Конспект урока на тему Потребление

  Конспект   урока   АВТОР: Романов Михаил Владимирович Березниковская ООШ – филиал МБОУ Юрьевской СОШ Предмет: Обществознание Класс : 8 Тема урока «Потребление» Место урока в теме: изучение нового материала   Задачи урока 1.   Раскрыть сущность понятия «потребление» и оха­рактеризовать его связь с другими сферами экономичес­кой жизни общества и отдельных граждан. 2.   Дать начальное представление о страховых услугах и экономических основах прав потребителя. 3.   Способствовать развитию правово... Личное (индивида, семьи)   В целях овладения учащимися данным понятием важ­но не только раскрыть его значение, но и осмыслить кон­текст, в котором оно используется. Такому осмыслению помогут вопросы:  1) Почему на схеме присутствует произ­водство?  2) Как связаны производство и потребление? 3) Что называют производственным, а что личным потреб­лением? (Ответы можно найти в первом абзаце учебноготекста.) II Личное и семейное потребление. Следующий вопрос плана является основным при изучении подтемы. Возможна самостояте...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока на тему Потребление

Конспект урока на тему Потребление

Конспект урока на тему Потребление

Конспект урока на тему Потребление

Конспект урока на тему Потребление

Конспект урока на тему Потребление

Конспект урока на тему Потребление

Конспект урока на тему Потребление

Конспект урока на тему Потребление

Конспект урока на тему Потребление

Конспект урока на тему Потребление

Конспект урока на тему Потребление

Конспект урока на тему Потребление

Конспект урока

АВТОР: Романов Михаил Владимирович

Березниковская ООШ - филиал МБОУ Юрьевской СОШ

Предмет: Обществознание

Класс : 8

Тема урока «Потребление»

Место урока в теме:

изучение нового материала

Задачи урока

  1. Раскрыть сущность понятия «потребление» и охарактеризовать его связь с другими сферами экономической жизни общества и отдельных граждан.

  2. Дать начальное представление о страховых услугах и экономических основах прав потребителя.

  3. Способствовать развитию правовой культуры и сознательного поведения человека как потребителя.

План изучения нового материала

  1. Потребление как сфера экономической жизни.

  2. Личное и семейное потребление.

  3. Страховые услуги.

  4. Экономические основы прав потребителя.

Актуализация опорных знаний

В качестве опорных знаний при изучении темы выступают знания о потребностях человека и расходах граждан. В начале урока полезно заслушать ответы на вопросы рубрики «Вспомни» к данному параграфу, которые требуют применения этих знаний.

  1. Потребление как сфера экономической жизни.

I. Изучение материала темы предполагает проработку понятия «потребление», основной смысл которого заключается в использовании, употреблении, применении продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей . Полезно при этом наряду с текстом учебника привлечь визуальный материал и опереться на личный социальный опыт учащихся.

Конспект урока на тему Потребление

Личное (индивида, семьи)


В целях овладения учащимися данным понятием важно не только раскрыть его значение, но и осмыслить контекст, в котором оно используется. Такому осмыслению помогут вопросы:

1) Почему на схеме присутствует производство?

2) Как связаны производство и потребление?

3) Что называют производственным, а что личным потреблением? (Ответы можно найти в первом абзаце учебного текста.)

II Личное и семейное потребление.

Следующий вопрос плана является основным при изучении подтемы. Возможна самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа с последующими ответами на вопросы:

  1. Что влияет на личное и семейное потребление?

  2. Какие вам известны виды потребностей? О каких из них идет речь в первых двух абзацах фрагмента «Семейное потребление»?

(Можно попросить, опираясь на текст учебника, привести примеры потребностей, а затем и отнести их к соответствующему виду. В хорошо подготовленном классе можно попросить привести два своих, не названных в тексте примера и отнести каждый из них к конкретному виду потребностей.)

3) Как потребление связано с размером дохода?

(Термин «сбережения» требует пояснения. Это средства, накопленные для будущего потребления и помогающие приобрести дорогостоящие товары или услуги. Примеры таких товаров и услуг учащиеся могут по просьбе учителя привести самостоятельно.)

  1. Как на семейное потребление влияет состав и возраст членов семьи?

  2. Чем расходы восемнадцатилетних людей отличаются от расходов шестидесятилетних?

6) Как связано семейное потребление со вкусами, привычками, интересами, культурным уровнем членов семьи?

Можно попросить сравнить семью, в которой у родителей высшее образование и дети учатся в вузах, с семьей, в которой и родители, и дети являются представителями рабочих профессий. В чем будет выражаться специфика расходов в первом и втором случаях?

