Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Номинация: Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников старших классов (8-10) на уроках обществознания

Урок обществознания в 11 классе по теме

«Экономика и государство» (2 часа) по учебнику Л.Н. Боголюбова

Автор: Третьякова Людмила Владимировна

Учитель истории и обществознания

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Ялуторовска Тюменской области


Цели изучении темы

  • Расширить и углубить знания учащихся об экономически роли государства в условиях рынка. Обосновать необходимость воздействия государства на экономические процессы и в условиях рыночных отношений, раскрыть экономические функции государства, показать основные ры­чаги государственного регулирования экономики.

  • Изучить экономические понятия: налоги, подоходный налог, государственный бюджет,

  • Продолжать формировать умение использовать ранее изученный материал при анализе новых явлений я процессов.

Ход урока

План изучения темы

  1. Экономические функции государства в современной рыночной экономике.

  2. Изменение экономической роли государства с переходом к рыночной экономике.

  3. Методы государственного регулирования экономики: бюд­жетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование.

  4. Налоговая система

  5. Государственный бюджет

  6. Проводится практическая работа с целью закрепления темы

Тип урока Комбинированный с использованием групповой работы и практической работы

1. Экономические функции государства

Экономическая политика государства есть процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения целей.

Экономические функции современного государства в условиях рыночной экономики рассматриваются с опорой на учебник. После прочтения раздела «Экономические функции государства» школьники заполняют схему. Стр. 77-78 учебник

Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс

Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс

1.Защита прав собственности

2. Регулирование денежного обращения

3. Перераспределение доходов

4. Регулирование взаимоотношений работников и работодателей

5. Производство общественных благ

Далее проводится беседа:

- Каковы цели государства в рыночной экономике?

(ответ - формировать социально-ориентированную рыночную экономику, решение проблем государственного долга, борьба с бедностью, снижение налогов на бизнес, производство общественных благ и т.д)

- Что является основной целью государства в условиях рынка?

(ответ - государство имеет цель осуществления контроля над экономикой путем выбора приоритетных направлений экономической политики)

Учитель: Реализация экономической политики предполагает выбор методов и форм регулирования.

2. Изменение экономической роли государства с переходом к рыночной экономике

Учитель:

Причины вмешательства государства в экономику:

1) Государственное вмешательство вызвано несовершенством рыночной экономики, а также необходимостью предоставления населению общественных благ.

2) Экономические причины:

•ограниченность природных ресурсов; контроль за их использованием под силу только государству;

•выдача лицензий на добычу нефти, газа и т.д.;

•создание благоприятных условий для человеческих ресурсов;

•продолжительность рабочего дня, отпуска.

3) Политические: Охрана общественного порядка, правосудие, оборона.

4) Социальные: рыночная экономика порождает социальное расслоение, поэтому на государстве лежит забота об инвалидах, престарелых, одиноких, больных, малолетних, безработных.

5) Экологические: принимает меры по охране окружающей среды;

6) Технологические: устанавливает контроль за применением опасных технологий.

До 70-х годов ХХ в. Главенствующую роль в экономической политике многих государств играло кейсианское направление, автором является английский экономист Дж. Кейнс.. В дальнейшем распространение получил монетаризм, автором которого является профессор Чикагского университета М. Фридмен. На практике правительства большинства государств используют широкий набор стабилизационных мер как монетарных, так и кейнсианского характер

Кейнсианство - один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике.

Монетаристы - освобождение экономики от опеки государства, сокращение налогов и государственных расходов

Т.о важнейшим звеном экономической политики государства Является выбор методов регулирования экономики

3.Механизмы государственного регулирования экономики: бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование.

Учитель: В государственной экономической политике можно выделить два главных направления

1. Стабилизационное - оздоровление «заболевшей» экономики

2. Структурное - обеспечение сбалансированного развития экономики

Инструменты регулирования экономики

1. Стабилизационное направление - Бюджетно-налоговая (фискальная политика) и Кредитно-денежная (монетарная политика)

2. Структурное направление - государственная поддержка особо важных для страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, ограничение монополий.

Составить схему в тетради стр. 81 учебник

Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс


Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс

Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс

Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс


Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 82-84 (работа в группах)

- (1 группа) Выписать в тетрадь варианты регулирования экономики посредством денежно- кредитной политики

- (2 группа) Выписать в тетрадь варианты регулирования экономики посредством бюджетно-налоговой политики

Монетарная политика ее сущность: в тетрадь

А)Контроль денежной массы в обращении через учетную ставку %

Б) Контроль денежной массы через нормы обязательных резервов

Фискальная политика ее сущность: в тетрадь

А) контроль денежной массы в обращении через уменьшение и увеличение налогов

Б) Политика балансирования доходов и расходов государственного бюджета

-Какие механизмы регулирования экономики используются в РФ (и монетарная политика и фискальная )

4. Налоговая система

Фискальная политика государства непосредственно связана с налогами. Обращаем внимание учеников на определение этого понятия в параграфе Налоги - принудительное изъятие государством у населения и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.

