Изучение политической сферы на уроках обществознания в 9 классе

Представленная программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделу  курса «Политическая сфера». Раздел предполагает изучение сущности и происхождения государства, виды и формы политической власти, формы правления в общества, политические режимы, гражданское общество и правовое государство, наконец, устройство и борьба политических партий составляют содержание политической жизни общества. Они касаются не тольк...
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Методическая разработка раздела учебной программы

по обществознанию 9 класс «Политическая сфера»





Работу выполнила:

учитель истории и обществознания

МОУ Шахунской СОШ №14

Кокозина Тамара Ивановна





г. Шахунья 2014



СОДЕРЖАНИЕ:

1.Пояснительная записка

2.Цели и задачи

3.Психолого-педагогическое обоснование, специфика

восприятия и освоения учебного материала

4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы

5.Используемемые образовательные технологии и методы

6 Система знаний и система деятельности.

7.Поурочное планирование по теме

8. Контроль и коррекция результатов по разделам.

9. Методическая разработка урока

10. Использованные информационные источники.

11. Приложение












  1. Пояснительная записка.

Преподавание обществознания осуществляется в образовательных учреждениях по нескольким программам, в зависимости от приоритетов в преподавании предмета.

В МОУ Шахунская СОШ №14 обществознание преподаётся на основе учебной программы по обществознанию А.И. Кравченко для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

Изучение политической сферы на уроках обществознания в 9 классе.Изучение политической сферы на уроках обществознания в 9 классе.Изучение политической сферы на уроках обществознания в 9 классе.


Учебник. Авторы

А.И. Кравченко

Обществознание

для 8 класса

общеобразовательных

учреждений.

Учебник. Авторы Учебник Авторы

А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. А.И. Кравченко.

Обществознание Обществознание

для 8 класса для 10 - 11 класса

общеобразовательных общеобразовательных

учреждений. учреждений.

В УМК входит: Программа «Обществознание. Программы курсов для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор А.И. Кравченко. Статус: допущено Министерством образования Российской Федерацией». Год экспертизы - 2007. Учебники

Учебник авторы А.И. Кравченко Обществознание для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Статус: рекомендовано Минобрнауки Российской Федерации. Москва, «Русское слово», 2007.

И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 9 класс 3 издание. Москва, «Русское слово», 2009.

Е.А. Певцова. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 9 класс 3 издание. Москва, «Русское слово», 2008.

Кроме названной программы по обществознанию допущена Министерством образования Российской Федерации программа Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 6-11 классы. Москва. «Просвещение» 2009»

В настоящее время нет программы, которая полностью обеспечивает подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ, однако в программе А.И. Кравченко многие темы разработаны более полно, чем в программе Л.Н. Боголюбова. «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 6-11 классы. Москва. «Просвещение» 2009». Программа А.И. Кравченко общеобразовательных учреждений оптимально учитывает возрастные особенности школьников в процессе овладения социально-политическими знаниями. На доступном уровне прослеживается линия по формированию ценностных ориентаций у школьников, которая отражена в текстах, иллюстрациях и вопросах продуктивного характера, основанных на анализе жизненных ситуаций. Материалы учебника нацелены на то, чтобы учащиеся анализировали и оценивали собственные действия и собственный опыт.

Программа предусматривает обучение в объёме 8 класс - 1 ч/неделю, 9 класс - 1 ч/неделю.

Представленная программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделу курса «Политическая сфера». Раздел предполагает изучение сущности и происхождения государства, виды и формы политической власти, формы правления в общества, политические режимы, гражданское общество и правовое государство, наконец, устройство и борьба политических партий составляют содержание политической жизни общества. Они касаются не только элиты, но и рядовых граждан, поскольку влияют на их судьбу. Они внимательно следят по СМИ за выступлениями политических лидеров, за сменой правительства, борьбой между законодательной и исполнительной властью, оценивают то, насколько государство эффективно решает экономические, социальные и юридические вопросы. Граждане, в том числе юные, формируют свои политические убеждения, участвуют в референдумах и избирательных кампаниях и совершают свой политический выбор. На изучение раздела предусмотрено 10 часов из 35 часов курса обществознания в 9 классе.

