• Преподавателю
  • Обществознание
  • ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ ФИРМАХ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ ФИРМАХ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ ФИРМАХ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ ФИРМАХ. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМ


1. Особенности управления развитием производства в фирмах США и Японии.

2. Показатели конкурентоспособности фирм.

3. Анализ конкурентных позиций фирмы.

4. Оценка конкурентных возможностей фирмы.

1. Особенности управления развитием производства в фирмах США и Японии

В настоящее время существуют достаточно четко выраженные различия в управлении производством в фирмах США и Японии, которые относятся как к вопросам расширения производства (методами увеличения размеров компаний), так и к вопросам повышения эффективности производства (методами совершенствования технологической базы и управления развитием производства).

Расширение производственных мощностей компаний осуществляется следующими способами:

  • за счет дополнительных капиталовложений в оборудование и новое строительство с ориентацией на собственные финансовые ресурсы;

  • поглощение или слияние с другими фирмами;

  • аренда необходимого оборудования или производственного предприятия;

  • создание СП и объединения производственных ресурсов партнеров;

  • осуществление совместного строительства предприятий на основе договора подряда;

  • приобретение договора в месте с лицензией.

Особенностями в управлении производством в фирмах США являются:

  • сокращение общего числа поставщиков (выбор и установление стабильных связей с теми из них, которые способны осуществить своевременные и качественные поставки);

  • установление с поставщиками взаимоотношений, основанных на долговременных обязательствах и оказании взаимных услуг;

  • партнеры, осуществляющие снабженческие функции объединяют свои усилия в сокращении запасов, обеспечении своевременной поставки, координации усилий;

  • менеджер осуществляет управленческую деятельность, используя современные технические средства: компьютер, телетайп, телефакс и т.д.;

  • границы между различными подразделениями все более уменьшаются благодаря сокращению времени прохождения изделия через этапы конструирования, производства и сбыта;

  • расширения участия персонала в управлении фирмой привело к уменьшению конфликтов между администрацией и работниками;

  • создание на предприятиях рабочих бригад - групп, которые отвечают за объем выпуска продукции, за контроль качества, соблюдение техники безопасности, снабжения, обучения кадров, дисциплины, что способствует повышению производительности труда;

  • создание выборных рабочих советов в целях вовлечения рядовых работников в процессе планирования. Это способствует усилению взаимосвязей между работниками и руководителями, развитию инициативы работников.

Отрицательными факторами, оказывающими воздействие на эффективности фирмы в США являются:

  • трудности с внедрением новых методов управления производством;

  • обилие инструкций;

  • предпочтение "узким" специалистам по сравнению со специалистами широкого профиля;

  • ориентация на получение краткосрочных прибылей;

  • снижение объемов инвестиций.

В японских фирмах главное значение придается контролю и управлению непосредственно в цехе, на производственном участке. Рабочие выполняют как стандартные операции (т.е. линия работает в обычном режиме), так и нестандартные (переналадку выявление и устранение причин перебоев, контроль за качеством продукции.

К услугам специалистов в японских фирмах прибегают лишь тогда, когда для работающих на линии такая задача является слишком сложной, требующей специальной подготовки (такой подход сокращает простои, ведет к экономии на издержках производства).

Особое внимание в японских фирмах уделяется тому, чтобы знания, опыт, идеи производственных рабочих передавались в подразделения, занимающиеся НИОКР.

Особенности управления в японских фирмах заключаются в следующем:

  • при переходе на выпуск все более сложных и совершенных в техническом отношении изделий происходит снижение технической, технологической и организационной сложности их изготовления;

  • разработка такой технологии и такой организации производства, чтобы изготовлять сложные изделия на основе стандартных, простых и легко управляемых наборов операций, осуществляемых на универсальном, гибком и в широком диапазоне переналаживаемом оборудовании;

  • наряду с автоматизацией проводится концентрация усилий и ресурсов на разработке новых технологических процессов, которые позволяют организовать ускоренный переход на производство новых изделий;

  • создание организационно-управленческих условий механизма управления "снизу" (мастером участка, цеха и т.д.).

В японских фирмах разработка новых товаров проводится группой экспертов, которые под руководством специалистов взаимодействуют друг с другом.

3. Показатели конкурентоспособности фирм

Конкурентоспособность фирмы на рынке является главным критерием эффективности производства.

В Японии считается, что для обеспечения конкурентоспособности компании на мировом рынке необходима конкурентоспособность ее продукции на внутреннем рынке. Внутренний рынок Японии характеризуется многими специфическими особенностями, к которым относятся:

  • наличие более высокой конкуренции на внутреннем рынке, чем на мировом. Это стимулирует постоянные нововведения и высокий уровень конкурентоспособности японской продукции на мировом рынке;

  • предпочтение на внутреннем рынке отдается высококачественным изделиям;

  • зарубежным компаниям приходится придавать своим товарам особые потребительские свойства, чтобы закрепиться на японском рынке (дешевые низкокачественные товары там не покупают);

  • товары, продаваемые на японском рынке, должны строго учитывать специфические требования японского потребителя, направленные на повышения надежности, удобства, размеров изделий, отвечающих национальным обычаям. Обязательными требованиями к холодильникам, стиральным машинам, автомашинам и т.д. относятся бесшумность и малые габариты.

