Рабочая программа по дисциплине Обществознание

Рабочая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины для специальностей среднего профессионального образованияАвтор примерной программы: Кишенкова О.В., кандидат исторических наук, доцент. Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным п...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский политехнический колледж»

Кафедра «Общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин»



УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по НМР

______________ Л.В. Башукова

Приказ № _____ от «_____»___________ 2014 г.






Рабочая программа учебной дисциплины

ОДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

(включая экономику и право)










Нижневартовск

2014

Рабочая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины для специальностей среднего профессионального образования

Автор примерной программы: Кишенкова О.В., кандидат исторических наук, доцент. Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

Типовая программа по дисциплине одобрена ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10 апреля 2008 г., утверждена Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко от 16 апреля 2008 г.

Составитель: И.Д.Гумерова, преподаватель первой квалификационной категории

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Общественно-гуманитарные дисциплины», протокол №___от « » ______ 2014 г.

Зав. кафедрой ________ С.В. Демидова

Рабочая учебная программа утверждена на заседании Методического совета колледжа, протокол № 3 от 18 июня 2014 г.





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

17









1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Обществознание»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, входящей в состав укрупненной группы 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

Программа может использоваться в программах подготовительных курсов перед сдачей ЕГЭ или вступительными экзаменами.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 187 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 117 часов;

практических занятий 40 часов;

самостоятельной работы 70 часов.










2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Распределение по семестрам

Максимальная учебная нагрузка (всего)

187

1 сем

2 сем

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

51

66

в том числе:




лабораторные работы

-

-

-

практические занятия

40

16

24

контрольные работы

5

3

2

Самостоятельная работа

70

33

37

в том числе:




изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами


10

10

выполнение рефератов


5

10

нормативная документация


1

7

написание эссе


2

3

изучение учебного материала, составление конспекта


7

3

доклады


7

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



ДЗ


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознания»

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

2

4


1 семестр

51


Введение.

Содержание учебного материала Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

1

1

Раздел 1 Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе



Тема 1.1. Общество, его типы и формы развития


Содержание учебного материала: Понятие общества. Общество как динамически саморазвивающаяся система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. (Основные институты общества. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь).

Понятие общественного прогресса. Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Научно - технический прогресс. Сущность исторического процесса. Эволюция и революция как формы социального изменения.

Типология общества. Восток и Запад. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество.

1



2

Самостоятельная работа

работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных заданий,

работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела)

Философские знания о человеке

Психологические знания о человеке

Глобальные проблемы соврем6нности

4


Тема 1.2.Общество и глобальные проблемы современности


Содержание учебного материала:

Общество как способ существования человека. Многообразие мира и единство человечества. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века (глобальные проблемы современности).

1

2

Тема 1.3. Особенности российской цивилизации


Содержание учебного материала: Исторический путь России: основные вехи. Особенности развития Российской цивилизации. Россия между Востоком и Западом.

1

2

Тема 1.4. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Содержание учебного материала: Человек как результат биологической и социокультурной революции. Бытие человека. Индивид, индивидуальность, личность. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное. Поведение человека. Потребности и интересы.

1

1

Практическое занятие Выполнение познавательных и практических задач по теме «Человек и общество»

2


Самостоятельная работа

Подготовить сообщения по теме: Понятие культуры духовной и материальной, интернационализация культуры

2


Тема 1.5. Сущность и многообразия человеческой деятельности


Содержание учебного материала: Человеческая деятельность, её многообразие. Структура деятельности. Предназначение человека. Трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Творчество.

Общение и деятельность или общение как деятельность? Мир общения. Виды общения. Способы общения. Общение и коммуникации. Диалог. Функции общения.

1

1

Тема 1.6. Свобода и необходимость в деятельности человека.

Содержание учебного материала: Свобода личности и необходимость. Свобода и ответственность. Свобода человека и её ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества). Свобода выбора свободного человека.

1

2

Практическое занятие Свобода и необходимость в человеческой деятельности

2


Тема 1.7. Познавательная деятельность человека


Содержание учебного материала: Познание как процесс идеального отражения мира. Структура познавательной деятельности.

Истина и её критерии. Объективная (абсолютная и относительная) и субъективная истина. Истинное и ложное. Заблуждение. Агностицизм.

Научное и ненаучное познание. Многообразие форм знания (ненаучное познание). Специфика и критерии научности познания. Уровни научного познания: эмпирический, теоретический,

1

1

Тема 1.8 . Особенности социального познания


КТ №1

Содержание учебного материала: Особенности социального познания. Конкретно - исторический подход к социальным явлением. Факты, интерпретации, оценки. Социальные и гуманитарные знания.