В 9 классе учащиеся имеют определенные знания по разделу «Политическая сфера». При изучении раздела необходимо опираться на межпредметные связи, в основе которых, такие учебные предметы, как «История», «География». Изучение раздела предполагает широкое использование исторических материалов, позволяющих проследить зарождение и становление государства, формы правления, политические режимы. Также необходимо опираться на внутрипредметные связи. В курсе обществознания в 6 классе учащиеся познакомились с понятиями «государство», «функции государства», «формы государственного устройства», «признаки государства». Несмотря на это раздел «Политическая сфера» вызывает затруднения учащихся. Результаты ГИА показывают, что ребята делают ошибки на определение ветвей власти, форм правления, национально-государственного устройства, признаков правового государства

Как уже было сказано выше, в настоящее время нет программы, которая полностью обеспечивала бы подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ. Особенно большие затруднения, как показал анализ результатов ГИА 2010 года, вызывают у учащихся разделы «Научное познание общества» и «Политическая сфера», поэтому я и выбрала тему «Политическая сфера» (9 класс), при разработке которой ориентировалась на кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по обществознанию, а также содержание спецификации, демоверсии и системы оценивания экзаменационной работы. Учитывая собственный опыт, считаю, что уроки раздела «Политическая сфера» дадут возможность для реализации компетентностного подхода.




2. Цели и задачи курса.

Цель изучение раздела курса «Политическая сфера»

Ознакомить учащихся с содержанием политической жизни общества, способствовать формированию политических убеждений.

Задачи:

Образовательная:

Создать условия для изучения форм политической власти (сила, власть, авторитет); сущности и происхождения государства ( государство, политическая система, суверенитет, национально-государственное устройство) форм правления в обществе (парламентская и президентская республика); политических режимов (авторитарный, тоталитарный, демократический ); гражданского общества и правового государства (ветви власти, гражданство); голосование, выборы, референдум (электорат); политических партий (политическая программа, партийная система).

Развивающая:

Способствовать развитию мышления, интеллектуальных мыслительных операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др.) через решение проблемных вопросов.

способствовать умению устанавливать причинно-следственные связи, через понимание закономерностей взаимосвязи государства и общества. Ключевых компетенций личности в ответственный период социального взросления: ценностно-смысловых; общекультурных; учебно-познавательных; информационных; коммуникативных; социально-трудовых; компетенций личностного самосовершенствования.

Воспитательная:

Создать условия для применения полученных знаний при решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; освоению на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.




3. Психолого-педагогическое обоснование.

Компетентность учителя проявляется в опоре в своей учебно- воспитательной работе на научные знания об общих закономерностях развития личности, на глубокое изучение особенностей каждого ученика. Программа раздела рассчитана на учащихся старшего школьного возраста (15-16 лет).

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути становится для старшеклассника задачей первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Реализация компетентностного подхода на уроках обществознания ориентирована на изменения в содержании образования, где целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата, направленного на успешность ученика в будущем, что соответствует запросам старших школьников.

В старшем школьном возрасте устанавливается прочная связь между профессиональными и учебными интересами. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин. Уроки обществознания дают возможность для решения этих вопросов. Главная задача таких уроков состоит в систематизации знаний, установлении межпредметных связей, их применении в процессе деятельностного образования.

Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно, а повторение совершенствует умение применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы для решения учебных задач. Уроки обществознания обеспечивают учащимся определенный уровень знаний, умений и навыков, направленных на формирование мировоззрения, ценностных установок личности, творческих способностей.

В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на вопрос, составить мнение, установить истину. Любит исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Ранняя юность - это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается самоконтроль, желание получить объективную оценку, даже внешнюю, поэтому старшие школьники участвуют в исследовательской и проектной деятельности, отстаивают свою позицию в эссе, сочинениях - размышлениях.

Таким образом, компетентностно - ориентированный подход к планированию деятельности учащихся на уроках обществознания, отбор содержания, продуктивный характер заданий даст каждому ученику возможность овладеть необходимым комплексом компетенций. При выборе образовательных технологий, методов и форм организации деятельности учитываю возрастные особенности учащихся.

