Сценарий внеклассного мероприятия Правовой калейдоскоп

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий проведения «Правового калейдоскопа» политической

Цели: 1. Проверить знания учащихся по теме «Избирательное право»

2. Закрепить знания об основных принципах участия граждан в выборах, о значении участия граждан в выборах.

3. Воспитывать гражданские и патриотические ценности, взгляды и убеждения.

Оформление: в классе размещены плакаты, компьютерная презентация

Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.


  1. Объявление темы и целей мероприятия.

Добрый день, уважаемые друзья!

Добрый день наши будущие избиратели!

Уже традиционным в нашей стране стало проведение Декады молодого избирателя, в этом году она проходит с 3 по 15 февраля.

Совсем скоро вы станете обладать правом выбирать и быть избранным. Сегодня мы с вами проверим ваши знания по этому вопросу. Участники викторины обучающиеся 8 - 11 классов.

Вступительное слово учителя истории

Выборы - древняя процедура, известная во всем мире. В повседневной жизни мы тоже постоянно делаем выбор. Выбираем себе друзей, в магазине выбираем товар, выбираем учебное заведение для учебы и многое другое.

Давайте попробуем разобраться, что такое выборы для России, перенесёмся в те далёкие времена, в самое начало, еще до Владимира Мономаха. История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. В Новгородской торговой республике - также проводились выборы - Новгородское вече.

Татаро-Монгольское иго привело к консолидации и централизации русских земель. Отразилось это и на вече, которое постепенно ушло в прошлое. Во второй половине 15-го столетия оно перестало существовать в Новгороде.

До начала 16 века русские цари правили самодержавно и неограниченно. Иван Грозный созывал Земские Соборы, на которых обсуждались важнейшие вопросы, интересовавшие царя, но этот орган имел чисто совещательные функции.

Далее - Смутное время. На освобождение Москвы, из Нижнего Новгорода было отправлено ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Пожарского. В это время действовал так называемый «Совет Земли Русской» - временный правительственный орган, созданный деятелями второго ополчения.

В последующие века если население и привлекалось к управлению государством, то лишь на низшем уровне, на уровне местного самоуправления. Выбирались старосты, дворяне выбирали предводителей дворянства (18 век).

Революция 1905 года и последующие созывы 4 дум - это начало современности. Можно так сказать. Именно тогда россияне впервые узнали, что такое пиар (не понятие, а сама суть явления), столкнулись с предвыборной кампанией. Пора наивности быстро прошла, люди поняли, что программа партии во время предвыборной гонки и ее последующая деятельность могут коренным образом отличаться. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25 - летнего возраста. Избирательного права не получили женщины, военнослужащие, бродячие иногородцы, должностные лица - губернаторы, градоначальники, служащие полиции.

В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы. Выборы были безальтернативными, До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем - прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены выборы Президента России.

Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным.

Мы выбираем Главу государства (Президента), Глав Администраций районов и Глав сельских поселений и депутатов в органы государственной власти всех уровней.

Цель выборов - выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное - такова формула выборов.

Ход мероприятия:

1.Мы ребята активисты,
О нас не надо забывать,
Придут деньки, когда впервые
Придется нам голосовать.

2. Выбор - право,
Выбор - честь.
Счастье - когда выбор есть! По какому пойдешь пути?
И каким стране идти?


3.Думай,
Взвешивай,
Решай
Узнавай,
Соображай.
Если принял ты решение - голосуешь без сомнения.

4.Все люди на одной большой планете
Разными дорогами идут к согласию,
За будущее вместе мы в ответе,
И каждый выбор - он по-своему прекрасен.

5. Я - Гражданин!

И это бесценное слово

Готов утверждать в этой жизни я снова и снова.

Вед. 1. Сегодня мы с вами участники «Правового калейдоскопа» - политической игры в рамках Дня молодого избирателя, объявленного Центральной избирательной комиссией.

Вед. 2. Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов, в результате чего на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, огромное количество законов, регламентирующих нашу жизнь. Как разобраться в них, как узнать правомерность закона - с этим нас знакомит наука правоведения. Одним из подразделов этой науки является и избирательное право - право избирать и быть избранным.

Вед. 1. Великий мыслитель древности Абу Насир Аль - Фараби однажды сказал : «Покажите мне Вашу молодежь, и я скажу Вам ваше будущее». Я думаю, что молодежь наша неравнодушная.

И сегодня на многие вопросы в области избирательного права ответят нам команды, которые будут принимать участие в игре «Правовой калейдоскоп».