Самовосприятие. Формирование образа «Я». Самооценка. Самоисповедь и самопознание

1


Текущий контроль по разделу «Человек и общество»

1


Самостоятельная работа студента:

Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных заданий,

работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела)

1. Подготовить сообщение на тему: «В чем смысл жизни человека»

2. Самосознание и социальное поведение

10

Раздел 2 Основы знаний о духовной культуре человека и общества



Тема 2.1 Духовная культура общества

Содержание учебного материала:

Понятие культура. Культура нравственная, экономическая, политическая, правовая. Типология мировой культуры. Элитарная, массовая и народная культура. Культура и духовная жизнь общества. Функции культуры.

1

2

Тема 2.2 Религия как феномен культуры


Содержание учебного материала: Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Менталитет человека. Религия и религиозное мышление. Многообразие религий. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в РФ. Роль религий в современном обществе.

1

2

Практическое занятие составить сводную таблицу характеристик мировых религий

2


Тема 2.3. Роль образования в жизни общества.


Содержание учебного материала Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

1

2

Самостоятельная работа

Подготовить презентацию на тему: «Этика науки, интернационализация образования»

2


Тема 2.4. Мораль и искусство как элементы духовной культуры










КТ №2

Содержание учебного материала: Мораль - духовный регулятор деятельности. Идеалы, ценности, категории морали. Моральная оценка. Становление нравственного человека.

Понятие искусства и его значение. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Эстетика и мораль.

1



Самостоятельная работа

Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных заданий,

работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела)

1Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

2Виды глобальных проблем.

3.Антиглобализм, его причины и проявления.

Смысл и цель истории. Роль образования в жизни современного человека и общества.

3. Особенности молодежной субкультуры.

4. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни.

5


Практическое занятие подготовить материалы виды глобальных проблем

2


Текущий контроль по разделу «Духовная культура»

1


Раздел 3. Экономика



Тема 3. 1. Экономика и её роль в обществе


Содержание учебного материала: Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности . Выбор и альтернативная стоимость . Ограниченность ресурсов . Факторы производства .

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная ) и рыночная экономика.

1

2

Практическое занятие сравнение разных типов экономических систем

1


Тема 3.2. Собственность и её роль в процессе производства

Содержание учебного материала: Экономическое и юридическое содержание понятия собственность. Формы собственности. Приватизация.

1

2

Тема 3.3. Модели современного рынка

Содержание учебного материала: Современная Российская экономика и модели современного рынка. Монополия и её формы. Конкуренция и её формы.

1

2

Тема 3.4.Законы рыночного саморегулирования

Содержание учебного материала: Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

1

2

Практическое занятие решение задач по теме спрос и предложение

2


Тема 3.5. Фирма в рыночной экономике

Содержание учебного материала: Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок Основы менеджмента и маркетинга.

2



2

Самостоятельная работа:

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.


5


Практическое занятие составление схемы налоги и их виды

2


Тема 3.6. Экономика потребителя.


Содержание учебного материала: Потребности. Теория предельной полезности. Доходы и их виды. Заработная плата, её формы. Прожиточный минимум.

2

1

Тема 3.7. Структура экономики страны

Содержание учебного материала: Основные макроэкономические показатели. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

2

2

Практическое занятие решение задач по теме «экономика потребителя»

2


Тема 3.8. Государство и экономика


Содержание учебного материала: Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Механизмы государственного регулирования. Денежно - кредитная (монетарная политика). Бюджетно - налоговая (фискальная политика). Социальная политика государства в экономике.

Макроэкономическое равновесие и показатели макроэкономической нестабильности Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Инфляция Виды причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры

2

2

Тема 3.9. Основные проблемы экономики России. Мировая экономика







КТ №3

Содержание учебного материала: Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Факторы формирования международных экономических отношений. Формы международной экономической интеграции и её значение

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

2



1

Самостоятельная работа

Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных заданий,

работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела)

5


Практическое занятие выполнение заданий по теме «Экономические проблемы»

1

2


2 семестр

66


Раздел 4. Социальные отношения



4.1. Социальная стратификация и мобильность

Содержание учебного материала: Социальные общности. Толпа как социальная общность. Социальная стратификация и социальная дифференциация. Социальные страты современного общества. Социальный класс и социальный слой. Социальная мобильность.

2

2

Практическое занятие решение проблемных задач

2


Тема 4.2. Социальные институты современного общества.

Содержание учебного материала

Виды социальных институтов.

Процесс институционализации.

