:

формирование и расширение системы знаний о маркетинговой информации.


Развивающие задачи:

  1. вырабатывание системного подхода к анализу ситуации на рынке товаров.

  2. Сравнивать и выделять необходимые методы и инструменты исследования рынка .

Воспитательные задачи:

1.формировать навыки по самостоятельному поиску маркетинговой информации, представленных в различных знаковых системах ( текст, схема, таблица, диаграмма).

2.формировать навыки обоснования выбранных инструментов исследования.

Изучение Раздела «Маркетинг» в старшей школе направлено на содержание следующих целей:

-развитие гражданского образования, экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации;

-воспитание ответственности за экономические решения; к труду и предпринимательской деятельности;

-освоение системы знаний для последующего изучения социально-экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшеего профессионального образования или для самообразования;

-овладение умениями получать и критически осмысливать и анализировать полученную информацию; работать в коллективе; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для маркетинговых исследований;

-формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по маркетингу для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере

Отбор содержания раздела «Маркетинг» программы элективного курса для 10-11 классов общеобразовательных школ (для любого профиля) «Основы бизнеса и предпринимательства » автор программы А.В.Липсиц основан:

-На реализации государственных стандартов по программе

-программа дает минимальный набор учебных часов по разделу, определяется минимальный набор самостоятельных и практических работ ,выполняемых учащимися.

-учитывает психологических особенностей развития подростков.

На изучение программы отводится 34 часа и из них 2 часа на изучение раздела «Маркетинг».








Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии возрастными особенностями.

Юность - период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет.

По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего - это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми.

В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.

В старшем школьном возрасте, учащиеся включаются в новый тип ведущей деятельности - учебно-профессиональной. Учебная деятельность становится средством реализации жизненных планов будущего, а основным внутренним мотивом для большинства учащихся является ориентация на результат. Для этой возрастной группы характерным является заметное повышение интереса к учению. Учение приобретает для них непосредственно жизненный смысл, в связи с осознанием знаний и умений как необходимого условия достойного участия в будущей жизни.

Учебная деятельность старшеклассников включает элементы анализа, исследования, личностного самоопределения. Избирательность интересов связана с жизненными планами. Старшие школьники могут интересоваться двумя-тремя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к остальным. Изменяется мотивация в основных видах деятельности: учения, общения, труда. На месте прежних (детских) мотивов возникают и закрепляются новые (взрослые) мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности.

С точки зрения протекания отдельных психологических процессов старший школьный возраст принципиально не отличается от периода взрослости. Существенная разница имеется лишь в эмоциональной жизни, более импульсивной, менее подчиненной другим мотивам и слабее регулируемой сознательно. Однако, старший школьник может быть уже способен к глубоким "взрослым" переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.

Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения.

Назначение периода юности в жизни каждого человека состоит в том, чтобы расширить горизонты познания реального мира, других людей и себя самого, выработать ко всему этому свое отношение, найти свое место в обществе и определить жизненные задачи. Отсюда интерес юности к самым общим, универсальным законам природы и человеческого бытия, стремление постигнуть теоретические и методологические основы научных дисциплин, острый интерес к познанию человеческих возможностей и внутреннему миру человека, склонность к самоанализу и самооценке.

Становление социально-активной позиции личности старшеклассника осуществляется, конечно, не только в ходе участия в общественной жизни коллектива. Оно происходит в каждый момент их школьной жизни и учебы и определяется, в частности, нормой установленных отношений и характером общения.

Особенности развития познавательной сферы и личности старшего школьника отражаются на всех видах учебной деятельности при изучении экономики и экономических процессов. На элективных занятиях по предмету старшеклассника отличает активность мышления, направленность на решение мыслительных задач, вкус к логическому упорядочиванию и систематизации, к самостоятельному нахождению способов обобщенной ориентировки в материале, с теоретическим обобщением. Самостоятельная деятельность учащихся очень важный фактор формирования познавательного интереса. Но иногда надо дать стимул для самостоятельного изучения какого-либо явления, так как, изучая его, разбираясь в его проблемах и связями с жизнью, у ученика возникнет неподдельный интерес к изучаемому процессу. Задав однажды какую-либо тему для исследования, надо в дальнейшем задавать, либо тему в развитии данной проблемы, либо тему в смежной области к области приложения исследования, то есть не давать единичных заданий, которые могут разбудить интерес лишь на время. Важно отметить, что ученик должен общаться с преподавателем - подходить за разъяснениями, объяснениями, ученик не должен все делать сам, хотя иногда ему кажется, что именно этого он и хочет, но без руководства со стороны преподавателя ученик может уйти от главного направления или отвлечься на мелочи и т.д.

