Рабочая программа элективного курса Правовед

Сегодня Россия начинает строить гражданское общество. Обучение и воспитание постепенно начинает учитывать интересы личности. Одним из перспективных направлений развития образования становится гражданско-правовое. Школа охватывает три самых ответственных периода в жизни человека: детство, отрочество, юность. Внутренний мир в детстве развивается наиболее интенсивно. Происходит познание себя как личности, осмысливается свое назначение, а дети начинают усваивать ценность того общества, в к Данная программа ориентирована на более глубокое изучение отдельных видов отраслей права. Она рассчитана на 17 учебных часа (0,5 часа)Задачами курса являются: ·       освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав; ·       привить необходимые навыки правильного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, трудовой договор, договор купли-продажи и т. д.) ·       развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи. . В результате изучения курса ученик должен: знать: ·             права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России.
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Необходимость гражданского образования сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Наше государство переживает важный этап своего развития. Происходит переход от одной идеологии к другим общественным целям и ценностям. Все происходящие в обществе процессе затрагивают и школьное образование. Успех реформ в обществе во многом зависит от образовательной политики, последовательности. Школа определяет будущее России, оно непременное условие её возрождения. От неё зависит преодоление кризисных процессов, становление нового демократического государства, а также и место нашей страны в мировом сообществе.

Сегодня Россия начинает строить гражданское общество. Обучение и воспитание постепенно начинает учитывать интересы личности. Одним из перспективных направлений развития образования становится гражданско-правовое.

Школа охватывает три самых ответственных периода в жизни человека: детство, отрочество, юность. Внутренний мир в детстве развивается наиболее интенсивно. Происходит познание себя как личности, осмысливается свое назначение, а дети начинают усваивать ценность того общества, в котором живут.

Гражданское самосознание- это основа возрождения России. Нужна ли нам сегодня национальная идея? Да, нужна. Для сплочения народа, осознания своей цели, для появления общего интереса, для воспитания патриотизма у нации. У нации должна быть национальная идея, также как у человека должна быть цель в жизни.

Воспитание подлинной гражданственности - это альтернативная деятельность школы в противовес жестокой антигуманной социальной среде.

Сегодня мы выполняем социальный заказ - воспитываем личность, всесторонне развитую, ответственную, уже не на уровне лозунгов, теоретически, а с помощью практических, гражданских дел. Нам нужна личность. Завтрашний день России во многом определяется тем, какое образование получит молодежь сегодня. Подготовка детей к жизни в демократическом обществе является сложной и ответственной задачей. Школа, родители, все взрослые несут за это ответственность.

Данная программа ориентирована на более глубокое изучение отдельных видов отраслей права. Она рассчитана на 17 учебных часа (0,5 часа).

Основными целями курса являются:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Задачами курса являются:

  • освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;

  • привить необходимые навыки правильного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, трудовой договор, договор купли-продажи и т. д.)

  • развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.

Выпускник школы должен овладеть правовой культурой, необходимой для выполнения основных социальных ролей- гражданина, собственника, потребителя, участника трудовой деятельности, семьянина.

Программа элективного курса «Правовед» ставит определенные задачи и цели: как можно полнее развить потенциальные творческие способности учащихся, развитие врожденных склонностей, задатков каждого школьника.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование

Количество часов

1

Раздел 1.Семейое право.

4

2

Раздел 2. Трудовое право.

5

3

Раздел 3 Уголовное право.

4

4

Раздел 4. Гражданское право.

3

5

Итоговая аттестация. Защита проектов.

1

6

Итого

17

Перечень контрольных мероприятий

Наименование раздела

Количество часов

1.Тестирование

4

2.Практические задание

3

3.Самостоятельная работа

3

4.Решение правовых задач

4

5.Интеллектуальные и ролевые игры

2

6.Итоговая аттестация

1

Итого

17

Учебно-методическое обеспечение:

Литература для учителя:

  • А.Ф.Никитин «Основы права» (10 - 11 классы), Издательство «Просвещение», 2012 г.

  • В.В.Гордеева «Правовое воспитание в школе» (9-11 классы). Разработки организационно-деятельностных игр. Издательство «Учитель», 2009 год, 207с.

  • С.Н.Степанько Элективный курс «Правоведение» (9 класс), «Права человека». Издательство «Учитель», 2009 год, 239с.

  • О.А.Северина Элективный курс практического права «Детский правозащитный университет» для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Издательство «Глобус», 2008 год, 193 с.

  • С.И.Володина «Основы правовых знаний» (8-9 классы) в 2-х книгах. Издательство «Новый учебник», 2010 год, 240 с.

  • Конституция РФ, 1993г.