Роль социальных институтов


2

Тема 4.3. Социальные статусы и роли человека

Содержание учебного материала: Понятие социальный статус и виды. Статусы постоянные и меняющиеся, престиж и престижность профессиональной деятельности. Понятие социальная роль, многообразие социальных ролей в процессе социализации. Статусно - ролевой конфликт

2

2

Тема 4.4. Социальные нормы и контроль.

Содержание учебного материала Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

2

2

Практическое занятие определение видов санкций

2


Тема 4.5. Социальное поведение и конфликты

Содержание учебного материала: Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма.

3


2

Самостоятельная работа:

Эссе. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.



5


Тема 4.6. Этнические общности.

Содержание учебного материала: Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

2

2

Тема 4.7 Молодёжь как социальная группа

Содержание учебного материала: Молодёжь как социальная группа, её роль в обществе, современная молодёжная политика РФ

2

1

Практическое занятие подготовить сообщение о проблемах современной молодежи

3


Тема 4.8. Семья как малая социальная группа

КТ №4

Содержание учебного материала: Роль семьи в обществе, проблемы неполных семей, современная демографическая ситуация в РФ.

1



2


Текущий контроль по теме «Социальные отношения»

1


Самостоятельная работа

Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных заданий,

работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела)

1. Проблема неполных семей.

2. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

3. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

10


Раздел 5. Политика как общественное явление



Тема 5.1. Политика и власть.

Содержание учебного материала: Понятие власти. Власть, её происхождение, структура и виды. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура

2

2

Тема 5.2 Государство.

Содержание учебного материала: Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.

2

1

Практическое занятие заполнение таблицы сравнительная характеристика форм государственного устройства

2


Тема 5.3 Партии и партийные системы


Содержание учебного материала: Политические партии и избирательный процесс. Избирательное право. Политические движения. Партийные системы. современные идейно-политические системы, законодательно-регулируемая деятельность партий в РФ

2

2

Практическое занятие заполнить таблицы политические партии и их программы

2


Тема 5.4 Гражданское общество и правовое государство

Содержание учебного материала: Гражданское общество и государство, основные черты гражданского и демократического общества, избирательная компания в РФ

2

2

Тема 5.5. Личность и политика

Содержание учебного материала: политический статус личности, политическое участие, лидерство, политическая элита - особенности её в современной России

2

2

Практическое занятие решение проблемных задач

2


Тема 5.6. Политическая идеология

Содержание учебного материала: Идейно-политические движения в истории и современном мире.

2

2

Тема 5.7. Роль СМИ в политической жизни общества








КТ №5

Содержание учебного материала: роль СМИ в политической жизни общества, направление и характер информации распространяемой в СМИ, влияние СМИ на политическое сознание и мышление

2


1

Самостоятельная работа

Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных заданий,

работа с дополнительной учебной и научной литературой (рефератов по темам раздела)

1.Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.

2.Политика - наука, искусство и профессия.

3. Свободные выборы - утопия или реальность.

4. Четвертая власть и ее роль в политической жизни.

5.Демократия - за и против.

6.Молодежь и ее роль в современной политике.

7.Политические реформы в современной России



10


Практическое занятие роль СМИ в современном обществе по разделу «Политика и власть»

1


Раздел 6. Право



Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Содержание учебного материала: Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2






1

Самостоятельная работа:

Работа с нормативной документацией. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

7


Тема 6.2. Источники (формы) права


Содержание учебного материала: Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Иерархия нормативно - правовых актов в РФ. Законы и подзаконные акты. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2

2

Практическое занятие проведение анализа нормативно-правовых источников

2


Тема 6.3. Правоотношения


Содержание учебного материала: Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

2

2

Самостоятельная работа

Доклады: Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.

5


Тема 6.4. Особенности правоотношений несовершеннолетних

Содержание учебного материала: Правовые отношения несовершеннолетних. Права и обязанности. Ответственность.

2

2

Практическое занятие решение проблемных задач

2


Тема 6.5. Основы конституционного права Российской Федерации

Содержание учебного материала: Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура Конституции РФ.

2

2

Тема 6.6. Система органов государственной власти

Содержание учебного материала: Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

2

1

Практическое занятие решение проблемных задач

2


Тема 6.7. Основные конституционные права и свободы человека и гражданина.


Содержание учебного материала: Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.

2



2

Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

Права и обязанности налогоплательщика.

7


Практическое занятие работа с документами (Конституция РФ, Кодексы РФ)

4


Тема 6.8. Отрасли российского права.

Содержание учебного материала: Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.

Семейное право и семейные правоотношения.

Трудовое право и трудовые правоотношения.

