Рабочая программа Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности (8 класс)

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная программа по экономике для учащихся 8 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) и авторской программы для 7-8 классов И.В.Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» (Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Сост. Б.И.Мишин, Л.Н.Поташева. - М.: Вита-Пресс, 2011. - 240 с.).

Цель программы состоит в формировании у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.

Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:

Образовательные:

 формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;

 формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;

 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.

Развивающие:

 овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

 подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;

 освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

 развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.

Воспитательные:

 формирование коммуникативных навыков.

 воспитание ответственности за экономические решения;

 потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;

 воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Валеологические:

 обеспечение комфорта учащихся;

 сохранение здоровья школьников.

Реализация данной программы направлена на создание условий:

- для формирования экономического мышления, интереса к изучению экономических дисциплин;

- для освоения системы знаний об экономической деятельности;

- для воспитания ответственности за экономические решения, уважения к труду;

- для освоения способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства.

Рабочая программа призвана подготовить учащихся 8х классов к лучшему усвоению основ экономических знаний в 9-11х классах и сформировать у них систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает большой материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, способов деятельности и ключевых компетенций:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, т.е к авторской программе в 34 учебных часа добавлен в резерв еще 1 час, т.к. учебный год для учащихся 8 класса составляет 35 учебных недель.

Типы и формы обучения - комбинированные занятия, ситуативно-ролевые игры и упражнения, беседы, дискуссии, практические упражнения.

Основные методы обучения:

Монологический - применяется в основном при изучении теоретического материала, где учитель дает новые сведения, советы, рекомендации.

Диалогический - осуществляется в основном по принципу вопрос-ответ, ученики могут получить уточняющие сведения, консультации, советы при возникших в процессе обучения проблемах, вопросах.

Показательный - где учитель наглядно демонстрирует изученный в теоретической части материал интегрируя его в практические навыки.

Проблемно-поисковый - где учащимся предлагается самим найти решение той или иной проблемы возникшей в процессе обучения в ходе группового обсуждения или практических тренингах с целью интенсификации обучения и актуализации знаний.

Методическая база:

- подбор методической литературы;

- разработка и проведение занятий;

- посещение интернет-сайтов посвященных данной тематике и поиска необходимой информации;

- создание наглядного материала.

Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:

- устные развернутые ответы;

- тестирование (5-15 минут);

- работа с экономическими терминами (письменно и устно);

- выполнение заданий в рабочей тетради.

Основная литература:

-Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. - М.: Вита-Пресс, 2012.

- Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. 7-8 классы.: Учебн. пособие - М.: Вита-Пресс, 2012.

- Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. 7-8 классы.: Метод. пособие - М.: Вита-Пресс, 2012.

Дополнительная литература:

-Мицкевич, А.А. Сборник заданий по экономике: Для учащихся 9-11 классов. - Кн.1. Задачник по микроэкономике. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 462с.

Требования к уровню подготовки

Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

В результате изучения курса «экономика» ученик должен

Знать/понимать (включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися)

- функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь (включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.)

-приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

-описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

-объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

получения и оценки экономической информации;

составления семейного бюджета;

оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

&

Дата проведения

Зачем нужна экономика

1 час

Гл.1


Как устроена хозяйственная жизнь человечества.

1 час

Гл.2


Как возникла экономика.

1 час

Гл.3


Как организуется производство благ.

1 час

Гл.4


Торговля - союзник производства

1 час

Гл.5


Какая бывает торговля.

1 час

Гл.6


Многоликая розничная торговля

1 час

Гл.7


Зачем нужна оптовая торговля

1 час

Гл.8


Как оптовая торговля помогает производству

1 час

Гл.9


Зачем нужна биржа.

1 час

Гл.10


Деньги - помощник торговли.

1 час

Гл.11


Краткая история звонкой монеты

1 час

Гл.12


Зачем люди придумали банки.

1 час

Гл.13


Банковские деньги

1 час

Гл.14


Как бумажные деньги стали главными

1 час

Гл.15


Как банки сделали деньги невидимыми

1 час

Гл.16


Как работают безналичные деньги

1 час

Гл.17


Деньги и банки в век электроники

1 час

Гл.18


Как работает электронная карточка

1 час

Гл.19


Как создается и как работает банк

1 час

Гл.20


Что такое кредитование.

1 час

Гл.21


Как люди зарабатывают деньги

1 час

Гл.22


Почему существует повременная зарплата

1 час

Гл.23


В мире профессий и заработков

1 час

Гл.24


В мире профессий и заработков

1 час

Гл.24


Как люди добиваются увеличения своих заработков

1 час

Гл.25


Что такое карьера и как она влияет на доходы

1 час

Гл.26


Как платят за творчество.

