Урок обществознания: «Современное общество»

Урок  обществознания: «Современное общество». Урок подготовлен для 6 класса  по учебнику А.И..Кравченко, Е.А.Певцовой с элементами республиканского компонента ПМР. Цели урока: 1.   Объяснить учащимся, что такое современное общество, перечислить характерные черты современного общества; 2.Охарактеризовать состав современного общества; 3.Объяснить учащимся, какие глобальные проблемы стоят перед человечеством, предложить пути их решения. Форма урока: урок – конференция. Цитата темы: «Мы  рождены,  чтобы жить совместно; наше общество – свод из камней, который обрушился бы,  если бы один не поддерживал другого». Сенека – римский политический деятель, философ.
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обществознания: « Современное общество».

Урок подготовлен для 6 класса по учебнику А.И..Кравченко, Е.А.Певцовой с элементами республиканского компонента ПМР.

Цели урока:

1. Объяснить учащимся, что такое современное общество, перечислить характерные черты современного общества;

2.Охарактеризовать состав современного общества;

3.Объяснить учащимся, какие глобальные проблемы стоят перед человечеством, предложить пути их решения.

Форма урока: урок - конференция.

Работа с терминами.

Современное общество - это индустриальное общество (промышленное ) и постиндустриальное (информационное ) общество, в котором большую роль играют наука, знания, техника.

Мировое сообщество - совокупность современных обществ, существующих в мире.

Научно - техническая революция- скачок в развитии производства на основе достижений науки.

Ход урока.

1.Организационный момент (проверка доски, у учащихся проверяется наличие на парте учебников, тетрадей, словарей, дневников, ручек, карандашей).

Класс делится на четыре бригады. Во главе каждой бригады - бригадиры.

2. Изучение нового материала.

Цитата темы «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Сенека - римский политический деятель, философ.

Новая тема охватывает очень много задач, проблем, подтем. Каждой бригаде было дано опережающее задание, собрать как можно больше информации, беседуя с родителями, родственниками, знакомыми, для работы над своей темой.

I бригада. Тема «Современный город».

II бригада. Тема «Современная деревня».

III бригада. Тема «Современное производство».

IV бригада. Тема «Глобальные проблемы».

Каждой бригаде дана своя таблица. В этих таблицах есть колонки, в которых недостаёт данных. В ходе обсуждения команда (бригада) должна вписать то, что недостаёт в таблице. Цель работы: выяснить, что несмотря на прогресс в современном обществе, существует очень много проблем, требующие немедленного решения.

Таблица №1 . Характеристика современного общества.

Плюсы современного общества.

Минусы современного общества.

1.Большие здания.

1. Сосредоточие огромного числа людей; плохая ориентация зданий. У одних квартир - окна выходят только на юг - летом в них очень жарко. У других квартир - все окна смотрят на север, в таких квартирах зимой и холодно и сыро. Здания расположены друг возле друга дают тень, а соответственно и сырость, стены не просыхают, появляется плесень.

2.Автомобильные дороги, городской транспорт (троллейбусы, маршрутное такси, метро и др.)

2.60 % загрязнений окружающей природы в ПМР дает транспорт.

Парковка автомобилей на тротуарах.

3.Водоснабжение.

3.Плохая вода, из-за изношенности труб, постоянных прорывов; очистка воды - актуальный вопрос у горожан, т.к. экологическое состояние источников питьевой воды вызывает озабоченность в республике.

4.Снабжение теплом, газификация.

4.Дым, шум, пыль.

5.Электросети.

5.Обрывы электросетей.

6.Разветвлённая сеть культурных учреждений (театр, библиотека, музей)

7. Комфортабельные, многоэтажные школы, с классами, оборудованными по современным технологиям, с тренажёрными залами, бассейном и др.

Почему люди стремятся в город? Всегда ли крупный город может выполнять все свои функции и расти бесконечно? Мы живём в городе. В чем нуждается горожанин? Ответы впишите в таблицу.

Таблица №2.Характеристика современной деревни, села.

Плюсы развития деревни.

Минусы развития деревни.

1.Природная среда, чистый воздух, лесные массивы. ПМР относится к лесодефицитным регионам. Площадь лесов составляет 7, 4 %.

1.Отсутствие хороших дорог.

2.Подземные чистые питьевые воды.

2.Плохое водоснабжение (особенно летом), перебои с электричеством, в некоторых районах отсутствие газоснабжения.

