Урок-практикум с использованием системы Консультант -плюс Уголовное наказание и его цели

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок-практикум в 11 классе

Тема: «Уголовное наказание и его цели»


Цели урока:

Знания

  • обучаемые должны:

- знать сущность и особенности уголовного наказания;

- осознавать цели наказания;

- различать виды наказания, выделяя лишение свободы как «королеву» уголовных санкций;

- знать суть уголовного наказания несовершеннолетних;

- понимать, что назначение наказания - очень сложный процесс, когда суд принимает во внимание все отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения преступления.

Воспитание

  • использование персонального компьютера как средства формирования и совершенствования информационно - коммуникативной и правовой культуры.

Развитие

  • умений самостоятельного применять знания и навыки в нестандартных ситуациях с помощью справочной правовой системы КонсультантПлюс.

Оборудование:

Персональный компьютер, CD «КонсультантПлюс: Средняя школа», Тюмень - 2007, листы с заданиями для индивидуальной работы с информационным банком «КонсультантПлюс: Средняя школа».

План

1. Понятие наказания.

2. Особенности уголовного наказания.

3. Цели наказания.

4. Виды наказаний.

5. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

6. Назначение наказания.

Основные понятия.

Наказание, лишение свободы, уголовная ответственность несовершеннолетних, обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность, обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность, обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Богиня Фемида - беспристрастный символ правосудия - держит в сих руках не только весы, но и карающий меч, роль которого во все времена отводилась уголовному праву, обладающему самым мощным карательным зарядом.

После изучения темы урока, скажите, что должно быть положено на чаши весов.

1.Понятие наказания.

1. Задание учащимся.

Используя справочную правовую систему КонсультантПлюс найдите определение термина «наказание».

2. Совместный анализ данного определения (мера принуждения, мера государственного принуждения)

2. Особенности уголовного наказания.

Эвристическая беседа, рассказ учителя.

Принуждение применяется и в других отраслях права. Так, прогульщика, согласно трудовому законодательству могут уволить. В семейном праве также не обходится баз санкций (развод, взыскание алиментов, лишение родительских прав).

Но уголовное принуждение имеет свои особенности.

1. Только преступление является основанием установления и применения наказания.

2. Наказание отличается суровостью.

3. Система наказаний более обширная и разнообразная.

4. Только уголовное наказание влечет судимость.

5. Уголовное наказание применяется только судом.

6. Уголовные санкции назначаются с применением особой процедуры.

3. Цели наказания.

1. Задание учащимся.

Используя справочную правовую систему, выясните какие цели уголовного наказания.

2. Совместно с учащимися комментируется каждое из положений

3. Организауется обсуждение: Можно ли исправить преступника?

Первая точка зрения. Воспитание человека осуществляется в основном в детстве, исправить преступника уже нельзя. Изоляция преступников, причем на как можно более длительные сроки, - единственное, что может спасти от него общество.

Вторая точка зрения. Сознание человека - это своего рода лист бумаги, на котором есть некоторые записи. Нежелательные знаки (антиобщественную установку преступника) можно стереть (применяя наказание). Вообще же развитие личности, ее воспитание идет всю жизнь, а не только в детстве, подростковом и юношеском возрасте.

4. Виды наказаний.

1. Задание учащимся.

Используя справочную правовую систему, найдите в Уголовном кодексе:

-исчерпывающий перечень наказаний;

- какие из них являются основными и дополнительными наказаниями

Основные наказания не могут назначаться как дополнительные к другим видам наказания, дополнительные наказания (плюс к основным) назначаются в случаях вынесения приговоров по тяжким и особо тяжким преступлениям, совершенным из корыстных побуждений. Суд не имеет права применить их в качестве основных, единственных.

2. Характеристика двух из видов наказания: лишения свободы как наиболее часто применяемой уголовной санкции и смертной казни как санкции самой суровой.

Задания учащимся.

- Используя справочную правовую систему, найдите:

в чем заключается лишение свободы.

3. Рассказ учителя - За какие виды преступлений предусмотрена смертная казнь?

