Методическая разработка урока по дисциплине ОДП. 21. Право по теме: 3. 6. Защита прав потребителей

Урок по ОДП.21. Право разработан по разделу 3. Отрасли российского права по теме 3.6. Защита прав потребителей в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения. В данной разработке урока основной акцент сделан на практико-ориентированный подход, применение современных педагогических технологий, позволяющих студентам почувствовать себя активными участниками, а не пассивными слушателями на уроке. При разработке урока педагог использовал элементы интерактивных педагогических технологий, таких...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

«Тобольский многопрофильный техникум»



СОГЛАСОВАНО

Председатель цикловой комиссии работников гуманитарной и социально-экономической подготовки

___________________ _________________

Протокол от «__» ________ 2015 г. №____

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по НМР

____________ ______________

«__» ________ 2015 г.








Методическая разработка урока

по дисциплине ОДП.21. Право по теме: 3.6. Защита прав потребителей

для специальностей СПО и профессий НПО

социально-экономического профиля



Автор-разработчик:

Княжева Вера Витальевна, преподаватель общественных дисциплин I квалификационной категории ГАПОУ СПО Тюменской области «Тобольский многопрофильный техникум».

Дата проведения: 23.03.2015 - 28.03.2015



Тобольск 2015

Содержание


Пояснительная записка ………………………………………………………

3

I. План урока…………………………………………………….....................

4

II. Структура урока и продолжительность этапов урока…………………...

5

III. Ход урока………………………………………………………………….

6

Литература и Интернет-ресурсов …………………………………………..

17















Пояснительная записка

Урок по ОДП.21. Право разработан по разделу 3. Отрасли российского права по теме 3.6. Защита прав потребителей в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения. В данной разработке урока основной акцент сделан на практико-ориентированный подход, применение современных педагогических технологий, позволяющих студентам почувствовать себя активными участниками, а не пассивными слушателями на уроке. При разработке урока педагог использовал элементы интерактивных педагогических технологий, таких как, игровая технология, проблемное обучение, технология критического мышления на уроке теоретического обучения, технология дискуссии. Разработка урока имеет логическую структуру и целесообразное распределение учебного время отведенного на каждый этап урока. К уроку подготовлены приложения, необходимые для организации подобного рода занятия, видеоматериал - «Права потребителя», мультфильм «Как старик корову продавал», презентационный материал, сопровождаемый яркими слайдами в целях акцентирования внимания студентов на отдельных фрагментах урока и лучшего восприятия изучаемого материала. Для проведения урока теоретического обучения подготовлены специальные материалы: конспект урока для студента, памятка «Способы защиты прав потребителей», контрольные листы экспертизы товара, бланки с ситуационными заданиями и иное обеспечение.

Аудитория студентов для проведения такого занятия подбирается с учетом их готовности к активной деятельности на уроке, умеющих критически мыслить, решать проблемные юридические задачи.































I. План урока


Тема раздела 3. Отрасли российского права

Тема урока: 3.6. Защита прав потребителей

Цели урока:

1.Знакомство с содержанием Закона «О защите прав потребителей».

2.Формирование общеучебных умений и навыков: развитие устной речи, умения работать в группе, анализировать фактический материал, обобщать и делать выводы.

3. Воспитание правовой культуры, уважения к российским законам.

Тип урока: изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный (практикум/деловая игра)

Педагогическая технология (ее элементы): игровая, проблемное обучение, технология критического мышления, технология дискуссии

Метод обучения: практический, объяснительно-иллюстративный

Приемы обучения: юридический практикум, игровая деятельность, «мозговой штурм», дискуссия, критическое мышление

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, бригадная

Оборудование и материалы:

  1. Мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер, колонки).

  2. Видеоролик «Права потребителя».

  3. Мультфильм «Как старик корову продавал».

  4. Презентация «Защита прав потребителей».

  5. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для нач. и сред. проф. образования / Е.А. Певцова. - М.: ИЦ «Академия», 2011. - 400 с.

  6. Конспект урока для студента.

  7. Памятка «Способы защиты прав потребителей».

  8. Контрольные листы экспертизы товара.

  9. Бланки с ситуационными заданиями.

  10. Упаковочные материалы для продукции.

  11. Билеты на поезд.

  12. Спортивный костюм, чек на товар.

