Конспект к парламентскому уроку на тему Гражданин. Общество. Государство (8-9 классы)

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Гимназия-интернат № 13» НМР РТ



Методическая разработка парламентского урока

на тему: «Гражданин. Общество. Государство»

Автор разработки учитель

истории и обществознания

Тагирова Алия Тагировна



Нижнекамск, 2016 г.

Парламентский урок для учащихся 8-9 классов

Тема: Гражданин. Общество. Государство.

Цели урока: формирование правосознания учащихся; повышение правовой культуры.

Задачи:

1. Познавательная: обобщение и систематизация полученных знаний из курса обществознания; углубление знаний школьников о роли и месте законодательного органа государственной власти в РФ.

2. Развивающая: формировать навыки, умения работы с дополнительными источниками, работы в группах; развивать творческий потенциал обучающихся.

3. Воспитательная : способствовать формированию чувства патриотизма и гражданственности.

Оборудование:

Проектор, ноутбук, презентация «Гражданин. Общество. Государство» юридический и толковый словари, Конституция РФ.

Рекомендуемая литература:

1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса. - М.: Русское слово, 2008.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 7 класса. - М.: Русское слово, 2007.

3. Основы права: учеб. пособие для учащихся старших классов общеобразовательных школ (базовый уровень). - Казань: Познание, 2008.

4. Российская Федерация. Конституция (1993) Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2013. - 39 с.

5 . Республика Татарстан. Конституция (1992) Конституция Республики Татарстан: офиц. текст. - К.: Татарское книжное издательство,2012.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка целей. Государство и его признаки

3. Выступление депутата о работе Государственного Совета

4. Роль гражданина в жизни общества и государства

5. Защита проектов. Заключение

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Уважаемый гость, мы рады видеть Вас с нами! (Приветствуют депутата местного созыва)

Сегодня мы собрались с вами, чтобы провести, ставший традиционным в нашей школы, парламентский урок. На этом уроке, мы ребята, совершенствуем свое правовое воспитание, формируем гражданскую активность. Особенно это важно сегодня, когда в стране и мире сложилась непростая экономическая и политическая ситуация.

В рамках парламентского урока мы говорим о том, какую большую роль в нашей жизни играет Закон, о текущей ситуации в стране и мире, о реалиях сегодняшнего дня.

Сейчас мы просмотрим небольшой ролик, а вы, ребята, пожалуйста, определите тему нашего урока. ( Идет показ ролика «Активная гражданская позиция», 2015. Горячее сердце. youtu.be/kRqB5NFxhMl ) (5 минут)

Далее обучающиеся определяют тему: «Гражданин. Общество. Государство».

  1. Постановка целей. Понятие Государство.

Учитель: Исходя из заданной темы, перед нами стоит цель

  1. изучить государство, его признаки;

  2. узнать, что такое Государственный Совет;

  3. роль гражданина в жизни общества и государства.

(Обучающиеся делятся на три группы. Перед ними лежат ватман, маркеры, вырезанные картинки из журналов, ножницы, клей. К концу урока ребята должны будут отобразить в виде коллажа признаки государства, и роль гражданина в жизни общества и государства, его правовые аспекты. Защитить свои проекты)

Учитель: Ребята, дайте, пожалуйста, определение понятию государство. (Обучающиеся дают определение самостоятельно). (Далее находят понятие в толковых словарях)

Государство - политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структура правления (правительство, парламент). В нашей стране республиканская форма правления.

Учитель: Запишите данное определение в ваши словари. (Далее идет выступление учениц 11 класса про государственную власть, признаки государства. Обучающиеся слушают и параллельно заполняют коллаж).

Ученица 1: Общество невозможно без людей, отношений между ними. Отношения в обществе должны упорядочиваться, их следует направлять в необходимое русло, чтобы общество было гармоничным, давало возможность любому человеку реализовать свои способности. Существование любого общества невозможно себе представить без власти.

Государственная власть представляет собой прежде всего общественное отношение.

Учитель: Каковы же особые, специфические черты государственной власти?

Ученица 2: Прежде всего, государственная власть обладает таким признаком, как верховенство. Через признак верховенства реализуется суверенитет государства. Это значит, что на данной территории гос. власть является верховной, ее решения обязательны для всех граждан и организаций. Во-вторых, гос. власть выступает как независимая в международных отношениях с другими государствами.

