- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Руф Ю.А. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № _______
от «__» _____________ 20_____г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Ненинская СОШ имени Героя РФ Лайса А.В.
_____________/Мещерякова Г.Г./
Приказ №____ от «___»__________20___ г.
Рабочая программа
По предмету:
«Обществознание»,
9 класс
2014-2015 учебный год
Руф Юлия Александровна,
учитель истории и обществознаия
с. Ненинка
Пояснительная записка
Предмет: обществознание
Курс: «обществознание»
Класс: 9 класс
Исходя из расписания уроков и календарного графика школы, календарно - тематическое планирование составлено на 68 урока (2 часа в неделю).
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания базового уровня в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала учащихся. Реализация программы осуществляется за счёт обязательной части учебного плана, составляет 35 учебных часов.
Программа: Авторская (модифицированная), Автор Л.Н.Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Москва, «Просвещение», 2010 год. Программа курсов для 9 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ. Издание стереотипное. М., «Русское слово», 2007.
В состав УМК входят: учебник для 9 класса «Обществознания», поурочные разработки к учебнику, дидактические материалы.
Цели и задачи курса:
- создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимное приятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Программа раскрывает содержание начального курса «Человек и общество» в следующей последовательности.
В 9 классе программа является вводно-пропедевтической по отношению к основной школе. С одной стороны, содержание ее во многом строится на тех же дидактических единицах, что и в начальной школе, с другой - вводит новые единицы содержания.
Логика программы в 9 классе предполагает использование принципа от частного к общему.
Каждая тема программы 9 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
Принцип системности направлен на формирование у учащихся ценностных ориентиров и убеждений, основанных на нравственных и культурных достижениях современной эпохи. Последовательность обеспечивается тематически выверенным подбором заявленных объектов изучения, дающих возможность учащимся ознакомиться с фактами, событиями и явлениями общественной жизни разных поколений, особенностями формирования ценностных представлений и ориентиров в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества.
Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:
Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.
Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.
Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.
Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект
Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:
1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;
2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
3) по источникам познания - словесный, наглядный, практический;
4) по формированию структуры личности - методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:
- входной контроль - тестовая работа;
- промежуточный контроль - индивидуальные карточки,
диктанты (используется текст с ошибками),
анализ схем, таблиц,
фронтальный устный опрос,
понятийные диктанты,
тематические тесты по изученному блоку;
- итоговый контроль - тестовая работа.
Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).
Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).
Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
По окончанию изучения курса «Обществознания» ученик должен знать:
- основные обществоведческие понятия: Общество, авторитет, герб, наследственность, государство, деятельность, добро, добродетель, кодекс, конституция, нравственность, образование, общение, патриотизм, познание, референдум, самооценка, федерация, флаг, хобби, товар, труд, сознание, семья, субъект РФ, чувство, экономика, эмоция, эрудиция.
- общее и особенное в политической жизни современной России;
- основные задачи и исторические формы образования;
- основы конституционного строя Российской Федерации;
- сущность и строение культуры;
-.особенности подросткового возраста, важного для становления личности;
- значение и назначение самопознания.
Ученик должен уметь:
- давать определения основным обществоведческим понятиям, выделяя их характерные признаки;
- объяснять сущность человека;
- уметь объяснить сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования;
- объяснять сущность семьи как основной ячейки общества;
- объяснять роль и значение школы;
- объяснять труд как основу жизни;
- объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах.
Ученик должен владеть навыками:
- конспектирования текстовой информации и выделения главного;
- использования дополнительных источников социальной информации (газет, журналов,
Интернет сети);
- схематизации материала, либо анализа предложенной схемы;
- правильного применения специальных терминов и объяснения понятий;
- монологического связного воспроизведения информации;
- выявления сходных и отличительных черт в общественных явлениях;
- презентации собственных суждений, сообщений.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по обществознанию
Оценка 5:
Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание вопроса и использование карты и других источников знаний, ответ самостоятельный с ссылкой на дополнительные сведения.
Оценка 4:
Ответ удовлетворяет раннее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении исторического материала, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка 3:
Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко излагает исторический материал, затрудняется в самостоятельном объяснении данного вопроса.
Оценка 2:
Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
Список литературы:
.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М., 1985. - Ч. 2, 3.
2.Богданов В. В. Истории обыкновенных вещей / В. В. Богданов, С. Н. Попова. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.
3.Боханов А. И. Коллекционеры и меценаты в России / А. И. Боханов. - М., 1989.
Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. - М., 1997.
4.Драчук B. C. Рассказывает геральдика / B. C. Драчук. - М., 1977.
5.Кишенкова О. В. Путешествие юного гражданина: 5 кл. / О. В. Кишенкова. - М., 1997.
6.Коломинский Я. Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов / Я. Л. Коломинский. - М.: Просвещение, 1986.
Ресурсы internet:
http: // www/gov.ru/
http: // mon. gov.ru/
http: // www/ ed.gov.ru/
http: // fipi.ru/
http: // mediasput.ru/
Формы контроля.
Предполагается проведение тестирования; письменные контрольные работы по итогам полугодия; письменные проверочные работы, рефераты.
Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться
полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.