Административное право и административные правоотношения.

Уголовное право. Уголовная ответственность.

2




Дифференцированный зачет

2


Всего

187


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы требует наличия учебного кабинета дисциплины «Обществознание».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий: плакаты, схемы, таблицы;

- практикумы.

Перечень средств обучения: телевизор, видеоплейер, компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Обществознание. Учебник для 10 класса. Боголюбов Л.Н. и др. Просвещение. 2009 год.

Обществознание. Учебник для 11 класса. Боголюбов Л.Н. и др. Просвещение. 2009 год.

Обществознание. Учебник для 10 класса. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Русское слово. 2010 год.

Обществознание. Базовый уровень. А. Ф. Никитин. 10 класс. Дрофа, 2009 год.

Дополнительные источники:

Право. Основы правовой культуры. 10-11 класс. Певцова Е.А. Русское слово. 2007 год.

Права человека. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. АСТ, 2007 год.

Задачник по обществознанию. 10-11 классы. Кравченко А.И. Русское слово, 2010 год.

Схемы по обществознанию. Агафонов С.В. 10-11 классы. Русское слово, 2010 год.

Обществознание. Учебное пособие. Под ред. Волкова Ю.Г. Слово, 2008 год.

Обществознание. Учебное пособие для абитуриентов и студентов вузов. Каверин Б.И, Чижик П.И. Просвещение, 2007 год.

Обществознание. Учебник для ССУЗов. Курбатов В.И. Феникс, 2007 год.

Обществознание: 10-11 класс. Школьный словарь-справочник. Барабанов В.В. Астрель, 2008 год.

Интернет-ресурсы:

fp.edu.ru/p1.html (Интернет-справочник «Все об учебниках»)
fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)
rustest.ru (Федеральный центр тестирования)
omczo.org ( Окружной методический центр)
drofa.ru/documents/9405/history.pdf (издательство «Дрофа»)
russkoe-slovo.ru/catalog2005/o_umk10.shtml (издательство «Русское слово»)
prosv.ru/Attachment.aspx?Id=7482 (издательство «Просвещение»)
vgf.ru/tabid/114/Default.aspx(издательство «Вентана-Граф»)
mnemozina.ru/work/catalog/253/266(издательство «Мнемозина»)

3.3 Межпредметные связи

Рабочая программа осуществляет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: география, экономика, право, история

3.4 Применяемые педагогические технологии

Проблемное обучение, развивающее обучение

3.5 Методы и формы работы

Репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Лекция, беседа, рассказ, диспут, доклад, самостоятельная работа и т.д.

3.6. Спецификация учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

1

Тесты

10

бумага

2

Комплект для промежуточной аттестации

15

бумага

3

Комплект для итоговой аттестации

15

бумага

4

Учебная программа

1

бумага, электронный вариант

5

Список литературы (основной, дополнительной, факультативной)

1

бумага

3.7. Требования к квалификации педагогических кадров

Реализация программы учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Раздел/тема

Результаты обучения

(освоенные компетенции, умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Тип и вид контроля

КТ

Способ оценки

Инструментарий контроля

подход

Шкала

Раздел1.Философские и психологич.знания о человеке и обществе

Тема1.Человек и общество


Умения: устанавливать соответствия, выделять существенные признаки

Знания: биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений

1. Знание основных терминов темы (1 балл)

2. Знание основных видов деятельности (1 балл)

3. Знание основных типов мировоззрения (1 балл)

4. Знание особенностей научного познания (1 балл)

5. Знание основных характеристик общества как сложной системы (1 балл)

6. Знание основных подходов к проблеме "Общество - природа" (1 балл)

7. Знание особенностей современного мира (1 балл)

8. Знание основных аспектов глобальных проблем (1 балл)

Контрольная работа (тестовые задания)

Текущий педагогический контроль

1

критериальный

бальная

Инструкции по выполнению заданий

Раздел2.основы знаний о духовной культуре человека.