4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Учащиеся 9 класса открывают знания:

по вопросам формы политической власти (сила, власть, авторитет); сущности и происхождения государства ( государство, политическая система, суверенитет, национально-государственное устройство) формы правления в обществе (парламентская и президентская республика); сущности политических режимов (авторитарный, тоталитарный, демократический ); гражданского общества и правового государства (ветви власти, гражданство); голосование, выборы, референдум (электорат); политических партий (политическая программа, партийная система).

Учащиеся 9 класса должны уметь:

Выделять существенные признаки политической сферы, сравнивать социальные объекты и выявлять их общие черты и различия, приводить примеры, давать оценки, решать познавательные и практические задачи, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста, документов, и других адаптированных источников)

-демонстрировать коммуникативные, аналитические, информационные умения:

-самостоятельно выполнять задания проектного, исследовательского и творческого характера, в том числе с использованием ИКТ;

-сотрудничать в группах и между группами;

- осуществлять самоконтроль и самоанализ;

-повышение качественного результата государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса по обществознанию.

-развитие ключевых компетенций личности в ответственный период социального взросления: ценностно-смысловых; общекультурных; учебно-познавательных; информационных; коммуникативных; социально-трудовых; компетенций личностного самосовершенствования.

-чувство гражданской ответственности, уважение к социальным нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина. Применения полученных знаний при решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; освоению на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.



5.Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

Реализация компетентностного подхода в учебном процессе вносит серьезные изменения в организацию занятий - обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. В связи с этим важным условием при проектировании уроков в разделе является использование таких образовательных технологий, методов и форм организации деятельности, которые в полной мере и способствуют реализации компетентностного подхода.

Дебаты - это технология, предложенная социологом Карлом Поппером как программа для подростков, дающая возможность научить их критически мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения. Предлагаю обсудить такие проблемы, как «Гражданское общество и правовое государство!?», «Существует расхожее мнение, что политика - дело грязное. Как вы думаете, можно ли находиться у власти и сохранять высокую нравственность? Должен ли политик быть высоконравственной личностью?», «Каждое ли общество можно назвать гражданским?»

Проблемное обучение оказывает значительное воздействие на умственное развитие школьников, так как соответствует самой природе процесса мышления, направленного на открытие новых для человека закономерностей окружающего мира и использование путей решения познавательных и практических проблем. Старшеклассникам будет предложено задуматься над проблемами: Сумеет ли человечество обходиться без государства и как? Существует ли идеальное государство и какое оно? Можно ли говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества? Как реально можно добиться повышения избирательной активности молодежи в нашей стране?

Метод проектов позволяет создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения, развивают системное мышление, что очень важно для уроков обществознания. При изучении этого раздела программы учащиеся разработают проекты: «Политическая система», «Национально - государственное устройство», «Правовое государство».

ИКТ технологии обеспечивают вхождение учащихся в информационное общество, учат пользоваться новыми массовыми ИКТ. Их использование подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Учащиеся создадут к урокам презентации «Государственная власть», «Формы правления», «Политические режимы».

Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению здоровья учащихся на уроках, создания им комфортной обстановки (группы создаются с учетом личных симпатий )

Способствуют реализации компетентностного подхода следующие формы организации деятельности учащихся на уроке: групповая, самостоятельная, индивидуальная, фронтальная, дифференцированная. Например: к урокам «Власть», «Формы правления», «Формы правления» планируется предварительная индивидуальная подготовка учеников. Например, задание, направленное на реализацию ИКТ компетенции. Учащиеся создадут презентации «Государственная власть», «Формы правления», «Политические режимы».

Ориентация на информационно-коммуникационные технологии, метод проектов, технологию дебаты, словесный (монолог, диалог, беседа, дискуссия и т. д.), наглядный (тексты, презентации, таблицы и т. д.), практический (тесты, практикум по работе с адаптированным текстом), групповую, индивидуальную и коллективную формы организации познавательной деятельности обеспечит взаимодействие учащихся.

6.Система знаний и система деятельности.

Система знаний.

