Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация к рабочей программе по обществознанию 8 класс

Статус программы

Данная рабочая программа разработана на основе

  1. Федерального компонента государственного стандарта

  2. Примерной программы основного общего образования по обществознанию М. Дрофа 2007

  3. Авторской программы по обществознанию Кравченко А.И. «Русское слово» 2007

4. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год

  1. Учебного плана МБОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов Бугульминского муниципального района РТ на 2015\2016 учебный год.

Программа рассчитана на 1 часа в неделю, 35 часов в год

Цели и задачи изучения учебного предмета:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; развитие нравственной культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим ценностям;

  • освоение системы знаний, необходимых для адаптации в обществе; освоение основных социальных ролей; позитивных качеств личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности;

  • владение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; семейно-бытовых отношениях.

Учебно-методический комплект

  1. А.И. Кравченко. Обществознание: 8 класс. - М.: Русское слово;

  2. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений по обществознанию А.И. Кравченко. Москва «Русское слово», 2007 г.

  3. Е.А. Певцова. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 8 класс. - М.: Русское слово;

  4. А.Ф. Никитин. Основы обществознания. 8-9 кл.: Учебно-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 224 с. - (Дидактические материалы).

Промежуточная аттестация проводится по сборнику Дыдко С.Н. Контрольные и проверочные работы по обществознанию 8 класс. «Экзамен».

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

Федерального компонента государственного стандарта

Примерной программы основного общего образования по обществознанию М. Дрофа 2007

Авторской программы по обществознанию Кравченко А.И. «Русское слово» 2007

Место предмета в базисном учебном плане

Программа курса рассчитана на 35 часа, 1 час в неделю. Структура программы соответствует структуре учебника А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», «Русское слово» М, 2009 г

Характеристика учебного предмета

Курс «Обществознание» для 8 класса органически входит в предмет, изучаемый с 5 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знаниях прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко, заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов. Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности. Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 8 классе по обществознанию, ориентирована на реализацию Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по предмету. Важнейшими целями изучения курса в данном классе являются: Создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции; Воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; Освоение обучающимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации; Овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста; Формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений. Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям обучающихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную, социально одобряемую деятельность в современном российском обществе. В 8 классе важно использовать доступные для обучающихся формы и приемы работы для: Обучения умению получать социальную информацию из разнообразных источников; Формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации; Обучение умению давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права. Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы практикумов, бесед, дискуссий, деловых игр.

Цели и задачи изучения курса


  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; развитие нравственной культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим ценностям;

  • освоение системы знаний, необходимых для адаптации в обществе; освоение основных социальных ролей; позитивных качеств личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности;

  • владение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; семейно-бытовых отношениях.


Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной оценки конкретных поступков людей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Успешному изучению учебного курса по обществознанию в 8-х классах способствует разнообразная методика преподавания, различные приемы и способы организации деятельности учащихся, направленная на формирование умения научится самостоятельно обучаться. Этому способствует так же использование различные типов и форм урока, разнообразные методы контроля.

Большой упор на уроке делается на развитие логического мышления, умение высказывать свою точку зрения, при этом приводить различные доводы и аргументы, развитие правильно поставленной речи, умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.

  • Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, использую при этом различные способы получения информации

  • Интересным приемом использования проблемного метода можно назвать дидактические и ролевые игры

  • Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса

Приемы организации деятельности: беседа и дискуссии, диспуты, доклады и сообщения, исследовательская деятельность, работа с различными источниками информации (СМИ, периодические издания, энциклопедии и словари, интернет и т.п.), творческие задания, игровые уроки.

Во время уроков использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.

Также используются различные виды контроля:

  • Текущий (устный опрос, составление схем и таблиц, беседа, тесты, решение дидактических и логических задач, доклады и сообщения);

  • Итоговый (тестирование, ответы на вопросы, решение познавательных и проблемных ситуаций).

Основное содержание (35 часов).

Вводная тема - 1 час.

Науки, изучающие общество. Основные экономические явления. Социальная сфера. Методы и формы изучения общества. Учебник обществознания и его специфика.