Далее, следуя логике учебника, следует попросить учащихся вспомнить, что расходы делятся на обязательные и произвольные, и. пояснить, чем первые отличаются от вторых. Как вариант учащимся можно предложить конкретизировать обязательные и произвольные расходы с помощью примеров. В случае затруднения возможно обращение к абзацу учебника, начинающемуся словами: «Вы уже знаете, что все расходы

Другой вариант: учитель предлагает ряд примеров семейных расходов, а учащиеся дают блиц-ответы, относя каждый из примеров к обязательным или произвольным расходам. Примерный список расходов может быть таким: одежда, обувь, лекарства, транспорт, путешествия, развлечения, продукты, квартплата, оплата налогов, плата за коммунальные услуги, посещение платной дискотеки. Ученики отвечают, что из перечисленного можно отнести к обязательным расходам, а что - к произвольным.

В результате важно акцентировать внимание на то, что в число обязательных входят расходы на питание, одежду, лекарства, транспорт, жилье, коммунальные услуги, налоги, платежи по договорам. Расходы на удовлетворение духовных (или культурных) потребностей относятся к произвольным. Такое деление носит условный характер, но экономистам оно необходимо для установления закономерностей экономического развития. Об одной из таких закономерностей следует поговорить на уроке.

В хорошо подготовленном классе можно организовать, например, такую работу. Предложите учащимся в виде записи на доске следующее утверждение (или обратите их внимание на текст учебника, последние три строки на с. 149): «Чем большую часть средств население тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния в той или иной стране». Далее следует вопрос: чем можно объяснить данную установленную экономистами закономерность? При обсуждении ответов важно подчеркнуть, что при высоком уровне благосостояния значительна доля произвольных расходов.

В классах с менее сильным составом учащихся учитель объясняет данную закономерность сам с помощью обращения к отдельным примерам, которые могут предложить учащиеся.

Излагая материал второго пункта плана, важно ввести такие экономические характеристики, как объем и структура потребительских расходов. Учащиеся без труда смогут соотнести размер доходов и наличие сбережений с объемом, а потребности, возраст, привычки и интересы членов семьи со структурой расходов.

В воспитательных целях полезно, опираясь на текст учебника, остановиться на специфике потребления школьников и обратиться к заданию 4 из рубрики «Проверь себя». Можно также попросить учащихся предложить свои идеи о возможностях внести собственный вклад в увеличение доходов семьи. Завершить проработку вопроса о потреблении школьника может решение следующей обществоведческой задачи:

Летом семья В. вырастила много овощей и собрала хороший урожай фруктов. Дочка-восьмиклассница помогла маме делать заготовки на зиму. Можно ли утверждать, что семья В. таким образом уменьшила свои расходы? Имеет ли место в данной ситуации личный вклад восьмиклассницы в доходы семьи? Поясните свои ответы.

Страховые услуги.

III. Приступая к изучению третьего пункта плана, можно спросить учащихся, что им известно о различных
видах страхования в нашей стране. Далее, излагая материал, важно обеспечить его связь с предыдущим материалом. В частности, можно задать вопрос: какие выплаты по договорам страхования относятся к обязательным, а какие - к произвольным? Ответ на этот вопрос можно предложить найти в учебнике.

Затем учителю целесообразно рассказать о видах добровольного и обязательного страхования, подчеркнув, что страхование направлено на защиту имущественных интересов граждан.

Далее, обращаясь к полученным на уроке знаниям, можно попросить учащихся объяснить, как связаны величина доходов граждан и спрос на страховые услуги.

Закреплению изученного послужит проработка вопросов: 1) Каков уровень благосостояния граждан в тех странах мира, где существует развитый рынок страховых услуг? 2) О чем говорит расширение рынка страховых услуг в России?

Экономические основы прав потребителя.


IV. При освещении вопроса об экономических основах прав потребителя учителю важно понимать, что применительно к изучаемой подтеме должен быть раскрыт не столько правовой аспект (содержание Закона РФ «О защите прав потребителей»), сколько экономический контекст, определяющий необходимость данного закона и обусловливающий его влияние на поведение основных участников экономики.

Одним из наиболее существенных в этой связи является вопрос о суверенитете потребителя. Чтобы понятие «суверенитет потребителя» стало доступным учащимся, целесообразно обратить внимание на известное им значение более общего понятия - «суверенитет», основной смысл которого заключается в независимости и свободе выбора. Сильные учащиеся могут вспомнить, что им известно о суверенитете государства (государственном, или политическом, суверенитете). После установления сущности понятия «суверенитет» можно, проведя аналогию, изложить содержание понятия «суверенитет потребителя», подчеркнув, что суверенитет потребителя проявляется в свободе его экономического поведения (в частности, в поисках способов получения и увеличения доходов, выборе товара или услуги для своего потребления).