Отбор содержания обеспечивает получение учащимися общенаучных знаний. Из области политологии (власть, государство, национально-государственное устройство, формы правления, политические режимы, гражданское общество и правовое государство, политические партии); из области истории (борьба за власть, образование государства, становление форм правления, формы участия граждан в общественной жизни в разных странах); из области философии (теории образования государства); из области права (Конституционное право)


Система деятельности.

1. Познавательная деятельность: техника мышления, интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др.). Установление причинно-следственных связей, наблюдение, постановка проблемы. Например: а) предлагается проанализировать тексты, в которых есть информация о развитии неравенства, учащиеся делают выводы, что влияние людей друг на друга может осуществляться с помощью силы, власти, авторитета. Включаются интеллектуальные мыслительные операции; б) сравнение и обобщение: найти общее и различия политических режимов, форм правления, политических партий.

2. Преобразующая деятельность: способы выявления противоречий, виды вопросов и методы их задавания, действия в ситуации неопределенности, способы самоопределения, техника выбора, способы поиска новых путей решения проблем. Например: а) обоснуйте выбор каждой выбранной точки зрения. Задание направлено на развитие общекультурной, ценностно-смысловой компетенций, на выбор действия в ситуации неопределенности. Проявите творчество в создании проекта, т.е. самостоятельный поиск путей решения проблемы.

3. Общеучебная деятельность: методы учения (организация учебного места, способы поиска информации, работа с текстом и др.), навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.), методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование и др.). Например: а) вопрос - как вы думаете, что такое гражданское общество? Учащиеся высказывают различные точки зрения, слушают, делают выводы; б) работа с текстом: а) опираясь на главные слова, сформулируйте тему и основную мысль текста; б) назовите один из признаков, позволяющих сделать вывод о форме политического режима. Дискуссия на тему: «Можно ли говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества? ».

4. Самоорганизующая деятельность: способы самостоятельной постановки целей, техника планирования, виды деятельности, самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, осознание своего продвижения. Например: для определения результативности работы учащегося на уроке, выстраивания его личной траектории успеха используются личные оценочные листы.



8.КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ.

Контроль и оценка качества подготовки учащихся являются важными элементами методической системы обучения. Эти методические компоненты выполняют не только задачу контроля, но и функции обучения, воспитания, психологической подготовки.

В своей педагогической практике при изучении данной темы я применяю следующие виды контроля:

Предварительная проверка - определяет наличие и качество знаний, умений и навыков учащихся по важнейшим элементам

Текущая проверка - проводится для выявления качества усвоения материала обучаемыми в ходе урока;

Контрольная проверка - имеет целью определить, насколько качественно усвоили учащиеся содержание темы или раздела.

Формы контроля следующие:

Вопросы для текущего контроля знаний - часть вопросов задается с целью проверки знаний различных факторов, определений, приемов, правил и способов поведения в ситуациях, требующих принятия правильного решения, для ответа на другие вопросы требуется сопоставить различные сведения или сделать выбор из нескольких возможных вариантов.

Тестирование текущее и итоговое - привычный метод обучения, активная и увлекательная форма проверки и самопроверки.

Фронтальный, взаимоконтроль, самоконтроль.

Результаты контроля и оценки знаний, навыков и умений являются важной составляющей для анализа организации состояния учебного процесса.

При изучении темы у учащихся могут возникнуть затруднения при решении заданий по типу ГИА части В и С, поэтому по результатам контроля провожу коррекцию знаний, прибегая к помощи наиболее подготовленных учеников. Кроме того, можно настроить учащихся на самостоятельную корректировку знаний, используя конспекты и справочные материалы.

Создаю условия для запоминания понятий, например составление предложений с данным понятием способствует его запоминанию. Составление синквейнов, кластеров также способствует не только заучиванию термина, но и более глубокому пониманию его смысла.