  13. Паспорт на комплект мебели (стенку), товарный чек.

  14. Таблички с надписями «Касса железнодорожного вокзала», «Магазин спорттоваров», «Мебельный магазин».

  15. Бейджи.

Метод контроля: устный/практический

Межпредметные связи: обществознание, экономика, история.

Внутрипредметные связи:

Тема 1.10. Юридическая ответственность и ее виды

Тема 2.11. Основные конституционные права и обязанности граждан в России

Тема 3.1. Гражданское право и гражданские правоотношения

Тема 3.2. Гражданско-правовые договоры

Тема 3.4. Право собственности: имущественные и неимущественные права граждан

Тема 3.5. Гражданский процесс и порядок обжалования в суд

Основные понятия и термины: потребитель, покупатель, заказчик, продавец, купля-продажа товара, конкуренция, рынок

Место проведения: учебная аудитория

Продолжительность занятия: 45 минут

Общие компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 8, ОК 9

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Знания: 1, 2

1. права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений;

2. механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России.

Умения: 1, 3, 5

1. правильно употреблять основные правовые понятия и категории;

3. объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм;

  1. приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности.


II. Структура и продолжительность этапов урока


I

Организационный момент

1 мин.

II

Вступительное слово преподавателя

3 мин.

III

Формирование ориентировочных основ знаний

25 мин.

IV

Первичное закрепление нового материала

13 мин.

V

Домашнее задание и инструкция по его выполнению

1 мин.

VI

Подведение итогов урока

1 мин.

VII

Рефлексия

1 мин.




















III. Ход урока


  1. Организационный момент

  1. Приветствие студентов.

  2. Представление педагога.

  3. Проверка готовности студентов к уроку.

  4. Организация внимания.


  1. Вступительное слово преподавателя

Ребята, я вам хотела рассказать один случай из жизни. В техникуме в перерыве между занятиями одна девушка рассказала своей подруге о неудачной покупке кроссовок. Заплатила немалые деньги за товар, но она оказалась некачественной. На первом же занятии по физкультуре в обуви отклеилась подошва. В группе всем было смешно, так как «следы» от кроссовок остались на дороге, но девушка очень расстроилась. Подруга посоветовала ей пойти в магазин и отдать товар продавцу, потребовав вернуть деньги. Девушка после занятий решила поступить именно так. Но продавец потребовала чек на покупку и отказала в обмене товара. Возникла ситуация, когда девушке потребовалась юридическая помощь.

Вопросы:

1. Знакома ли вам такая ситуация?

2. Что в последний раз вам приходилось покупать? Остались ли вы удовлетворены покупкой?

3. Приходилось ли вам обращаться за обменом товара в магазин? Почему? Что на ваше обращение сказала администрация магазина (продавец)?

4. Какую покупку мы можем считать удачной?

5. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить на уроке?

6. Какие цели урока мы будем раскрывать?

Да, вы правы, сегодня в центре нашего внимания потребитель, его права и обязанности в сфере социально-экономических отношений.

Все мы с вами ежедневно что-либо покупаем, пользуемся услугами, нуждаемся в работах и таким образом становимся потребителями.

Итак, в ходе изучения этой темы мы приобретем теоретические знания и будем решать практические ситуации, отвечать на проблемные вопросы преподавателя, с которыми мы можем с вами столкнуться в жизненной и будущей профессиональной ситуации, а также пройдем психологический тест «Способны ли Вы отстаивать свои права?».


  1. Формирование ориентировочных основ знаний


План темы урока:

1. История вопроса.

3. Права и обязанности потребителя.

2. Правовые источники по защите прав потребителей.

4. Способы защиты прав потребителей.

1. История вопроса.

Ваши родители застали это время, когда стоя в очередях, говорили: «Пусть бы все было дорого, но пусть бы все было без очередей и хамства»!

Вопрос:

Рассказывали ли ваши родители, бабушки о том времени, когда в магазинах выстраивались длинные очереди и выбор товаров был невелик?

Как вы видите, сейчас очереди практически исчезли, появился выбор товара. Борьба за покупателя и заказчика среди продавцов разгорается. Приобретая товар или имея намерения его приобрести, гражданин превращается в потребителя. 15 марта в России отмечается праздник - Всемирный день защиты прав потребителей. Кто же такой потребитель?