Эффективным видом самостоятельной работы являются доклады, так как, готовясь к докладу, ученик должен понять, о чем идет речь и неплохо владеть используемой терминологией, он должен применить анализ к прочитанной информации, чтобы видеть связи изучаемого факта с уже известным материалом.

В этом возрасте для школьника важно не усвоение отдельных фактов, частностей, деталей, а понимание сущности и смысла производимых действий, его интересует синтез части и целого, частного и общего, конкретного действия к общей схеме деятельности. Те формы работы на занятиях, в которых эти тенденции присутствуют, оказываются для старшего школьника не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными.

Применение активных форм и методов обучения и заданий творческого характера побуждает старшеклассников к самостоятельной работе в процессе информационной ценностно-ориентированной деятельности. В процессе такого обучения учитываются индивидуальные особенности учащихся (черты характера, темперамент, психические особенности, ценностная направленность и др.).


Ожидаемые результаты освоения раздела программы


- выделять главное в информационном тексте;

- анализировать информацию и делать выводы на основе анализа;

- структурированно прорабатывать информацию;

- различать комплекс услуг на предприятии;

- знакомятся с рынком в качестве определенного принципа рыночной экономики.


Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

Подготовка к занятиям должна осуществляться в строгом соответствии с планом. К каждому занятию раздела рекомендуется знакомство и, возможно, краткое конспектирование отдельных тем из первоисточников. Количество источников и объем такой работы определяются обучающимся самостоятельно или согласовываются с преподавателем. Подготовленный таким образом материал может быть использован при выступлении на занятии. Конспектирование, кроме того, развивает навыки работы с научной литературой, квалифицированного устного и письменного изложения собственных мыслей.

Применение информационных технологий на элективных занятиях позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Адаптивная система обучения с использованием информационных технологий имеет ряд преимуществ:

  • она позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда учителя;

  • дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения;

  • предполагает дифференциальный подход к учащимся;

  • повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;

  • гарантирует непрерывную связь в отношениях "учитель - ученик";

  • способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);

  • повышает мотивацию учения;

  • развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.

Формы и методы проведения элективных занятий по экономике, с использованием информационных технологий:

  1. Методика работы с Интернет-технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение экономических сайтов, поиск экономической литературы первоисточников и необходимой информации);

  2. Методика использования метода проектов наэлективныхзанятиях с применением средств Microsoft Office (электронных таблиц, компьютерных презентаций).

  3. Методика использования творческих заданий на занятиях с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, бизнес-планов и т. д.)

Информационные технологии на разных этапах занятия:

1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование.

2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на занятии или отдается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованности может происходить разными путями:

- разъяснение значения информации для осознанного понимания( примеры современных фирм и их деятельности на рынке)

- рассказ о проблеме предприятия и решение ее с помощью этой информации.

Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения.

Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране.

Изображение на экране дополняет слова учителя. При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова учителя, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.

При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

Изображение на экране выступает основным источником информации. Например, на экране схема , которая показывает взаимосвязь предпринимателя-маркетинга-потребителя.

В этом случае учитель должен назвать основные этапы маркетингового исследования, установить взаимосвязь между ними, а затем анализировать и обсуждать с обучающимися вопросы изучаемого материала.

Разработка той или иной экономической теории опирается на использование метода моделирования экономики, или построения экономической модели. Экономическая модель - это упрощенное описание экономики, которое выражает функциональную зависимость между двумя или несколькими переменными.

Целесообразно использовать построение модели и в процессе развития ключевых компетентностей старшеклассников на уроках экономики. Поэтому в практики работы по разделу считаю, что необходимо использовать моделирование жизненных ситуации.

Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках превращает школу из школы учебы, оторванной от реальности, в «школу жизни», которая обеспечивает ученикам социализацию, делает их не пассивными объектами учебного процесса, а субъектами своей деятельности и своей жизни.