1 час

Гл.27


Как производство помогает творцам

1 час

Гл.28


Что такое собственность и зачем она людям

1 час

Гл.29


Как люди становятся собственниками

1 час

Гл.30


За что можно лишиться собственности.

1 час

Гл.31


Экономика: как все это работает вместе.

1 час

Гл.32


Резерв (обобщающие занятия)

2 часа








Содержание программы

8 класс

Зачем нужна экономика. (1ч)

Экономика. Зачем люди создали экономику. Когда появилась экономика. Нужды и потребности. Технология. Богатство. Цивилизация.

Как устроена хозяйственная жизнь человечества. (1ч)

Натуральное хозяйство. Разделение труда. Рынок. Организация хозяйственной деятельности. Продолжительность жизни. Уровень жизни.

Как возникла экономика. (1ч)

Как и когда возникла экономика. Производственные ресурсы. Производительность труда. Отрасль. Сырье.

Как организуется производство благ. Менеджмент. (1ч)

Экономические ресурсы: природные ресурсы, капитал, труд. Технология. Предприниматель. Менеджер. Производство.

Торговля - союзник производства. (1ч)

Обмен. Торговля. Факторы развития торговли. Роль торговли в хозяйственной жизни человечества.

Какая бывает торговля. (1ч)

Розничная торговля. Факторы успешности продаж. Задачи владельца магазина. Выручка от продаж. Расходы на содержание магазина.

Многоликая розничная торговля. (1ч)

Торговая сеть. Универмаг. Специализированные магазины. Фирменный магазин. Безмагазинные формы торговли.

Зачем нужна оптовая торговля. (1ч)

Оптовая торговля. Причины возникновения оптовой торговли. Скидка. Выгода.

Как оптовая торговля помогает производству. (1ч)

Конвейер. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России.

Зачем нужна биржа. (1ч)

Биржевая торговля. Биржевые товары. Рынок. Спекуляция. Дилер: «быки» и «медведи». Российская биржевая торговля.

Деньги - помощник торговли. (1ч)

Товарные деньги. Бартер. Причины изобретения денег. Возникновение монет. Цена. Деньги. Монеты.

Краткая история звонкой монеты. (1ч)

Российская монетная система. Чеканка монет. Национальные монетные системы.

Зачем люди придумали банки. (1ч)

Банк. Возникновение первого банка. Противники банков. Кредит. Услуги банков. Банковская система России.

Банковские деньги. (1ч)

Частные деньги. Банковские деньги. Номинал. Чек. Банкнота.

Как бумажные деньги стали главными. (1ч)

История бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема.

Как банки сделали деньги невидимыми. (1ч)

Безналичные денежные расчеты. Факторы возникновения безналичных расчетов. Ассигнация. Банкнота. Золотомонетный (металлический) стандарт.

Как работают безналичные деньги. (1ч)

Чек. Механизм платежей с помощью чеков. Чековый счет. Роль банков в жизни государства.

Деньги и банки в век электроники. (1ч)

Платежные карточки. Механизм использования банковских карточек. Кредитная и дебетная карточки.

Как создается и работает банк. (1ч)

Сбережения. Склонность к сбережению. Процент. Депозит. Банковские обязательства.

Что такое кредитование. (1ч)

Принципы кредитования. Проценты по кредиту. Доход банка. Роль банков в экономике.

Как люди зарабатывают деньги. (1ч)

Доход. Заработная плата. Возникновение заработной платы. Премия. Сдельная и повременная зарплаты. Комиссионные. Льготы.

Почему существует повременная зарплата. (1ч)

Профессии, которые оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты. Профсоюзы.

В мире профессий. (2ч)

Факторы, формирующие размер заработной платы. Интеллектуальный капитал. Вакантные рабочие места. Резюме. Общение, как фактор успеха в карьере и личной жизни.

Как люди добиваются увеличения своих заработков. (1ч)

Зависимость заработков от образования. История профессионального образования. Университеты и бизнес-школы.

Что такое карьера и как она влияет на доходы. (1ч)

Профессиональная карьера. Основные этапы профессиональной карьеры. Подходы к формированию своей карьеры.

Как платят за творчество. (1ч)

Гонорар. Аванс. Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий.

Как производство помогает творцу. (1ч)

Копия. Роялти. Интеллектуальная собственность. Плагиат. Законодательная защита продуктов творческого труда.

Что такое собственность и зачем она нужна людям. (1ч)

Собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность. Виды частной и общественной собственности.

Как люди становятся собственниками. (1ч)

Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников.

За что можно лишиться собственности. (1ч)

Законодательные основания изъятия собственности. Банкротство. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики. Долг.

