• Преподавателю
  • Обществознание
  • Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД «Обществознание» для обучающихся по профессиям и специальностям

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД «Обществознание» для обучающихся по профессиям и специальностям

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ангарский техникум строительных технологий»







КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ

Методические указания к выполнению самостоятельной работы по УД «Экономика организации, для обучающихся (СПО) по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям), 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования,

промышленных и гра жданских зданий, 270802

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД «Обществознание» для обучающихся по профессиям и специальностямМетодические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД «Обществознание» для обучающихся по профессиям и специальностям



Ангарск,2013 г

Рассмотрено на заседании ПЦК

гуманитарного цикла

протокол №__ от____2013 г.

Председатель ПЦК________

Ефремова Н.В.

Утверждаю:

Директор АТСТ

___________ В.Н.Леснов

Рассмотрено и одобрено

на заседании методического совета

Протокол №_____ от _____________

Председатель методического совета

_____________ О.Н. Ермакова


Автор: Панфилова И.С.преподаватель первой квалификационной категории ОГАОУ СПО «Ангарский техникум строительных технологий»,

Рецензент: Акулова Татьяна Владимировна, преподаватель спец. дисциплин первой квалификационной категории, отделения экономики и управления НГОУ СПО «Ангарского экономико - юридического колледжа».







СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

4

  1. Понятие эссе

2. Формулирование целей и задач

5

6

  1. 3. Правила оформления эссе

7

4. Структура и методические рекомендации по написанию эссе

5. Основные структурные части эссе

10

11

6.Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе

7. Виды связей в доказательстве

8.Требования к фактическим данным и другим источникам

9.Как подготовить и написать эссе

10. Критерии оценивания эссе

11.Примеры написания эссе

12. Список используемой литературы

Приложения

13

14

15

16

18

20

26

28











Пояснительная записка

Данные методические указания по написанию эссе по учебной дисциплине «Экономика организации», разработаны в соответствии с требованиями к современному уровню знаний по данной дисциплине с учетом особенностей современного этапа экономического развития России.

Цель написания эссе состоит в формировании у обучающихся умения выражать и аргументировать свою точку зрения на поставленную проблему, что и составляет значительную часть практической работы любого выпускника учебного заведения.

Использование данных методических указаний поможет сформировать у обучающихся общекультурные и профессиональные компетенции:

- умение логически верно и ясно строить письменную речь,

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать возможное их развитие в будущем,

- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач, анализировать и интерпретировать данные в отечественной и зарубежной литературе.






Понятие эссе

Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.).

Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный характер.

Эссе обучающегося - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и обучающимся, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках учебной дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД «Обществознание» для обучающихся по профессиям и специальностямМетодические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД «Обществознание» для обучающихся по профессиям и специальностямМетодические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД «Обществознание» для обучающихся по профессиям и специальностям

Формулирование цели и задач эссе


Выбрав тему эссе и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план.

Цель - это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Целеполагание характерно только для человеческой деятельности. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.

Можно предложить два варианта формулирования цели:

1. Формулирование цели при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить и т.д.

Обобщить - сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении,

придать общее значение чему-нибудь.

Изучить -

  1. Постичь учением, усвоить в процессе обучения

  2. Научно исследовать, познать

  3. Внимательно наблюдая, ознакомиться, понять

Изложить -

  1. Описать, передать устно или письменно

  2. Кратко пересказать содержание чего-нибудь

Систематизировать- привести в систему.

Система - определенный порядок в расположении и

связи действий.

2. Формулирование цели с помощью вопросов.

Цель разбивается на задачи - ступеньки в достижении цели.

Задача - то, что требует исполнения, разрешения.



Правила оформления эссе

Тщательно отредактированный и вычитанный после написания (печати) текст работы необходимо правильно оформить.

Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение к вышеуказанным):

  • эссе должно быть выполнено на одной стороне листа белой бумаги формата А4;

  • цвет шрифта черный;

  • набор текста необходимо осуществлять стандартным Кегль (размер) от 12 до 14 пунктов;

  • шрифт основного текста «Times New Roman» в формате Word;

  • заголовки следует набирать 14 шрифтом (выделять полужирным) ;

  • межстрочный интервал полуторный;

  • расстояние между названием главы (подраздела) и текстом должно быть равно 2,5 интервалам, расстояние между подзаголовком и последующим текстом должно быть 2 интервала, а интервал между строками самого текста 1,5;

  • заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, например: ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выравнивание по центру. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается;

  • размер шрифта для названия главы - 16 (полужирный), подзаголовка -14 (полужирный), текста работы -14,12. Точка в конце заголовка, располагаемого посередине листа, не ставится. Заголовки не подчёркиваются;

  • абзацы начинаются с новой строки и печатаются с отступом в 10 мм;

  • размер полей страницы (не менее): правое 1,5 мм, верхнее и нижнее 20 мм, левое 1,5мм;

  • полное выравнивание текста по ширине;

  • отступ красной строки одинаковый по всему тексту;

  • ориентация книжная;

  • сноски - построчные, сплошные;

  • страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами с учётом титульного

листа, который не обозначается цифрой, номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки; титульный лист считается первой страницей, но номер «1» на нем не проставляется. На второй странице располагается «План» работы. Такие разделы работы как «Введение», «Заключение», «Литература» и «Приложения» приводятся в «Содержание, Плане», но не нумеруются. Нумерации подлежат только разделы, относящиеся к основной части работы.

  • общий объем работы 5-10 страниц печатного текста (с учётом титульного листа, содержания и списка литературы). Титульный лист оформляется в соответствии с установленной формой (ПРИЛОЖЕНИЕ 1);

  • статистический, числовой, аналитический и графический материал (таблицы, графики, диаграммы и т.п.) целесообразно разместить в разделе «Приложения» (со ссылками на источник). Данный раздел располагается в самом конце работы, после списка использованной литературы. Каждое приложение должно быть пронумеровано либо числами, либо заглавными буквами латинского алфавита.

  • во всех графических построениях должны быть обозначены координатные оси. А все графики, диаграммы и т.п. пронумерованы и иметь свое название, которое указывается под каждым из них. Таблицы также должны иметь отдельную нумерацию и название, которое указываются перед каждой таблицей.

  • законченный вариант эссе оформляется в папке скоросшиватель с мультифорами, либо в пружинном переплете.


Источники в списке использованной литературы позиционируются следующим образом:

  1. Нормативно-правовые акты:

а) законы;

б) указы Президента РФ;

в) законодательные акты Федерального собрания РФ;

г) постановления Правительства РФ;

д) письма, инструкции, распоряжения Министерств и ведомств РФ;

2) Книги (монографии, сборники);

3) Периодические издания;

4) Статистические сборники и справочники;

5) Печатные материалы на иностранных языках;

6) Интернет-ресурсы.

Для всех литературных источников списка сохраняется непрерывная сквозная нумерация.

Работа должна быть надлежащим образом скреплена. Это предполагает, что при обращении к ней, она должна сохранять свою целостность, то есть не рассыпаться на отдельные листы. Поэтому работы, листы которых скреплены обычной скрепкой либо вообще не скреплены, а просто вложены в полиэтиленовый файл, приниматься не будут.

Структура эссе включает в себя следующие элементы:


  • титульный лист;

  • содержание (план);

  • введение;

  • содержание, основная часть (главы, разделы, параграфы);

  • заключение (выводы);

  • приложения;

  • список использованной литературы и источников с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания.


























Структура и методические рекомендации по написанию эссе

Эссе - короткая работа. Объем эссе составляет от трех до семи, десяти страниц.

Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление.

Начинать необходимо с главной идеи или яркой фразы, которая сразу же должна захватить внимание читателя. Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает и развивает только один вариант, одну мысль. Эссе - есть ответ на этот единственный вопрос.

Следует отвечать четко на этот поставленный вопрос и не отклонятся от темы: текст эссе должен "привораживать", быть динамичным и содержать что-то новое или любопытное для читателя. За текстом эссе читатель должен постоянно ощущать, "видеть" его автора - живого человека.