Потребитель - это гражданин, который приобретает и использует товары, заказываемые услуги и работы, либо имеет намерение приобрести, заказать и использовать их для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли (в их число не входят граждане-предприниматели).

Вопрос:

1. Как Вы думаете, почему в условиях существования настоящей конкуренции в рыночной экономике потребителю уделяется большое внимание, и считают, что он всегда прав?

2. Правовые источники по защите прав потребителей.

Сегодня каждый из нас должен быть грамотным потребителем, чтобы не только знать свои права, но и уметь грамотно их отстаивать, если возникает такая необходимость.

Вопрос:

1. Ребята, кто из вас знает, какой закон защищает наши с вами права, как потребителя?

Закон РФ «О защите прав потребителей» был принят в 1992 году, когда наша страна встала на путь создания рыночной экономики. В такой ситуации государство все меньше вмешивается в деятельность предприятий. В то же время все больше возрастают взаимоотношения между покупателем, продавцом и товаропроизводителем.

К настоящему времени в нашей стране сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей. Государственная защита прав потребителей гарантируется Конституцией РФ (ст. 45), Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», нормативными актами, принимаемыми Правительством РФ, которое утвердило свыше 20 Правил продажи отдельных видов товаров и Правил бытового и иного обслуживания.

Мы должны с вами знать, что каждое предприятие, оказывающее услуги гражданам (в общественном транспорте, в жилищно-коммунальных службах, строительных организациях, турфирмах, платных учебных заведениях, в сфере торговли и общественного питания, в банках, в службе быта, парикмахерских, салонах красоты), в своей деятельности опираются на указанную нормативную базу и обязаны вывешивать соответствующие Правила на стенде, с которыми вы бы могли свободно ознакомиться.

Согласно этим Правилам потребители разрешают возникшие споры между покупателем и продавцом, производителем и покупателем, а также предъявляют претензии по конкретным видам товаров, работ, услуг.

3. Права и обязанности потребителя.

Показателем правой грамотности современного гражданина является знание соблюдение правовых норм, установленных государством, умение защитить свои нарушенные права.

Предлагаю вам ознакомиться с некоторыми важными правовыми нормами в сфере защиты прав потребителей посмотрев видеоролик «Права потребителя».

Просмотр видеоролика «Права потребителя».

Экспресс-опрос по видеоролику «Права потребителя»:

1. Какими же правами обладает потребитель?

  • Право на качество.

  • Право на безопасность (сертификат соответствия, см. приложение).

  • Право на информацию.

  • Право на возмещение причиненного ущерба.

  • Право на просвещение в области защиты прав потребителей.

  • Право на выбор.

  • Право на компенсацию причиненного ущерба.

  • Право обменять купленный товар.

  1. Какой документ удостоверяет факт покупки товара?

(Товарный чек)

3. С какого момента наступает гарантийный срок товара?

(С момента передачи товара потребителю)

4. В течение, какого времени происходит замена некачественного товара?

(В течение семи дней)

5. Приведите примеры товара, на которые устанавливается срок годности.

(Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерия)

6. В какие сроки можно обменять купленный непродовольственный товар?

(В течение 14 дней)

7. В каких еще случаях Закон РФ защищает наши права как потребителя?

(При выполнении работ и оказании услуг)

8. Как быть если у продавца отсутствует необходимый для обмена товар?

(Возвратить приобретаемый товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму).

9. В каких случаях товар обмену не будет подлежать?

(Если товар не был в употреблении, сохранены его свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца).

10. Имеет ли право на обмен товара гражданин, который самостоятельно его не приобретал, но применяет в использовании?

(Потребителем признается не только гражданин, который приобретает товары или заказываемые работы (услуги), но и гражданин, который ими пользуется непосредственно (т.е., если кто-то купил пылесос, который отказывается работать, то права потребителя может отстаивать не только он сам, но и члены его семьи).

Итак, как мы видим с вами, знание Закона «Защита прав потребителя» является необходимым в практической жизни, как с точки зрения покупателя, так и с точки зрения продавца.

А сейчас, мы с вами немного вернемся в детство и посмотрим известную вам сказку по произведению С. Михалкова «Как старик корову продавал». Наша задача при просмотре мультфильма обратить внимание на то, какие права покупателя были нарушены, с точки зрения Закона «О защите прав потребителей»?