В имитационном моделировании выделяют следующие методы обучения:

  1. анализ конкретных социально-экономических ситуаций;

  2. моральные дилеммы;

  3. деловые игры.

Анализ конкретной социально-экономической ситуации (кейс метод) развивает у старшеклассников способность к анализу нерафинированных жизненных социально-экономических проблем. Сталкиваясь с конкретной социально-экономической ситуацией обучаемый должен определить, в чем состоит проблема и свое отношение к ней.

Ситуация-проблема представляет определенное сочетание фактов из реальной жизни. Задается реальная социально-экономическая ситуация, которая имела положительные или отрицательные последствия. Учащиеся должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т.д.

Например, может быть приведена следующая ситуационная задача

-Компания, производитель недорогой обуви, приняла решение о выходе на потребительский рынок. По результатам кабинетных исследований выяснилось, что в России розничная торговля обувью находится в основном в руках независимых торговцев, которым принадлежит около 60 % розничной торговли в городах и около 90 % в сельской местности. Около 40 % городской торговли обувью осуществляется через магазины различных компаний. Объем продаж в сельской местности значительно ниже из-за бедности населения. Конкуренция, например, на индийском рынке обуви наблюдается в основном между национальными фирмами, причем они поставляют обувь достаточно высокого качества лишь в городские регионы. Роль иностранных фирм на этом рынке пока не столь уж заметна, и в целом по качеству обувь компании значительно выше, чем продукция большинства других фирм. Изучая возможности транспортировки, служба маркетинга компании пришла к заключению, что воздушные перевозки из-за их высокой стоимости значительно повысят продажную цену обуви, поэтому предпочтительнее доставка морем. Из-за ограниченности объема оборотного капитала у оптовиков придется оплачивать транспортировку и проводить инвентаризацию товара до поступления его на склад оптовика. После размещения на складе индийский оптовый торговец сможет отгружать товар другим независимым оптовикам или розничным торговцам по мере поступления заказов. Сети сбыта оптовиков покрывают большую часть российского рынка. Продажи производят как другим оптовикам, так и розничным торговцам пятнадцати крупнейших городов России. Обычный магазин в городском регионе представляет собой место повышенного интереса, поскольку у подавляющего большинства покупателей нет возможности добраться до других магазинов вне места их проживания. Самообслуживание в магазинах используется редко. В мелких магазинах обычно один служащий ожидает покупателя, другой выписывает счет, а третий упаковывает товар. Причем последнее не всегда имеет место. Компания, получив лицензию на экспорт в евространы, провела переговоры с одним из оптовиков. Однако до принятия окончательного решения президент компании считает, что необходимо более детально изучить все спорные вопросы сбыта, которые могут оказаться важными для компании.

Ситуация-оценка описывает социально-экономическую ситуацию, выход из которой в определенном смысле уже найден. Старшеклассниками проводится критический анализ ранее принятых решений, дается мотивированное заключение по поводу произошедшего события.

Ситуация-иллюстрация поясняет какую либо экономическую проблему или социально-экономическую ситуацию, относящуюся к определенной теме. Ученикам предлагается самостоятельно смоделировать ситуацию к своим рассуждениям.

Ситуация-упражнение предусматривает применение уже принятых ранее положений и предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных экономических проблем. Решение таких ситуаций носит в основном тренировочный характер, помогают приобрести опыт решения определенных экономических задач.

Рассмотрение гипотетических моральных дилемм направлено на развитие у старшеклассников способности к суждениям на основе принципов справедливости, нравственности.

Использование моральных дилемм как одного из условий протекания процесса становления экономической свободы старшеклассника должно удовлетворять следующим требованиям:

  • иметь отношение к реальной социально-экономической жизни старшеклассника;

  • быть по возможности простой для понимания;

  • быть не законченной;

  • включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;

  • предлагать на выбор ученикам варианты вопросов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя главный герой?».

В условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций применяются несколько модификаций деловых игр.

Имитационные игры представляют собой имитационное моделирование реальных социально-экономических механизмов и процессов. Они позволяют раскрыться сущности предмета, процесса, события. Имитационные игры могут содержать элементы ролевых игр.

