"Обществознание; урок 5 - Права и обязанности граждан"

Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Права и обязанности граждан»

Дата: «___» ____________20__г. Класс: 7.

Урок № 5.

Цели: подвести учащихся к пониманию роли правил, социальных норм в жизни человека; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Права и обязанности граждан»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 5 и 6

КАРТОЧКА № 5

  1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

  • На какие группы делятся права человека?

    1. Для этого подумайте и поразмыслите:

  • Какие потребности человека вы знаете?

  • Как связаны потребности человека с его правами?

  • В каких документах закреплены права человека?

  • Почему гражданские права называют исходными?

  • Как граждане России могут воспользоваться своими политическими правами?

  • Что объединяет экономические и социальные права?

  • Когда в обществе впервые стали выдвигаться идеи о правах человека? В каких странах возникали такие идеи?

  • Какие уроки извлекло человечество из нарушений прав человека? 3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 6

  1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

  • Кто и как обеспечивает права человека?

    1. Для этого подумайте и поразмыслите:

  • Что такое закон?

  • Почему государство признает права и свободы человека?

  • Какие обязанности несет государство перед своими гражданами?

  • Объясните понятие «права человека».

  • Что означает понятие «гарантия права»?

  • Какие права предоставлены несовершеннолетним?

  • Существуют ли помимо прав обязанности человека? Где они могут быть записаны?

  1. Сделайте вывод.

2. Работа с классом

Выберите, что лишнее, объясните - почему.

  1. Право на жизнь, право на имя, право на достойную заработную плату, равенство всех перед законом, право на свободу.

(Право на достойную заработную плату: оно относится к правам, закрепленным в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а все остальные - к гражданским и политическим.)

  1. Право на отдых, право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право избирать и быть избранным, право на получение медицинского обслуживания. (Право избирать и быть избранным: оно относится к политическим правам, а все остальные - к экономическим, социальным и культурным.)

Решение теста

  • Выберите только один правильный ответ.

  1. Наказание за нарушение установленных правил:

а) мораль; б) санкция;

в) конституция; г) действие.

2. Внешние формы поведения, получившие оценку окружающих:

а) этикет; б) правила;

в) манеры, г) обычаи.

3. Какой вариант определения этикета вы считаете верным?

  1. этикет - четко зафиксированное в письменной форме правило;

  2. этикет - правила, обеспечиваемые обычаями и привычками.

а) верно только 1; б) верно только 2

в) оба верны; г) нет верного ответа.

4. Что из перечисленного можно считать правильным?

  1. привычка - вторая натура;

  2. посеешь привычку - пожнешь характер.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) оба верны, г) нет верного ответа.

5. Какие права не закреплены в международных пактах 1966 г.?

а) гражданские; б) социальные;

в) культурные; г) партийные.

6. Что из перечисленного можно считать правильным?

  1. в 14 лет человек может самостоятельно выбирать свое местожительство;

  2. в 14 лет человек получает право на управление легковым автомобилем.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) оба верны; г) нет верного ответа.

3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 5 и 6.


III. Изучение новой темы

План

1. Где проходит граница прав человека?

2. Нет прав без обязанностей.

Задача для учащихся: выяснить, где заканчиваются права человека и начинаются права окружающих людей; почему нет прав без обязанностей.

1. Рассказ учителя об отношениях между государством и человеком, правах и обязанностях гражданина по тексту учебника (с. 19) и дополнительному материалу

Понятие правового статуса человека и гражданина.

Место и роль личности (человека и гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении с государством, общественными организациями и другими физическими лицами наиболее полно можно раскрыть через категорию правового статуса личности, который позволяет определить юридическое и в определенной степени фактическое положение человека в обществе.

Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.

В Российской Федерации этому вопросу посвящены статьи 2, 3,6,7, вся глава 2, отдельные нормы глав 4, 5, 7, 8 Конституции.

Важные моменты правового статуса личности закрепляются в федеральных конституционных законах:

«О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994 г.);

«О референдуме в Российской Федерации» (1995 г.);

«Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (1997 г.);

в законах:

«О гражданстве Российской Федерации» (2002 г.);

«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (1995 г.);

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (2002 г.);

а также во многих других федеральных законах и подзаконных актах, в нормативных актах, принимаемых в субъектах Российской Федерации.

