- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Раздел | Обществознание |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черникова Е.Н. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Обществознание: Программа курса для 8-9 классов Общеобразовательных учреждений А. И. Кравченко. Данная программа ориентирована на использование учебника по обществознанию для 8 класса А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой (М.6 Русское слово, 2013 г)
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
-
воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
-
развитию личности на исключительно важном этапе её социализации - в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
-
формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
-
формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
-
овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
-
освоению способов коммуникативной, познавательной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
-
формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
-
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
-
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
-
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
-
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов через систему клубов, секций, студий, и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
-
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
-
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды( населенного пункта, района. города) для приобретения опыта реального управления и действия.
Общая характеристика учебного предмета.
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также на знании философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
При распределении тем примерной программы по обществознанию в основной школе следует иметь в виду, что каждый класс рассматривается как относительно самостоятельная ступень в подготовке учеников и в то же время как звено в развёртывании целостной и относительно завершённой, т. е. охватывающей все основные элементы, социальной картины мира.
В 8-9 классах осуществляется более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры, когда элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. Знания и представления, формируемые на данной ступени изучения содержания курса по обществознанию, должны способствовать освоению старшими подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей в пределах их дееспособности, а также подвести выпускников основной школы к лучшему пониманию возросших возможностей, перспектив, международной роли Отечества.
При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 5-9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Примерная программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Необходимым условием успешности изучения данного предмета выступает определённая оснащённость учебной деятельности источниками и учебно-познавательными средствами. В учебном кабинете обществознания целесообразно иметь тексты Конституции Российской Федерации, важнейших законодательных актов; тематические таблицы и другие средства наглядности. При работе с использованием новых информационных технологий могут быть привлечены материалы Интернета, а также созданные для основной школы цифровые образовательные ресурсы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета (Роль и возможности школьного обществознания.)
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.
Существен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина.
Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них - способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
-
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
-
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущим поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
-
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
-
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
-
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
-
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на:
1.использование элементов причинно-следственного анализа;
2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6. подкрепление изученных положений на конкретных примерах;
7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных
социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя
основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов
общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка
на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики
в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства
связи и коммуникации для поиска и обработки социальной информации, необходимой для изучения курса;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать
собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и способами преодоления конфликтов.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования и учебному плану МБОУ Средне-Егорлыкской СОШ № 4 на изучение обществознания в 8 классе отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 4 резервных часа на практические работы и тематический контроль. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.
Тематическое планирование учебного материала.
Раздел программы
Основное содержание по темам
Основные виды деятельности ученика ( на уровне УУД)
Общество и человек. (12ч)
Общество. Общественные отношения. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни.
Человек, природа, общество. Взаимосвязь природы и общества.
Общественные изменения: причины и направленность. Типы обществ.
Прогресс и регресс.
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка.
Социализация и воспитание. Культурные нормы и ценности. Воспитание.
Выделять существенные признаки общества.
Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни.
Находить и извлекать социальную информацию об обществе из педагогически адаптированных источников различного типа. Характеризовать основные признаки различных типов общества. Сравнивать их по отдельным параметрам. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс»
Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.
Характеризовать и подтверждать примерами биологическое и социальное в природе человека.
Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами.
Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики человека.
Объяснять роль потребностей в деятельности человека.
Приводить примеры основных видов потребностей
Характеризовать основные этапы социализации.
Конкретизировать примерами культурные нормы и ценности.
Описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией.
Экономическая сфера (12ч)
Что такое экономика. Экономика как основа общественной жизни.
Труд и образ жизни людей. Производство материальных благ.
Производство, распределение, обмен и потребление. Факторы производства. Производительность труда. Влияние новых технологий на развитие производства и характер потребления.
Характерные черты рыночной экономики. Спрос и предложение.
Рынок , цена , конкуренция. Конкуренция и монополия. Виды рынков. Товар и деньги. Денежное обращение. Функции банков. Функции денег.
Предпринимательская деятельность. Преимущества и недостатки рыночной экономики.
Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Роль государства экономике. Законодательное регулирование экономической деятельности.
Понятие «занятость». Работники каких профессий востребованы сегодня на рынке труда. Причины и последствия безработицы. роль государства в обеспечении занятости.
Различать явления экономической жизни.
Уметь объяснять решающую роль производства в экономике, а также влияние изменений экономического развития государства на социальный состав общества.
Раскрывать роль экономики в жизни общества. называть и характеризовать основные виды экономической деятельности, факторы производства.
Объяснять ограниченность ресурсов , суть проблемы экономического выбора.
Характеризовать рыночные отношения.
Объяснять сущность закона спроса и закона предложения.
Иллюстрировать примерами факторы, влияющие на спрос и предложение.
Объяснять роль конкуренции в рыночной экономике. Называть и приводить примеры , сопоставлять различные виды рынков.
Характеризовать функции денег.
Объяснять особенности предпринимательской деятельности. Моделировать ситуации развития частного бизнеса в конкретных экономических условиях.
Раскрывать и конкретизировать понятие «государственный бюджет». Объяснять значение налогов в жизни государства и общества. Характеризовать и иллюстрировать примерами виды налогов. Находить и извлекать социальную информацию о налоговой политике государства из педагогически адаптированных источников различного типа. Характеризовать безработицу как состояние рынка труда. Называть и описывать причины безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. Выражать собственное отношение к проблеме занятости и безработицы.