Тема «Законотворческий процесс» Подтема: «Где рождаются законы?» (лекция с составлением опорного конспекта)

Цель урока: расширить и закрепить знания учащихся по вопросам места и роли парламента в демократическом обществе. Задачи систематизировать и углубить знания учащихся в сфере полномочий законодательных органов государственной власти Российской Федерации и Иркутской области;расширить знания учащихся в области организации законотворческого процесса в Российской Федерации и Иркутской области; ·         развивать познавательно-творческие навыки при выполнении индивидуальных заданий, осмысление приобретенных знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ; ·                     формировать активную гражданскую позицию учащихся. План урока: I.                    Организационный момент. II.                  Постановка темы и цели урока. III.               Изучение новой темы. 1.       Федеральное Собрание – парламент РФ 2.       Процесс принятия закона в РФ 3.       Система органов власти в Иркутской области. Законодательное Собрание – высший законодательный орган. 4.       Законотворческий процесс. IV.                Подведение итогов урока. V.                  Домашнее задание
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10 класс. Урок № 58

Тема «Законотворческий процесс»

Подтема: « Где рождаются законы?» (лекция с составлением опорного конспекта)

Цель урока: расширить и закрепить знания учащихся по вопросам места и роли парламента в демократическом обществе.

Задачи

  • систематизировать и углубить знания учащихся в сфере полномочий законодательных органов государственной власти Российской Федерации и Иркутской области;

  • расширить знания учащихся в области организации законотворческого процесса в Российской Федерации и Иркутской области;

  • развивать познавательно-творческие навыки при выполнении индивидуальных заданий, осмысление приобретенных знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ;

  • формировать активную гражданскую позицию учащихся.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка темы и цели урока.

  3. Изучение новой темы.

  1. Федеральное Собрание - парламент РФ

  2. Процесс принятия закона в РФ

  3. Система органов власти в Иркутской области. Законодательное Собрание - высший законодательный орган.

  4. Законотворческий процесс.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя с обозначением цели и задач урока.

III. Изучение новой темы.

  1. Учитель. Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны гласит:

«Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную».

Ребята, вспомните из курса обществознания, какие органы в современной политической системе осуществляют исполнительную и судебную власть?

(Ответы детей: правительство и различные суды).

Высшая законодательная власть в России принадлежит органу, который в соответствии европейской политической традиции называется парламентом.

Парламент (от фр. рarler - говорить)- общенациональное представительное учреждение, состоящее из одной или двух палат, сформированное на основе выборов, назначения или наследования и осуществляющее законодательные функции.

Исходя из определения, мы можем сделать вывод, что главной задачей парламента является принятие законов, т.е. именно там, в парламенте, рождаются законы.

В нашей стране парламентом является Федеральное Собрание. Давайте посмотрим, что же оно из себя представляет, и какие функции выполняет.

Структура и функции Федерального Собрания РФ.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - представительный и законодательный постоянно действующий орган РФ. Состоит из двух палат : Государственная Дума и Совет Федерации.

Государственная Дума - нижняя палата

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет.

Государственная Дума:

1) даёт согласие Президенту РФ на назначение

Председателя Правительства РФ;

2) решает вопрос о доверии Правительству РФ;

3) объявляет амнистию;

4) выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

5) принимает федеральные законы;

6) принимает постановления.

Совет Федерации - верхняя палата

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Совет Федерации:

1) утверждает изменения границ между субъектами РФ и указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;

2) назначает выборы Президента РФ;

3) принимает решение об отрешении Президента РФ от должности;

4) рассматривает и одобряет законы.

  1. Учитель. Принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон, считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствие с установленным Конституцией порядком.

Процесс принятия закона в РФ (работа в тетрадях по лекции составить конспект).

Первую стадию называют законодательной инициативой. Речь идёт о праве внесения законопроекта в Государственную Думу.

Конституция ограничивает круг субъектов законодательной инициативы (ст. 104, ч. 1). Сюда включены; Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (т. е. по тем вопросам, которые относятся к их компетенции). Вместе с тем никто не лишен права обращаться в парламент с законодательными предложениями. Разница в том, что в отношении предложений парламент волен решать, как он с ними поступит, а законодательную инициативу обязан рассмотреть. Отметим также, что ряд законопроектов могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (это касается так называемых финансовых законопроектов - ст. 104, ч. 3). На второй стадии законопроект проходит рассмотрение в Государственной Думе, которое осуществляется в трех чтениях (если Дума не примет по данному законопроекту иного решения). Третья стадия - принятие закона Государственной Думой (обычный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов, конституционный - большинством в 2/3). На четвертой стадии закон проходит утверждение в Совете Федерации. Пятая стадия - подписание и обнародование закона. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать (либо вернуть на повторное рассмотрение). Подписанный Президентом закон должен быть обнародован. Цель обнародования - довести содержание нового закона до сведения населения путем публикации в официальных изданиях - «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ». Только опубликованный закон вступает в действие.

  1. Учитель. Ребята, вы конечно знаете, что Иркутская область является субъектом Российской Федерации, и соответственно она имеет собственную систему органов государственной власти.

В систему органов государственной власти входят:

Губернатор - высшее должностное лицо;

Законодательное Собрание- высший законодательный (представительный) орган государственной власти;

Правительство- высший исполнительный орган государственной власти ;

иные исполнительные органы государственной власти .

Учитель. В демократическом государстве, каким является Россия, существуют три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Государственная Дума. А в нашей республике законодательный орган власти называется Законодательное Собрание .

Законодательное Собрание- это собрание депутатов.

Собрание является высшим законодательным (представительным) органом государственной власти, избирается на 5 лет и состоит из 48 депутатов. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 года.

Собрание является коллегиальным органом и основной формой его работы является сессия.

В период между сессиями работа ведется внутри комитетов и комиссий, сформированных из числа депутатов.

Основной функцией Собрания, безусловно, является законодательное регулирование.

К ведению Законодательного Собрания относятся следующие важные полномочия:

- принятие закона о региональном бюджете;

- установление налогов и сборов; - назначение референдума и и другие.

Правительство является постоянно действующим, коллегиальным высшим исполнительным органом государственной власти.

Председатель Правительства и его заместители назначаются Губернатором по согласованию с Законодательным Собранием.

Учитель. Эффективность работы законодательной власти зависит не от количества принятых законов, а от их назначения для страны на данный момент.

В XVIII в. Дж.Локк. писал: «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались». Как актуальны эти мысли для сегодняшней России.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» Дж.Локк.

© 2010-2022