При этом содержание вопроса может охватывать широкий спектр проблем, требующих привлечения большого объема литературы. В этом случае можно принять решение, согласно которому следует освещать и иллюстрировать только определенные аспекты выбранной темы. После этого не возникнет никаких сложностей, если автор не будет выходить за рамки очерченного круга, а выбор будет вполне обоснован и подкреплен соответствующими доказательствами.

Исходя из решения о том, как следует отвечать на вопрос, обучающийся должен составить план/структуру своего ответа. Структура любой письменной работы, в том числе и эссе, как правило, состоит из таких компонентов, как:

  • Введение: суть и обоснование выбора данной темы. Обязательным является изложение причин написания эссе. Почему эта тема интересна автору и должна также быть интересна читателю?

  • Развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала (идеи, модели и данные).

  • Заключение: обобщение материала и аргументированные выводы по теме с указанием возможных путей решения исследуемой проблемы.

Необходимым условием при написании эссе является грамотная расстановка акцентов. Хорошо проверенный и совершено необходимый способ построения любого эссе - использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что обучающийся предполагает сделать (и убедиться в том, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Подзаголовки нужны не только для обозначения основных разделов, которые необходимо осветить. Они помогают показать логику изложения материала


Основные структурные части эссе

  • Введение

Содержит краткое обоснование актуальности и важности выбранной для исследования проблемы. Во введении необходимо сформулировать цель и задачи исследования, а также дать краткое определение используемых в работе понятий и ключевых терминов. Однако их количество в эссе не должно быть излишне большим (как правило, три или четыре).

  • Содержание основной части эссе

Данная часть работы предполагает развитие авторской аргументации и анализа исследуемой проблемы, а также обоснование выводов на основе имеющихся данных, положений экономической теории и фактологического материла. Это наиболее сложный для написания фрагмент работы и в его выполнении как раз может помочь разбивка текста с помощью подзаголовков на отдельные смысловые сюжеты. Именно здесь должна обосновываться (логически, используя фактологические данные или строгие рассуждения) предлагаемая аргументация/анализ. Наполняя содержанием сюжетные разделы (под соответствующими подзаголовками) важно ограничиться в пределах параграфа рассмотрением одной главной мысли.

Для написания черновика работы полезно также применять методику последовательной нумерации всех параграфов - это помогает следить за тем, чтобы каждому параграфу (и его главной мысли) соответствовало "свое место". В окончательном (чистовом) варианте можно удалить номера параграфов.

Следует помнить, что в исследуемых проблемах региональной экономики не существует однозначно "правильных" или "неправильных" ответов на вопросы, как это бывает, например, в физике или математике, а только более или менее аргументированные точки зрения. Необходимо запомнить также, что студент получает оценку не просто за согласие с точкой зрения лектора, авторов учебников или научных изданий - от него ждут самостоятельного мышления, т.е. изложения того, что сам автор думает по исследуемой проблеме.

При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается авторская способность (возможность) критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других, способность понимания сути исследуемых проблем и вопросов, установления связи между ключевыми моментами любых проблем, использование аналитического подхода при их рассмотрении, умение дифференцировать и ранжировать (что является более, а что менее важным).

При изложении основного материала эссе, необходимо писать кратко, четко и ясно.

  • Заключительная часть эссе

Обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение

изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.

Заключительная часть эссе должна содержать обобщение результатов исследования в форме краткого изложения основных аргументов автора. При этом следует помнить, что заключение должно быть очень кратким (0,5 - 1,0 страница).

В заключительной части может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение данного исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами. Следует в нескольких предложениях объяснить, почему это было бы полезно, и коротко проиллюстрировать, как это может быть сделано.











Структура аппарата доказательств, необходимых для написания
эссе

Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация - это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.
Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения.

  • Тезис- это положение (суждение), которое требуется доказать.

  • Аргументы - это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

  • Вывод - это мнение, основанное на анализе фактов.

  • Оценочные суждения - это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

  • Аргументы обычно делятся на следующие группы:

Удостоверенные факты - фактический материал (или статистические данные).

Факты - это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании - законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

  • Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.

  • Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.