Важным признаком является территориальность - государство распространяет свою власть на определенную территорию.

Государственная власть обладает признаком всеобщности, общеобязательности - власть государства охватывает всех лиц, которые находятся на территории государства.

Универсальность - это означает, что гос. власть способна заниматься большинством вопросов, с которыми связана жизнь и функционирование общества.

Определяющим признаком выступает наличие особого аппарата управления. В России существует определенная система государственных органов. Главой государства является Президент РФ ( В.В. Путин ). Правительство РФ осуществляет исполнительную власть; федеральные министерства, агентства, службы относятся к государственным органам исполнительной власти. Представительным и законодательным органом федеральной власти является Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Государственной Думы, куда входят всенародно избираемые депутаты, и Совета Федерации, в который назначается по одному представителю от законодательного и исполнительного органов власти субъектов РФ. Основная задача Федерального Собрания - принятие федеральных законов. Правительство РФ проводит эти законы в жизнь. В республиках, краях, областях и других субъектах России предусмотрено наличие своих высших законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, а также высшего должностного лица. Например, в Республике Татарстан есть Президент (высшее должностное лицо), Государственный Совет (законодательный орган) и Кабинет Министров (исполнительный орган).

Судебная власть в России представлена Конституционным Судом РФ.

К числу признаков гос. власти следует отнести наличие обязательных денежных средств (налоги, пошлины).

Наконец, государственную власть характеризует единство.

Учитель: Таким образом, политическую, государственную власть можно определить как систему отношений властвования, реализуемых при помощи аппарата государства.(Благодарит учениц 11 класса за информацию)

3. Выступление депутата о работе Государственного Совета.

Учитель: В начале урока мы с вами поприветствовали нашего гостя, депутата местного созыва. Попросим его рассказать про работу Государственного Совета. (Выступление депутата)

После выступления обучающиеся задают вопросы:

- Каковы основные принципы работы Парламента?

- Как принимаются законы?

- Сколько человек входит в состав Государственного Совета РТ?

- Каким образом можно стать депутатом?

Учитель: Спасибо за такое интересное, познавательное выступление!

4. Роль гражданина в жизни общества и государства

Учитель: Ребята, мы с вами изучили государство и его признаки, узнали, что такое Государственный Совет, а сейчас поговорим про роль гражданина в жизни общества и государства. Дайте, пожалуйста, определение понятиям общество и гражданин. Запишите в ваши словари.

Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Или население России.

Гражданин - лицо, имеющее постоянную политико-правовую связь с государством, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях.

Учитель: Нам всем известно выражение Николая Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». У всех трех групп на столах лежат высказывания знаменитых людей про гражданина. Прочитайте, обсудите, выразите свое отношение к данным высказываниям (Возможна дискуссия):

  1. «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством» (Аристотель).

  2. «Всякий, кто способен вырастить два колоска пшеницы на том месте, где раньше рос только один… заслуживает высшей похвалы человечества, для своей страны он делает гораздо больше, чем все политики вместе взятые» (Джонатан Свифт).

  3. «Зрелый гражданин представляет собой личность, которая научилась развивать и обогащать свое мышление» (Пол Карл Фейерабенд)

Мы все с вами являемся гражданами Российской Федерации. У нас есть права и обязанности. В главном законе нашей страны - Конституции РФ - прописана связь между государством и гражданином, обществом (Глава 2. Статья 32) . Зачитывается Конституция РФ

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Это и есть взаимосвязь между государством и обществом, гражданами.

5. Защита проектов. Заключение.

Учитель: Ребята, у вас на столах лежали материалы для создания коллажей по теме «Гражданин. Общество. Государство». Вы в течение урока работали над этим. Получилось три проекта. Прошу защитить свои работы. ( Обучающиеся выступают со своими работами). Проекты, созданные руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы. Для самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.

Учитель: Таким образом, мы сегодня с вами узнали, что такое государство, его признаки; познакомились с основными принципами устройства Парламента, поняли как принимаются законы; нам стало известно о роли гражданина в жизни государства, об основных правах и обязанностях гражданина РФ.

Сейчас вместе споем гимн РФ и РТ. (Звучат первые куплеты гимнов)

Спасибо за урок! Всем доброго дня!





© 2010-2022