3.Общение с животными.

3.Плохая медицина, или её отсутствие.

4.Возможность на земле вырастить продукты питания без использования ядохимикатов.

4.Слабая система образования, многие школы закрываются из-за малого количества учеников.

5.Тишина, покой, отсутствие загазованности, пыли.

5. Плохие жилищные условия (печное отопление, отсутствие воды в домах, туалета, канализации).

6.Прекрасные условия отдыха (берег реки, озера), возможность половить рыбу, искупаться.

6. В особой заботе нуждается река Днестр, на берегу которой расположено много населённых пунктов и промышленных предприятий. Перечисленные объекты в своей бытовой и хозяйственной деятельности значительную часть отходов сбрасывают в реку либо засоряют её.

7. Из-за пагубного вмешательства человека в природу истощены ресурсы естественной растительности и животного мира. Многие их виды занесены в Красную книгу.

Работая с данной таблицей необходимо сформулировать ответ на проблему: «Почему родители летом всегда стремятся детей отправить в деревню (село)?»

Таблица №3.Современное производство.

Положительные стороны современного производства.

Отрицательные стороны современного производства.

1.Автоматизация производства, а затем и её роботизация.

1. Труд человека не нужен, что приводит к безработице.

2.Созданы безотходные производства. Отходы в доходы (макулатура, стекло, металлолом). Фильтрация воды - кольцевое снабжение. Закупка современного оборудования, чтобы в атмосферу ядохимикаты не попадали.

2. Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами и другими выбросами веществ повышенной вредности. Может привести к опасным последствиям: болезням людей, животных, растений.

3.Появление новых отраслей промышленности, таких как электроника, компьютерная техника. Телекоммуникации, новейшие технологии добычи полезных ископаемых, нефтехимия, фармацевтика.

3.Электронные средства пагубно влияют на психику человека, порождают проблемы психофизического характера, приводят к быстрой утомляемости, к потере зрения от компьютера.

4. Производство огромнейшего количества товаров.

4. Перенасыщение рынка товаром. Падение цен. Так например, США -«чёрная пятница».

5. Предоставление самых разнообразных услуг.

5. В ПМР на первом месте - сфера услуг. Т.е. третичный сектор: бани, парикмахерские, мастерские, и т.д. Но не всегда человек получает то что хочет, т.к. открытым является вопрос с кадрами, оборудованием.

Таким образом, имея удобства, комфорт, дома с горячей и холодной водой, человек теснит природу, воздействует на биосферу Земли, и порождает глобальные проблемы.

Современное общество столкнулось с проблемами, которые представляют угрозу человечеству. Мировое сообщество сегодня, как показали события последних лет, очень уязвимо как от катастроф, вызванных самой природой, так и катастроф связанных с деятельностью самого человека.

Таблица №4.Глобальные проблемы современности.

Глобальная проблема.

Выход из проблемы.

1. Угроза войн. Распространение ядерного оружия.

1.Активно работать в области международного права.

2 Загрязнение окружающей среды, проблема мирового океана.

2. Усилить систему экологического надзора.

3.Бедность, безработица.

3.Улучшить социальную систему.

4.Демографическая проблема. До сих пор смертность ПМР больше чем рождаемость. И наоборот, Китай, Индия - густонаселённые страны .

4.Улучшить систему здравоохранения.

5. Международный терроризм, преступность.

5.Работать ещё больше в области внутренней и внешней политики, ужесточить меры наказания за действия направленные против человека.

6. Наркомания, СПИД.

6. Медицина должна найти оптимальное решение данной проблемы.

7. Проблема сохранения культурных и нравственных ценностей.

7.Воспитание с младенчества любви к культуре, чистоте, красоте, идеалам.

Как вы считаете, что поможет человеку справиться с проблемами экологического характера?

Как решить глобальные проблемы?

3. Закрепление изученного материала.

- Что такое современное общество?

- Перечислите характерные черты современного общества.

- Охарактеризуйте состав современного общества.

- Почему темпы изменений в жизни современного общества возрастают?

- С какими проблемами столкнулось человечество в конце XX - начале XXI века?

4. Подведение итогов.

Таким образом, XXI век несёт в себе противоречивые возможности как взлёта, так и упадка. Лучшие умы человечества решают задачу отстаивания стратегии всего человечества в XXI веке, так как другой дороги у нас нет.

Спасибо за внимание.

5.Домашнее задание. Параграф №4, термины.



© 2010-2022