Тема:

Духовная культура человека

Умения: устанавливать соответствия, выделять существенные признаки

Знания: сущность духовной культуры человека, место и роль человека в системе общественных отношений

1. Знание основных терминов темы (1 балл)

2. Знание основных форм и видов культуры (1 балл)

3. Знание роли науки в современном мире (1 балл)

4. Знание особенностей образования в современном мире (1 балл)

5. Знание основных принципов и норм морали (1 балл)

6. Знание особенностей религии как феномена культуры (1. балл)

7. Знание основных

форм и видов искусства, его роли в жизни людей (1 балл)

Контрольная работа (тестовые задания)

Текущий педагогический контроль

2

критериальный

бальная

Инструкции по выполнению заданий

Раздел 3.Экономика Тема

Экономические отношения

Умения: устанавливать соответствия, выделять существенные признаки

Знания: экономические виды деятельности человека, тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

1. Знание основных терминов темы (1 балл)

2. Знание основных типов экономических систем (1 балл)

Знание механизма рыночного функционирования (1 балл)

3. Знание механизма рыночного функционирования (1 балл)

4. Знание основных организационных форм бизнеса в России (1 балл)

5. Знание функций государства в экономике (1 балл)

6. Знание основ налоговой системы России (1 балл)

7. Знание ВВП, его структуры и динамики (1 балл)

8. Знание причин и последствий безработицы (1 балл)

9. Знание роли денег в экономике (1 балл)

10. Знание основ денежной политики государства (1 балл)

11. Знание основных проблем современной экономики России (1 балл)

Контрольная работа (тестовые задания)

Текущий педагогический контроль

3

критериальный

бальная

Инструкции по выполнению заданий


Раздел4 Социальные отношения

Тема Семья

Умения: устанавливать соответствия, выделять существенные признаки

Знания: сущность человека, место и роль человека в системе социальных отношений

1. Знание основных терминов темы (1 балл)

2. Знание особенностей социальных отношений (1 балл)

3. Знание основных характеристик социальных общностей и групп (1 балл)

4. Знание основных положений социальной стратификации и мобильности (1 балл)

5. Знание о социальной роли человека в семье и трудовом коллективе (1 балл)

6. Знание о социальном статусе (1 балл)

7. Знание основных видов социальных норм и санкций (1 балл)

8. Знание форм и проявлений девиантного поведения (1 балл)

9. Знание причин и истоков возникновения социальных конфликтов (1 балл)

10. Знание путей разрешения социальных конфликтов (1 балл)

11. Знание особенностей социальной стратификации современной России (1 балл)

12. Знание особенностей молодежной политики современной России

Контрольная работа (тестовые задания)

Текущий педагогический контроль

4

критериальный

бальная

Инструкции по выполнению заданий

Раздел 5. Политика

Тема

Политика и власть

1. Знание основных терминов темы (1 балл)

2. Знание характеристики юриспруденции как науки (1 балл)

3. Знание места права в системе социальных норм (1 балл)

4. Знание основных форм права (1 балл)

5. Знание структуры правовых отношений (1 балл)

6. Знание основных признаков правомерного и противоправного поведения (1 балл)

7. Знание основ конституционного строя России (1 балл)

8. Знание основных

Конституционных прав и обязанностей

9. Знание основ гражданского права (1 балл)

10. Знание основ семейного права (1 балл)

11. Знание основ трудового права (1 балл)

12. Знание основ административного права (1 балл)

13. Знание основ уголовного права (1 балл)

Контрольная работа (тестовые задания)

Текущий педагогический контроль

5

критериальный

бальная

Инструкции по выполнению заданий

Дифференцированный зачет

Умения: устанавливать соответствия, выделять существенные признаки

Знания: необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

Глубоко и прочно освоен материал, понимает сущность поставленных вопросов, последовательность изложения материала, фактов, событий, правильная формулировка понятий

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания

Тестовые задания

Промежуточный контроль

6

критериальный

бальная

Инструкции по выполнению заданий


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА

1. Общество, его типы и формы развития

2. Общество и глобальные проблемы современности

3. Сущность и многообразия человеческой деятельности

4. Познавательная деятельность человека

5. Религия как феномен культуры

6. Роль образования в жизни общества

7. Мораль и искусство как элементы духовной культуры

8. Собственность и её роль в процессе производства

9. Законы рыночного саморегулирования

10. Экономика потребителя

11. Государство и экономика

12. Основные проблемы экономики России. Мировая экономика

13. Социальная стратификация и мобильность

14. Социальные статусы и роли человека

15. Социальные нормы и контроль

16. Социальное поведение и конфликты

17. Молодёжь как социальная группа

18. Семья как малая социальная группа

19. Признаки государства. Государственный суверенитет. Функции государства

20. Партии и партийные системы

21. Гражданское общество и правовое государство

22. Правовое регулирование общественных отношений

23. Основы конституционного права Российской Федерации

24. Система органов государственной власти

25. Основные конституционные права и свободы человека и гражданина.

26. Семейное право и семейные правоотношения.

27. Трудовое право и трудовые правоотношения.

28. Административное право и административные правоотношения.

29. Уголовное право. Уголовная ответственность.

30. Экологическое право


© 2010-2022