Вед. 2. Участниками нашей игры сегодня 3 команды. А оценивать их ответы сегодня будет жюри в составе

Итак, мы начинаем нашу игру. 1-й тур сегодня у нас - презентация команд. Команды должны были придумать название, девиз, эмблемы и представить свою команду. Каждой команде отводится 5 минут для представления. Данный конкурс оценивается по пятибалльной системе.

1. Представление команд ( 5 баллов)

Вед. 1. Второй тур игры -политигра «Правовой калейдоскоп». Каждой команде необходимо ответить на 5 вопросов. За каждый правильный ответ команда получит по одному баллу. Если команда не отвечает на вопрос это может сделать другая команда, заработав дополнительный балл. Вопросы задаются поочередно командам

2. «Правовой калейдоскоп» (за каждый правильный ответ 1 балл)

1) Назовите основные символы государственной власти.

Флаг, герб, гимн

2) С чего начинается официальный текст Конституции Российской Федерации.

С преамбулы

3) Интересы человека, записанные в Декларации ООН и защищаемые государством.

Права

4) Какой документ должен иметь при себе избиратель, приходя на избирательный участок для голосования?

Паспорт

5) Что такое активное избирательное право?

А) право граждан РФ избирать органы государственной власти

6) Что такое пассивное избирательное право?

Б) право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти

7) В каком возрасте гражданин РФ может быть избран Президентом?

35 лет (не моложе 35 лет)

8) Кто такие наблюдатели на избирательных участках?

А) граждане РФ, уполномоченные осуществлять наблюдение за правильностью проведения голосования, подсчета голосов, установлением его итогов

9) Когда впервые был всенародно избран Президент России?

Б) 1991 год

10) В каких странах лежат истоки нынешних выборов?

В Древней Греции и Древнем мире

11) По Конституции РФ периодичность выборов в Государственную Думу составляет:

А) четыре года

12)Документ, выданный для голосования, содержащий фамилии кандидатов

Избирательный бюллетень

13) Могут ли (во время выборов) на избирательном участке находиться наблюдатели от политических партий?

(да, политические партии, зарегистрировавшие федеральный список вправе назначать наблюдателей)

14)Какие избирательные системы вы знаете?

(мажоритарная, пропорциональная, смешанная)

15) Лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

(депутат)

Вед. 2. А мы продолжаем. 3-й тур - брейн - ринг между капитанами наших команд. Мы просим выйти капитанов команд для участия в конкурсе. Вам будут предложены ситуации и вопросы, за каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Если капитан одной из команд не может ответить на вопрос, дополнительный балл может заработать капитан другой команды.

3. Брейн - ринг знатоков избирательного права(за каждый правильный ответ 1 балл)

1. Во время предвыборной компании в дверь пенсионера Николая Максимовича позвонили. На пороге стояли молодые люди, которые представились агитаторами одного из кандидатов в депутаты. Они долго рассказывали Николаю Максимовичу, какой хороший их кандидат и как всем будет хорошо, если выберут именно его. А в конце беседы вручили пенсионеру два килограмма сахара, несколько банок тушёнки и коробку конфет. Нарушены ли в данном случае правила проведения предвыборной агитации?

(Да, нарушены, так как законодательство запрещает дарить избирателям подарки, денежные средства и каким - либо иным образом подкупать избирателей)

2. Избиратель предъявляет два паспорта и просит разрешения проголосовать болеющего члена семьи. Допустимо ли это?

(Нет, так как каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается, за исключением случаев, когда избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить бюллетень)

3. В избирательном законе 1905 г. Российской империи говорилось: «Один голос помещика приравнивается к четырем голосам буржуазии; 250 голосам крестьян; 543 голосам рабочих». Какие принципы избирательного права были нарушены?

(Голосование равное, независимо от статуса, профессии, категории граждан)

4. Печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании

(Агитационные материалы)

5. Официальный символ государственной власти; олицетворяет суверенитет государства. Поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств и т.д. Представляет собой прямоугольное полотнище.

(Государственный флаг).

6. Эмблема, отличительный знак государства, города, рода, изображаемая на флагах (знамёнах), денежных знаках, печатях, некоторых официальных документах, зданиях и т.д.

(герб).

Вед. 1. Капитаны могут вернуться к своим командам. Сейчас командам нужно будет проявить смекалку. Конкурс называется «Избирательная лингвистика». За каждый правильный ответ данного конкурса команда получает 1 балл.

4. «Избирательная лингвистика» (за каждый правильный ответ 1 балл)

1. Робы + вы = форма участия граждан в управлении государством путём участия в избирательной компании.

Ответ: Выборы

2. Час + у + кот = образуется для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей.