4. Мини-диспут «Должна ли быть в России отменена смертная казнь?»

5. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1. Задания учащимся.

- Используя справочную правовую систему, найдите:

с какого возраста лицо подлежит уголовной ответственности за все виды преступлений, за особо тяжкие;

- в какой статье УК перечислены преступления, за совершение которых уголовная ответственность наступает с 14 лет? Перечислите их;

- виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним;

- какие меры принудительного воспитательного воздействия могут быть назначены несовершеннолетним?

2. Учащиеся работают с текстом и отвечают на вопрос.

Новый кодекс уделяет большое внимание совершенствованию уголовно-правовой защиты несовершеннолетних. Впервые на законодательном уровне решается вопрос о возрастной вменяемости, что позволяет учитывать выраженные отставания интеллектуального и волевого развития несовершеннолетнего. В статье 20 УК говорится, что несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, не подлежит уголовной ответственности, если он в полной мере не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих деяний, либо не мог руководить ими (А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков, правоведы).

Почему уголовный закон относится к несовершеннолетнему преступнику мягче, чем к взрослому?

6. Назначение наказания.

1. Задания учащимся.

- Используя справочную правовую систему, найдите:

-обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность;

- обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность;

- обстоятельства, исключающие преступность деяния.


Задания, закрепляющие и обобщающие полученные знания


1.Соловьев перебегал улицу на красный свет светофора. Водитель, пытаясь избежать наезда, резко вывернул руль влево. В результате произошло столкновение с машиной, следовавшей по соседней полосе. Один человек погиб.

Проанализировав ст. 264 и 268 УК, решите вопрос о том, кто виноват в случившемся, и назначьте меру наказания.

2. Громов был осужден за хулиганство к 2 годам лишения свободы. Одновременно суд, учитывая, что у Громова имеется двое несовершеннолетних детей, для которых его поведение является не лучшим примером, применил к нему дополнительное наказание: лишение родительских прав.

Законно ли назначено наказание?

3. Аверин осужден за изнасилование к 6 годам лишения свободы. При назначении наказания суд в качестве отягчающих учел следующие обстоятельства:

- подсудимый не признал своей вины;

- он не раскаялся в содеянном и не извинился перед потерпевшей;

- изнасилование как преступление распространено. Проанализируйте и оцените данный приговор.

4. Судье в один день пришлось рассматривать два однотипных уголовных дела.

Дело №1. В день, когда его сынишке исполнилось 7 лет, шофер автобазы Хаманеев взял из гаража автомашину после работы без разрешения, посадил в кабину сынишку и помчался в райцентр покупать подарок. Чтобы успеть до закрытия магазинов, водитель ехал с превышением скорости. На крутом повороте он не справился с управлением, машина перевернулась и свалилась в кювет. Отец потерял единственного сына.

Дело №2. Пьяный водитель Фетисов мчался ан всех парах в райцентр, поскольку до закрытия винного магазина оставались считанные минуты. На одном из перекрестков райцентра он сбил человека и скрылся. Пострадавший умер.

Судья приговорил обоих подсудимых к 5 годам лишения свободы. Справедливо ли назначено наказание указанным лицам?

Заключительное слово учителя.

На одну чашу весов, которые держит богиня Фемида с завязанными глазами, должно быть положено совершенное преступление со всеми смягчающими и отягчающими обстоятельствами, а на другую - соответствующее ему наказание. Чаши весов должны находиться в равновесии.

Литература

  1. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу «Основы права» (Базовый уровень образования) / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - М.: Вита-Пресс, 2005. - 192 с.

  2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы права: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. - 2-е изд. - М,: Вита-Пресс, 2006. - 320 с.

  3. Никитин А.Ф. Правоведение: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Ф. Никитин. - М.: Просвещение, 2004. - 352 с.

  4. Специальная подборка правовых документов для учащихся общеобразовательных учреждений. CD. ООО «полное ПРАВО», КонсультантПлюс: Средняя школа. Тюмень. - 2007.

4

© 2010-2022