Экономика: как все это работает вместе. (1ч)

Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Маркетинг. Прибыль. Стартовый денежный капитал. Превращение производственных ресурсов в товары. Организация продажи готовых товаров. Прибыль.

Условия для реализации программы


  1. Учебник по экономике: И В Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : Вита-Пресс, 2012 г

  2. Интернет-ресурсы

  3. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2006

  4. Журнал «Экономика в школе»

  5. А.А.Мицкевич. Сборник задач по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2006

  6. С.А.Равичев, С.Э.Григорьев, Т.А.Протасевич, А.С.Свахин. Сборник тестовых заданий по экономике. (8-11 классы).- М.: МЦЭБО- Вита-Пресс,2004.

  7. Карта по Древней истории.

  8. Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.

  9. Кроссворды.

  10. Возможность использования информационных технологий на уроках экономики.

Литература для учителя.


  1. Ермаков И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие. Новосибирск, 1997

  2. И В Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : Вита-Пресс, 2005 г

  3. Липсиц И.В. Экономика без тайн. -М.: Дело, 1993

  4. Романова Н. И. Экономическая игротека. - М.: Финансы и статистика., 1993

  5. Шведова И. А. Азбука для детей и взрослых. Вып. 1 .Экономика. - М.: 1992

  6. Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1998

  7. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998

  8. С Ю Витте. «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве» - М: Фонд. «Начала», 1997 г

  9. Н А Зайченко. Опорный конспект для школьника, рабочая тетрадь 7-8 классов - М. : Вита-Пресс, 2003 г

  10. Т Н Сенгеева «Особенности и личности» - Методическое пособие для учителей. Улан-Удэ 2004 г

  11. Н Б Ошорова, Г С Ошорова,. «Образовательные технологии в развитии познавательной самостоятельности учащихся». Улан-Удэ 1999 г.

  12. О Макарова, В Раев. «Тесты по экономике» - М. : Вита-Пресс, 1997 г.

  13. Е Н Травин. «Уроки экономики в школе» Пособие для учителей экономике и обществознания. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003 г - 160 стр.

  14. Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.

  15. Кроссворды.

  16. А К Маркова. Формирование мотивации ученика: книга для учителя - М: -1980 - 126 стр.

  17. Карта по Древней истории.

  18. А А Мицкевич «Сборник заданий по экономике». Пособие для преподавателя экономики - М.; «Вита - Пресс», 2001 г - 592 стр

Литература для учащихся


  1. Липсиц И. В. «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : Вита-Пресс, 2005 г

  2. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998

  3. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999

  4. Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1998

  5. Мицкевич А. А. Экономика в задачах и тестах: Пособие для учителя / А. А. Мицкевич, - М.: Вита-Пресс, 1995

  6. Н А Зайченко. Опорный конспект для школьника, рабочая тетрадь 7-8 классов - М.: Вита-Пресс, 2003 г

Список литературы, использованной при написании программы


  1. Закон «Об образовании»

  2. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 года «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  4. Программа: И. В. Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности», ГУ - ВШЭ, 2000

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

  6. Е В Савицкая, С Ф Серегина. «Уроки экономики в школе 1 и 2 части» - М.: «Вита - Пресс» 1999 г, М.: «Вита - Пресс» 1997 г.

  7. И В Липсиц «Экономика 1 и 2 часть» М.: «Вита - Пресс», 2003 г-352 стр

  8. О Ю Макарова, В А Раев. Тесты по экономике. Методическое пособие - М. ; «Вита - Пресс», 1997 г - 80 стр.

  9. Н А Зайченко. Опорный конспект школьника по экономике: рабочая тетрадь для 7 - 8 классов общеобразовательных учреждений - 2 издание М: - Вита - Пресс, 2002 -96 стр.

  10. В А Ситаров. Дидактика для учителя. Учебное пособие. М: Издательский центр Академия , 2004 - 368 стр.

  11. О Ю Мамедов. Экономическая теория в школе: книга для учителя - Ростов на Дону: «Феникс»- 1996 - 544 стр.

  12. Т Н Сенгеева. Особенности личности (познавательная сфера) составитель- Улан -Удэ 2004 -58 стр.

  13. Г К. Селевко. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М; - 1998

  14. Н.Б. Ошорова, Г.С. Ошорова. Образовательные технологии в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

  15. Б А Голуб. «Основы общей дидактики». Учебное пособие - М. Владос 1999

  16. В А Ситаров. «Дидактика». Учебное пособие - М. Академия 2004

profistart.ru/ps/blog/13182.html

hse.ru/inter/cher.zip - Черкасова В.А. Книга для чтения по экономике для преподавателей экономики.

exin.ru/test/doc.html - аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Экспертного института.

referats-tv.stars.ru/link/ - перечень информационных ресурсов Интернет в помощь учащимся.

3

© 2010-2022