  • Семейный кодекс РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • Гражданский кодекс РФ

Литература для ученика:

  • А.Ф.Никитин «Основы права» (10 - 11 классы), Издательство «Просвещение», 2012 г.

  • С.И.Володина «Основы правовых знаний» (8-9 классы) в 2-х книгах. Издательство «Новый учебник», 2010 год, 240 с.

  • Конституция РФ, 1993г.

  • Семейный кодекс РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • Гражданский кодекс РФ

Содержание программы

Раздел I «Семейное право» (4 часа)

Тема 1. Условия и порядок заключения и расторжения брака.

Понятие и источники семейного права. Понятие брака. Брак и условия его заключения. Факторы, препятствующие заключению брака. Порядок заключения брака. Расторжение брака в судебном порядке. Расторжение брака в органах ЗАГС. Алименты.


- правильно составлять некоторые виды официальных бумаг (заявление, брачный договор).

Тема 2. Права и обязанности родителей и детей.

Права ребенка. Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности детей. Права и обязанности родителей. Понятие брачного договора. Расторжение и изменение брачного договора.

Тема 3. Права и обязанности супругов.

Сфера личных отношений. Сфера имущественных отношений. Лишение родительских прав. Права и обязанности детей. Усыновление. Опека. Попечительство.

Тема 4. Практическое задание.

Решение задач и ситуаций по теме: «Семейное право». Зачет.

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать:

- права и обязанности супругов, родителей и детей;

- условия и порядок заключения и расторжения брака;

уметь:

- правильно употреблять основные правовые понятия (брачный договор, эмансипация, брак и др);

- характеризовать порядок заключения и расторжения брачного контракта;

Раздел II «Трудовое право»( 5 часов)

Тема 5. Трудовой договор.

Понятие и значение трудового договора. Стороны и содержание трудового договора. Виды трудовых договоров. Порядок заключения трудового договора. Перевод на другую работу. Перемещение работников. Прекращение трудового договора. Общие основания прекращения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию). Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Оформление увольнения с работы. Трудовая книжка.

Тема 6. Рабочее время и время отдыха.

Понятие и виды рабочего времени. Режим рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени. Сокращенная продолжительность рабочего времени. Неполное рабочее время. Ненормированный рабочий день. Понятие и виды времени отдыха. Перерыв в течение рабочего дня. Ежедневный отдых. Еженедельный непрерывный отдых. Нерабочие праздничные дни. Отпуска, виды отпусков.

Тема 7. Права несовершеннолетних по трудовому законодательству.

Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Условия труда несовершеннолетних. Ученический договор.

Тема 8. Защита трудовых прав работников. Порядок рассмотрения трудовых споров.

Способы защиты трудовых прав работников. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права. Полномочия федеральной инспекции труда. Права государственных инспекторов труда. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.

Понятие, причины и виды трудовых споров. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров. Примирительные процедуры: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией с участием посредника в трудовом арбитраже. Реализация права на забастовку. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Тема 9.Практическое задание.

Решение ситуативных задач по трудовому праву с использованием Трудового кодекса РФ. Тестирование.

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать:

- понятия «трудовой договор»;

- понятия «рабочее время и время отдыха»;

- права несовершеннолетних по трудовому законодательству.

уметь:

- характеризовать порядок принятия и вступления в силу законов;

- трудового договора;

- правовой статус участника предпринимательской деятельности.

Раздел III «Уголовное право» (4 часа)

Тема 10. Преступление. Уголовная ответственность.

Понятие и признаки преступления. Неоднократность преступлений. Отличие преступления от других правонарушений. Состав преступления. Классификация преступлений. Рецидив преступлений. Общие условия уголовной ответственности. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Невменяемость.

Тема 11. Смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Понятие, значение, система и виды. Смягчающие обстоятельства, характеризующие личность виновного. Пределы назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств. Обстоятельства, связанные с совершением преступления несколькими лицами и с множественностью преступлений.

Тема 12. Преступления против собственности. Преступления против чести и достоинства личности.

Знакомство со статьями 158, 159, 161, 162, 163 Уголовного кодекса РФ. Кража. Мошенничество. Грабеж. Разбой. Вымогательство. Клевета. Оскорбление. Знакомство со статьями 129, 130 Уголовного кодекса РФ.

Тема 13. Практическое задание.

Решение задач по теме «Уголовное право». Навыки заполнения документов: заявления, протокола допроса обвиняемого, протокола допроса свидетеля и т.д. Зачет.

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать:

- понятия «преступление, «уголовная ответственность»;

- преступления против собственности;

- преступления против чести и достоинства личности.

- приводить примеры различных видов преступлений.

уметь:

- правильно применить смягчающие и отягчающие обстоятельства;

- приводить примеры различных видов преступлений.