Виды связей в доказательстве

Логика. В эссе, как и во всяком произведении, должна прослеживаться внутренняя логика. Она определяется, с одной стороны, авторским подходом к обсуждаемому вопросу, с другой - самим этим вопросом. Кроме того, следует избегать необоснованных переходов от одной идеи к другой, мысль должна развиваться последовательно.

  • Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и разделительной. Прямое доказательство - доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом.

  • Индукция - процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.

  • Дедукция - процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер.

  • Аналогия - способ рассуждений, построенный на сравнении.

  • Причинно-следственная аргументация - аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).







Требования к фактическим данным и другим источникам


При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту.

Соответствующая спецификация данных по времени и месту - один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением).

Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом,

т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.







Как подготовить и написать эссе?

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

  • исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

  • качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

  • аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

  • Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание - планирование - написание - проверка - правка.
    Планирование - определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.
    Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.


  • Аналогии - выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.

  • Ассоциации - отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно - психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию).

  • Предположения - утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.

  • Рассуждения - формулировка и доказательство мнений.

  • Аргументация - ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.

  • Суждение - фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?

  • Доводы - обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные,«от противного»,«методом исключения») и т.д.
    Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации. Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. При написание эссе пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.

  • Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

  • Внятность - это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

  • Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.

  • Корректность - это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой.









Критерии оценивания эссе

Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:


Критерий

Требования к студенту

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала.

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.

2 балла

Анализ и оценка информации

- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме;

4 балла

Построение суждений

- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

3 балла

Оформление работы

- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.

1 балл

Максимальное количество баллов, которое можно набрать при написание эссе (10баллов)
P.S. Помните, что в эссе оценивается не столько ваше отношение к исследуемой проблеме, сколько умение его аргументировать. А главное - самостоятельность и оригинальность мышления.

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД «Обществознание» для обучающихся по профессиям и специальностям

Примеры написания эссе

Пример 1. «Россия эпохи Петра I: традиционная или командная экономика»

При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определения традиционной и командной экономической системы.

Традиционная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
Командная экономическая система-способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указанию центральных органов управления и в соответствии с планом.

Если принять во внимание, что реальная хозяйственная жизнь общества, даже в историческом прошлом, чаще всего представляет собой смесь элементов различных экономических систем, то можно задаться вопросом - черты какой экономической системы превалировали в петровскую эпоху?

Сельское хозяйство в России XVIII века основывалось на традиционной системе; крестьяне были прикреплены к земле, которая находилась в собственности или общин, или светских, или духовных феодалов - дворян, бояр, монастырей, царской семьи. Крестьяне отбывали« барщину», работая на полях своих господ, а при выполнении других работ облагались денежным или натуральным оброком. Занятие каким-либо мелким производством или промыслом было характерно для крестьян в осенне-зимние месяцы, свободные от полевых работ.

Мелкое товарное производство и промыслы занимали господствующее положение в экономике России и во многом сохраняли черты традиционной экономики.
Промышленность тех времен существовала в двух формах: как ремесленное, мелкое крестьянское производство и как мануфактурное производство, которому были присущи черты как командной, так и рыночной экономических систем (хотя в большей мере, конечно, командной). В петровскую эпоху, помимо государственных, по правительственному указу создаются многочисленные так называемые "указные" предприятия, владельцам которых предоставляются различные привилегии и льготы, что так свойственно командной системе. Сохранились и элементы традиционной системы - практика приписки к мануфактурам волостей и сел. Крестьяне вместо уплаты податей обязаны были выполнять различные работы на предприятиях.

Для защиты интересов отечественных производителей от европейских конкурентов и поддержания промышленности Петр 1 проводил активную протекционистскую политику, вводя высокие или запретительные импортные пошлины. И, наконец, Петр 1 широко использовал командные методы в управлении государственными финансами и налоговой системой России. Основным объектом его забот всегда были армия и флот, на содержание которых тратились огромные средства.