Особое значение имеет коррекция выполнения заданий на развитие мышления, интеллектуальных мыслительных операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др.) через решение проблемных вопросов, на умение устанавливать причинно-следственные связи, через понимание закономерностей взаимосвязи государства и общества. Вместе проверяем, составленные учащимися таблицы, схемы по образцу, вносим необходимые дополнения или исправления. Проверяю умение применить полученные знания на практике, например, написать обращение (послание, жалоба, протест, заявление, инициативное предложение) в органы местного самоуправления, написание рассуждения, например,«Как повысить избирательную активность молодежи? », «Надо ли молодежи участвовать работе политических партий» и т. д. Применение различных образовательных технологий предполагает организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности, проверяется умение грамотного поведения в ходе игры. Оценивается по критериям данной технологии, например критерии оценивания проектов,

дебатов.


Урок - дебаты. Гражданское общество и правовое государство.

Я требую, чтобы государство защищало не только меня, но и других.

Я требую, чтобы оно защищало свобод у - и мою собственную,

и всех окружающих людей.

Карл Поппер.

Обучающие. Организовать деятельность учащихся по усвоению понятий гражданское общество, правовое государство, показать различные взаимосвязи общества и государства.

Развивающие. Способствовать развитию ценностно-смысловых; учебно-познавательных; информационных; коммуникативных; компетенций личностного самосовершенствования.

Воспитывающие. Содействовать воспитанию стремления к общей и правовой культуре, формировать элементарные умения грамотного поведения в политической сфере общества.

Оборудование: Раздаточный материал (Учебник авторы А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание для 9 класса, карточки с текстами, карточки с заданиями для обсуждения, сигнальные карточки, карточки с домашним заданием, дифференцированного характера).

Помощники -учащиеся 11 класса.(3 человека)

План проведения дебатов:

1. Оргмомент. 1 минута.

2.Тема. 1 минута.

3. Определение понятий темы. 2 минут.

4. Утверждающая сторона. 9 минут.

5. Отрицающая сторона. 9минут.

6. Перекрестные вопросы. 9 минут.

7.Решение судей. 3 минуты

8. Контроль работы учащихся. 3 минуты.

9. Оценивание. 3 минуты.

10. Рефлексия. 3 минуты.

11. Домашнее задание. 2 минуты.

Дебаты - это технология, предложенная социологом Карлом Поппером как программа для подростков, дающая возможность научить их критически мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения.

Подготовка дебатов начинается с формулировки исходного тезиса, который может быть сформулирован как утверждение или как вопрос.

Для определения тезиса можно опросить аудиторию, в которой эта технология будет применена, или тезис предлагает педагог, как, например, в нашем случае, я предлагаю тезис для дебатов: «Можно ли говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества? ».

После определения тезиса, создаются две группы: защитников и противников (не более 4 человек).

Это группа защитников - они справа, это группа противников - они слева. (по три человека в каждой группе).

В группе распределяются роли:

1 спикеры - у этого слова есть разные значения, здесь в значении (оратор) - дают подробное толкование спорного вопроса и заявляют о своей позиции по спорному вопросу;

2 спикеры - проводят различные социальные опросы, исследуют источники и приводят аргументы за или против. От работы этих спикеров зависит успех дебатов: в конце будет проводиться голосование, где учитывается прежде всего убедительность представленных аргументов.

3 спикеры каждой команды готовят итоговое выступление по представленной проблеме.

После того как роли определены, идет сбор информации. (Предлагаю информацию на уроке, из которой учащиеся выбирают аргументы и продумывают композицию ответа. Вторые спикеры получили задание провести социологический опрос. Россия является правовым государством? Что такое гражданское общество?).

Учитель: Ребята, а вы готовите вопросы по теме дебатов, не забывая, что вопрос может быть адресован только спикеру.

Я приглашаю занять свои места председателя (ученик 9 класса Крашенинников Роман), судью (ученица 11 класса Смирнова Елена), команды отрицания и поддержки тезиса, остальных учащихся.

Слово председателю:

- Здравствуйте, господа! Дебаты по теме «Можно ли говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества?» объявляются открытыми. Мы будем придерживаться строгого регламента. Время выступления первых спикеров и 3спикеров - 2 минуты, 2спикеров - 3 минуты. Если зрители хотят задать вопрос, поднимают руку. Спикер может принять вопрос, сказав: «Пожалуйста» и ответить на него или отклонить, сказав: «Спасибо, нет». Каждый участник дебатов может выступить не более одного раза. Вопросы и реплики зрителей до 1 минуты

При выступлении учитывается умение построить сюжет доказательств, подобрать аргументы, отвечать на вопросы зрителей, выразительность и эмоциональность речи. Судья в протокол выставляют баллы согласно критериям.