Игровое проектирование позволяет старшеклассникам осуществлять сбор необходимой информации, планировать возможные варианты решения социально-экономических проблем, делать выводы, анализировать свою деятельность, по «кирпичикам» формируя новое знание и приобретая новый жизненный социально-экономический опыт. Здесь старшеклассник попадает в ситуацию, управлять которой может только он сам и получает возможность создания практически значимого продукта.

Использование имитационного моделирования на занятиях объединения дает для развития личности некое пространство свободы, где она свободна, востребована, где переживает мысль, а не потребляет мыслительный штамп. Только пережитые мысли и чувства влияют на нашу жизнь.

При проведении уроков по изучению данного раздела применяются технология проблемного обучения, критическое поддерживающего обучения (традиционное обучение), информационные (компьютерные) технологии, метод проектов.

Проблемное обучение

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы прошлого века. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций. Организация проблемного обучения предлагает применение таких приёмов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций. Проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Методические приёмы для создания проблемных ситуаций:

1. Вопросно-ответная форма. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие в ситуации. Например, можно показать фотографию продукции «Макдональдса» и задать вопрос «Почему продукция «Макдональдса» пользуется спросом у детей и взрослых»

Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.

2. Учебник, учебное пособие, текст являются важнейшими источниками вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с текстом - это значит научить его учиться.

Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения, используя такие приёмы, как выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту.

3. Проблемное изложение материала учителем, рассмотрение различных точек зрения на один и тот же вопрос.

4. Проблемное задание (Например: почему боги Эллады похожи на людей, а большинство богов Египта похоже на животных?).

Задания бывают несколько видов:

• логически-поисковые - связаны с выполнением задания на преображение новых знаний и усовершенствование старых;

• констатирующие - работы, включающие познания и описания новых знаний;

I• творческое проявление учеником эмоционального отношения к фактам, явления, личности.

Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, осуществлять личностный подход для развития активной познавательной деятельности ученика.

Технология развития критического мышления

В наш век глобализации и распространения Интернета современные дети буквально прикованы к личным мобильным экранам. Они постоянно находятся в огромном потоке информации, но при этом мало читают.

14

Основной задачей учителя в этих условиях является не передача готовых знаний, а развитие критического мышления учащихся, формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации. Поэтому, на мой взгляд, современный урок - это урок вопросов и размышлений, озарений и открытий, т.е. урок с применением технологии критического мышления.

Педагогический опыт показывает, что такие уроки можно проводить не только в старших классах, но и успешно применять в среднем звене.

Что такое критическое мышление?

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на личный жизненный опыт.

По мнению Л.С. Выготского, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Цель технологии: формирование таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмысливать опыт, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать себя ясно и уверенно.

Основа технологии -трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

1-я стадия

2-я стадия

3-я стадия

Вызов:

-актуализация имеющихся знаний,

-побуждение интереса к получению новой информации,

- постановка учеником собственных целей обучения.

Реализация смысла:

-получение новой информации,

-учащиеся соотносят старые знания с новыми .

Рефлексия:

- размышление, рождение; нового знания;

- постановка учеником. новых целей обучения



Приёмы, используемые на разных стадиях урока

1-я стадия

2-я стадия

3-я стадия

«Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики -нолики»)

Методы активного чтения: «инсёрт», «фишбоун», «идеал»

Резюме(Я понял(а), что….)

Проблемные вопросы

Ведение различных записей: бортовой журнал,

Синквейн,

«Толстые и тонкие» вопросы,

Поиск ответов на поставленные в начале урока вопросы

Кластер,

Рассказ- предложение по ключевым словам,


Возврат к ключевым словам,

Перепутанные логические цепочки,


Устный круглый стол,

Кластеры,


Различные виды дискуссий,

Таблицы,


Написание творческих работ,

«Дерево предсказаний»


Исследование по отдельным вопросам.

Метод проектов

Современному педагогу требуются методы обучения, адекватные вызовам времени, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию ученика, развивали бы общеучебные умения и навыки, были бы приоритетно направлены на развитие познавательного интереса учащихся, реализовывали. бы принцип взаимосвязи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, накопленных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу п

Формы работы на уроке:



Формы работы на





уроке:





I



фронтальные


групповые


индивидуальные


  1. 6. Система знаний и система деятельности.