Для решения этих задач царь пользовался чисто командными методами: вводил все новые и новые налоги и подати, занимался перечеканкой денег, для ускорения сбора средств упразднял ранее существовавшие центральные финансовые учреждения. На каждую губернию он напрямую возлагал содержание определенных полков, что в конечном итоге привело к коррупции и финансовому хаосу. Понимая это, Петр 1 в приказном порядке предпринимал новые реформы: создавал новые государственные структуры, осуществлял меры по развитию промышленности и торговли. Это были определенные шаги в сторону развития рыночной экономики.

Итак, мы видим, что хозяйственной жизни России петровского периода были присущи черты разных экономических систем, но основу составляла командная экономическая система.


Пример 2. (проблемное эссе) «Проблемы семьи в условиях рыночной экономики»
С переходом страны от плановой экономики к рыночной произошли огромные изменения. Эти изменения затронули не только государственную экономику, но и микро экономику, коснулись каждого из нас. Но поскольку большая часть наших граждан живет в семьях, то рыночные отношения нашли свое отражение и в семейной экономике, ведь в ней, как в зеркале отражаются все процессы, происходящие на национальном уровне. Если раньше каждый человек, каждая семья как ячейка общества имела право на труд, право на жилище и т. д., то теперь все эти права государство уже не может гарантировать. Рыночные отношения, с одной стороны, привели к дифференциации общества, а значит и отдельных семей, но, с другой стороны, эти же отношения дали возможности и для большей самореализации.

Если рассмотреть положение нынешних молодых семей, то не трудно заметить, что "стартовые" позиции у молодых семей стали разными, к примеру, не у всех молодых семей имеется достаточно источников дохода для их существования. Если раньше основным источником дохода семьи была заработная плата ее членов, то теперь постепенно на первый план начинают выходить и другие источники, такие как недвижимость (например, полученная по наследству) или различного рода ценные бумаги, приносящие определенные проценты. Разница в первоначальном «стартовом» капитале дает возможность одним семьям начинать жизнь в более выгодных условиях.

Конечно, "стартовый" капитал далеко еще не все, ведь даже имея огромные первоначальные доходы, семья вовсе не гарантирована от финансовых потрясений. Многое, как и раньше, будет зависеть и от образования, от умения работать, от таланта и способностей членов семьи, а это в свою очередь повлияет на уровень заработной платы.

Не последнее значение имеет и количество работающих членов семьи. Важным фактором, который влияет на уровень достатка, является и сфера приложения своего труда и капитала; то ли это частный бизнес, может быть семейный, то ли это государственная служба. В том отношении рыночная экономика предоставляет гораздо более широкое поле деятельности, давая возможность пополнить семейный бюджет не только за счет заработной платы.

Но, чтобы правильно себе представить положение семьи в условиях рыночной экономики, мало рассмотреть источники ее доходов. Поговорим о расходах семьи, кстати, и здесь количество членов семьи играет не последнюю роль. Если мы рассмотрим основные расходы семьи, то их можно распределить по группам: на питание, на одежду, на жилье, на транспорт и обучение. Вероятно, правильней было бы говорить, что соотношение перечисленных расходов зависит от возрастных факторов, например, у молодых семей, более значительными будут расходы, связанные с образованием, по сравнению с пожилыми семьями. Но есть и общая тенденция в распределении расходов российских семей: это значительная часть средств, выделяемых на питание (более 40%). В последнее время возросли и траты, связанные с оплатой жилища.

Конечно же, нельзя говорить о семье, как о среднестатистической единице, так как в условиях рынка незначительная часть семьей владеет значительной долей национального продукта и наоборот. Разница между бедными и богатыми семьями стала все более ощутимой. Но государство пытается вмешивать и нивелировать этот процесс. С одной стороны, вводятся всевозможный налоги (подоходный налог, налог на имущество, налог на землю), а с другой стороны, государство осуществляет адресную помощь для беднейших семей, в виде всевозможных субсидий. Но и здесь нужно, опасаться крайностей: ведь «все поделить» все равно не удастся.

Итак, семья в условиях рыночной экономики сталкивается с теми же трудностями, что и отдельные граждане, а кризисы, которые испытывает экономика страны в целом, в конечном итоге отражается на отдельно взятой семье, так как экономика государства неразрывно связана с экономикой семьи. Но вместе с тем, признаком процветания страны является положение семей "среднего класса", а их, к сожалению, после дефолта осталось не так уж и много. Над этим стоит задуматься!