Прошу судью зачитать критерии оценки.

Протокол

Построение сюжета доказательств

Подбор аргументов

Выразительность и эмоциональность речи

Раунд перекрестных вопросов

Тест

Всего баллов

Построение сюжета доказательств

Подбор аргументов

Выразительность и эмоциональность речи

Раунд перекрестных вопросов

Тест

Всего баллов

1.


1.


2.


2.


Команда, защищающая тезис Команда, опровергающая тезис

Итог: Итог:

Критерии оценки:

Построение сюжета доказательств:

Всего 18 баллов

1.Наблюдается композиционная стройность

тезис, доказательства, вывод

Композиция нарушена

2 балла

0 баллов.

2.Логичность.

Логика нарушена

2 балла

0 баллов.

Подбор аргументов:

1.Убедительность.

Аргумент не убеждает

Два аргумента неубедительны

2 балла

1 балл

0 баллов.

2. Мнения всех заинтересованных в решении проблемы сторон.

Отсутствует мнение одной из заинтересованных сторон

Отсутствует мнение двух и более заинтересованных сторон

2 балла

1 балл

0 баллов

Речь

1.Выразительность

2 балла

2. Эмоциональность

2 балла

Раунд перекрестных вопросов


  1. полнота ответов

2 балла

  1. отклонение вопроса

0 балла

Голосование зрителей

2 балла плюсом за большее количество набр. голосов

Председатель: Слово предоставляется 1 спикеру команды поддержки тезиса.

1 спикер. Уважаемый председатель, уважаемые господа, я, Курбанов Руслан, первый спикер команды, выступающей за то, что современная Россия движется в строну правового государства и гражданского общества. Понятие гражданское общество многозначно в науке выделяют два главных значения - гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общество как лозунг, как идеал. В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Это семейные, кровнородственные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав населения, формы общения людей, словом все то, что неподконтрольно государству, такое общество появилось на свет раньше государства.

Как идеал «гражданское общество» олицетворяет идеальное общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, которые активно участвуют в управлении государством, свободно выражают свои мысли, беспрепятственно удовлетворяют разнообразные потребности. Существует многообразие форм собственности. Такое общество ассоциируется с правовым государством,

Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 1 спикеру команды противников правового государства.

1 спикер. Уважаемый председатель, уважаемые господа, я, Соловьев Сергей, первый спикер команды, того что нельзя говорить о продвижении современной России в сторону правового государства и гражданского общества. Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае - когда устанавливается правовое государство. Такое общество ассоциируется с правовым государством, к идеалу которого приблизились, но не достигли полностью некоторые даже самые демократические страны мира. Россия правовое государство? В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. Правовое государство отличают следующие признаки:

- господство закона во всех сферах общественной жизни;

-связь государства и его органов через закон;

-судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности;

- разделение властей.

Характерны ли они для современной России?

Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 2 спикеру команды поддержки тезиса.

2 спикер. Уважаемый председатель, уважаемые господа, я, Кожин Михаил, второй спикер команды, выступающей за то, что современная Россия - правовое государство. В нашей стране существует разделение властей, гарантированность прав и свобод личности, признание частной собственности, судебная защита всех граждан, презумпция невиновности, верховенство закона, взаимная ответственность государства и личности, связь государства и его органов через закон. Многие граждане старшего поколения (следуют аргументы, см. электронные материалы)

Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 2 спикеру команды отрицания.

2 спикер. Уважаемый председатель, уважаемые господа, я, Кация Ксения, второй спикер команды, отрицания утверждения. Я считаю, что нельзя считать Россию правовым государством. Мы провели опрос среди своего окружения и сделали следующие выводы. В нашей стране все представленные стороной признаки правового государства соблюдаются только на бумаге, всем правит не закон, а деньги. Чиновники берут взятки, коррупцию истребить не возможно, прав больше у тех, у кого больше денег (следуют аргументы, см. электронные материалы)

Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 3 спикеру команды поддержки тезиса, выступающей за то, что можно говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества.