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».

На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она!
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за нее?
- Да где наживаться, вернуть бы свое!
- Уж больно твоя коровенка худа!
- Болеет проклятая, прямо беда!
- А много ль корова дает молока?
- Да мы молока не видали пока…
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою!
Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат!
- Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли? Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой!
- А много ль корова дает молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука!
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому -
Такая скотина нужна самому.

Вопросы:

1. Кто на ваш взгляд из сказочных персонажей был более удачным продавцом? Почему?

(Паренек, сумел дать хорошую рекламу товару, охарактеризовал его положительные свойства, придал «товарный вид» корове).

2. Приведите примеры (слова героев) из просмотренного мультфильма.

(Старик:

- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

- Да где наживаться, вернуть бы свое!

- Болеет проклятая, прямо беда!

- Да мы молока не видали пока…

Паренек:

- Корова, гляди, не корова, а клад!

- Не очень жирна, но хороший удой!

- Не выдоишь за день - устанет рука!)

3. Если бы богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены? Приведите примеры (слова героев) из просмотренного мультфильма.

(Покупатель вправе получить достоверную информацию о товаре, чтобы сделать правильный выбор, а продавец несет ответственность за ложную информацию.

Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

- Корову продашь?

- Покупай, коль богат!

- Корова, гляди, не корова, а клад!

- Да так ли? Уж выглядит больно худой!

- Не очень жирна, но хороший удой!

- А много ль корова дает молока?

- Не выдоишь за день - устанет рука!)

Закон «О защите прав потребителя» как мы видим, сыграл важную роль на российском потребительском рынке. Защитил права потребителей в разных ситуациях, включая и сферу предоставления достоверной информации о товаре.

Социологические опросы показывают, что более половины населения страны не знают законодательство о защите прав потребителей и не способны отстаивать свои законные права.

С помощью психологического теста «Способны ли Вы отстаивать свои права?» мы узнаем о том, к какой группе мы относимся.



Психологический тест «Способны ли Вы отстаивать свои права?»


1. Пересчитываете ли Вы полученную сдачу сразу у прилавка магазина?

всегда - 1; иногда - 5; никогда - 10

2. Если Вы видите, что вас обсчитал продавец на незначительную сумму, то Вы:

уходите, считая, что он ошибся - 5; тут же требуете вернуть присвоенное - 1; уходите, стесняясь потребовать свое - 10

3. Если Вы оказываетесь обманутыми при покупке чего-либо или при пользовании услугами, кого Вы вините в первую очередь?

продавца - 10; невезение - 5; себя - 1

4. Какие усилия Вы прилагаете, когда нужно сделать что-либо неприятное (решить трудную задачу, убрать свое рабочее место, сходить в магазин и т.д.)?

большие - 10; небольшие - 5; делаю без усилий - 1

5. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

в зависимости от обстановки - 5; да - 1; нет - 10

6. Раздражает ли Вас человек, который кашляет в Вашу сторону?

да - 1; нет - 10; только незнакомый - 5

7. Боитесь ли Вы выступить с речью на собрании, вечере, празднике?

немного боюсь - 5; да - 10; нет - 1

8. Можете ли Вы быть дружелюбным с человеком, которого не выносите?

да, когда мне это нужно - 10; да, когда постараюсь - 1; не могу - 5

Результаты теста:

Если вы набрали от 8 до 24 баллов, то Вы, видимо, сможете защитить свои права.

Вы сумеете в своих действиях опираться на знание своих прав и способов их цивилизованной защиты. Вы понимаете, что быть бессловесным ягненком - унизительно; это умаляет чувство человеческого достоинства. Вы сумеете постоять за себя, не причиняя вреда чужому достоинству.

Если вы набрали от 25 до 65 баллов, то Вы пока находитесь на пути к пониманию преимуществ цивилизованного отстаивания своих прав.

Если вы набрали более 65 баллов, то Ваш девиз - «прав тот, у кого больше прав».

Придется всю жизнь делать карьеру и биться за деньги, чтобы потом подсчитывать количество пострадавших от Вашего самодурства и в конце жизни понять, что себе Вы нанесли значительно больший ущерб, чем противникам. Ни одной победы, одержанной при помощи Вашей воли, характера, знаний Вы достичь не сумеете.