Раздел IV «Гражданское право» (3 часа)

Тема 14. Субъекты гражданского права.

Понятие и виды субъектов гражданского права. Граждане как субъекты гражданского права. Правоспособность и дееспособность гражданина. Виды дееспособности. Понятие и признаки юридических лиц. Правоспособность юридического лица. Государственная регистрация юридических лиц. Виды юридических лиц. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, как субъекты гражданского права.

Тема 15. Право собственности и другие вещные права.

Понятие и содержание права собственности. Субъекты и объекты права собственности. Формы собственности. Право общей собственности. Приобретение и прекращение права собственности. Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления. Защита права собственности. Виндикационный иск. Негаторный иск.

Тема 16. Гражданско-правовые договора.

Понятие обязательств и основания их возникновения. Понятие и значение гражданско-правовых договоров. Содержание и форма гражданско-правовых договоров. Исполнение гражданско-правовых договоров. Ответственность за нарушение договорных обязательств. Возмещение убытков. Взыскание неустойки

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать:

- понятие «собственность», виды, права собственника;

- понятие «договора», виды, порядок заключения;

уметь:

- правильно составлять некоторые виды официальных бумаг (иски, доверенность, договор купли-продажи, завещание и т. д.) Уметь:

- анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

- излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

- решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).

Тема 17. Защита проектов. (1 час)

Основные темы проектов:

  1. Заключение и прекращение брака: история и современность.

  2. Защита прав детей в России.

  3. Проблемы защиты прав родителей и детей.

  4. Омбудсмен.

  5. Система и виды наказаний.

  6. Смертная казнь: за и против.

  7. Права несовершеннолетних по трудовому законодательству.

Формы контроля:

Тестирование; вопросы - ответы; интеллектуальные и ролевые игры; задания разного типа; анкетирование; собеседование по предлагаемой теме.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен:

знать:

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

  • правильно составлять некоторые виды официальных бумаг (заявление, доверенность, трудовой договор, договор купли-продажи и т. д.)


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).













Календарно-тематическое планирование курса «Правовед»
(1 ч/нед, всего 17 часов )9 класс


№ № п/п


Тема урока

Коли-чество часов


Вид, форма контроля

Дата проведения

планируемая

фактическая

Раздел I «Семейное право» (4 часа)

1

Условия и порядок заключения и расторжения брака.

1

Комбинированный урок

Собеседование



2

Права и обязанности родителей и детей.

1

Комбинированный урок

Устный опрос, работа с источником (Семейный кодекс РФ)



3

Права и обязанности супругов.

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

Работа с источником

(Семейный кодекс РФ)



4

Практическое задание.

1

Итоговый

Тестирование

Интеллектуальная игра

Выполнение практических заданий,

решение правовых задач



Раздел II «Трудовое право» (5 часов)

5

Трудовой договор

1

Комбинированный урок

Беседа, знакомство с правовым источником (Трудовой кодекс РФ)



6

Рабочее время и время отдыха

1

Комбинированный урок

Устный опрос, работа с источником (Трудовым кодексом РФ)



7

Права несовершеннолетних по трудовому законодательству

1

Комбинированный урок

Решение правовых задач, работа с источником (Трудовой кодекс РФ)



8

Защита трудовых прав работников. Порядок рассмотрения трудовых споров.

1

Комбинированный урок

Лекция, самостоятельная работа



9

Практическое задание

1

Итоговый

Тестирование

Анализ Трудового кодекса РФ

Выполнение практических заданий, решение правовых задач



Раздел III «Уголовное право»(4 часа)

10

Преступление. Уголовная ответственность.

1

Комбинированный урок

Собеседование, устный опрос, работа с источником (Уголовным кодексом РФ)



11

Смягчающие и отягчающие обстоятельства.

1

Комбинированный урок

Письменный опрос, работа с источником (Уголовным кодексом РФ)



12

Преступления против собственности. Преступления против чести и достоинства личности.

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа



13

Практическое задание

1

Итоговый

Тестирование

Ролевая игра «Суд над хулиганством»

Выполнение практических заданий, решение правовых задач



Раздел IV «Гражданское право» (3 часа)

14

Субъекты гражданского права.

1

Комбинированный урок

Беседа, дифференцированные задания, работа с источником (Уголовным кодексом РФ)



15

Право собственности и другие вещные права.

1

Комбинированный урок

Работа с источником права (Гражданский кодекс РФ)



16

Гражданско-правовые договора.

1

Комбинированный урок

Тестирование

Выполнение практических заданий



Итоговая аттестация (1 час)

17

Защита проектов.

Зачет.

1

Контрольное тестирование

Защита презентаций




© 2010-2022