Пример 3.

«Я и моя карьера»

В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым. Несмотря на то, что многие выпускники находят себя в областях не связанных с профессиональной направленностью, я хочу работать по своей специальности - «Автомобильные дороги и аэродромы».

Это направление я выбрал неспроста - мои родители тоже когда-то сделали такой шаг. И хотя мама уже давно не работает по специальности, папа по сей день остается верен своему делу. Так что можно смело утверждать, что у нас семья потомственных дорожников. Именно поэтому для меня так важно с огромной ответственностью подходить к своему делу, не ударить в грязь лицом.

Сегодня, как и сотни лет назад, значительная часть грузо- и пассажироперевозок по стране осуществляется по автомагистралям, и именно поэтому главной проблемой в развитии инфраструктуры Российской Федерации является наличие качественных и функциональных автомагистралей. Известны случаи полного или частичного разрушения полотна автомобильной дороги почти сразу же после строительства, связанного с непрофессионализмом дорожников. И для решения этой проблемы необходимы специалисты, умеющие грамотно руководить процессом строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.

В современных условиях, компаниям, занятым в сфере строительства и претендующим на ведущие позиции на рынке, необходимо использовать не только накопленный опыт, но и внедрять достижения современной науки в рабочий процесс. Использование открытий в области спутниковых систем и в области нанотехнологий, позволят российским компаниям выйти на мировой уровень. Но не только от внедрения ноу-хау зависит успех компаний, а также его неотъемлемой частью является атмосфера внутри коллектива. Слаженная работа и понимание важности процессов являются одним из основных моментов успеха в любом деле.

В заключение отмечу, что во время учебного процесса мною были не только освоены основные принципы проектирования дорог, технология их строительства, но и понят физический смысл каждого процесса создания проекта автомобильной дороги. На мой взгляд, не просто знание, а именно понимание процесса отличает обычного инженера от профессионала, который способен видеть не только проблему в перспективе, но и пути ее решения.

Пример 4. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности»

В основе экономики лежат отношения по производству, распределению, обмену и потреблению товаров и услуг. Так пишет об этом роде деятельности современный экономический словарь.

А какие это товары и услуги? Любые, которые человек хочет и может потребить! Автомобили и стиральные машинки, стрижка в парикмахерской или выплавленный металл, тренинг по женскому очарованию или пакет с помидорами! В общем, все блага, которые нужны для жизни.

Конечно, понятие «нужны» - относительно. Человечество способно прожить и без автомобилей, но передвигаться со скоростью 120 км/час без них уже не удастся. А желание так передвигаться у людей есть, соответственно, создается экономическая потребность. Экономика - двигатель общественного развития, как писал еще Карл Маркс.

Потребности человека в современной экономической теории считаются безграничными. Они постоянно растут. Ведь еще триста лет назад печь топили только дровами, лишь королева могла позволить себе каждый месяц новое платье, а привозные заморские фрукты появлялись только на столе богатых вельмож. Сегодня каждого из нас окружает современная техника в домах, магазины, бутики, супермаркеты. Потребности выросли, в том числе, не без участия рекламы. Счастливее от этого люди не стали, так как потребности всегда растут быстрее, чем удовлетворяются.

В целом, задача экономики - удовлетворять беспредельные потребности людей. Но тут вступает в дело второй фактор - ресурсы планеты ограничены. Удовлетворение одной потребности наносит ущерб другой. Например, выбросы производства наносят ущерб окружающей среде, здоровью людей, заставляют увеличить расходы на лечение, приобретать фильтры для воды и так далее…

И поэтому экономическая деятельность - это искусство не просто производить и распределять товары и услуги, но и делать это эффективно. Об этой важной черте - эффективности экономики писал итальянский ученый Вильфрид Парето. Это искусство соблюдать идеальный баланс между потребностями разных людей и ресурсами.

Когда мы наблюдаем кризис экономической деятельности, значит, баланс нарушен. Либо не удовлетворяются истинные потребности людей, либо произошел «перекос»: все зациклились на жадном удовлетворении потребностей, забывая о ресурсах.