ТМетодическая разработка урока по дисциплине ОДП.21. Право по теме: 3.6. Защита прав потребителейаким образом, порядок наступит тогда, когда сами граждане и продавцы пополнят свои знания в области права и начнут применять механизмы соблюдения законодательных норм.

По данным социологических опросов покупателей на предмет «На что вы обращаете внимание при покупке товара?» было выявлено, что: 46% покупателей обращают внимание на срок хранения продукта, 45% смотрят на дату изготовления, 33% обращают внимание на состав продукта, ингредиенты, другие критерии характеристики продукта не столь интересны нашим российским покупателям. Ознакомимся более подробно с данной статистикой:

Вопрос:

1. На что вы обращаете внимание при покупке товара?

В руки ты товар бери,
Этикетку рассмотри.
Там название предприятия,
Адрес, факс и телефон.
Номер ГОСТа, номер партии
И, конечно, годен до…

Каждый из нас с вами в той или иной степени при покупке товаров выступал в роли эксперта. Эксперт - это специалист, который производит экспертизу (проверку) товара. Сегодня вам предоставляется такая возможность поучаствовать в этой процедуре и выявить возможные нарушения права покупателя на полную и достоверную информацию о товаре.

Для команд экспертов раздаются товары для проведения экспертизы на предмет полной информации о товаре, расположенной на упаковке и заполнении контрольного листа экспертизы товара. На оборотной стороне контрольного листа экспертизы товаров содержится информация о кодах стран местонахождения банка данных о штриховых кодах. Задача экспертов провести экспертизу товара, найти замечания и дать необходимые рекомендации производителю по устранению этих замечаний.

Проведение экспертизы товара. «ОТК - Экспертиза».


Контрольный лист экспертизы товара

Критерии экспертизы

Результат экспертизы

Название изделия

Страна-изготовитель по шрих-коду

Государственный стандарт

Состав

Объем или вес

Калорийность

Дата изготовления

Срок годности

Место нахождения (юридический адрес)

Запрещенные пищевые добавки

Е 121 красители

Е 123 консерванты

Е 240

Е 927а, Е 9246

Замечания, рекомендации эксперта

@

@

@



Методическая разработка урока по дисциплине ОДП.21. Право по теме: 3.6. Защита прав потребителейМетодическая разработка урока по дисциплине ОДП.21. Право по теме: 3.6. Защита прав потребителей


Итак, наши эксперты справились с заданием и рассказали о том, на что необходимо обращать внимание при покупке товара. Спасибо за проделанную работу!

4. Способы защиты прав потребителей.

Вопрос («мозговой штурм»):

1. Если наши права будут нарушены, каким способом мы будем их защищать, куда обращаться?

Методическая разработка урока по дисциплине ОДП.21. Право по теме: 3.6. Защита прав потребителей



























Способы внесудебной защиты прав потребителя:

1Методическая разработка урока по дисциплине ОДП.21. Право по теме: 3.6. Защита прав потребителей. Обращение потребителя за защитой к специальным государственным органам.

Одним из таких федеральных органов является Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). В краях, областях, республиках России есть территориальные органы ГКАП. Они руководят местными органами по защите прав потребителей в городах, районах и т.д.

2. Обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных организаций потребителей.

3. Гражданин может защитить свои права сам, не обращаясь в другие органы.

Если права потребителя были нарушены в момент оформления покупки или услуги, ему необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания.

Если же, дома вскрылись отрицательные качества товара (услуги), то потребителю необходимо предъявить претензии магазину. Они должны быть удовлетворены по устному требованию. В случае отказа необходимо написать претензионное письмо. В письме излагается суть претензии, указывается факт отказа удовлетворить устные требования. Потребитель должен представить продавцу, изготовителю товар и документы: товарный (кассовый) чек, технический паспорт (на товары, на которые установлены гарантийные сроки). Новый ГК РФ предусматривает право потребителя доказывать факт покупки с помощью свидетельских показаний (ст. 493).

Адреса и телефоны организаций, в которые могут обращаться потребители


1. Председатель СПРФ - Шелищ Петр Борисович

Адрес: 129085, г. Москва, проспект Мира, д. 101, офис 115

Электронный адрес: [email protected]

Телефон: (495) 510-50-32.