    1. Система знаний

Общенаучные знания

Тематика данного раздела позволяет старшеклассникам более четко осмыслить сущность и взаимообусловленность экономических процессов XX столетия с учетом возникших накануне и после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. принципиально новых экономических доктрин, а также процессов реформирования российской экономики в период переходного периода и на современном этапе. В их числе важнейшими являются теории социального контроля общества над экономикой, альтернативные друг другу кейнсианские и неолиберальные концепции государственного регулирования экономики, отличительные черты формирования социального рыночного хозяйства, взаимосвязь денежного и товарного рынков, теория прямого регулирования темпов роста денежной массы. Сравнение теорий как друг с другом, так и с действительностью дает возможность увидеть достижения той или иной теории и ее специфичность.

Знания из определенной научной области.

Изучение раздела тесно связано с экономической теорией, философией, историей.

Фундаментальные знания из конкретной предметной области.

Возникновение монетаризма. Теория потребления Фридмана. Теория спроса на деньги Фридмана. Монетаристская теория циклов. Экономическая и социальная философия неолиберализм. Ф. Хайек: философия экономической свободы. Его концепция «спонтанного порядка». Роль цен и конкуренции. Теория экономических порядков В. Ойкена; основные положения, выводы. Учение о двух основных видах хозяйства. В. Ойкен о теоретических основах и принципах экономической политики.

Социальное рыночное хозяйство. Предпосылки и уроки реформы Л. Эрхарда. Неолиберализм французских экономистов.

Исходные положения монетаристской теории. Уравнение обмена И. Фишера. Количественная теория денег М. Фридмена. Спрос на деньги и предложение денег. Стабилизирующая роль денег.

Инструменты и методы монетаристской политики. «Денежное правило» Фридмена. Монетаристские рецепты регулирования инфляции. Монетаризм в деятельности российских реформаторов.

Знания профильного характера.

Реферативная и проектно-исследовательская деятельность учащихся позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы, выявлять их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение. Знания, полученные в рамках дополнительного образования, помогают приобрести навыки научно-исследовательской деятельности, опыт публичных выступлений, учат каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ, что является залогом успеха при получении высшего образования.

Навыки работы с компьютером необходимы во всех сферах жизнедеятельности современного человека. Компьютерная грамотность является неотъемлемой чертой образованного члена общества.

  1. Система деятельности

Познавательная деятельность

  • Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность от выдвижения гипотезы, постановки цели до получения и оценки результата

  • Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование связей между различными экономическими школами.

  • Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, формирует навыки планирования, привычку к точному и полному описанию своих действий требует от учащихся умений анализировать, находить аналогию, синтезировать, обобщать, классифицировать.

Преобразующая деятельность.

Широкое применение у нас в стране и за рубежом находит метод проектов, в наибольшей степени обеспечивающий подготовленность учащихся к быстрой смене идей и технологий, свойственной современному информационному обществу.

При работе учеников над проектом изменяются задачи преподавателя, который должен стимулировать и поддерживать интерес школьников, направлять деятельность, своевременно задавая вопросы и помогая в преодолении технических трудностей, организовывать обсуждение, помогать в работе над литературой и составлении отчета.

Информационно-коммуникационная деятельность

Анализ характера деятельности учащихся на занятиях позволяет сделать вывод, что ведущей в этой сфере является индивидуальная форма деятельности в сочетании с коллективной. Поэтому следует шире применять такие формы работы с учащимися, как учебные дискуссии, коллективно-распределительные формы работы с учебным материалом, технология проблемного диалога

Учащиеся используют мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания презентации результатов познавательной и практической деятельности. Происходит овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Самоорганизующая деятельность.

Главными целями начального этапа любого занятия являются: рефлексия предшествующей деятельности; осознание учениками потребности в преодолении противоречия между «знанием» и «незнанием»; выделение объекта изучения и освоения (определение учащимися основной учебной задачи предстоящей работы); ориентировка в действиях, которые нужно осуществить, чтобы успешно выполнить учебную задачу. Основное время занятия занимает познавательная часть, которая посвящена решению основной учебной задачи. Ее структура определяется принципами и закономерностями той дидактической модели, в рамках которой работает учитель.