К Закону РФ «О защите прав потребителей» целесообразно обратиться как к примеру правового регулирования государством экономических отношений между потребителем, с одной стороны, и производителем или продавцом - с другой. Иными словами, закон иллюстрирует связь таких сфер экономической жизни, как производство, обмен и потребление.

Рекомендуем изучение отдельных положений закона организовать творчески-поисковым методом, ведя учащихся от конкретных ситуаций, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни, к установлению правовых основ их разрешения. В частности, такой может стать ситуация, изложенная на с. 153 учебника (рубрика «Ситуация»). Одному из учащихся может быть предложено прочитать ее вслух. После знакомства с ситуацией полезно определить, какие участники экономических отношений в ней действовали и какой сферы экономической жизни ситуация непосредственно коснулась. Далее важно вычленить правовой аспект - найти в описании ситуации положение, носящее характер правовой нормы. Затем можно обратиться к фрагменту закона и перечислить иные аспекты, определяющие права потребителей (см. документ на с. 153 учебника).

Для более продуктивного изучения вопроса о защите прав потребителей учитель может подготовить две-три ситуации, взятые из СМИ или реальной жизни, опирающиеся на специфику состава класса, особенности региона проживания учащихся, проведения ими свободного времени и т. п. К примеру, может быть предложен следующий текст, поступивший в редакцию одной из местных газет: «Поехали в автобусный тур. Наши вещи, которые находились в багажном отделении автобуса, испачкались моторным маслом, поскольку водитель хранил его в этом же отделении. В результате у нас не было возможности переодеться. Водитель отказывается признавать свою вину, так как туристическая фирма наняла его только на этот рейс. Автобус принадлежит турфирме. Что можно сделать?» После того как учащиеся предложат свои варианты решения проблемной ситуации, учитель должен объяснить следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки был безопасен для здоровья потребителя, а также не причинял вред его имуществу. Согласно статье 14 этого же закона вред, причиненный жизни, здоровью или

имуществу потребителя вследствие недостатков выполненной работы (услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Значит, необходимо предъявить туристической фирме письменную претензию с требованием компенсировать ущерб, нанесенный имуществу. Туристическая фирма обязана в десятидневный срок рассмотреть претензию и удовлетворить требования в добровольном порядке. В случае если она отказывается от удовлетворения претензий или никак на них не реагирует, то спор должен рассматриваться в судебном порядке. Важно отметить при этом, что в соответствии со статьей 17 можно предъявить иск в суд по своему месту жительства, по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, по месту заключения или исполнения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав. Кроме того, в соответствии со статьей 15 потребитель вправе потребовать компенсацию морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В завершение урока при наличии времени полезно обратиться к высказываниям рубрики «Говорят мудрые». Можно предложить учащимся высказать свои соображения относительно того, с какими идеями урока связано каждое из высказываний.

Современное российское общество, направления политики

Обращаясь к материалам данного раздела, важно довести до понимания учащихся важный аспект государственной политики - изменение структуры потребительских расходов и стимулирование инвестиций в развитие человеческого капитала. Инвестиции в человека - это долгосрочный национальный приоритет, как неоднократно подчеркивали в своих выступлениях руководители страны.

На текущем витке истории определяющие факторы успеха развития страны - это поведение каждого отдельного человека, стиль жизни каждой семьи, свобода самовыражения людей. Во всех сферах социального развития необходимо создать мощные стимулы для частных инвестиций, в том числе за счет применения активных мер налогового стимулирования. Значительное увеличение государственных и частных инвестиций в социальное развитие позволит создать предпосылки для раскрытия потенциала граждан и развития нового общества, в котором каждый человек, будь то рабочий или студент, учитель или врач, чиновник или предприниматель, мотивирован на создание и потребление товаров и услуг самых высо-

ких, самых передовых стандартов. По существу, это общество с новой культурой (см. выступление Д. А. Медведева в г. Красноярске).

Домашнее задание

Проработать текст параграфа, ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя», выполнить задания из рубрики «В классе и дома».

Можно предложить учащимся (по желанию) поинтересоваться у родителей, заключены ли ими какие-либо страховые договоры и приобретены ли какие-либо страховые полисы, и, если таковые имеются, познакомиться с их содержанием и подготовить небольшое выступление о своей семье как потребителе страховых услуг.

Возможно и опережающее задание к следующему уроку: узнать у родителей, знакомых, какими банковскими услугами они пользуются, или посетить ближайшее отделение Сберегательного банка РФ (или другого банка) с целью получения информации (источники ее получения - информационные стенды, рекламные буклеты, сотрудники банка) о банковских услугах, предоставляемых населению.


© 2010-2022