Первое, что делает экономика - это выбор в пользу того или иного производства. А поскольку экономика есть двигатель прогресса, то этим выбором она задает направление развитию всего человечества.









Список используемый литературы

Основные источники:

1.Забродина Н.П. Что такое эссе по экономике//Экономика в школе. - 2010.- №1.
2.Лутохина М.А. Эссе по экономике. // Экономика для школьников.-2011.- №2, Спб: РГПУ им. Герцена.

3. Карисова Ж. М. Элективный курс. Как научиться писать эссе. Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2009 г.

Дополнительные источники:

1. Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 150 с.

2. Мамонтова Т.В. Студенческий реферат как вид исследовательской работы и форма сдачи экзамена // Среднее профессиональное образование.- 2010 -№8. с.16.

3.Савина, И. А. Методика библиографического описания : практическое пособие . - М. : Либерия-Бибинформ, 2009. - 144 с.

Интернет ресурсы:

1.Т.Е.Ворожейкина. Как написать хорошее эссе. Web: http: msses.ru/study/how-to-write-good-essay.html

2.Советы по написанию эссе. Web: begin.ru/db2/doc.html

3. Справочная правовая система «Консультант Плюс» - consultant.ru



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Образец оформления титульного листа эссе


В верхней части титульного листа пишется, в какой организации выполняется работа, далее буквами увеличенного кегля указывается тип («Эссе») и тема работы, ниже в правой половине листа - информация, кто выполнил и кто проверяет работу. В центре нижней части титульного листа пишется город и год выполнения.

областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Ангарский техникум строительных технологий»


Эссе



по учебной дисциплине «Экономика организации»

«Основы экономики»



Тема «Бизнес в современном обществе»


Выполнила обучающаяся 2 курса

Кузнецова А.В.

очного отделения группы №

по профессии : Мастер общестроительных работ


Оценка __________________ Дата проверки __________________

Ф.И.О преподавателя _____________________Подпись преподавателя ____________

Замечания: _______________________________________________________________ __________________________________________________________________________



Ангарск, 2013гПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерная тематика эссе

  1. Почему возникают экономические проблемы при переходе от командной экономики к рыночной.

  2. Почему фирмы в рыночной экономике стремятся к увеличению своих размеров и заинтересовано ли в этом общество

  3. Объясните, как отсутствие прав собственности может способствовать возникновению провалов рынка

  4. Конкуренция есть порождение редкости

  5. Экономика России во времена Петра 1: традиционная или командная

  6. Бизнес в современном обществе

  7. Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности

  8. Я и моя карьера

  9. Я роли предпринимателя

  10. Качества делового человека

  11. Фирма и контракт

  12. Электронные деньги

  13. Покупательная сила денег

  14. Теория экономического развития

  15. Богатство - благо когда служит нам, и зло, когда мы служим ему

  16. Без развития нет предпринимательской прибыли

  17. Бизнес - это игра, величайшая играв мире - если вы знаете как в нее играть

  18. Рынок товаров и услуг и его равновесие

  19. Налоги и их роль в экономике России

  20. Современный рынок труда

  21. Формы и системы оплаты труда

  22. Валовой внутренний продукт (ВВП) как индикатор уровня социально-экономического развития страны.

  23. Безработица - бич современности

  24. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (Ж.Дроз)

  25. «При обычном повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Д. Рикардо)

  26. Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов" (Л. Питер)

  27. Мотивация и стимулирование труда персонала в современной компании

  28. Рынок как объект маркетинга

  29. Реклама - двигатель торговли

  30. Экономика в моей жизни

  31. Экономика и информатика

  32. Рыночная экономика, преимущества и недостатки

  33. Потребитель и его поведение на рынке

  34. Причины неравенства доходов в обществе

  35. Безработица как феномен

  36. Международные валютные отношения

  37. Банки их преимущества и недостатки

  38. Кредит, возможность жить лучше

  39. Инфляция и ее последствия

  40. Экономические потребности

  41. Современные методы управления на предприятии



30


© 2010-2022