Заключительная часть урока служит для рефлексии (анализа путем мысленного возвращения к прошлым действиям) учебной деятельности самими учащимися, оценки (анализа путем сопоставления результатов деятельности с поставленными основными и частными целями) учебной деятельности, ориентации учащихся на будущее развитие полученных на занятие знаний и умений.

7. Календарно-тематическое планирование по разделу

Тема занятия

Форма занятия

Содержание занятия и рекомендации к самостоятельной деятельности

Основные требования к формированию умений и навыков

Ко-ли-чест-во часов

Раздел 9. Неолиберализм и монетаризм

3

28

Экономическая и социальная философия неолибера-лизма

кейс-лекция

Экономическая и социальная философия неолиберализм. Ф. Хайек: философия экономической свободы. Его концепция «спонтанного порядка». Роль цен и конкуренции. Теория экономических порядков В. Ойкена; основные положения, выводы. Учение о двух основных видах хозяйства. В. Ойкен о теоретических основах и принципах экономической политики. Социальное рыночное хозяйство. Предпосылки и уроки реформы Л. Эрхарда.

Рекомендации: знакомство с первоисточниками Фридмен Милтон «Рыночные механизмы и централизованное планирование» (1981 г.) e-reading-lib.org/bookreader.php/144878/Fridmen_-_Svoboda_vybirat%5C'.pdf

Работа с кейсами позволяет развить способность к анализу нерафинированных жизненных социально-экономических проблем; формирует умения анализировать, находить аналогию, синтезировать, обобщать, классифицировать.

1


  • параметр комплексных действий «Описание (1)» означает умение учащихся воспроизводить выученную информацию, в том числе и своими словами. Формулировать учебные цели на этом уровне целесообразно с помощью следующих глаголов: назовите, перечислите, приведите, опишите, повторите, выразите, определите, вспомните, укажите;

  • параметр комплексных действий «Объяснение (2)» требует от учащихся большей доли самостоятельности, потому как этот параметр предполагает определенный учебный трансфер знаний (например самостоятельно объяснять экономические понятия и проводить сравнение, например, между социальной и эко-социальной рыночной экономикой). Соответственно уровень сложности этого параметра действий учащихся выше по сравнению с параметром «Описание (1)». Формулировать учебные цели на этом уровне целесообразно с помощью следующих глаголов: охарактеризуйте, сравните, объясните, поясните, выделите, распределите, перенесите, обобщите, сделайте вывод, выявите;

  • параметр комплексных действий «Применение (3)» направлен на то, чтобы учащиеся решали схожие задания в знакомом контексте. Речь идет о том, чтобы применять знание в конкретных ситуациях. Либо необходимо использовать имеющиеся знания, когда общая информация за счет приема аналогии будет перенесена на специфические ситуации, либо за счет многочисленных упражнений приобретенные по предмету навыки и умения будут использоваться для решения проблем. Формулировать учебные цели на этом уровне целесообразно с помощью следующих глаголов: разработайте, рассчитайте, выясните, интерпретируйте, решите, продемонстрируйте, продумайте,

Проблемное обучение (исследование) предполагает вовлечение обучающихся в процесс подготовки вопросов, поиск ответов на них, непосредственное участие учащихся в процессе воспроизводящем научное изыскание.Ученик самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, при помощи анализа, синтеза, обобщения экономического материала вырабатывает ценностные суждения о методах, решениях, идеях.

Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой у человека возникает вопрос: «В чем суть?» Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование, проверка. Обучающийся либо самостоятельно осуществляет поиск, либо с помощью педагога. Педагог не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед обучающимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.

Проблемное обучение предполагает следующие шаги:

проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение → анализ результата.

Способы создания проблемных ситуаций:

  1. ситуация неожиданности, когда факты, цифры, идеи поражают своей внезапностью;

  2. ситуация конфликта, возникающая при несоответствии новых фактов и опыта установившейся в науке парадигме;

  3. ситуация опровержения, когда доказывается несостоятельность какой-либо идеи;

  4. ситуация неопределенности имеет место при недостаточном количестве данных для получения однозначного решения;

  5. ситуация выбора верного решения из множества возможных и обоснование его.