Ответ: Участок.

3. Тюлень + бел = лист с именами кандидатов для голосования.

Ответ: Бюллетень.

4. Дата + динк = претендент на занятие должности, замещаемой в порядке выборов, зарегистрированный в этом качестве в установленном порядке.

Ответ: Кандидат.

5. Путает + д = лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган

муниципального образования.

Ответ: Депутат.

6.Льет + бал + дюна гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчётом голосов и иной деятельностью

комиссии в период проведения голосования.

Ответ: Наблюдатель.

Вед. 2. Следующий конкурс называется «Тест - опрос на знание избирательного законодательства». Команды должны выбрать правильные ответы. Конкурс оценивается в 3 балла. Жюри может оценить по своему усмотрению, если допущена ошибка.

5. «Тест - опрос на знание избирательного законодательства». (3 балла)

Отметьте, кого из ниже перечисленных лиц мы не избираем:

1. Депутатов Государственной Думы РФ;

2. Патриарха всея Руси;

3. Президента РФ;

4. Депутатов местного Совета

5. Министров;

6. Генерального прокурора РФ;

7. Главу района;

8. Дикторов телевидения.

Правильные ответы подчеркнуть

Предвыборная агитация - это:

1. Приглашение прийти на избирательный участок;

2. Призыв голосовать за кандидата;

3. Информирование о времени и месте голосования;

4. Информирование о биографических данных кандидата.

Правильные ответы подчеркнуть

Выдвижение кандидатов производиться:

1. коллегами по работе;

2. самовыдвижением;

3. соседями;

4. избирательным объединением;

5. собранием избирателей по месту работы, учебы, месту жительства.

Правильные ответы подчеркнуть

Вед. 1. Пока команды работают, мы будем задавать вопросы зрителям.

Вопросы зрителям

1. С какого возраста гражданин РФ имеет право избирать? (18 лет)

2. Как называется ящик, куда опускаются избирательные бюллетени? (урна)

3. Какова роль наблюдателей? (они смотрят за правильностью проведения голосования на участке в день голосования. Могут участвовать при подсчете голосов, участвовать в принятии решений)

4. Когда проводят подсчет голосов избирателей? ( после закрытия участка, подсчета проглосовавших по спискам избирателей)

5. Кто по Конституции РФ является главой государства? (президент)

6.Какая партия получила большинство на последних выборах в Государственную Думу? («Единая Россия»)

7. Какие избирательные бюллетени считаются испорченными?

8. Когда была принята действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993г.)

9. Какой день называют «днем тишины»? (День перед днем голосования)

10. Как называется церемония вступления Президента РФ в должность? (инаугурация)

11.Всенародное голосование по вопросам государственного значения. (Референдум)

12.На каких принципах основывается избирательное право? (Всеобщее, равное, прямое, тайное голосование) слайд

  1. Форма правления, осуществляемая народом ради народа. (Демократия)

Вед. 2. Команды свои ответы отдают жюри. А следующий конкурс

« Вопросы права литературных героев». Каждый правильный ответ 1 балл. Правила те же, что и в предыдущих конкурсах.

6.« Вопросы права литературных героев» (за каждый правильный ответ 1 балл)

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)

2. Какие сказочные герои страдают от вмешательства в личную жизнь? (Людмила из поэмы А.С. Пушкина, Марья Моревна - персонаж русских народных сказок).

3. Герои каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка - путешественница», старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»).

4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)

5. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик или Приключения Буратино»).

6. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах»)

7. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, «Квартет», Семь гномов).

8. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде»).

9. Какие сказочные герои реализуют право пользоваться научно-техническими достижениями? (Барон Мюнхаузен, Алиса - девочка из будущего, Дама из стихотворения «Багаж»).

10. «Аладдин поднял лампу и вдруг раздался громовой голос:

- О, владыка лампы, я к твоим услугам. Я Маймун, сын Шахмхураша.

Я раб лампы и раб того, кто ею владеет. Требуй от меня, чего хочешь!»

Нарушается ли чье - нибудь право в сказке «Аладдин и волшебная

лампа»? (Декларация прав человека: «Никто не должен содержаться в

рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запре-

щены во всех видах»)

11. Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн. (Во времена Марка Твена такая дружбы была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается права ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний).

12. В какой сказке женщина крайне неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты. (Баба Яга «Гуси - лебеди»).

Песня «Новое поколение»

Слово жюри

Вед.: Уважаемые друзья! Мы благодарим Вас за участие в игре и надеемся, что придет время, когда вы придете на избирательные участки и сделаете свой выбор.


© 2010-2022