2. Тюменское общество потребителей

Председатель - Григорьев Борис Викторович

Адрес: 625000, г. Тюмень, ул. Первомайская, д. 20, Городская Дума.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ (Роспотребнадзор)

Руководитель: Онищенко Геннадий Григорьевич

Адрес: 127994, Вадковский переулок, д. 18, стр. 5, 7

Телефон: (499) 973-26-90, 973-26-43 (факс).

4. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ в УРФО

Руководитель: Шарухо Галина Васильевна

Адрес: 625026, г. Тюмень, пр. Геологоразведчиков, д. 1

Электронный адрес: [email protected].

Телефон: (3452) 20-88-24.

5. Отдел потребительского рынка товаров и услуг администрации г. Тобольска

Телефон: (3456) 24-12-45.

Судебная защита прав потребителя:


Суд обязан защитить потребителя от нарушений его прав практически во всех сферах потребления. Прежде всего, в торговле и сфере бытовых услуг.

Подавать иски в защиту прав потребителя могут государственные и общественные организации, а также сам потребитель.

Гражданин, чьи права нарушены, выступает истцом, другая сторона - ответчиком.

Исковое заявление подается в письменной форме и составляется в трех экземплярах: для ответчика, для суда, для заявителя.

Если судья принял дело, он должен направить заявителю повестку о вызове в суд вместе с ответчиком. На этой встрече обоим сторонам предлагается решить дело миром. В этом случае состоится мировое соглашение. Судья прекращает производство по делу.

Но если мировое соглашение не будет исполнено ответчиком, то оно приобретает силу судебного решения. Судебный исполнитель принудит ответчика его исполнить.

Общий срок рассмотрения любого гражданского дела - 1 месяц.

Госпошлина при обращении в суд с иском в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» не взыскивается.

ПМетодическая разработка урока по дисциплине ОДП.21. Право по теме: 3.6. Защита прав потребителейри этом нужно знать, как правильно заполнить исковое заявление. В исковом заявлении указывается:

1. Наименование суда.

2. Наименование истца, его место жительства.

3. Наименование ответчика, его местонахождение.

4.Обстоятельства, на которых истец основывает свое требование и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства.

5. Требования истца.

6. Цена иска, если иск подлежит денежной оценке.

7. Перечень прилагаемых к заявлению документов.

Документы, которые могут быть приложены к исковому заявлению:

1. Товарный (кассовый) чек.

2. Технический паспорт или другие документы, подтверждающие факт заключения договора с продавцом-ответчиком.

3. Акт осмотра товара.

4.Различные справки (акты), подтверждающие недостатки товара.

Закон предусмотрел обстоятельства, при которых продавец, изготовитель, исполнитель могут быть освобождены от ответственности за причиненный вред.

Вопрос:

1. Как вы думаете, при каких обстоятельствах продавец, изготовитель, исполнитель может быть освобожден от ответственности за причиненный вред?

Если вред был причинен действием неопределимой силы (землетрясением, наводнением, молнией или другим стихийным явлением);

Если причиной возникновения вреда послужило нарушение потребителем правил пользования товаром (результатом работы, услугой) или его хранения. Виновность потребителя должен доказывать продавец, изготовитель, исполнитель, когда к нему будет предъявлено требование о возмещении вреда. А за потребителем остается только право предъявить претензию и все (презумпция невиновности).


IV. Первичное закрепление нового материала

Рассмотрение спорных ситуаций между продавцом и покупателем.

Инструкция: Необходимо разыграть юридическую ситуацию и предложить правильный способ решения ситуации. Из группы студентов выбирается три «продавца» и три «покупателя». Время на подготовку и обдумывание ситуации дается 2 - 3 минуты. По итогам работы анализируются правильность (неправильность), решения юридической ситуации, проводится разбор допущенных ошибок.

Ситуация 1.

Андрей приобрел билеты на поезд для себя и жены. При посадке выяснилось, что номер паспорта и отчество жены указаны неверно. Из-за этого жену в поезд не пустили. Андрей обратился в управление железной дороги с требованием компенсировать моральный вред. Прав ли Андрей?

Ответ: Андрей не прав. В соответствии с п. 12 Правил перевозки пассажиров и багажа, пассажир обязан проверить правильность паспортных данных в билете. Поэтому компенсации требовать он не может.