При рассмотрении видов налогов целесообразно использовать схему.Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс

Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс

Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс

Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс

Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс

Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс

Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс

Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс

Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 классУрок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс

Урок обществознания по теме Экономика и государство 11 класс

Особое внимание следует уделить подоходному налогу. Вводится понятие прогрессивный и пропорциональный налог. В нашей стране с 2001 г. введен пропорциональный личный подоходный налог (13%). Далее рассматривается влияние налогов (высоких или низких) на развитие производства, покупательной способно­сти населения.

Отрицательное влияние усиления налогового бремени на производителя, на развитие производства объяснить неслож­но. Здесь уместно обратиться к заданию 3 рубрики «Задания». (Стр. 88 учебник) На примере Германии становится ясно, как высокие налоги сковывают развитие производства.

Но и у этой зависимости есть свои исключения. Например, Финляндия. В этой стране очень высокие налоги и одновре­менно высока эффективность бизнеса. Финляндия - социаль­но-ориентированное государство: богатые платят огромные налоги, разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями невелик (10% самых богатых граждан лишь в 5 раз богаче 10% самых бедных).

Данный пример показывает, что налоговая политика должна быть направлена в первую очередь на решение соци­альных проблем.

Инструментом перераспределения национального дохода между членами общества, направленным на уменьшение нера­венства в доходах, является государственный бюджет - баланс доходов и расходов государства за определенный период.

5. Государственный бюджет

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 83

- Понятие Государственный бюджет выписать в тетрадь.

- Какие виды бюджета существуют? (профицитный, дефицитный, сбалансированный)

- Какими методами государство ликвидирует дефицит бюджета? (кредиты в иностранных банках, займы у населения, выпуск дополнительных денег, продажа ценных бумаг и т.д.)



Тема: Экономическая политика государства

Практическая работа. Вариант 1

Часть 2

учитель Третьякова Людмила Владимировна

1. Впишите понятие, соответствующее определению:

«Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности». _______________________

2 Закончите предложение: государство регулирует рыночную экономику

а) Устанавливая цену на товары

б) Изменяя систему налогов

в) Определяя объемы производства

г) Распределяя между предприятиями сырье и материалы

3. Государственный бюджет фиксирует:

1) прибыль и издержки общественного производства

2) доходы и расходы государства

3) размеры потребления на душу населения

4) размер денежной массы в обращении

4. Установите соответствие между понятием, характеризующим экономику потребителя, приведенным в первом столбце, и их определением, приведенным во втором столбце.

определение

А. Доход

1. Выраженные в денежной стоимости затраты

Б. Расход

2. Установленный государством обязательный сбор, уплачиваемый гражданами и предприятиями

В. Налог

3. Денежная помощь государства лицам, находящимся в тяжком материальном положении

Г. Пособие

4. Денежные или иные ценности, полученные в результате деятельности

Часть 3

1. Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следующий пример, и назовите права его работников. Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения.

2. Два экономиста вели спор на тему «Чему правильнее уделять больше внимания в такое сложное время, которое сейчас переживает Россия, экономике или культуре?». Один утверждает: «Конечно экономике! В ней - корень проблем!» Второй возражал: «Правильно ли это? Может быть истина заключается как раз в обратной логике: если забросить культуру, образование, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно ограниченном обществе?

  1. Какая проблема поднята в этом споре?

  2. Как вы думаете, кто прав в этом споре? Почему?

  3. Приведите два примера современной действительности или из истории, подтверждающие правоту одного из спорящих





Тема: Экономическая политика государства

Практическая работа. Вариант 2

Часть 2

учитель Третьякова Людмила Владимировна


1. Найдите в приведенном ниже списке примеры, характеризующие капитал как фактор производства.

  1. Здание завода 4) Информация

  2. Квалифицированные работники 5) Инструменты

  3. Станки 6) Управленческий персонал

2. Выберете верное суждение:

а) Задачи государственного регулирования рыночной экономики - свести к минимуму отрицательные последствия рыночных форм хозяйствования

б) Функции государства в рыночной экономике - всесторонне регулировать хозяйственную жизнь

3. Закончите фразу: «Главной целью государства в отношении монополий является …» ____________________________.

4. Установи соответствие между примером и формой собственности.

Пример

Форма собственности

1. Семейная ферма

А. Государственная

2. Вооруженные силы страны

Б. Частная

3. Сельскохозяйственный кооператив

4. Приватизированная гражданином квартира

5. Имущество дипломатических представителей за рубежом

6. Национальный парк

5. Государство в рыночной экономике оказывает влияние на производителя:

1. используя директивное планирование производства

2. устанавливая цены на потребительские товары

3. поддерживая конкуренцию производителей

4.определяя объемы производства на всех предприятиях


Часть 3

1. «Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев» (Э. Хаббард)

  1. Как вы понимаете слова Хаббарда?

  2. Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?

  3. Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?

  4. Приведите два примера влияния рынка на производство?

2. Укажите три способа преодоления отчуждения работников от собственности, условий и результатов труда?

Домашнее задание §7 , ответить на вопросы, выполнить задания на с.88-89.


© 2010-2022