3 спикер. Уважаемый председатель, уважаемые господа, я, Феклистова Ольга, третий спикер команды, выступающей в поддержку тезиса.

Общество, в котором мы живем, можно считать правовым государством. (следуют аргументы, см. электронные материалы)

Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 3 спикеру команды отрицания тезиса,

3 спикер. Уважаемый председатель, уважаемые господа, я, Зайцева Виктория, третий спикер команды, выступающей против тезиса. Возможно, что когда-нибудь наше общество изменится, на первый план выйдут такие ценности, как образованность, духовность, справедливость. Сейчас мы видим совсем другое, жестокость, бесправие (следуют аргументы, см. электронные материалы)

Председатель: Спасибо. Есть ли реплики или вопросы у зрителей.

Приступаем к голосованию. Кого убедили аргументы за - просим положить зеленую карточку, кого против - красную.

Председатель: Слово предоставляется судьям.

Судья подводит итоги.

Председатель: Уважаемые зрители, просим вас ответить, изменилась ли ваша первоначальная позиция по отношению к России как правовому государству и гражданскому обществу?

Ответы учащихся.

Контроль знаний учащихся. Выделить признаки правового государства.

Оценивание: самопроверка по образцу.

Выставление оценок в лист контроля.

Рефлексия.

Понравился ли вам урок?

Что нового из него вы для себя получили?

Домашнее задание:

1. Параграф 6, вопросы 1,2,3 - письменно

2. Параграф 6, задание в рабочей тетради, стр. 24-26.

3. Параграф 6, Эссе «Россия - гражданское общество и правовое государство?»




10. Использованные информационные источники.

1. Конституция Российской федерации.

2.Программа «Обществознание. Программы курсов для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор А.И. Кравченко. Статус: допущено Министерством образования Российской Федерацией». Год экспертизы - 2007.

3.Учебник авторы А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание для 9 класса

4. И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 9 класс 3 издание. Москва, «Русское слово», 2009.

5. Е.А. Певцова. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 9 класс 3 издание. Москва, «Русское слово», 2008.

6. Программа Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 6-11 классы. Москва. «Просвещение» 2009»

7. Кодификатор ГИА 2011год.

8. Повторительно - обобщающие уроки по обществознанию. 8 -11 классы. Составитель Корнеева Т.А. Москва. Издательство «Глобус» 2009 год.

9. Обществознание. Уроки учительского мастерства. 10 -11 классы. Составитель Корнеева Т.А. Волгоград. 2007.

10.Общая психология. А.Г. Маклаков. Питер.2007 год.

11.Р.В.Овчарова Справочная книга школьного психолога. Москва. 2002.

Интернет ресурсы:

  1. festival.1september.ru/ - Официальный сайт 1 сентября, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;

  2. pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1855/Itemid,118/агог

  3. - Сайт Педсовет «Живое пространство образования».





Приложения.

Памятка проведения социологического опроса

  1. Внимательно изучите тему, по которой будите проводить опрос .

  2. Если вам не были предложены вопросы для проведения социологического опроса, то сформулируйте их сами. Вопросы должны быть конкретные, четко сформулированные и понятные для воспроизведения во время устной беседы.

  3. Определите социальные группы, с которыми вам придется общаться (дети, молодежь, люди зрелого и преклонного возраста).

  4. Во время проведения социологического вопроса не перебивайте опрашиваемых, подробно записываете ответы; поблагодарите за беседу с вами.

По окончании опроса обобщите ответы, связав их, с изучаемой темой и сделайте выводы.

Контроль знаний учащихся по теме « Гражданское общество и правовое государство»

Выделить признаки правового государства:

1. Сильный аппарат подавления.

2. Преследование инакомыслящих.

3. Судебная защита всех граждан.

4. Геноцид собственного народа.

5. Верховенство закона.

7. Жесткая цензура.

8. Диктатура одной политической партии или силы.

9. Монополия государственной собственности.

10.Разделение властей.

11. Гарантированность прав и свобод личности.

12. Признание частной собственности.
















17


© 2010-2022