Глава 1. Общество и человек - 8 часов.

Что такое общество. Основные признаки общества. Основные сферы жизни общества. Взаимосвязь человека, природы и общества. Экологические проблемы, причины и способы решения проблем. Глобальные проблемы человечества. Способы борьбы с ними. Типология общества. Социальный прогресс и развитие общества. Закон ускорения истории. Реформа и революция, как способы решения политических проблем. Понятие прогресс и регресса. Личность и социальная среда. Понятие личности, индивид, индивидуальность. Взаимосвязь и различия. Потребности человека, основные виды и критерии потребностей. Способы удовлетворения потребностей. Взаимосвязь потребностей и возможностей. Социализация и воспитание. Социальные роли в обществе. Культурные нормы. Общение и формы общения.

Глава 2. Экономическая сфера - 13 часов.

Что такое экономика. Экономические потребности и способы их удовлетворения. Роль денег и их функции. Ресурсы и основные факторы производства. Структура экономики. Основные сферы производства. Товар и деньги. Основные свойства товара. Инфляция, ее причины и последствия. Формула «деньги-товар-деньги», сущность данной формулы. Спрос и предложение. Взаимосвязь цены, спроса и предложения. Маркетинг. Закон спроса и предложения. Рынок, цена, конкуренция. Основные функции цены. Олигополия и монополия. Предпринимательская деятельность. Понятие прибыли. Формы предпринимательства. Роль государства в экономике. Типы экономических систем. Налоговая политика государства. Виды налогов. Бюджет. Основные фазы бюджета и его составление. Государственный и семейный бюджет. Доходы и расходы в бюджете. Способы решения проблем дефицита государственного бюджета. Социальные программы и их значение. Труд, занятость и безработица. Классификация заработной платы. Причины и последствия безработицы.

Глава 3. Социальная сфера - 11 часов.

Социальная структура и социальная стратификация. Жизненные ценности. Социальное положение в обществе. Социальная роль. Имидж в жизни человека. Неравенство в обществе. Богатые и бедные. Сравнение уровня их жизни и деятельности. Прожиточный минимум. Этнос: нации и народности. Основные признаки и черты этноса. Этнообразующие факторы. Условия формирования этноса. Национальность. Межнациональные отношения. Разновидности. Этноцентризм. Этнические конфликты и их последствия. Конфликты в обществе. Субъекты и объекты конфликтов. Основные виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Семья - ячейка общества. Жизненный цикл семьи. Конфликты в семье. Мотивы и причины конфликтов. Способы их разрешения.

Итоговое повторение - 2 часа

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. А.И. Кравченко. Обществознание: 8 класс. - М.: Русское слово;

  2. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений по обществознанию А.И. Кравченко. Москва «Русское слово», 2007 г.

  3. Е.А. Певцова. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 8 класс. - М.: Русское слово;

  4. А.Ф. Никитин. Основы обществознания. 8-9 кл.: Учебно-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 224 с. - (Дидактические материалы).

  5. Дыдко С.Н. Контрольные и проверочные работы по обществознанию 8 класс. «Экзамен».

Список литературы.

  1. А.И. Кравченко. Обществознание: 8 класс. - М.: Русское слово

  2. А.Ф. Никитин. Основы обществознания. 8-9 кл.: Учебно-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 224 с. - (Дидактические материалы).

Литература для учащихся

1. М. В. Машина Экономическая азбука М., 2006 г.

2. Липсец И. В. Экономика без тайн М., 2006 г.

3. Безруких М. Я. «Правила поведения для всех» М., 2004 г.

4. И. В. Дубровина «Мы живём среди людей: Кодекс поведения» М., 2004 г.

5. В. С. Автономов «Экономика для школьников» М., 2004 г.

6. В. О. Мушинский «Азбука гражданина» М., 2005 г.