В области регулирования правового статуса личности действует Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вступивший в силу 1 ноября 2002 г.

Кроме того, регулируя правовой статус человека и гражданина, Российская Федерация использует общепризнанные принципы международного права и международные договоры, которые стали составной частью ее правовой системы (например, Декларацию о правах человека и гражданина 1948 г., договоры с некоторыми странами о признании двойного гражданства).

Так, граждане России имеют право на пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. В то же время они обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. К сожалению, в современном обществе человек реже пользуется этим правом и чаще не выполняет эти обязанности. О своих правах человек знает намного больше и пользуется ими, не задумываясь о них, тогда как обязанности - действия, которые подлежат безусловному выполнению, - не всегда им выполняются.

3. Беседа по - вопросам.

- Какие обязанности имеют граждане России?

Гражданин РФ обязан: строго соблюдать Конституцию РФ и законы; не допускать нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод; не допускать пропаганды, возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную вражду; заботиться о своих детях, их воспитании; по достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях; получить основное (9 классов) общее образование; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории; платить законно установленные налоги и сборы; охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; защищать Отечество и нести военную службу.)

  • Почему государство требует их выполнения? (Несоблюдение обязанностей приведет к разрушению общества, государства.)

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом рубрики «Учимся пользоваться своими правами».

  • Часто ли вы пользуетесь правами, предоставленными вам законом? (Большинством частью своих прав граждане нашей страны пользуются ежедневно, даже не задумываясь об их существовании.)

  • Какие права появляются в 14-летнем возрасте? (В 14 лет появляется право поступить на работу с согласия одного из родителей, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими и др.)

IV. Закрепление изученного на уроке

  • Какие обязанности имеют граждане России?

  • Какие права вы имеете уже сейчас?

V. Подведение итогов урока

  • Что из перечисленного ниже относится к правам человека, а что к его обязанностям?

А. Ходить на работу. Б. Учиться в школе.

В. Служить в армии. Г. Приобретать недвижимость. Д. Посещать музеи. Е. Платить налоги. Ж. Соблюдать законы. (Обязанности - А, Б, В, Е, Ж. Права-А, Б, Г, Д.)

Домашнее задание. Прочитать § 2 вопрос5.

Дополнительный материал

Обязанности власти и обязанности гражданина

В полицейском государстве между гражданином и властью лежит пропасть. Взаимоотношение между ними вполне ясно и определенно: власть и ее носители приказывают, подданный, обыватель подчиняются. На стороне первых - право государства, на стороне второго - безусловная обязанность подчинения. Не только высшие носители власти, но и каждый чиновник, по выражению Майера, в отношении к подданному тоже своего рода король: подданный должен беспрекословно подчиняться ему во всем, что он прикажет. Короче - господская власть и бесправный обыватель.

Иначе обстоит дело в правовом государстве. Здесь нет и не может быть таких отношений, здесь нет места господской власти. Она заменяется здесь социально-служебной властью. Носителем власти, должностным лицом здесь является тот, кто взял на себя обязанность общественного служения. Именно эта черта и является основной чертой, отделяющей должностное лицо от гражданина. Министр, чиновник, член земской управы, городской думы и т. п. - все это носители власти, должностные лица, ибо они взяли на себя обязанность социального служения, не безграничного господства, а именно служения общественному благу и интересам.

Но раз так, то встает вопрос: чем же отличаются носители власти, должностные лица от граждан?

В юридической литературе на этот счет был предложен ряд признаков, но все они оказались негодными. Итог развития юридической мысли по этому вопросу таков: между гражданином и должностным лицом, носителем власти, нет никакого различия, всякое должностное лицо - гражданин и всякий гражданин - должностное лицо.

Такому решению много способствовали теории французских адми- "нистративистов и государствоведов - теория Дюги и теория Жеза. Дюги, усматривая характерную черту носителя власти в обязательной службе на общую пользу, указал, что к должностным лицам относятся косвенно не только те, кто участвует в этой службе «постоянным и нормальным образом», но и agents employes (простые служащие). Жез пошел дальше и отнес к должностным лицам всех сотрудничающих в деле общественного служения (les auxiliaries).