Тематическое планирование
№
Название раздела
Кол-во часов
1
Политика
10
2
Право
20
3
Итоговое повторение
4
Итого
34
Основное содержание
Тема 1. Политика (10 ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (20 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция - основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека - идеал права. Воздействие между народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности
гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Тема 3. Итоговое повторение (4 ч.)
Календарно - тематическое планирование (обществознание 9 класс)
№
урока
Название раздела/
Тема урока
Кол- во
часов
Элементы содержания
Требования к уровню
Подготовки
учащихся
Вид
контроля
Дата
План
Факт
1
Вводный урок
1
Значение терминов, структура курса, анализ содержания учебника
Ориентироваться в структуре учебного пособия
Устный опрос
2
Политика и власть
1
Что такое политика, что такое власть, роль политики в жизни общества
Называть политические события последнего времени, понимать сущность любой власти
тестирование
3
Государство
1
Происхождение государства, признаки государства, формы государства, гражданство
Знать внешние и внутренние функции государства, различать формы государственного устройства
Практическое задание
4
Политические режимы
1
Тоталитарный, Авторитарный, Демократический режимы правления
Понимать значение понятия «политический режим», Уметь отличать виды политических режимов друг от друга
Фронтальный опрос
5
Правовое государство
1
Понятие правового государства, власть в правовом государстве
Знать основные принципы построения правового государства, понимать суть разделения властей
Графический тест
6
Гражданское общество и государство
1
Что такое гражданское общество, местное самоуправление, общественная палата
Понимать различие между понятиями «общество» и «гражданское общество», называть формы местного самоуправления
Устный опрос
7-8
Участие граждан в политической жизни
2
Выборы, референдумы, обращение в органы власти
Знать, как гражданин может участвовать в политической жизни
тестирование
9
Политические партии и движения
1
Общественно-политические движения, политические партии
Знать основные политические партии Р. Ф. их политические идеи
Практическое задание
10
Контрольная работа по теме «Политика»
1
Все термины и понятия изученные в данном разделе
Уметь решать практические задания, пользуясь полученными, ранее знаниям
Контрольная работа
11
Роль права в жизни общества
1
Что такое право, мера свободы, справедливости и ответственности, система законодательства
Знать назначение права в жизни общества, что несет высшую юридическую силу, понимать разницу между позитивным и естественным правами.
Практическое задание
12
Правоотношения и субъекты права
1
Сущность и особенности правоотношений
Знать, что такое правоотношения, чем они отличаются от других социальных отношений
Устный опрос
13
Правонарушения и юридическая ответственность
1
Признаки правонарушений, виды правонарушений, юридическая ответственность
Знать признаки, виды и формы правонарушений
тестирование
14
Правоохранительные органы
1
Какие органы называют правоохранительными, адвокатура, прокуратура, нотариат
Знать функции правоохранительных органов
Фронтальный опрос
15-16
Конституция Р.Ф. Основы конституционного строя Р.Ф.
2
Этапы развития конституции, высшая юридическая сила конституции
Знать значение конституции для правового государства
Самостоятельная работа
17-18
Права и свободы человека и гражданина
2
Какие права носит гражданин, идеал современного права или юридический документ
Знать, какими правами наделен гражданин, как работает механизм защиты прав гражданина
Графический тест
19
Гражданские правоотношения
1
Сущность гражданского права, особенности гражданских правоотношений
Понимать суть гражданских правоотношений, знать виды гражданско-правовых договоров
тестирование
20
Право на труд. Трудовые правоотношения
1
Трудовые правоотношения
Знать, какие права и обязанности включены в трудовой договор
Практическое задание
21
Семейные правоотношения
1
Понятие семьи и брака, условия заключения брака, правоотношения супругов
Знать права и обязанности членов семьи
Фронтальный опрос
22
Административные правоотношения
1
Понятие административного права, административное правонарушение
Знать понятие административного права и виды административных наказаний
Самостоятельная работа
23
Уголовно-правовые отношения
1
Особенности уголовного права, понятие преступления, виновность, уголовное наказание
Знать что такое уголовное право, какими признаками характеризуется преступление
тестирование
24
Социальные права
1
Социальная политика государства
Знать какие права называют социальными, кто пользуется социальными благами
Устный опрос
25
Защита жертв вооруженных конфликтов
1
Международное гуманитарное право и его особенности
Знать как охраняются права жертв вооруженных конфликтов
Графический тест
26
Правовое урегулирование в сфере образования
1
Законодательство в сфере образования, и право обязанность
Знать основы законодательства в сфере образования
Устный опрос
27-28
Повторительно-обобщающий урок по теме «Право»
2
Все термины и понятия изученные в данном разделе
Уметь решать практические задания, пользуясь полученными, ранее знаниям
Фронтальный опрос
29
Контрольная работа по теме «Право»
1
Все термины и понятия изученные в данном разделе
Уметь решать практические задания, пользуясь полученными, ранее знаниям
Контрольная работа
30
Работа над ошибками
1
Все термины и понятия изученные в данном разделе
Уметь решать практические задания, пользуясь полученными, ранее знаниям
Контрольная работа
31-34
Итоговое повторение
4
Все основные понятия, изученные в курсе 9 класса
Пользоваться полученными знаниям для решения практических задач
Устный опрос, тестирование, беседа
Лист корректировки рабочей программы
№
Запланированный урок
Фактически проведенный
Основание
Дата