Интернетт ресурсы

1 ru.wikipedia.org

2 khit.ru/content/view/90/94/

3 kromber.com/rol-cheloveka-v-obschestve-i-rol-obschestva-v-razvitii-cheloveka.html

4 humanitar.ru/page/11_chapter1

5 sociys.ru/

6 grandars.ru/college/sociologiya/sfera-obshchestva.html

7 finteoria.ru/sfery.html

8 shkola.lv/index.php?mode=cht&chtid=647

9 slovarnik.ru/html_tsot/6/6konomi4eska8-sfera-ob1estva.html





Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

а, б, в

Факт

а, б, в

1

Введение

Вводный

Ответы на вопросы

Знать основные понятия, сферы общества, их характеристику

2

Что такое общество

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

Знать общество, его строение, основные сферы

3

Человек, природа, общество

Комбинированный

Индивидуальная и групповая работа с текстом учебника

Объяснять глобальные проблемы, стоящие перед человечеством

4-5

Типология обществ

Комбинированный

Индивидуальная и групповая работа с текстом учебника

Уметь давать характеристику различным типам общества

Закрепить умение давать характеристику различным типам общества

6

Социальный прогресс и развитие общества

Комбинированный

Работа с понятиями и терминами

Знать действие закона ускорения истории и его роль в развитии общества

7

Личность и социальная среда

Комбинированный

Индивидуальная и групповая работа

Уметь давать характеристику личности

8

Потребности человека

Комбинированный

Фронтальная беседа

Знать структуру человеческих потребностей

9

Социализация, воспитание и общение

Повторительно - обобщающий

Закрепление основных понятий

Тестовая работа

10

Что такое экономика

Изучение нового материала

Индивидуальная и групповая работа с текстом учебника

Знать основные экономические понятия: экономика, ресурсы, производство

11-12

Товар и деньги

Изучение нового материала

Индивидуальная и групповая работа с текстом учебника

Знать, что такое товар и его свойства

13-14

Спрос и предложение

Комбинированный

Индивидуальная и групповая работа с текстом учебника

Уметь объяснять действие закона спроса и закона предложения

15

Рынок, цена, конкуренция

Комбинированный

Урок - беседа

Знать условия, необходимые для существования рынка, что такое конкуренция

16-17

Предпринимательство

Комбинированный

Урок - беседа

Знать формы предпринимательской деятельности

18-19

Роль государства в экономике

Государственный бюджет

Комбинированный

Индивидуальная и групповая работа с текстом учебника

Уметь объяснять главные экономические функции государства, его роль в регулировании экономики

20

Труд. Рынок труда. Безработица.

Комбинированный

Урок - беседа

Уметь объяснять особенности рынка труда и виды безработицы

21-22

Повторение и обобщение по теме: «Экономическая сфера общества»

Повторительно - обобщающий

Контрольная работа

Повторить и закрепить основные понятия и термины

23

Социальная структура

Изучение нового материала

Индивидуальная и групповая работа с текстом учебника

Формулировать основные понятия и термины по теме социальная сфера общества

24

Социальное взаимодействие

Комбинированный

Индивидуальная и групповая работа

Уметь анализировать принятие решений смоделированных ситуаций, аргументировать свою точку зрения

25-26

Богатые и бедные

Комбинированный

Индивидуальная и групповая работа

Уметь объяснять сложность проблемы взаимоотношений богатых и бедных, значимость понятия «справедливость»

27-28

Нация и межнациональные отношения

Комбинированный

Подготовленные сообщения учащихся

Уметь объяснять термин «толерантность»

29

Конфликты в обществе

Комбинированный

Индивидуальная и групповая работа

Уяснить необходимость договариваться людям между собой и соблюдать общепринятые нормы поведения

30

Конфликты в обществе

Урок - беседа

Практикум

Сформировать умение на практике разрешать конфликты

31

Семья

Комбинированный

Работа в тетради

Уяснить влияние семьи на развитие личности и общества

32-33

Повторение и обобщение по теме: «Социальная сфера общества»

Повторительно - обобщающий

Контрольная работа

Обобщить и закрепить изученный материал по теме «Социальная сфера общества»

34-35

Итоговое повторение

Итоговые уроки

Тест




© 2010-2022