Но раз это так, то разве не каждый гражданин должен участвовать, и участвует в деле общественного служения? Разве солдат, защищающий родину, не служит на общую пользу? Разве крестьянин, трудолюбиво обрабатывающий поля, что не менее необходимо для общежития, чем деятельность губернатора, не участвует в деле общественного служения? То же можно сказать и о рабочем, ученом, артисте, враче, педагоге и других, добросовестно выполняющих свои обязанности. Разве их работа не есть работа служения общественным интересам?

В силу сказанного немудрено, что теперь юридическая мысль пришла к положению: всякое должностное лицо, носитель власти - гражданин, и всякий гражданин - должностное лицо.

Это положение точно и вполне правильно было сформулировано в нашей литературе А.И. Елистратовым.

Поскольку это так, то сами собой следуют выводы:

  1. в правовом государстве всякий гражданин является участником власти, поскольку он служит делу общественного блага;

  2. в силу этого он несет на себе все права власти, но вместе с. ними и все обязанности, вытекающие из принципа социального служения.

Остановимся на этом выводе. Он заслуживает внимания в данное время.

Россия только что перешла от состояния полицейского государства к правовому. Место господской власти заняла у нас социально-служебная власть. Место бесправного обывателя, не несшего на себе никакой ответственности за судьбы всего государства, занял полноправный гражданин, имеющий все права власти, должностного лица, но вместе с ними и всю ответственность, все обязанности последнего.

К великому сожалению, эта аксиома недостаточно осознана не только широкими слоями населения, но и многими руководителями последнего. Правовая психика их претерпела сдвиг, но сдвиг односторонний. Сознание своих полномочий, сознание своих прав вошло в правовую психику, а сознание связанных с ними обязанностей не проникло вовсе или проникло в недостаточной мере.

Этим объясняется ряд явлений, наблюдающихся в наши дни: ответственность за судьбы страны возлагается лишь на центральную власть, а не на самих себя. Требование социального служения предъявляется к власти в полной мере, ее контролируют, ее упрекают, указывают ее ошибки, вмешиваются в ее действия. От нее требуют одного, другого, третьего и т. д., но в то же время это требование в недостаточной мере предъявляется гражданами и их руководителями к самим себе.

Разве является социально-служебным поведение тех групп, которые только разрушают и критикуют, но ничего не создают?

Разве социальное служение представляют сотни тех поступков, которые дезорганизуют жизнь страны и армии?

Разве можно назвать социально полезными те в иных условиях вполне законные требования, которые то тут, то там предъявляются к власти и отдельными группами, и классами, и лицами, требования, удовлетворение которых явно и очевидно возможно лишь за счет тоже законных интересов других групп, и классов, и лиц?

Есть в наше время и такие лица, которые знают только требования и знать ничего не хотят об обязанностях.

Короче говоря, в итоге перехода к новому устрою наблюдается гипертрофия сознания своих прав гражданами и атрофия сознания своих обязанностей и наоборот - преувеличенное сознание обязанностей власти и недостаточное сознание ее прав.

Такая односторонность понятна, но она малоутешительна. Эти именно условия благоприятствуют опасному распадению общества, росту в нем анархии и всех ее последствий.

Прав граждан теперь никто не оспаривает, но вытекающие из них обязанности многими забываются.

Подлинное же понятие гражданина требует того и другого. Тем именно, что он сознает не только свои права, но и обязанности, умеет не только предъявлять требования к другим, но и к себе самому, гражданин отличается от деспота, с одной стороны, и от взбунтовавшего раба - с другой...

Каждый гражданин - носитель власти в известном объеме, в том, который диктуется принципом социального служения, откуда и следует, что иерархия власти и ее органов не исключается этой конструкцией, но поэтому же он несет на себе и всю ответственность и все обязанности власти, соответственно его общественной функции.

Если это положение будет осознано всеми - Россия спасена, если нет - ее судьбы подвергаются опасности. Но если последнее наступит, виноватой будет не только власть, но и все те граждане, которые недостаточно осознали и осуществляли лежащие на них обязанности.

Закончим сказанное положением: гражданину - вся полнота власти, но и вся полнота обязанностей!


© 2010-2022