Наиболее высокой конкурентоспособности на мировом рынке добились японские компании таких отраслей, как судостроение, приборостроение, автомобильная, металлургическая, мотоциклетная. Они характеризуются передовой технологией и сборкой трудоемких изделий, требующих высококвалифицированной рабочей силы.

Конкурентные преимущества японских фирм оцениваются следующим образом:

  • высокое качество выпускаемой продукции благодаря использованию эффективной системы управления качеством и использование рабочих высокой квалификации;

  • высокие инновационные способности японских фирм к радикальным изменениям технологии производства;

  • осуществление крупных инвестиций в новые технологии и быстрое развертывание производства новой продукции;

  • транснационализация японских финансовых корпораций и превращение их в крупные международные финансовые центры.

4. Анализ конкурентных позиций фирмы

На уровне конкурентоспособности фирмы важное воздействие оказывает научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.

Анализ конкурентных позиций фирмы на рынке предлагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к фирме и ее продукции на рынке и, как результат, изменение доли фирмы в продажах на конкретном рынке. Эти факторы можно систематизировать следующим образом. Для товаров потребительского назначения это:

  • коммерческие условия: возможности фирмы представлять покупателям потребительский или коммерческий кредиты, скидки с прейскурантной цены, скидки при возврате ранее приобретенного у фирмы товара, использовавшего свой экономический ресурс, возможности заключения бартерных сделок;

  • организация сбытовой сети: расположение сети магазинов, супермаркетов;

  • организация технического обслуживания продукции: обмен представляемых услуг, сроки гарантийного ремонта и т.д.;

  • представление о фирме со стороны потребителей, ее авторитет и репутация, информированность потенциальных покупателей о фирме, ассортименте и т.д.;

  • воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке.

На конкурентоспособность фирм, перерабатывающих сырье, оказывают влияние такие факторы, как величина прибыли, получаемой от переработки сырья, которая зависит от качественных и стоимостных характеристик сырья, а также от других производственных ресурсов - рабочей силы, основного капитала, потребляемых топлива и энергии и т.д.

Уровень конкурентоспособности фирм производителей сырьевых товаров во многом определяется тем, какими товарами они торгуют, где и как товары потребляются. Конкурентные позиции фирмы на рынке зависят также от той поддержки и содействия, которые фирма получает со стороны национальных государственных органов и других организаций путем предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождения от налогов и сборов и т.д.

5. Оценка конкурентных возможностей фирмы

Фирмы придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых фирма могла бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех.

В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности фирмы пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения фирмы способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую фирме получение намеченных и стабильных конечных результатов. К числу их относятся:

1) Отношение стоимости реализованной продукции к ее количеству за текущий период.

Увеличение этого соотношения показывает, за счет чего увеличились продажи - за счет повышения цен или возрастания объема реализованной продукции.

2) Отношение прибыли к общей стоимости продаж. Повышение этого показателя свидетельствует о повышении уровня конкурентоспособности фирмы или конкретного производственного отделения.

3) Отношение общей стоимости продаж к стоимости нереализованной продукции свидетельствует о падении спроса на продукцию фирмы и затоваривание готовой продукцией.

4) Отношение общей стоимости продаж к стоимости материальных производственных запасов показывает, что произошло либо снижение спроса на готовую продукцию, либо увеличение запасов сырья. Уменьшение этого показателя свидетельствует о замедлении оборачиваемости запасов.

5) Отношение объема продаж к сумме дебиторской задолженности показывает, какая доля реализованной продукции поставлена покупателем на основе коммерческого кредита. Обычно чем выше спрос на товар, тем меньше объем товарного кредита. Понижение этого показателя означает сокращение продаж в кредит.

Фирма, имеющая более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширить масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такой фирмы и выпускаемой ею продукции повышается, что способствует увеличению ее доли на рынке за счет других фирм, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.

Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности фирмы, это:

  • обеспечение технико-экономических и качественных показателей, обеспечивающих приоритетность продукции фирмы на рынке;

  • изменение качества изделий и его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов, повышения внимания к надежности продукции;

  • выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;

  • выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов в своей фирме;

  • изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

  • определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);

  • выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции (скидок с цены и т.д);

  • нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции;

  • приспособление продукции к работе в различных условиях (тропических или полярного климата);

  • дифференциация продукции, обеспечивающая относительное устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых товаров.

Таким образом оценка конкурентоспособности фирмы на конкретном рынке или его сегмента основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей фирмы.

Она является завершающим этапом маркетингового исследования и призвана определять потенциальные возможности фирмы и мероприятия, которые фирма должна предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

9


© 2010-2022