Ситуация 2.

Вадим приобрел в спортивном магазине тренировочный костюм, уцененный из-за плохо прошитой подкладки. Через несколько дней на куртке сломалась молния. Вадим попытался вернуть костюм в магазин. Прав ли Вадим?

Ответ: Нет. Вадим был предупрежден о недостатках в подкладке, а требования к продавцу предъявлялись в отношении сломанной молнии.

Поэтому Вадим имеет право возвратить товар в магазин и потребовать возврата денег.

Ситуация 3.

Ирина купила набор мебели (стенку). После сборки оказалось, что мебель с дефектом - в одном месте глубокие царапины. Производить обмен стенки на другую модель хлопотно, модель стенки Ирину устраивает, однако оставлять купленную стенку обидно - деньги за нее заплачены немалые. Что делать Ирине?

Ответ: В соответствии со ст.18 Закона «О защите прав потребителей» Ирина вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены.

Ситуация 4.

Покупатель отбирает ряд товаров, идет к кассе и обнаруживает, что денег на все отобранные товары не хватает. Покупатель пытается договориться с продавцом, что вскоре занесет недостающую сумму. Прав ли в этой ситуации покупатель?

Ответ: Анна не права. Покупатель обязан произвести полный расчет покупки или в противном случае, отказаться от части товаров.

Ситуация 5.

Покупатель подошел к кассе, расплатился за покупки, отошел и выронил купленные яйца. Каковы дальнейшие действия в этой ситуации покупателя и продавца?

Ответ: Покупатель может отказаться от покупки до оплаты товара, после оплаты покупатель является собственником товара и сам несет ответственность за его случайную порчу.

Мы рассмотрели различные ситуации из нашей повседневной жизни. Надеюсь, что вы сумеете правильно и достойно отстаивать свои права, если в этом возникнет у вас необходимость.

V. Домашнее задание и инструкция по его выполнению

1. Провести социологическое исследование: обойти магазины нашего района и выяснить есть ли:

- уголок покупателя;

- телефоны и адреса служб защиты прав потребителей;

- наличие книги жалобы;

- представить отчёт о выполнении задания.

2. Изучение Конституции РФ, ГК РФ, Закона о защите прав потребителей.

VI. Подведение итогов урока

- оценка работы группы;

- оценка работы отдельных студентов;

- аргументация выставленных оценок.

VII. Рефлексия

1. Понравилось ли вам занятие?

2. Пригодятся ли полученные знания в практической деятельности?

3. Сможете ли теперь защитить свои права, в случае их нарушения?

4. Оцените свою работу на уроке и поднимите соответствующий смайлик:

Методическая разработка урока по дисциплине ОДП.21. Право по теме: 3.6. Защита прав потребителей

Отлично усвоил(а) материал, уроком и собой доволен(а).

Методическая разработка урока по дисциплине ОДП.21. Право по теме: 3.6. Защита прав потребителей


Хорошо усвоил(а) материал.




Методическая разработка урока по дисциплине ОДП.21. Право по теме: 3.6. Защита прав потребителей

Были ошибки, но я знаю, как их исправить, над, чем ещё нужно поработать.




Методическая разработка урока по дисциплине ОДП.21. Право по теме: 3.6. Защита прав потребителей

Своей работой недоволен, было много ошибок. Результатом урока неудовлетворён.



















Литература

1. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для нач. и сред. проф. образования / Е.А. Певцова. - М.: ИЦ «Академия», 2011. - 400 с.


Интернет-ресурсы

2. Методическая разработка урока - викторины по праву. [Электронный ресурс]. URL: nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2014/10/19/metodicheskaya-razrabotka-uroka-viktoriny-po-pravu (дата просмотра: 05.03.2015).

3. Методическая разработка урока-семинара «Закон РФ о защите прав потребителей». [Электронный ресурс]. URL: samarapedsovet.ru/load/istorija_i_obshhestvoznanie/k_uroku/metodicheskaja_razrabotka_uroka_seminara_po_teme_zakon_rf_o_zashhite_prav_potrebitelej_dlja_studentov_2_kursa/57-1-0-1066 (дата просмотра: 06.03.2015).

Методическая разработка урока по дисциплине ОДП.21. Право по теме: 3.6. Защита прав потребителей


© 2010-2022