Преимущества исследования:

  1. позволяет привлекать более высокие уровни мышления - углублять полученные знания, систематизировать, обобщать, оценивать явления экономической жизни;

  2. развивает умения и навыки решения проблем;

  3. формирует отношение к знаниям как к предположению, уважение к фактам;

  4. воспитывает самостоятельно мыслящего студента.

Элементы занятия, построенного по методу исследования:

  1. постановка проблемного вопроса;

  2. выдвижение студентами гипотезы: вероятного объяснения наблюдаемого явления или возможного решения проблемы;

  3. проведен6ие учащимися собственного исследования;

  4. формулировка выводов;

  5. проверка ранее выдвинутых гипотез, формулировка новых (при необходимости).

Значительную роль в проблемном обучении играют экспертные системы. Они, содержащие определенный набор знаний из рассматриваемой области знаний и способные анализировать поставленную перед ней задачу, выступают в роли консультанта, позволяя направлять процесс решения проблемы. Полученное решение отображается в удобной для запоминания форме, что способствует усвоению содержательной учебной информации.

Наиболее эффективно проблемное обучение реализуется через научно-исследовательскую работу студентов, при выполнении которой проходят все этапы формирования профессионального мышления.

Ситуационная задача

Компания, производитель недорогой обуви, приняла решение о выходе на потребительский рынок. По результатам кабинетных исследований выяснилось, что в России розничная торговля обувью находится в основном в руках независимых торговцев, которым принадлежит около 60 % розничной торговли в городах и около 90 % в сельской местности. Около 40 % городской торговли обувью осуществляется через магазины различных компаний. Объем продаж в сельской местности значительно ниже из-за бедности населения. Конкуренция, например, на индийском рынке обуви наблюдается в основном между национальными фирмами, причем они поставляют обувь достаточно высокого качества лишь в городские регионы. Роль иностранных фирм на этом рынке пока не столь уж заметна, и в целом по качеству обувь компании значительно выше, чем продукция большинства других фирм. Изучая возможности транспортировки, служба маркетинга компании пришла к заключению, что воздушные перевозки из-за их высокой стоимости значительно повысят продажную цену обуви, поэтому предпочтительнее доставка морем. Из-за ограниченности объема оборотного капитала у оптовиков придется оплачивать транспортировку и проводить инвентаризацию товара до поступления его на склад оптовика. После размещения на складе индийский оптовый торговец сможет отгружать товар другим независимым оптовикам или розничным торговцам по мере поступления заказов. Сети сбыта оптовиков покрывают большую часть российского рынка. Продажи производят как другим оптовикам, так и розничным торговцам пятнадцати крупнейших городов России. Обычный магазин в городском регионе представляет собой место повышенного интереса, поскольку у подавляющего большинства покупателей нет возможности добраться до других магазинов вне места их проживания. Самообслуживание в магазинах используется редко. В мелких магазинах обычно один служащий ожидает покупателя, другой выписывает счет, а третий упаковывает товар. Причем последнее не всегда имеет место. Компания, получив лицензию на экспорт в евространы, провела переговоры с одним из оптовиков. Однако до принятия окончательного решения президент компании считает, что необходимо более детально изучить все спорные вопросы сбыта, которые могут оказаться важными для компании.

Вопросы:

1. Какие типы каналов сбыта были выбраны специалистами компании и является ли этот выбор наилучшим?

2. Какие характеристики сбытовой сети следовало бы использовать при оценке возможных деловых отношений компании с оптовиками?

3. Какие вопросы могут оказаться наиболее сложными, при управлении каналами сбыта, и как ими следует управлять?

Определите, какой вид транспорта и почему был бы более подходящим при организации товародвижения следующих товаров:

  1. Деревообрабатывающие станки;

  2. Лимонад;

  3. Дизельное топливо;

  4. Лекарства;

  5. Бытовые электроприборы;

  6. Молочные продукты;

  7. Срезанные цветы;

  8. Свежемороженая рыба;

  9. Цемент.

  10. Автомобили

  11. Бревна

  12. Рулоны газетной бумаги

  13. Мебельный гарнитур

  14. Апельсины в ящиках

  15. Каменный уголь

  16. Природный газ

  17. Постельное белье

  18. Ученические парты

  19. Микроскоп

  20. Фрезерные станки

  21. Спички

  22. Молоко


Вид транспорта

Перевозимые товары












© 2010-2022